Условная функция и логические выражения в Excel.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Школьный учебный предмет «Информатика» характеризуется глубокой прикладной направленностью. Сегодня разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает прикладные задачи. Одной из таких программ, завоевавших репутацию надежного инструмента для повседневного аналитического труда, является процессор электронных таблиц Excel.
Основным достоинством электронной таблицы Excel является наличие мощного аппарата формул.
Предлагаю вашему вниманию урок по информатике, проведенный в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 76.5 КБ |
anketa_uchastnika_festival.doc | 492.5 КБ |
kartochki.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку;
Обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи.
Т.А. Эдисон
Школьный учебный предмет «Информатика» характеризуется глубокой прикладной направленностью. Сегодня разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает прикладные задачи. Одной из таких программ, завоевавших репутацию надежного инструмента для повседневного аналитического труда, является процессор электронных таблиц Excel.
Основным достоинством электронной таблицы Excel является наличие мощного аппарата формул.
Предлагаю вашему вниманию урок по информатике, проведенный в 9 классе.
Предмет: информатика и ИКТ
Тема: Условная функция и логические выражения в Excel.
Класс: 9
Тип урока: урок закрепления материала (40 минут);
ознакомление с новым материалом (40 минут)
Время: 80 минут
Подготовительный этап: класс делится на группы, которые получают домашнее задание: подготовить презентацию по изученной теме «Электронная таблица». Перед началом урока готовят показ презентаций на интерактивной доске.
ЦЕЛИ
Образовательная:
- Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.
- Усвоение учащимися общего вида и правил выполнения условной функции.
- Обучение применению её при решении задач.
- Повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах.
Развивающая:
- Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно применять их в процессе выполнения работы.
- Развитие умения пользоваться различными видами адресации в ходе вычислений.
- Развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся.
- Формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.
Воспитательная:
- Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул, четкой организации учебного процесса.
- Воспитание информационной культуры, культуры общения;
- Привитие учащимися навыка самостоятельности в работе, чувства уважения к науке.
Оборудование
- Интерактивная доска Swart Board;
- Компьютеры;
- Презентация по теме урока;
- Индивидуальные карточки с заданиями;
Программная поддержка:
- Средства Sward Board;
- Microsoft Excel.
ЭТАПЫ УРОКА
№ | ЭТАП |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | |
Проверка домашнего задания. | |
Актуализация знаний и умений учащихся. | |
Создание проблемной ситуации. | |
Ознакомление с новым материалом. | |
Этап закрепления знаний. | |
Самостоятельная работа учащихся за компьютерами. | |
Проверка работы учащихся. | |
Подведение итогов. | |
Домашнее задание. |
Ход урока
- Организационный этап
Учитель сообщает тему и цели урока.
- Проверка домашнего задания
Учитель при помощи интерактивной доски выводит на экран все готовые презентации. Идет групповая оценка презентаций, делая необходимые примечания на интерактивной доске при помощи специальных маркеров. В конце каждой работы, на последней слайде, выставляется оценка. Учитель подводит итоги по выполнению домашнего задания.
- Актуализация знаний и умений учащихся
При проверке презентаций учитель задает следующие устные вопросы:
- Что обозначает принцип относительной адресации?
Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.
- К чему приводит принцип относительной адресации при перемещений формул?
Ответ. Этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
- Что обозначает принцип абсолютной адресации и какой символ используется для задания абсолютной адресации?
Ответ. Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания абсолютной адресации используется символ $.
В конце оценивания презентаций, используя демонстрационные слайды, учитель задает задания.
- Если копировать содержимое С15 в С20, то такая формула будет занесена в С20? (демонстрационный файл 1)
Ответ. При смещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличиваться на единицу. Таким образом, в ячейке С20 будет формула =А20*В20.
- Таблица та же. Если копировать содержимое С15 в D18, то какая формула будет занесена в D18?
Ответ. При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образов, в ячейке D18 будет формула =B18*C18.
- Дан фрагмент электронной таблицы (демонстрационный слайд 2). Если копировать содержимое С1 в Е3, то какая формула будет занесена в Е3?
Ответ. =$B$2+C3.
Все ответы проверяются на интерактивной доске.
- Создание проблемной ситуации.
- Давайте с помощью электронной таблицы решим следующую задачу.
ЗАДАЧА.
Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, то есть на 6, в противном случае ставится «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.
Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы.
После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц, показанному на демонстрационном слайде 3 (интерактивная доска).
В ячейки А2:К6 заносим данные (1 – «зачет», 0 – «незачет»), а в ячейки L2:M6 – формула. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будем формула = СУММ (В2:К2). Эту формула мы скопируем в ячейки L3:L6.
Какую формула надо задать в ячейке М2?
Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.
- Ознакомление с новым материалом.
Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и проекта.
Слайд 1: общий вид условной функции.
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.
Слайд 2: построение логических выражений (общий случай).
Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<,>,<= (меньше или равно), >= (больше или равно), <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ).Результатом вычисления логического выражения является логическая величина ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Слайд 3: особенности записи логических операций в электронных таблицах.
Сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. Пример:
ЕСЛИ (И (А5<=40; А5>=18); «Да»; «Нет».
Вернемся к решению задачи 1: в ячейку М2 надо занести формулу =ЕСЛИ(L2>=5; «зачет»; «незачет»). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки M3:M6.
Слайд 4: простой пример с подробным объяснением учителя.
Даны коэффициенты a, b, c квадратного уравнения (а не равно 0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни.
РЕШЕНИЕ.
Исходной информацией являются коэффициенты a, b, c. Готовим таблицу, представленную на интерактивной доске.
В ячейки А2:С2 заносим числовые значения коэффициентов. В ячейку D2 заносим формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения =В2^2-4*A2*C2. (СМ. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)
В ячейку Е2 заносим формулу =ЕСЛИ(D2>=0; «ДА»; «НЕТ». Таким образом, если выполняется условие D2>=0, то в ячейке E2 будет отображать текст «Да», в противном случае – «Нет».
Слайд 5: простой пример, объяснить который должны ученики.
Даны коэффициенты k, b уравнения прямой y=k+b и координаты (х,у) пяти точек на плоскости. Для каждой точки определить, принадлежит ли она данной прямой.
РЕШЕНИЕ.
Если точка принадлежит прямой, то при подстановке координат точки и уравнение этой прямой получается верное равенство. Готовим таблицу в виде, представленном на демонстрационном файле, на интерактивной доске.
В ячейки А2, В2 заносим численные значения коэффициентов k,b; в ячейки С2:С6, D2:D6 – координаты пяти точек; в ячейку Е2 – формулу =ЕСЛИ($A$2*С2+$B$2=D2; «Да»; «Нет»). Далее копируем эту формулу для точки с координатами (х, у), то в соответствующей ячейки столбца Е будет отображаться текст «Да», в противном случае – «Нет». В ходе решения этой задачи с учениками необходимо обратить их внимание на то, почему использованы абсолютные ссылки на ячейки А2 и В2.
Слайд 6: более сложный пример с подробным объяснением учителя.
Даны координаты вершин прямоугольника (х1, у1), (х1, у2), (х2, у2), (х2, у1), расположенного в первом квадранте, со стороны параллельными осям координат (0
РЕШЕНИЕ.
Если точка с координатами (х,у) лежит внутри прямоугольника или на его границе, то должны выполняться следующие условия:
Х>=x1 и x<=x2 и y>=y1 и y<=y2 (1)
у
у2
у1
Готовим таблицу в виде, представленном на следующем слайде.
В ячейки А2:F2 заносим соответствующие данные. В ячейку G2 заносим формулу =ЕСЛИ (И(Е2>=$A$2;E2<=$B$2;F2>=$C$2;F2<=$D$2); «Да»; «Нет»).
Здесь мы использовали логическое выражение (1) и учли особенности записи логических операций в табличных процессорах.
При занесении формулы в ячейку G2 мы встретились с ситуацией, когда при вставке встроенной функции ЕСЛИ требуется в качестве ее аргумента указать другую встроенную функцию И. Выясним, как это сделать.
Вызываем Мастер функций, выбираем функцию ЕСЛИ. Вводим значение «ДА» в поле Значение_если_истина, вводим значение «Нет» в поле Значение_если_ложь. Устанавливаем курсор в поле Логическое_выражение, вставляем в это поле логическую функцию И, но не с помощью панели инструментов, а через дополнительный список слева вверху. Далее заполняем соответствующие поля ввода для логической функции И.
6. Этап закрепления знаний.
Слайд 7: более сложная задача для самостоятельного решения учащимися (фронтальная работа).
При решении этой задачи закрепляются умения учащихся записывать логические выражения в табличных процессорах, использовать вложенные функции.
Для проверки решения учащимися демонстрируется заранее подготовленный файл с результатом решения на интерактивной доске.
- Самостоятельная работа учащихся за компьютерами.
Учащимся предлагаются задания трех уровней сложносности.
ЗАДАЧА (уровень 1).
Стоимость абонента на посещение бассейна в воскресенье на 10 % выше, чем во все остальные дни. Определить стоимость 10 проданных абонентов, если цена абонента в будний день составляет 50 рублей.
ЗАДАЧА (уровень 2).
Покупатель магазина получает скидку 3 %, если у него дисконтная карта или если общая стоимость его покупки превышает 5000 рублей. Определить, сколько заплатили покупатели за свои покупки.
ЗАДАЧА (уровень 3).
Торговый склад производит уценку хранящейся продукции. Если продукция хранится на складе дольше 10 месяцев, то она уценивается в 2 раза, а если срок хранения превышает 6 месяцев, но не достигает 10 месяцев, то в 1,5 раза. Получить ведомость уценки товара, которая должна включать следующую информацию: наименование товара, срок хранения, цена товара до уценки, цена товара после уценки.
- Проверка работы учащихся.
Проверка работ осуществляется через показ результатов на интерактивной доске. Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.
- Подведение итогов урока.
Подводятся итоги урока, выставляются оценки с аргументацией.
- Домашнее задание.
Каждому ученику выдается карточка, домашнее задание комментируется. Предлагаются задачи трех уровней сложности.
Задача (УРОВЕНЬ 1).
Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача (УРОВЕНЬ 2).
Компания по снабжению электроэнергией взимает плату с клиентов по тарифу: 0,6 рубля за 1 кВт/ч за первые 200 кВт/ч; 0,9 рубля за 1 кВтч, если потребление свыше 200 кВт/ч, но не превышает 500 кВт/ч; 1,2 рубля за 1 кВт/ч, если потребление свыше 500 кВт/ч. Услугами компании пользуются 10 клиентов. Подсчитать плату для каждого клиента.
Задача (УРОВЕНЬ 3).
К предыдущему уровню сложности добавляются следующие задания: подсчитать суммарную плату всех клиентов; определить, сколько клиентов потребляют свыше 500 кВт/ч.
Предварительный просмотр:
Анкета участника Фестиваля
Контактная информация: | |
ФИО | Новокшенова Юлия Яковлевна |
регион | Северо-Западный федеральный округ |
город | р.п. Таврическое |
место работы (учебы) | МОУ «Ленинская СОШ» |
должность | учитель информатики |
телефон | 8(38151) 2-43-04 – школа |
адрес электронной почты | |
почтовый адрес | 646800, Омская область, р.п. Таврическое, переулок Почтовый 6 кв.9 |
информация об авторском коллективе (если работа коллективная) с указанием ФИО, учебного учреждения, предмета, класса (если это ученики), должности учителя | Учитель информатики - Новокшенова Юлия Яковлевна Класс – 9 «а» |
Подробная аннотация | |
номинация конкурса | Разработка урока с использованием ИКТ |
тема работы | Условная функция и логические выражения в Excel. |
Образовательное направление | |
цель, задачи и ожидаемые результаты |
|
Среда, редактор, в котором выполнен продукт | PowerPoint - презентации Excel – программа, с которой работает класс в течение уроков Word – конспект урока |
Вид медиапродукта:
| Наглядная презентация учебного материала |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии | Презентации используются на этапе проверки домашнего задания, а также на этапе изложения нового материала. Интерактивная доска применяется в течение всего урока. |
Необходимое оборудование и материалы для занятия |
|
Методика использования «разработки» в образовательном процессе | предоставлен конспект урока с методикой |
Предварительный просмотр:
Домашнее задание (три уровня сложности).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Excel. Условная функция.
Презентация для урока по теме "Условная функция, решения задач с использованием условной функции"Презентаця содержит комментарии к каждому слайду и файл с конспектом задач...
"Условная функция и логические выражения", 9 класс
Условная функция и логические выражения в электронных таблицах Microsoft Exel Цель урока: познакомиться с условной функцией и научиться ее использовать на репродуктивном уровне. Задачи урока: Об...
Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel
Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...
УСЛОВНАЯ ФУНКЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В EXCEL
УСЛОВНАЯ ФУНКЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В EXCEL...
Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel
Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel...
Условная функция и логические выражения в Excel.
Разработка урока "Условная функция и логические выражения в Excel"...