Использование информационно – коммуникационных технологий в системе профильного обучения
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Тимошенко Лидия Васильевна

 Одним из приоритетных направлений процесса модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы.

Учебное заведение должно предоставить ученику возможность формирования  собственного учебного плана  путем выбора различных сочетаний базовых, профильных  и элективных курсов в пределах нормативов учебного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timoshenko_ikt_profili.doc47.5 КБ
Файл urok_timoshenko.docx725.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий в системе профильного обучения

                                                          Тимошенко Лидия Васильевна,

                                                            заместитель директора по НМР,

                                                           МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара

                                                

 Одним из приоритетных направлений процесса модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы.

Учебное заведение должно предоставить ученику возможность формирования  собственного учебного плана  путем выбора различных сочетаний базовых, профильных  и элективных курсов в пределах нормативов учебного времени.

Решение этой задачи, а также переход школы к образовательным стандартам нового поколения         обязывает к организации управления образовательным процессом на новом уровне.

Новый  стандарт системой нормативов и регламентов будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и условия информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное    обеспечение.

Выход на новый уровень возможен только при использовании современных,  в том числе телекоммуникационных         технологий.

Недостаточность информационно - образовательной среды на сегодняшний день проявляется в следующем:

– видение необходимости работать в новых условиях и неумение пользоваться соответствующими технологиями;

–   отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся электронных средств обучения;

–   низкая степень информированности учителей о состоянии рынка электронных ресурсов;

–   низкий уровень владения программными средами для создания собственных электронных средств обучения и адаптации имеющихся.

Информационно – коммуникационные  (в том числе дистанционные) технологии – это один из эффективных инструментов реализации профильного обучения. Их  дидактические свойства:

– Максимальная  индивидуализация  учебного процесса.   Возможность реализовать индивидуальные учебные планы в соответствии с потребностями учащихся.

–  Ориентация на самообразование. Направленность на развитие самостоятельной активной учебной деятельности и на повышение уровня ее эффективности.

–  Гибкость организационной структуры обучения. Использование различных форм освоения образовательных программ, в  том числе пошаговое или модульное.

  Интенсификация. Темп и ритм освоения учебных курсов задается учащимся.

Разноуровневость. Учащиеся, в зависимости от их желания, могут изучать учебные предметы, как на базовом, так и на углубленном уровне.

–  Возможность оперативного и объективного оценивания.

–  Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

Практически все школы города имеют доступ к сети Интернет, однако, на практике вопросы использования потенциала дистанционного обучения в качестве средства организации образовательного процесса решаются на недостаточном уровне. В большинстве случаев отдельная школа не обладает соответствующими кадровыми, материальными и образовательными ресурсами.  

В этих условиях остро встает вопрос о системе организации обучения и повышения квалификации педагогических работников в сфере использования информационных технологий. МОУ Школа № 63 уделяет большое внимание этой проблеме. 95%   учителей прошли профессиональную подготовку по данному направлению, из них 78% дополнительно по  программе  INTEL «Обучение для будущего» на базе школы. Используется и дистанционная форма обучения: http://www.intuit.ru/  -  Интернет - университет информационных технологий. Этот сайт предоставляет возможность бесплатно повысить профессиональную квалификацию, освоить новую специальность, получить новые знания по информационным технологиям. Учебные курсы проводятся преподаватели, у которых можно получить полноценные консультации по всем связанным с обучением вопросам.

Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях, поэтому постоянно совершенствуется и материально – техническая база школы с целью обеспечения свободного доступа учителей и учащихся к цифровым ресурсам.

По всем предметам школьной программы широко используется  образовательный  контент ИИП КМ-Школы - уроки «Кирилла и Мефодия».  Для поддержки элективных курсов учителями школы, совместно с учащимися, разрабатываются  собственные электронные пособия и учебники. Часть учебных материалов создана в виде HTML – страниц,    отличительными особенностями которых является: маленький размер файлов с кодами, отсутствие проблем совместимости с различными браузерами,  удобная навигация по учебнику, дружественный и интуитивно понятный интерфейс.

Одним из эффективных  образовательных методов является ИНТЕРНЕТ – проект. Так,  например, участвуя в дистанционном образовательном проекте Profi – Quest «Выбор – Профессия – Успех» учащиеся школы узнали много нового о «Мире профессий», проводили анкетирования, опросы, посещали предприятия города. Совместная деятельность оказалась интересной и полезной для всех участников проекта, она поможет учащимся определиться в выборе будущего профессионального пути.

 В условиях интерактивного телекоммуникационного сотрудничества педагогов, учащихся различных ОУ естественным образом формируются социальные компетенции, определяющие дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Фактически создается новая высокотехнологичная информационно – образовательная среда, позволяющая строить вариативные формы образовательных процессов, адекватные потребностям и возможностям  каждого.

 





Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Моделирование и формализация.

Тема урока: Построение и исследование  физических моделей.

Цель урока: Развитие УУД построения и исследования моделей (на примере построения и исследования  компьютерных моделей  движения тела, брошенного под углом к горизонту) – ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД данного урока.

Задачи урока:

образовательные

закрепить и обобщить комплекс знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для построения и исследования моделей на компьютере  (знать основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере, технологию работы в среде Excel;

 уметь формулировать основные задачи на каждом этапе моделирования, определять последовательность действий для их решения, оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования);

развивающие:

  • развитие  у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
  • развитие у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата);
  • развитие у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД).

воспитательные:

  •  развитие у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
  •  развитие у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

Тип урока: построения системы знаний (общеметодологической направленности).

                     Самостоятельная проектно - исследовательская работа.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1.

Оргмомент

урока

Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

В основе ООД – привычный образ порядка на рабочем месте.

оммуникатив-ный вид используемого

УУД)

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: Ребята! Вы, наверное, слышали и, возможно, сами разделяете позицию таких людей, которые считают, что успех в изучении учебных предметов определяется природными способностями человека.

На самом деле этот успех, также как и успех в любой сфере деятельности, в первую очередь, определяется умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда.

Предлагает вспомнить знакомые учащимся приемы

К таким приемам относится моделирование объектов познания и действий с ними.

На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями моделирование, формализация, этапами разработки и исследования моделей на компьютере.

Сегодня я предлагаю убедиться в широких возможностях использования этого приема при решении некоторых известных вам задач физического содержания.

Таким образом,  тема урока?

Высказывают различные точки зрения на роль способностей

Называют приемы типа:

- оценка   своих действий;

- планирование решения задачи;

- проверка правильности решения и др.

Формулируют тему:

«Построение и исследование физических моделей»

УУД ценностного отношенияк осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.

(личностные)

В основе ООД – узнаваемый учащимися образ полезного продукта учебной деятельности.

(Личностный вид используемого

УУД)

3.

Целеполага-ние

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности

по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы.

Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):

-знать основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере, технологию работы в электронных таблицах Microsoft Excel;

- уметь формулировать основные задачи

на каждом этапе моделирования, определять последовательность действий для их решения, оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

УУД постановки новой цели урока.

В основе ООД – известная учащимся структура содержания цели

(Регулятивный вид используемого

УУД)

4.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

--//--

--//--

Беседа с учащимися

--//--

--//--

Организует повторение основных этапов разработки и исследования моделей на компьютере, уточнение целей и задач  каждого этапа, оценку и коррекцию правильности ответов.

Расширенный уровень:

Формулировка дополнительных вопросов по этапам.

Предлагает выполнить  работу в группах. Для этого:

- объединиться в группы по четыре человека для обмена мнениями;

- выполнить предложенное задание;

- использовать знакомую учащимся

Модель работы в группе, включающую:

1) уточнение задания,

2) выдвижение и дополнение идей решения,

3) совместное формулирова-ние на их основе искомого ответа.

Ограничивает время обсуждения пятью минутами.

--//--

Распределяют работу с полученным от учителя заданием между членами группы

Актуализируют необходимые установки.

Выполняют сопутствующие учебные действия:

- анализ содержания задания,

- подведение выделенных единиц информации под изученные понятия,

- сравнение,

- выведение следствий,

- обобщение и формулирование выводов.

1группа определяет цель и задачи 1, 2, 3 этапов. Формулирует вопросы для 2 и 3 группы.

I. Описание задачи.

Формулировка задачи на обычном языке. Цель: определить объект моделирования и конечный результат.

II.Определение целей моделирования.

Цель моделирования в соответствии с поставленной задачей определяет направление всего процесса моделирования.

III.Разработка информационной модели.

а) Описательная информационная модель.

Описание объекта, зависимостей и связей.

Выделение существенных, с точки зрения цели исследования, свойств объекта.

Б) Формализованная модель.

Описательная модель записывается с помощью формального языка.

С помощью формул, уравнений, неравенств фиксируются соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов. Указываются допустимые значения величин.

2группа определяет цель и задачи 4, 5 этапов.

IV. Разработка компьютерной модели.

Цель: преобразование формализованной модели в компьютерную,  т.е. выражение ее на понятном для компьютера языке. Существует множество программных комплексов и сред, которые могут быть использованы. Выполняется реализация компьютерной модели по законам выбранной среды.

Тестирование модели.

Цель: убедиться, что построенная модель соответствует реальной задаче, не содержит грубых ошибок.

В программировании этот этап состоит из процессов трансляции и отладки программы. При тестировании нужно подобрать реальные и разнообразные данные.

3 группа определяет цель и задачи 6, 7 этапов.

V. Исследование модели.

Проведение экспериментов по выполнению компьютерной модели с различными исходными данными. Наблюдение изменений объекта и характеризующих его величин. Накопление результатов опытов.

VI. Анализ полученных результатов  и корректировка исследуемой модели.

Цель: убедиться, что построенная модель адекватна оригиналу, т.е. отображает его  существенные свойства.

Если результаты исследования расходятся с измеряемыми параметрами реальных объектов, то на предыдущих этапах были допущены ошибки.

Требуется корректировка модели.

Вопросы к 1 группе:

- Может ли объект иметь несколько моделей? (Один и тот же объект может иметь множество моделей, примеры…).

Сколько информации содержит модель по сравнению с объектом моделирования? (Меньше информации).

Вопросы ко 2 группе:

- Как поступают с несущественными свойствами объекта? (Несущественными свойствами пренебрегают).

- Какая модель является, чаще всего, результатом формализации? (Математическая модель).

Вопросы к 3 группе:

- Что может быть причиной расхождения полученной модели с требуемой? (Неправильно отобранные существенные свойства объекта, ошибки в формулах на этапе формализации,  нарушение этапов построения моделей).

УУД принятия и координации решений при совместной работе в группе.

В основе ООД – знакомая учащимся модель работы в группе.

(Коммуникатив-

ный  вид используемого УУД).

УУД самооценки соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(Регулятивный вид используемого

УУД)

--//--

--//--

5.

Формирова

ние новых знаний (изучение нового)

--//--

--//--

--//--

--//--

--//--

--//--

Проектно-исследователь-ский метод

--//--

--//--

--//--

--//--

--//--

--//--

Обращается к учащимся с вопросом: «Только ли теоретические расчеты позволяют определить параметры движения тела, брошенного под углом к горизонту?

Предлагает создать и исследовать различные модели одного и того же физического процесса – движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Формулирует задачу

Описание задачи. (Содержательная постановка задачи) В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.

Предлагает построить

качественную описательную модель

 с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения объекта (задача известна учащимся из курса физики).

Помогает учащимся создать формальную модель.

Используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости и угле бросания а, значения координат дальности полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:

х = v0 • cosa • t;

у = v0• sina • t – g  t2/2.

Площадка расположена на поверхности земли, поэтому запишите самостоятельно  формулу для нахождения времени достижения площадки.

Ставит задачу:

Попробуйте формализовать условие попадания мячика в площадку, если площадка расположена на расстоянии s и имеет длину L

Предлагает продолжить работу над созданием проекта двумя группами.

Первая группа на основе разработанной формальной модели создаст компьютерную модель с использованием электронных таблиц Microsoft  Excel, визуализирует траектории движения тела с использованием диаграммы типа График, выяснит попадет ли тело в площадку определенной длины, находящуюся на заданном расстоянии. Практическая работа № 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» Н.Д. Угринович  «Информатика и ИКТ, 9 класс»

Координирует работу учащихся.

Делает при необходимости подсказки.

Вторая группа  проводит исследование зависимости попадания снаряда в цель от величины угла выстрела и сопротивления воздуха -  численные эксперименты с демонстрационной имитационной моделью «Полета снаряда, выпущен-ного из пушки» ЦОР  И.Г. Семакин.

Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся.

Делает при необходимости подсказки.

Координирует работу учащихся

Указывают на целесообразность использования как теоретического, так и экспериментального расчета параметров движения тела, брошенного под углом к горизонту.

По графической модели

Определяют объект моделирования

(Процесс движения мяча)

Определяют цель  моделирования

(Определение скорости и угла бросания мячика для попадания в мишень)

Формулируют основные предположения из условия задачи:

- мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;

- изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным;

- скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным.

Находят выражение времени

v0• sina • t – gt2/2=0,

t•(v0• sina– gt/2)=0. t≠0, поэтому

v0• sina– gt/2=0,

t=(2 v0• sina)/g.

Находят выражение координаты x

x = (v0cosa •2 v0• sina)/ g=( v02• sin2a)/g.

Анализируют условия попадания

s≤x  ≤ s + L

Если x

Если x>s + L, то это означает «перелет».

Работают  группами.

Используют общий план работы над проектом.

Выполняют следующие учебные действия:

Первая группа запускает электронные таблицы Microsoft Excel.

Вводит начальную скорость бросания мячика v0, угол бросания в ячейки B1 и B2 соответственно.

Вводят в ячейки А5:А18 значение времени t с интервалом 0,2 с и вычисляют по формулам значения координат тела x и y для заданных значений времени.

В электронных таблицах аргументы функций cos() и sin()задаются в радианах, поэтому необходимо преобразовать значения углов из градусов в радианы с помощью функции РАДИАНЫ().

Выполняют экспериментальную часть исследования: меняя  начальную скорость бросания мячика v0 и угол бросания в ячейках B1 и B2 соответственно, исследуют траекторию движения мячика и попадание в площадку при заданных начальных условиях.

Подбирают значение начальной скорости и угла бросания мячика, обеспечивающие его попадание в площадку (используя метод деления пополам).

 Фиксируют в таблице полученные значения.

Визуализируют модель, построив график зависимости координаты y от координаты x (траекторию движения тела). Для построения движения мячика используют диаграммы типа График.

 По полученному графику делают выводы, попадет ли он в площадку при заданных начальных условиях (расстояние до площадки S= 30м  и ее длина L=2м).

Оформляют проект и готовятся к устному отчету с демонстрацией материалов.

Вторая группа  запускает программу «Демонстрационная математическая модель». Знакомятся с работой модели в режиме без учета сопротивления воздуха и с учетом сопротивления воздуха.

В режиме «Сопротивление воздуха не учитывать» проводят следующий эксперимент: изменяя величину начальной скорости снаряда от 60 м/с до 200 м/с с шагом 10 м/с для каждого значения скорости подбирают величину угла выстрела, при котором произойдет попадание снаряда в цель. Поиск искомого значения угла осуществляют методом деления пополам. При попадании в цель фиксируют время полета снаряда. Полученные результаты заносят в таблицу.

V0 (м/с)

α  (град)

t  (c)

Результат

Определяют параметры выстрела, при которых цель будет поражена за наименьшее время. В тех случаях, если попасть в цель не удается, в графе времени ставят прочерк.

Повторяют те же эксперименты в режиме «Сопротивление воздуха учитывать».

Делают выводы.

Оформляют проект и готовятся к устному отчету с демонстрацией материалов.

УУД дедуктивного умозаключения.

В основе ООД – имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия.

(Регулятивный вид используемого УУД).

--//--

УУД поиска и выделения необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей (познавательные)

--//--

--//--

--//--

УУД самооценки и контроля.

В основе ООД – освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.

(Регулятивный вид используемого УУД)

6.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Проблемно-дискуссионный

(учащиеся представляют устный отчет с демонстрацией материалов, фиксируя этапы работы, цели и задачи каждого)

Логические методы

Предлагает группам:

- выбрать докладчика и в рамках полученного задания,

- изложить этапы работы над проектом, цели и задачи каждого, возникшие проблемы и способы их реализации,

- продемонстрировать полученные материалы (таблицы, графики, скриншоты имитационных моделей).

Обращает внимание учащихся на необходимость конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов

Формулируют цели, задачи в соответствии с общим планом работы над проектом, а также этапами построения и исследования компьютерной модели.

Анализируют возникшие проблемы и найденные способы решения.

Демонстрируют материалы исследований (таблицы, графики, скриншоты имитационных моделей) с объяснением полученных результатов.

Выявляют и объясняют возможные расхождения в результатах теоретических расчетов  и экспериментальной части исследования(отчетливость считывания результатов компьютерного эксперимента)

Делают выводы о сопоставимости результатов теоретических расчетов и  экспериментальной  части исследования.

УУД публичного выступленияс презентацией учебного продукта и взаимодействия с аудиторией (коммуникативные)

Самоконтроль в форме распознавания и преодоления затруднений

(регулятивные).

7.

 Д/З

обязательное –

  • прочитать п.5.4, ответить на вопросы;

дополнительное –

  • ознакомиться с визуализированными интерактивными моделями из различных предметных областей  в Интернете по адресу http:www.college.ru. Прислать через  АСУ РСО скриншот выполненного эксперимента, опробованной модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе"

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»

В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по ...

Выступление на МО профильных дисциплин "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО."

 Роль в применении компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации  основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможно...

Выступление на МО профильных дисциплин "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО."

 Роль в применении компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации  основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможно...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении

Статья об особенностях использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении...