Использование информационно – коммуникационных технологий в системе профильного обучения
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Одним из приоритетных направлений процесса модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы.
Учебное заведение должно предоставить ученику возможность формирования собственного учебного плана путем выбора различных сочетаний базовых, профильных и элективных курсов в пределах нормативов учебного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timoshenko_ikt_profili.doc | 47.5 КБ |
urok_timoshenko.docx | 725.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий в системе профильного обучения
Тимошенко Лидия Васильевна,
заместитель директора по НМР,
МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара
Одним из приоритетных направлений процесса модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы.
Учебное заведение должно предоставить ученику возможность формирования собственного учебного плана путем выбора различных сочетаний базовых, профильных и элективных курсов в пределах нормативов учебного времени.
Решение этой задачи, а также переход школы к образовательным стандартам нового поколения обязывает к организации управления образовательным процессом на новом уровне.
Новый стандарт системой нормативов и регламентов будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и условия информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Выход на новый уровень возможен только при использовании современных, в том числе телекоммуникационных технологий.
Недостаточность информационно - образовательной среды на сегодняшний день проявляется в следующем:
– видение необходимости работать в новых условиях и неумение пользоваться соответствующими технологиями;
– отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся электронных средств обучения;
– низкая степень информированности учителей о состоянии рынка электронных ресурсов;
– низкий уровень владения программными средами для создания собственных электронных средств обучения и адаптации имеющихся.
Информационно – коммуникационные (в том числе дистанционные) технологии – это один из эффективных инструментов реализации профильного обучения. Их дидактические свойства:
– Максимальная индивидуализация учебного процесса. Возможность реализовать индивидуальные учебные планы в соответствии с потребностями учащихся.
– Ориентация на самообразование. Направленность на развитие самостоятельной активной учебной деятельности и на повышение уровня ее эффективности.
– Гибкость организационной структуры обучения. Использование различных форм освоения образовательных программ, в том числе пошаговое или модульное.
– Интенсификация. Темп и ритм освоения учебных курсов задается учащимся.
– Разноуровневость. Учащиеся, в зависимости от их желания, могут изучать учебные предметы, как на базовом, так и на углубленном уровне.
– Возможность оперативного и объективного оценивания.
– Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.
Практически все школы города имеют доступ к сети Интернет, однако, на практике вопросы использования потенциала дистанционного обучения в качестве средства организации образовательного процесса решаются на недостаточном уровне. В большинстве случаев отдельная школа не обладает соответствующими кадровыми, материальными и образовательными ресурсами.
В этих условиях остро встает вопрос о системе организации обучения и повышения квалификации педагогических работников в сфере использования информационных технологий. МОУ Школа № 63 уделяет большое внимание этой проблеме. 95% учителей прошли профессиональную подготовку по данному направлению, из них 78% дополнительно по программе INTEL «Обучение для будущего» на базе школы. Используется и дистанционная форма обучения: http://www.intuit.ru/ - Интернет - университет информационных технологий. Этот сайт предоставляет возможность бесплатно повысить профессиональную квалификацию, освоить новую специальность, получить новые знания по информационным технологиям. Учебные курсы проводятся преподаватели, у которых можно получить полноценные консультации по всем связанным с обучением вопросам.
Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях, поэтому постоянно совершенствуется и материально – техническая база школы с целью обеспечения свободного доступа учителей и учащихся к цифровым ресурсам.
По всем предметам школьной программы широко используется образовательный контент ИИП КМ-Школы - уроки «Кирилла и Мефодия». Для поддержки элективных курсов учителями школы, совместно с учащимися, разрабатываются собственные электронные пособия и учебники. Часть учебных материалов создана в виде HTML – страниц, отличительными особенностями которых является: маленький размер файлов с кодами, отсутствие проблем совместимости с различными браузерами, удобная навигация по учебнику, дружественный и интуитивно понятный интерфейс.
Одним из эффективных образовательных методов является ИНТЕРНЕТ – проект. Так, например, участвуя в дистанционном образовательном проекте Profi – Quest «Выбор – Профессия – Успех» учащиеся школы узнали много нового о «Мире профессий», проводили анкетирования, опросы, посещали предприятия города. Совместная деятельность оказалась интересной и полезной для всех участников проекта, она поможет учащимся определиться в выборе будущего профессионального пути.
В условиях интерактивного телекоммуникационного сотрудничества педагогов, учащихся различных ОУ естественным образом формируются социальные компетенции, определяющие дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Фактически создается новая высокотехнологичная информационно – образовательная среда, позволяющая строить вариативные формы образовательных процессов, адекватные потребностям и возможностям каждого.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Моделирование и формализация.
Тема урока: Построение и исследование физических моделей.
Цель урока: Развитие УУД построения и исследования моделей (на примере построения и исследования компьютерных моделей движения тела, брошенного под углом к горизонту) – ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД данного урока.
Задачи урока:
образовательные
закрепить и обобщить комплекс знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для построения и исследования моделей на компьютере (знать основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере, технологию работы в среде Excel;
уметь формулировать основные задачи на каждом этапе моделирования, определять последовательность действий для их решения, оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования);
развивающие:
- развитие у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
- развитие у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата);
- развитие у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД).
воспитательные:
- развитие у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
- развитие у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.
Тип урока: построения системы знаний (общеметодологической направленности).
Самостоятельная проектно - исследовательская работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе"
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»
В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по ...
Выступление на МО профильных дисциплин "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО."
Роль в применении компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможно...
Выступление на МО профильных дисциплин "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках СБО."
Роль в применении компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможно...
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении
Статья об особенностях использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении...
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...