ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»
статья по химии (11 класс) на тему
В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по организации этой работы с родителями и учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_postnikova.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»
Постникова Любовь Николаевна
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по организации этой работы с родителями и учащимися.
Ключевые слова
Информационно-коммуникационные технологии, подготовка к ЕГЭ по химии, Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по химии
Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственным образовательным стандартом.
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей и родителей. Для родителей можно разместить на сайте памятки, провести информационную работу на родительских собраниях. Для учащихся поместить информацию на сайте, стенде, провести занятия и консультации.
С этой целью на основе программы М. Ю. Чибисовой разработана система занятий «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии». Эта система работы позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются психолого-педагогические занятия.
«Содержание занятия включает три блока:
- Информационный (сведения о процедуре и правилах экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников)
- Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться)
- Поведенческий (отработка желаемого поведения, освоение техник самоконтроля)» [1, с. 43].
В данном занятии принимают участие ученики выпускного класса. Продолжительность занятия – 40 минут. Работа в мини-группах.
Начинается оно с разогрева. Это короткое динамичное упражнение, задача которого – повысить энергию группы. Затем следует презентация темы, т.е. краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации – повысить мотивацию выпускников. Затем происходит информирование: сообщение необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться, что и происходит в содержательной части (проигрывание). Завершается занятие рефлексией, т.е. осмыслением новых знаний, и пополнением копилки.
Групповое занятиес выпускниками на тему:
«Индивидуальный способ деятельности».
Цель: познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, помочь им выработать индивидуальный стиль.
Ход занятия:
Разминка«А еще я - …».Участники по кругу говорят сначала хорошее качество своего соседа, затем передают ему мячик. Получивший мячик должен сказать: «Да, а еще я - ….» и назвать свое качество, затем похвалить своего соседа и передать мячик следующему участнику. Упражнение способствует повышению самооценки, доверительных отношений между участниками.
Презентация темы.Отличие ЕГЭ от обычного экзамена заключается в том, что при этой форме экзамена есть разные варианты получения желаемой оценки. Важно решить для себя, на какую оценку претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия.
Информирование. В ЕГЭ есть разные задания – простые и трудные. Статистика показала, что тестовые задания предложены с избытком. Решать все задания для поучения наивысшей оценки необязательно. А для получения более низкой оценки достаточно решить еще меньше. При этом не стоит, даже настроившись на «тройку», бросать тест, уходить с экзамена раньше, вдруг, решив еще одно задание, удастся получить оценку выше ожидаемой.
При этом важно помнить, что для каждого предмета задания имеют разную «стоимость» в баллах. Например: одно задание по математике типа С дает примерно в 4 раза больше баллов, чем задания типа А.
Важно, что ежегодно, на основе статистики производится калибровка заданий по трудности, и за более трудные задания дается больше баллов.
Оценка в сертификате ЕГЭ тоже зависит от ежегодной статистики. Например, в предыдущем году на «3» достаточно было набрать 36 баллов, а в этом результат может быть как выше, так и ниже, все на ту же «тройку».
Результаты оценки «ЕГЭ» влияют на оценку, идущую в аттестат. В настоящее время действует правило: при расхождении оценки ЕГЭ и годовой в аттестат идет более высокий балл, при расхождении на два балла – средний.
Если разница между отметками больше одного балла – будут считать среднее арифметическое, так что сдавший ЕГЭ на «5» троечник может получить в аттестат «4».
Проигрывание.Упражнение «КИМ».
Оборудование:
1. Конверты с листами КИМ (химия) – для всех групп один вариант, а также «стоимость вопроса» и расчетные баллы на «3», «4», «5» по расчетам на 2015 год[2].
2.
Таблица 1 «Стоимость вопроса»
Вопрос №1-26 | 1 балл |
Вопрос № 27 - 35 | 1 балл, если одна ошибка, 2 балла без ошибок |
Вопрос № 36 | 3 балла |
Вопрос № 37 | 4 балла |
Вопрос № 38 | 5 баллов |
Вопрос № 39 | 4 балла |
Вопрос № 40 | 4 балла |
3.
Таблица 2 «Расчетные баллы»
0-35 | 2 |
36-55 | 3 |
56-72 | 4 |
От 72 | 5 |
Варианты проведения:участники делятся на мини-группы (по 4 человека) или каждому из участников выдаются контрольно-измерительные материалы (химия).
Задача для каждой группы: описать «пути» к различным оценкам, т.е. что нужно сделать для получения «3», «4», или «5» баллов; спланировать примерное время на выполнение каждого задания, при этом использовать«расчетные баллы» и «стоимость вопросов» табл. № 1, 2.
Вы, наверное, замечали, что все мы учимся по-разному, у каждого есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Нам необходимо найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так, чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами и помогли компенсировать слабые.
- Просмотрите все вопросы КИМа.
- Вычеркните все те задания, которые абсолютно не знакомы.
- Просмотрите оставшиеся вопросы и определите, на какую оценку их будет достаточно.
Вывод. Рефлексия «Ваши впечатления»
- Что оказалось трудно, что легко, с какими неожиданностями Вы столкнулись.
- Сформулируйте, какой способ деятельности для Вас оптимален (по желанию).
- Сформулируйте основной вывод занятия.
- к определенным оценкам можно прийти разными путями и затратить на эту работу разное количество времени.
- даже при пропуске некоторых заданий, возможно, получить достаточно высокую оценку.
- не существует единственно верного пути, каждый может выбрать свою стратегию решения задач на экзамене).
Рекомендации:
- Сначала необходимо определить, к каким экзаменам надо готовиться (кроме обязательных, по выбору – какие, сколько и на какую оценку).
- Познакомиться с контрольно-измерительными материалами по экзаменационным предметам, а также кодификаторами, и спецификациями (на сайте, в сборниках по подготовке к ЕГЭ).
- Составить тематический план по каждому из предметов (знания и умения, по каким разделам понадобятся).
- Определить, какие темы знакомы хорошо, какие вызывают затруднения, в тематическом плане их выделить.
- Составить календарный план повторения с точностью до недели (так, чтобы в каждый день недели было известно, чем заниматься).
- Использовать Интернет-ресурсы:
-http://www.uchmet.ru/library/material/160420/
Список литературы
- М.Ю. Чибисова «Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС»: М.: Педагогический университет «1 сентября», 2014. – 56 с.
- Демонстрационная версия контрольно-измерительных материалов по химии http://www1.ege.edu.ru (дата обращения 15.12.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Использование информационно – коммуникационных технологий в системе профильного обучения
Одним из приоритетных направлений процесса модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы.Учебное заведение должно предоставить ученику ...
Использование Информационно-коммуникационных технологий в развитии проектной компетенции художественного проектирования в системе дополнительного образования.
На протяжении последних десятилетий в системе образования произошли заметные изменения в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это коснулось практически всех областей обра...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии»
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена...
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии
В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего, им не столько нужна...
статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии"
В статья рассказывается о том,как повысить интерес учащихся к предмету посредством информационных технологий....