Использование ИКТ при подготовке к ОГЭ по математике
статья по информатике и икт (9 класс) на тему
Использование ИКТ при подготовке к ОГЭ по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_pri_podgotovke_k_gia_po_matematike.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская ООШ»
Тема:
Использование ИКТ
при подготовке учащихся основной школы к ГИА по математике
Учитель математики
Утяшова Г. С.
Цель:
показать систему подготовки учащихся основной школы к ГИА по
математике ( из опыта работы );
показать алгоритмы применения презентационного сопровождения для
уроков математики в 9 классе.
Часть 1
Подготовка к итоговой аттестации учащихся 9 класса.
Сдавая экзамен по новой форме, учащиеся должны:
выполнить задания части 1 за определённый промежуток времени
решить задания части 1 трёх разных видов
решить и правильно оформить задания повышенной сложности из части 2
Это не всем ребятам под силу. К такому режиму работы, к заданиям разного вида учеников надо приучать и тренировать. Поэтому готовить учащихся к ГИА нужно не в 9 классе, а уже с 5 класса.
Для этого в своей работе использую:
тематические тесты;
тематические зачёты.
Тематические тесты
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения
Проверку достижения уровня обязательной математической подготовки эффективно проводить с помощью тестов.
Основная цель проведения тестирования состоит в оперативной проверке достижения уровня обязательной математической подготовки как отдельным учеником, так и всем классом. По сравнению с другими видами контроля тест позволяет при незначительных затратах урочного времени оперативно проверить усвоение материала изучаемой темы. А анализ тематических тестов позволяет выявить пробелы в знаниях как каждого ученика, так и класса в целом.
Тематические тесты помогают учителю повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования.
Они могут быть включены в урок на любом этапе:
-актуализации знаний;
- закрепления изученного;
- повторения.
Они вносят разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не отнимают много времени.
Время выполнения тестов ограниченно:
5-6 классы – 10-15 минут
7-8 классы – 25-30 минут
Итоговые тесты – целый урок.
Это время сообщаю учащимся перед началом работы и стараюсь соблюдать его, чтобы приучить ребят к дисциплине выполнения работы и сформировать у них умение планировать время выполнения работы.
Практика показывает, что чем чаще ученик встречается с тестовыми заданиями, тем легче и эффективнее он их выполняет.
Тематические зачёты
Тематические зачёты провожу после изучения темы, когда у ребят накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности.
Система тематических зачётов имеет, на мой взгляд, определённые достоинства:
оценка получается путём сложения баллов за верно решённые задания, а не вычитанием баллов за ошибки.
ученик может выбрать посильные для себя задания, ему понятна система выставления оценок.
каждое из заданий обязательной части невелико по объёму, что позволяет учителю получить более чёткое представление о пробелах в знаниях учащегося.
задания дополнительной части требуют от ученика помимо свободного владения базовыми знаниями, умениями и навыками, но и определённого творческого подхода.
2. Подготовка к итоговой аттестации учащихся 9 класса.
2.1 Теоретическая часть.
В 9 классе начинается активная подготовка выпускников к итоговой аттестации: необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре за 7-9 классы. Эти теоретические сведения
должны быть обобщены и систематизированы;
должны быть доступны для учащихся как на любом этапе урока, так и на дополнительных занятиях;
должны подкрепляться примерами-образцами.
Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал.
Он составлен в виде таблиц, в которых в доступной форме изложены основные темы математики. Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе. Все страницы пронумерованы, и ребята могут быстро найти то, что им нужно.
Такой справочный материал имеет много плюсов:
кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 7-8 классов;
для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.
В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.
Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.
Презентация «Квадратичная функция»
Практическая часть
Для успешной сдачи экзамена ученик должен не только обладать определёнными знаниями по математике, но и уметь применять эти знания на практике. Отработку практических навыков и умений провожу по трём
направлениям.
Тематические тесты
В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.
Преимущества тематического теста:
в нём собраны разные задания по одной теме;
на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
по такому тесту удобно проводить повторение;
осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Для отработки навыков решения задач определённой темы можно
использовать:
Рабочую тетрадь для подготовки к ГИА
Задания из открытого банка задач
Интерактивные тесты
Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных форм и ввести инновационные, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование.
Достоинства компьютерного тестирования:
тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения материала у всех учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
при компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по происшествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность
компьютерное тестирование позволяет осуществить обратную связь в процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и деятельность класса в целом
решая тест, ученик получает объективную оценку знаний и умений.
Работу над тестом можно выполнять в обычном кабинете, оборудованном проектором и экраном.
Порядок работы:
ученики выполняют задания теста в бланке ответов, последовательно просматривая презентацию, демонстрируемую учителем
после сдачи бланков с ответами, вызываю ученика, который на компьютере озвучивает свои ответы с подробным объяснением
тест составлен таким образом, что ученик со стороны ПК получает ответ на вопрос: прав ли он. Это немаловажно.
для остальных учащихся такая организация работы с тестом является своеобразной работой над ошибками.
В своей работе применяю различные виды компьютерных тестов.
Решение примерных экзаменационных работ
Работы ребята выполняют в индивидуальном порядке и сдают учителю на проверку.
Некоторые задания могут вызывать у учащихся затруднения, поэтому им нужна помощь учителя, нужна его консультация. Я провожу разные виды консультаций:
уроки-консультации;
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят ( решение заданий 2 части );
индивидуальные консультации.
Консультации по группам – 1 раз в неделю.
Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА ( прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
Часть 2
Геометрия – один из самых трудных учебных предметов в школе..
Применение на уроках учебных презентаций способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:
развивать логическое мышление, пространственное воображение, образное мышление учащихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
Но презентация не должна представлять собой лишь набор иллюстраций и использоваться на уроке только в качестве наглядности. В учебном процессе нужно применять различные варианты работы над определениями, теоремами, задачами.
Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер
Применение презентаций для иллюстрации определений
Презентация «Определения в геометрии»
Используя презентацию, можно не преподносить на «блюдечке» готовые формулировки, а просить составить их самостоятельно. Рассматривая готовые чертежи, дети подмечают закономерности, сами выдвигают гипотезы, доказывают свойства. Этот опыт самостоятельного поиска новых знаний очень важен для обучающихся.
Устное решение задач (по готовым чертежам)
. Несомненно, что компьютер - помощник при организации фронтальной работы. Используя визуальные подсказки, можно дать возможность осмыслить задачу большему числу обучающихся. Подготовить к уроку такое количество задач на обычной доске невозможно.
Решение текстовых задач
Можно показать способ работы над «переводом» задачи с русского языка на язык чертежа. Раскрывая текст по одной фразе, мы все вместе размышляем над шагами построения.
Очень удобно с помощью презентаций давать парные задачи. Цель: систематизация знаний. Дети часто путают прямую и обратную теорему.
Пример, задачи по теме «Свойства параллелограмма» и «Признаки параллелограмма».
Можно быстро показать разные способы решения задачи.
Доказательство теорем
Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций.
Основная подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА (геометрические задачи) начинается в 9 классе. Необходимо повторить теоретический материал за курс геометрии 7-9 кл. и прорешать примерные задачи, которые могут встретится в экзаменационной работе. И здесь снова поможет компьютер.
Задачи на готовых чертежах.
Презентации, особенно по математике, дело хлопотное.Но результат оправдывает средства.Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями.. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие.
Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, созданная учителем, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем . Компьютер – хранитель информации, накопленной учителем за годы работы.
Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:
- компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
- поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
- богато иллюстрировать материал,
- трудные для понимания моменты показать в динамике,
- повторить то, что вызвало затруднения,
- дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
- быстро повторить теоретический материал.
Но не факт, что использование компьютерных технологий на уроках даёт возможность овладеть математикой. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Литература:
методический журнал «Математика в школе» ,
сборник заданий по ГИА ( Ященко ид другие авторы ),
учебники по математике ( Атанасян , Мордкович и другие ).
Применение презентации
Решение примерных экзаменационных работ
Компьютерное тестирование
Тематические тесты
Практика
Иллюстрация определений
Решение задач
Задачи на построение
Доказательство теорем
Контроль знаний (тесты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: "Использование дистанционных форм при подготовке к ГИА по математике"
Выступление по теме: "Использование дистанционных форм обучения при подготовке к ГИА по математике"...
Проект "Использование Дневника.ру в создании системы подготовки к ЕГЭ по математике в районном методическом объединении"
Проект представлен на конкурс "Инноватика в образовании" Забайкальского образовательного форума-2012....
Активное использование исследовательских технологий при повторении и подготовке к ЕГЭ по математике.
По моим наблюдениям, интерес к некоторым предметам гаснет от обилия определений, формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от неумения соотнести их с практикой применения. Или ...
Из опыта работы «Использование современных технологий при подготовке к ГИА по математике»
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ГИА по математике...
Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по математике
Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по математике...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ
СодержаниеВведениеГлава 1. Критическое мышление как цель и результат учебной деятельности учащихсяПонятие критического мышленияКогнитивная образовательная технология как технол...
Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий
Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...