Арифметические действия в двоичной системе счисления
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Сухобрус Оксана Сергеевна

Открытый урок по теме "Системы счисления" в 8 классе,  в ходе которого дети  знакомятся с арифметическими действиями в двоичной системе счисления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого  урока

ГБОУ-СОШ № 22 г.Чапаевска

Предмет                        информационные коммуникационные технологии

Класс                             8-а класс

Учитель                        Сухобрус Оксана Сергеевна

Дата проведения          

Тема урока:                    «Арифметические действия в двоичной системе

                                       счисления»

Тип урока:                     изучение нового материала

Цель урока: знакомство с правилами выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.

Задачи урока:

  1. Изучить правила сложения и вычитания в двоичной системе счисления; повторить правила перевода из одной системы счисления в другую.
  2. Развивать умение выделять главное, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; развивать самостоятельность, речь, память, внимательность, логическое и алгоритмическое мышление
  3. Формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; воспитывать культуру речи и общения.

План урока:

I. Организационный момент (1-3 мин.)

II. Актуализация знаний ( Самоконтроль)(10 мин.)

III. Знакомство с алгоритмом построения узора из деталей (5-7 мин.)

IV.  Лабораторная работа  (15-20 мин.)

V. Итог урока (1-3 мин.)

Оборудование для  урока:

  1. Ноутбук
  2. Проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Карточки для рефлексии

Ход урока

I. Организационный момент

Презентация “Разминка” (Повторения ранее изученного материала), презентация “Арифметические операции в двоичной системе счисления” (изучение нового материала)

  1. Комплекс: мультимедиа;
  2. Раздаточный материал (карточки с заданиями), опорные таблицы правил сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной СС.

План урока:

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие

2. Мотивация урока

3 мин

Постановка целей урока

3. Аргументирование знаний, умений и навыков

10 мин

Повторение. Использование слайдов, работа в тетради и по карточкам Выполнение заданий группой, индивидуально по карточкам.

4. Изучение нового материала

10 мин

1.Сложение чисел в двоичной СС

2.Вычитание чисел в двоичной СС

3.Умножение чисел в двоичной СС

5. Закрепление изученного материала

10 мин

 Игра лабиринт. Работа в парах. Работа в тетради, по карточкам.

6. Итоги урока. Рефлексия.

3

Подведение итогов. Ответы на поставленные вопросы

7. Домашнее задание

3 мин.

Запись домашнего задания и его разбор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Мотивация урока: постановка цели урока.

3. Повторение ранее изученного материала: презентация “Разминка” (Приложение 1)

1) Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем разминку.

1. “Сформулируй правильно!” (слайд 1)

Для доске проецируются два вида карт (разного цвета), на одних картах помещены термины, на других – определения. Необходимо найти соответствие между терминами и определениями (следует указать пары соответствующих номеров карт). На чистом листе бумаги учащиеся записывают номер карточки первого вида и номер карточки второго вида (5 минут).

Ответ: 1-12, 2-6, 3-5, 4-1, 5-2, 6-10, 7-3, 8-9, 9-4.

2. Узнай пословицу (слайд 2).

Нужно сформулировать пословицу с числами, представленными в десятичной СС.

3. Сколько лет девочке? (слайд 3)

Прочитайте стихотворение А.Н. Старикова:

Поняли ли вы рассказ поэта?

Ответ: Девочке было 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей и рук у девочки было по 2.

2) Проверочная работа по карточкам: перевод чисел (слайд 4)

Варианты ответов по карточкам

1

13

18

5

26

10

101001

1111

11111

11001

2

15

21

6

9

18

101101

11111

101001

1111

3

11

29

7

13

22

101001

1111

110000

100011

4

14

18

8

9

22

110011

1101

10101

1111

4. Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков.

(Приложение 2)

Как найти результаты следующих действий? (Слайд 1)

10001102 + 10101012 11100011102-110102 1011012 ? 1000112

Рассмотрим операции сложения, вычитания и умножения в двоичной системе счисления. (Слайд 2)

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. (Слайд 3)

Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам: (Слайд 4) 

  1. Справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный, ассоциативный, дистрибутивный;
  2. Справедливы правила сложения, вычитания и умножения столбиком;
  3. Правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

Сложение: (Слайд 5)

+

0

1

0

0

1

1

1

10

Примеры: (Слайд 6)

1) 11102 + 10012 = 101112
2) 1111
2 + 1011112 =1101102

Вычитание: (Слайд 7)

-

0

1

0

0

11

1

1

0

Примеры: (Слайд 8)

1) 11102 – 10012 = 1012
2) 1100110
2 – 10012=10111012

Умножение: (Слайд 9)

?

0

1

0

0

0

1

0

1

Примеры: (Слайд 10)

1) 1012 * 112=11112
2)101
2 * 11002=1111002

5. Закрепление изученного материала.

Теперь переходим к выполнению практической работы.

Игра “Лабиринт”: (Приложение 3)

Каждая группа получает карточку с исходным заданием и 4 листа с заданиями этапов лабиринта.

Сначала каждая команда должна выполнить задание на своей исходной карточке, затем, найдя ответ, перейти к I этапу лабиринта: найти полученное число в первом столбике листа 1 и найти значение частного. Решив отдельный пример, можно перейти к решению второго этапа лабиринта и т.д. Учитывать, что результат I задания обязателен для выполнения следующего.

Решения:

102+112=1012 
101
2-102=112 
11
2·112=10012 
1001
2+12=10102 
1010
2:102=1012 

112+112=1102 
110
2-12=1012 
101
2·112=11112 
1111
2+112=100102 
10010
2:112=1102 

112+12=1002 
100
2-102=102 
10
2·1012=10102 
1010
2+1012=11112 
1111
2:1012=112 

По результатам “Лабиринта” каждая команда может получить максимальное количество 7 баллов

6. Итоги урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Вопросы учащимся:

  1. Чем мы занимались на уроке?
  2. Для чего следует изучать тему “Системы счисления. Арифметика в позиционных с.с.”?
  3. Кроссворд (Приложение 4)

7. Домашнее задание.

1. Уровень знания: Выучить правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления, выучить таблицы сложения, вычитания, умножения.
2. Уровень понимания: Выполните действия:

1) 110010+111,01
2) 11110000111-110110001
3) 10101,101? 111

3. Уровень применения: Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия: 102 * 222; 102+222
4. Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры: **0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010; 1*01+1**=10100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арифметические операции в двоичной системе счисления

Технологическая карта урока ЭтапТДЗ этапаМетодыФормыВиды деятельности1.Организационный моментВключение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.Устное сообщение учителяобщеклассныеработа в тетр...

Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"

Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1.      Дидактическая: познакомить c пра...

Арифметические операции в двоичной системе счисления.

Арифметические операции в двоичной системе счисления. 9 класс...

Урок «Арифметические действия в двоичной системе счисления»

Урок совершенствования знаний и навыков. 9 класс...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...