Рабочая программа по информатике для 4 класса школа России
рабочая программа по информатике и икт на тему

Никифорова Анна Викторовна

Рабочая программа по информатике для 4 класса школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_rudchenko.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п. ПУРПЕ

        «СОГЛАСОВАНО»                                                                    «РАССМОТРЕНО»                                                          «УТВЕРЖДАЮ»  

          Руководитель МО                                                                        на заседании МС                                              Директор МОУ«СОШ № п.Пурпе»

__________________                                                                   __________________                                                   ____________________

        Протокол №__ от «______»                                                      Протокол №__ от «______»                                         «____» _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 4 КЛАССА

(Школа России)

Составитель:  учитель информатики

Никифорова Анна Викторовна

2012

ОДОБРЕНА                                                              

                                                                                                                                           Составлена в соответствии с                      

Методическим советом школы                                                                                      Государственными требованиями к

                                                      минимуму содержания и уровню                        

                                                      подготовки учащихся на основании

                                                       государственного стандарта,

                                                       типовой учебной программы

Председатель МС                   Донцова Л.А.                                                                           Заместитель директора по                                                                                                                                                                              образовательному процессу МБОУ «СОШ № 1 п. Пурпе»,

                                                                                                                                            первой  квалификационной категории

Разработала                           Никифорова А.В.                                                               Учитель информатики МБОУ «СОШ №1 п. Пурпе»,

                                                                                                                                          второй квалификационной категории

Пояснительная записка к рабочей программе курса информатики и ИКТ по учебному курсу

 «Информатика» (УМК «Школа России») 4 класс.

Рабочая программа  по информатике и ИКТ для 4 класса к учебному курсу “Информатика” А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
  3. Закон  «Об образовании» ЯНАО;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
  5. Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко. - Москва, «Просвещение»,  2011

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А.Рудченко «Информатика». На изучение информатики и ИКТ в 4  классе отводится 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю(из них 1 час – резерв). Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии).

Общая характеристика учебного предмета

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные.

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

1-я часть курса («Информатика, 3») изучается во 2 классе,

2-я часть курса («Информатика, 3 – 4») изучается в 3 классе,

3-я часть курса («Информатика, 4») изучается в 4 классе.

      Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

Для учащихся: 

  1. Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 3 / А.Л. Семенов,  Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 104 с.: ил.
  2. Информатика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 3 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся    общеобразовательных учреждений.  3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 48 с.: ил.
  3. Информатика. 4 класс.  Тетрадь проектов. Часть 3 / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 12 с.: ил.

Для учителя: Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.– М.: Просвещение, 2011. – 50 с. 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации;
  2. определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  3. осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
  4. анализировать полученные из наблюдений сведения;
  5. обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  6. с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  7. объединять предметы по общему признаку; различать целое и части;
  8. представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  9. составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  10. создавать свои источники информации - информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  11. организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  12. использовать информацию для принятия решений;
  13. использовать информацию для построения умозаключений;
  14. понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.


Планируемый уровень подготовки обучающихся 4 класса

В результате изучения предмета «Информатика» в 4 классе учащиеся должны:

  1. иметь представление об имени объекта и его значении;
  2.  использовать и строить цепочки (конечные последовательности), деревья и таблицы по их описаниям.
  3. использовать и строить деревья (списки) для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков;
  4.  иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие программы;
  5.  иметь представление о построении выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
  6.  иметь представление о вероятности и случайности на игровых примерах;
  7. иметь первоначальное представление о материальных и информационных моделях, иметь опыт построения материальных (из конструкторов) и информационных (с помощью компьютерной среды) моделей объектов и процессов окружающей действительности.

В области информационных технологий и средств информатизации учащиеся должны, используя средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах образовательного процесса:

  1. соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики в работе со средствами ИКТ;
  2.  уметь пользоваться на начальном уровне стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  3.  уметь пользоваться типовым оборудованием ИКТ (сканер, цифровая камера, магнитофон, принтер, мультимедийный проектор) при помощи учителя;
  4.  вводить с клавиатуры текст на родном языке вслепую; искать и находить информационные объекты в предложенных учителем массивах текстовой, визуальной и звуковой информации, накопленной в книгах и атласах, словарях и справочниках;
  5. уметь искать сведения, пользуясь информационными ресурсами библиотек, Интернета;
  6.  наблюдать, регистрировать, фиксировать, измерять и описывать любые поддающиеся этому объекты и процессы под непосредственным руководством учителя;
  7.  непосредственно воспринимать, интерпретировать (в том числе в действиях), отбирать и оценивать информационные объекты, прежде всего отражающие ближайшее окружение детей, и выявлять простейшие связи между ними, их внутреннюю структуру;
  8.  самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию;
  9.  строить информационные и материальные объекты по инструкции и собственному замыслу;
  10.  использовать современные средства личной коммуникации от записок и эскизных рисунков до оперативного пользования телефоном и выступления с докладом, поддержанным экранной демонстрацией изображений и текстовых тезисов;
  11.  управлять путем задания команд и их простейших комбинаций поведением экранных и вещественных подвижных объектов.
  12. Составлять простейшие программы управления ими;
  13.  участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать и строго соблюдать установленные правила игры;
  14.  иметь начальные навыки владения стандартными массовыми средствами работы с информационными объектами (текст/ гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация), создавать и редактировать их с помощью стандартных средств ИКТ;
  15.  уметь использовать информационные технологии, в том числе мультимедиа- проектор, при подготовке и проведении выступлений;
  16.  знать об особенностях восприятия и обработки информации человеком, уметь пользоваться простейшими технологиями человеческого понимания и запоминания информации;
  17.  знать и уметь использовать правила защиты информации от возможного проникновения вирусов.

В области социальной информатики учащиеся должны иметь представление о:

  1. роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации;
  2.  этических и моральных нормах работы с информационными объектами; o необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка  информации

Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.

Образовательные технологии

  1. Технология личностно-ориентированного обучения
  2. Коллективные и групповые способы обучения
  3. Технология проблемного обучения    
  4. Поисковые модели обучения    
  5. Игровые технологии      
  6. Компьютерные (информационные) технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание  своих знаний

Социально-трудовая компетенция

 Способность и готовность:

-  включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение

Виды контроля:

  1. вводный
  2. текущий                                                                  
  3. тематический                                                        

                                                                 

                                                                                     

Формы контроля:       

  1. фронтальный опрос
  2. индивидуальный опрос
  3. самостоятельные работы
  4. контрольные работы
  5. обобщение в игровой форме

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  1. «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  2. «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  3. «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  4. «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценок для проекта:

- эстетичность оформления;

- содержание, соответствующее теме работы;

- полная и достоверная информация по теме;

- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.

1. Игры — 8 ч. Игры с полной информацией: правила игры, ход и позиция игры. Игры: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим», «Слова» и «Города». Цепочка позиций игры. Круговой турнир.
2. Исполнитель Робот — 3 ч. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ.
3. Дерево вычисления — 2 ч. Дерево вычисления значения арифметического выражения.
4. Деревья — 7 ч. Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов данной длины из данного мешка. Дерево перебора.
5. Выигрышные стратегии — 9 ч. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре: игра «Камешки», игры на шахматной доске, игра «Ползунок».
6. Язык — 2 ч. Лингвистические задачи.
7. Проекты — 3 ч. «Угадай задуманную букву» — экспериментальное построение метода деления пополам. «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Игры

8

2

Исполнитель Робик

3

3

Дерево вычисления

2

4

Деревья

7

5

Выигрышные стратегии

9

6

Язык

2

7

Проекты

3

Резерв

1

Итого:

35

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

План.

Факт.

1

6.09

ТБ в кабинете информатики. Проект «Турниры и соревнования»

1

Комбинированный

Турнир,  таблица турнира, партии.

Уметь: работать в группах, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог, давать формальное описание правил игры, строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

2

13.09

Круговой турнир. «Крестики-нолики»

1

Комбинированный

Турнир, круговой турнир, таблица турнира, партии.

3

20.09

Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.

1

Комбинированный

Игры с полной информацией, игроки, партия игры, позиция, начальная позиция, заключительная позиция, одинаковые и разные позиции, понятия: первый, второй, и т.д. последний, предпоследний, следующий, предыдущий.

4

27.09

Игра «Камешки»

1

Комбинированный

Начальная позиция, возможные ходы, цепочка позиций, понятие «мешок».

5

4.10

Игра «Камешки»

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Начальная позиция, возможные ходы, цепочка позиций, понятие «мешок», таблица для мешка, одномерная и двумерная таблица для мешка.

6

11.10

Игра «Ползунок»

1

Комбинированный

Начальная позиция, возможные ходы, поле, цепочка партии, знаки препинания., утверждения.

7

18.10

Игра «Сим»

1

Комбинированный

Начальная позиция, возможные ходы, заключительные позиции. Окружность, круговой турнир, цепочка позиций.

8

25.10

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.

1

Комбинированный

Выигрышная стратегия, ничейная стратегия, проигрышные стратегии, начальная позиция, числовая линейка, цепочка партий, заключительная позиция.

Уметь: оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

9

Выигрышные стратегии в игре «Камешки»

1

Комбинированный

Выигрышная стратегия, ничейная стратегия, проигрышные стратегии, позиция, числовая линейка, цепочка партий, заключительная позиция.

10

Выигрышные стратегии в игре «Камешки»

1

Комбинированный

Выигрышная стратегия, ничейная стратегия, проигрышные стратегии, позиция, числовая линейка, цепочка партий, заключительная позиция.

понимать причины успеха/неуспеха.

Знать: алгоритм построения мешка всех путей дерева.

11

Дерево игры

1

Комбинированный

Понятия: «дерево», «следующий», «предыдущий», «корневая вершина», «лист дерева», «ветка дерева», «уровень вершин дерева», «пути дерева».

12

Исследуем позиции на дереве игры

1

Комбинированный

Понятия: «дерево», «следующий», «предыдущий», «корневая вершина», «лист дерева», «ветка дерева», «уровень вершин дерева», «пути дерева», позиции, числовая линейка, выигрышные,  проигрышные, предыдущие, заключительные позиции

13

Проект «Стратегия победы»

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Выигрышная стратегия, алгоритм поиска выигрышной стратегии.

14

Проект «Стратегия победы»

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Выигрышная стратегия, алгоритм поиска выигрышной стратегии.

15

Решение задач

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Начальная позиция, выигрышная позиция, проигрышная позиция, заключительная позиция, правила игры, дерево, пути дерева, утверждения, мешок

16

Контрольная работа 1

1

Урок учета и контроля знаний

Начальная позиция, выигрышная позиция, проигрышная позиция, заключительная позиция, правила игры, дерево, пути дерева, утверждения, мешок.

17

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

1

Комбинированный

Понятия: «дерево», «следующий», «предыдущий», «корневая вершина», «лист дерева», «ветка дерева», «уровень вершин дерева», «пути дерева», позиции, числовая линейка, выигрышные,  проигрышные, предыдущие, заключительные позиции

18

Дерево вычислений

1

Комбинированный

Структура дерева, арифметические действия, стратегии.

Уметь: строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.  

19

Дерево вычислений

1

Структура дерева, арифметические действия, стратегии.

20

Робик. Цепочка выполнения программы.

1

Комбинированный

Инструкция, описание, алгоритм, поле, команды, программа.

21

Робик. Цепочка выполнения программы.

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Инструкция, описание, алгоритм, поле, команды, программа.

22

Дерево выполнения программ

1

Комбинированный

Инструкция, описание, алгоритм, поле, команды, программа, дерево выполнения программ

23

Дерево выполнения программ

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Инструкция, описание, алгоритм, поле, команды, программа, дерево выполнения программ

24

Дерево всех вариантов

1

Комбинированный

Инструкция, описание, алгоритм, поле, команды, программа, дерево выполнения программ, позиции

25

Дерево всех вариантов.

1

Комбинированный

Инструкция, описание, алгоритм, поле, команды, программа, дерево выполнения программ, позиции

26

Лингвистические задачи

1

Комбинированный

Лингвистика, состав слова, знаковый состав.

Уметь: анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава; строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева;  шифровать и расшифровывать сообщения.

27

Шифрование

1

Комбинированный

Код буквы, шифрование, шифровка, расшифровка, таблица шифра.

28

Шифрование

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Код буквы, шифрование, шифровка, расшифровка, таблица шифра.

29

Решение задач

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Мешок,  дерево, вершина дерева, цепочка, , код, шифровка, расшифровка, таблица шифра.

30

Контрольная работа 2

1

Урок контроля и учета знаний

Мешок,  дерево, вершина дерева, цепочка, , код, шифровка, расшифровка, таблица шифра, состав слова, знаковый состав, позиции, алгоритм, поле, стратегия

31

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

Урок контроля и коррекции ЗУН

Урок-практикум

Мешок,  дерево, вершина дерева, цепочка, , код, шифровка, расшифровка, таблица шифра, состав слова, знаковый состав, позиции, алгоритм, поле, стратегия

32

Проект «дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть)

1

Комбинированный

Облачность, осадки, условные обозначения.

Уметь: наблюдать и фиксировать  величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.  

33

Проект «дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть)

1

Комбинированный

Круговая и столбцовая диаграммы, динамика изменения погоды.

34

Проект «дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть)

1

Комбинированный

Круговая и столбцовая диаграммы, динамика изменения погоды.

35

Повторение пройденного

1

Комбинированный

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В третьей части курса ("Информатике 4") дети продолжат заниматься проблемами планирования и построения стратегии на примере различных игр.

Третья часть курса начинается с новой темы, посвящённой играм. При этом понятие игра, обсуждаемое в курсе, охватывает далеко не все игры, в которые играют люди.

Иногда понятие игры трактуется очень широко: "Вся наша жизнь – игра", в некоторых случаях к нему примешивается психология поведения людей. Среди игр, которые изучаются математически и используются в различных математических моделях реальности, занимают важное место игры, в которых присутствует элемент случайности: например, бросается кость. В других играх игрокам неизвестна (или не полностью известна) позиция, создавшаяся в игре (в том числе и начальная позиция).

Все эти важные случаи остаются вне нашего рассмотрения. Нас будут интересовать только те игры, в которых позиции игроков известны обоим игрокам в любой момент игры. 
Заметим ещё, что мы не будем рассматривать и такие случаи, когда игра не кончается вообще (т. е. продолжается до бесконечности). Это может случиться и в реальных играх, например в шахматах – там даже приняты специальные меры против такой ситуации: партия считается закончившейся вничью, если позиция повторилась троекратно.

Игры

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Проект «Турниры и соревнования» – изучение способов проведение спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция

игры.  Цепочка позиций игры.  Примеры игр с полной информацией:  Крестики-нолики, Камешки,  Ползунок,  Сим,  Слова и Города.  Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование,  построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Проект  «Угадай задуманную букву» –  построение стратегии выигрыша в игре Угадай букву/число методом последовательного приближения. Проект  «Стратегия победы» – построение полного дерева игры,  исследование всех позиций,  построение выигрышной стратегии.

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление об играх с полной информацией;
  2. знать примеры игр с полной информацией;
  3. понимать и составлять описания правил игры;
  4. понимать правила построения дерева игры;
  5. знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
  6. иметь представление о выигрышной стратегии;
  7. иметь представление о том,  как использовать дерево игры и ветку из дерева игры для
  8. построения выигрышной стратегии;
  9. иметь представление о методе последовательного приближения.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры,
  2. позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
  3. строить цепочку позиций игры для игр с полной информацией  (Крестики-нолики,  Сим, Камешки, Ползунок);
  4. строить дерево игры и ветку из дерева игры для простых игр с небольшим числом вариантов позиций;
  5. строить выигрышную стратегию для игры в Камешки.

 Исполнитель Робик

Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робота. Программа для Робикаа.  Построение программы по результату ее выполнения.  Использование конструкции повторения в программах для Робика.  Цепочка выполнения программ.  Дерево выполнения программ.

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление о формальном исполнителе Робик;
  2. знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
  3. иметь представление о конструкции повторения;
  4. иметь представление о цепочке выполнения программы Робиком;
  5. иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять простейшие линейные программы для Робика;
  2. строить программу для Робика по результату ее выполнения;
  3. выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
  4. строить цепочку выполнения программы Робиком;
  5. строить дерево выполнения всех возможных программ для Робика.

 Дерево
Понятие
дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление о дереве;
  2. понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
  3. иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
  4. знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
  2. строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
  3. использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
  4. строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
  5. строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
  6. строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
  7. *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).

 Цепочка

Учащиеся должны знать:

  1. иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
  2. знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
  3. иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
  4. иметь представление об индуктивном построении цепочки;
  5. иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  1. строить и достраивать цепочку по системе условий;
  2. проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
  3. выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
  4. выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
  5. оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
  6. оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
  7. оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
  8. строить цепочки по индуктивному описанию;
  9. строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
  10. шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

 Мешок

Учащиеся должны знать:

  1. иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
  2. знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
  3. иметь представление о мешке бусин цепочки;
  4. иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.

Учащиеся должны уметь:

  1. организовывать полный перебор объектов (мешка);
  2. оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
  3. строить и достраивать мешок по системе условий;
  4. проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
  5. выделять из набора одинаковые и разные мешки;
  6. использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
  7. выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
  8. сортировать объекты по одному и двум признакам;
  9. строить мешок бусин цепочки;

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
  2. выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

 Логические значения утверждений

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять значения истинности утверждений для данного объекта;
  2. выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
  3. строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
  4. анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
  5. анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

Учащиеся имеют возможность:

  1. получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.

 Язык

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. знать русские и латинские буквы и их русские названия;
  2. уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
  3. иметь представление о слове как о цепочке букв;
  4. иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
  5. иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
  6. понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
  7. иметь представление о толковании слова;
  8. иметь представление о лингвистических задачах.

Учащиеся должны уметь:

  1. правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
  2. использовать имена для различных объектов;
  3. сортировать слова в словарном порядке;
  4. сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. решать простые лингвистические задачи.

 Алгоритмы. Исполнитель Робик

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
  2. иметь представление о конструкции повторения;
  3. иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
  4. иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Учащиеся должны уметь:

  1. планировать последовательность действий,
  2. выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
  3. последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
  4. выполнять простейшие линейные программы для Робика;
  5. строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
  6. выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
  7. строить цепочку выполнения программы Робиком;
  8. строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

 Дерево

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление о дереве;
  2. понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
  3. иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
  4. знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
  2. строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
  3. использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
  4. строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
  5. строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
  6. строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек);

 Игры с полной информацией

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление об играх с полной информацией;
  2. знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
  3. понимать и составлять описания правил игры;
  4. понимать правила построения дерева игры;
  5. знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
  6. иметь представление о выигрышной стратегии.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
  2. строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
  3. играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
  4. проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
  5. строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
  6. описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.

 Математическое представление информации

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
  2. иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .

Учащиеся должны уметь:

  1. устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
  2. читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
  3. читать столбчатые диаграммы;
  4. достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
  5. отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
  2.  интерпретировать полученную информацию.

 Решение практических задач

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
  2. иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
  3. иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
  4. иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
  5. иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
  6. иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
  7. иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;

Учащиеся должны уметь:

  1. подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
  2. искать слово в словаре любого объема;
  3. оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
  4. упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
  5. использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
  6. использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
  7.  заполнять таблицу кругового турнира;
  8. строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;
  2. планировать и проводить сбор данных,
  3. строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
  4.  строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.

Перечень учебно-методического обеспечения

Средства обучения: компьютер,  интерактивная доска, презентации:

  1. Техника безопасности в кабинете информатики

ЦОРы, электронные учебники и пособия,  наглядные средства обучения, обучающие  программы и др.

  1. программа «Мир информатики»
  2. образовательная коллекция 1-С «Информатика-4 класс»
  3. iso.ntf.ru
  4.  school-collection.edu.ru
  5.  metodist.lbz.ru

Интернет- ресурсы:

  1. www.fipi.ru
  2. www.kpolakov.narod.ru
  3. http://pedsovet.su
  4. http://planeta.tspu.ru
  5. www.1september.ru
  6. http://www.klyaksa.net
  7. http://www.uroki.net
  8. http://www.edu.rin.ru
  9. http://www.scholl-collection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии. 4 класс. Школа России.

На основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой....

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс, с УУД, на 2014-2015 уч.год...

Рабочая программа по информатике для основной школы 5-7 классов. УМК Л.Л.Босова

Рабочая  программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной основной образоват...

Рабочая программа по информатике для основной школы 8-9 классы

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего о...

Рабочая учебная программа по ИЗО 1 класс Школа России 2018/2019

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство напра...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по изо 1 класс Школа России

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" составлена в сообтветствии с ФГОС начального общего образования. Концепцией духодно-нравственного развития и воспитания лич...