Рабочая программа по информатике для 2 класса школа 2100
рабочая программа (информатика и икт) по теме

Никифорова Анна Викторовна

Рабочая программа по информатике для 2 класса школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_goryachev.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п. ПУРПЕ

        «СОГЛАСОВАНО»                                                                    «РАССМОТРЕНО»                                                          «УТВЕРЖДАЮ»  

          Руководитель МО                                                                        на заседании МС                                              Директор МБОУ«СОШ № п.Пурпе»

__________________                                                                   __________________                                                   ____________________

        Протокол №__ от «______»                                                      Протокол №__ от «______»                                         «____» _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 2 КЛАССА

(Школа 2100)

Составитель:  учитель информатики

Никифорова Анна Викторовна

2012

ОДОБРЕНА                                                              

                                                                                                                                                  Составлена в соответствии с                      

Методическим советом школы                                                                                             Государственными требованиями к

                                                      минимуму содержания и уровню                        

                                                      подготовки учащихся на основании

                                                       государственного стандарта,

                                                       типовой учебной программы

Председатель МС                   Донцова Л.А.                                                                           Заместитель директора по                                                                                                                                                                     образовательному процессу МБОУ «СОШ № 1» п. Пурпе,

                                                                                                                                                     первой  квалификационной категории

Разработала                           Никифорова А.В.                                                               Учитель информатики МБОУ «СОШ №1 п. Пурпе»,

                                                                                                                                                второй квалификационной категории

Пояснительная записка к рабочей программе курса информатики и ИКТ по учебному курсу

 «Информатика в играх и задачах» (Школа 2100) 2 класс.

Рабочая программа  по информатике и ИКТ для 2 класса к учебному курсу “Информатика в играх и задачах” А.В.Горячева, К.И.Гориной, Т.О.Волковой создана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
  3. Закон  «Об образовании» ЯНАО;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
  5. Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.В.Горячева, К.И.Гориной, Т.О.Волковой .- М.: Баласс, 2011.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.В.Горячева, К.И.Гориной, Т.О.Волковой (Информатика в играх и задачах 2-4 классы). На изучение информатики и ИКТ во 2 классе отводится 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю (из них 1 час – резерв). Проведение контрольных работ рассчитано на 4 часа (по 1 часу в каждой четверти).

Общая характеристика учебного предмета

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цель данной программы – развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры.

Основная задача курса – развить умение проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»), и некоторыми другими.

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии,  по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

4) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

         Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

Для учащихся: А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. Информатика. 2 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 1.-Изд. 3-е,  испр. –М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. -64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. Информатика. 2 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях, часть 2.-Изд. 3-е,  испр. –М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. -96 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Для учителя: Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012. – 130 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Требования к уровню подготовки:

Информатика на сегодняшний день является одной из важнейших учебных дисциплин. Но преподается она сравнительно недавно. Знания, полученные на уроках информатики, необходимы при изучении других предметов школьной программы. Именно поэтому ученикам необходимо прочно овладеть этими знаниями, а уроки должны быть познавательными и интересными.

После изучения раздела «Описание предметов» ученики должны уметь:

определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала, и т.д.);

выделять составные части предмета;

называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;

описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям;

строить изображения, симметричные  заданным;

определять наличие (количество) осей симметрии у фигур;

ориентироваться на координатной сетке – записывать адрес предмета и определять положение предмета по его адресу.

После изучения раздела «Алгоритмы» ученики должны уметь:

называть действия предметов, определять действия, обратные данным;

выстраивать последовательность событий;

составлять и записывать простые алгоритмы;

находить и исправлять ошибки в записи алгоритмов.

После изучения раздела «Множества» ученики должны уметь:

объединять предметы в множества, давать им названия;

сравнивать множества по количеству элементов и по составу;

рисовать схему отображения множеств;

 определять и изображать взаимное расположение множеств;

 определять элементы, принадлежащие множеству, пересечению множеств, объединению множеств.

После изучения раздела «Логика» ученики должны уметь:

составлять высказывания и определять интенсивность высказываний;

строить отрицательные высказывания.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 2 класса

В результате обучения учащиеся должны знать:

  1. Признаки предметов
  2. Составные части предметов
  3. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»
  4. Действия предметов и их результат
  5. Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме», «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств», «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
  6. Операции над множествами
  7. Высказывания со связками «И», «ИЛИ»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  1. Обобщать и классифицировать предметы по какому – либо признаку и их действиям
  2. Выявлять закономерности в чередовании признаков
  3. Сравнивать предметы по их признакам
  4. Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
  5. Находить ось симметрии некоторых фигур
  6. Ориентироваться на листе бумаги
  7. Находить предмет на координатной сетке
  8. Определять результат действия
  9. Определять действие, обратное данному
  10. Составлять и выполнять алгоритм
  11. Определять принадлежность элемента множеству
  12. Сравнивать множества
  13. Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
  14. Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
  15. Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств
  16. Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
  17. Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
  18. Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
  19. Решать задачи с помощью графов
  20. Решать задачи комбинированного типа
  21. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни и на других уроках

Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.

Образовательные технологии

  1. Технология личностно-ориентированного обучения
  2. Коллективные и групповые способы обучения
  3. Технология проблемного обучения    
  4. Поисковые модели обучения    
  5. Игровые технологии      
  6. Компьютерные (информационные) технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание  своих знаний

Социально-трудовая компетенция

 Способность и готовность:

-  включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение

Виды контроля:

  1. вводный
  2. текущий                                                                  
  3. тематический                                                        

                                                                 

                                                                                     

Формы контроля:       

  1. фронтальный опрос
  2. индивидуальный опрос
  3. самостоятельные работы
  4. контрольные работы
  5. обобщение в игровой форме

Критерии оценок по информатике

Критерии оценки устного ответа

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. 

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. 

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. 

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. 

            

Критерии оценки практического задания

            Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;           

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. 

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. 

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. 

Инструментарий для оценивания результатов

         Для оценивания результатов работы учащихся предполагается устный индивидуальный и фронтальный опрос, использование тестовых заданий, проверочных работ.

         Формы промежуточного и итогового контроля: письменные контрольные работы, проектная деятельность, устный опрос.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

 Предмет. Симметрия. Координатная сетка

8

2

Действия предметов Алгоритм

7

3

Множество. Кодирование

10

4

Высказывание. Графы

7

5

Заключительное повторение

2

Резерв

1

Итого:

35

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название раздела и темы урока

Кол-во

часов


Тип урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

план

факт

1

4.09

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Признаки предметов.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Признаки предметов.

Изучить признаки и классифицировать их по общему признаку

Задание 8 в тетради.

2

11.09

Описание предметов

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Описание предметов

Уметь описывать, определять, сравнивать предметы

Задание 18 в тетради. Нарисовать рисунки, на которых изображено что- то неправильно.

3

18.09

Состав предметов

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Состав предметов

Знать составные части предметов

Задание 25 в тетради.

4

25.09

Действия предметов

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Действия предметов

Уметь описывать и определять предметы по их действиям

Задание 34;38* в тетради.

5

2.10

Симметрия

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Симметрия

Усвоить понятие симметричные фигуры

Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном листочке. Задание 49 в тетради.

6

9.10

Координатная сетка

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Координатная сетка

Находить предметы на координатной сетке

Задание 59;57*;58* в тетради.

7

16.10

Контрольная работа

1

Контроль знаний и умений

Вырезать и принести в класс любые фигуры, имеющие оси симметрии.

8

23.10

Действия предметов

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Действия предметов

Уметь определять результат действия

Задание 9 в тетради

9

Обратные действия

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Обратные действия

Уметь определять действия, обратные данному

Задание 18 в тетради.

10

Последовательность событий

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Последовательность событий

Уметь определять последовательность событий

Задание 28.

11

Алгоритм

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

Усвоить составление и выполнение алгоритма

Задание 38

12

Ветвление

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Выполнение алгоритма. Составление алгоритма

Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление)

Задание 48(б) в тетради

13

Контрольная работа

1

Контроль знаний и умений

14

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Множество. Элементы множества.

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Понятия множество, подмножество. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие»

Уметь определять множество по его элементам

Задание 7,10 в тетради

15

Способы задания множеств

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Способы задания множеств

Уметь задавать множества в пересечении. Находить ошибки

Задание 17,20 в тетради

16

Сравнение множеств

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Сравнение множеств

Уметь соотносить количество элементов одного множества с другим

Задание 27 в тетради

Задание 30 в тетради

17

Отображение множеств

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Отображение множеств

Уметь соотносить количество элементов одного множества с элементами другого

Задание 35,37,40 в тетради

18

Кодирование

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Кодирование

Уметь зашифровывать и расшифровывать слова

Задание 45,46 в тетради

19

Вложенность множеств

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Вложенность множеств

Уметь различать вложенные множества

Задание 58,60 в тетради

20

Кодирование

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Кодирование

Уметь изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества

Задание 70 в тетради

21

Объединение множеств

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Объединение множеств

Уметь выявлять признаки объединения множеств

Задание 79 в тетради

22

Контрольная работа

1

Контроль знаний и умений

23

Анализ контрольной работы

1

Задание 88 в тетради

24

Заключительное повторение

1

25

Высказывание. Понятие «Истинна» и «Ложь»

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Отношения между множествами. Истинность высказываний со словами «и», «или»

Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности

Задание 12 в тетради

26

Отрицание

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Отрицание

Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не

Задание 24,25 в тетради

27

Логические операции «И», «ИЛИ»

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Логические операции «И», «ИЛИ»

Уметь различать множества, содержащие операции и, или

Задание 36 в тетради

28

Графы

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Графы и их табличное описание

Уметь решать задачи с помощью графов

Задание 47 в тетради

29

Комбинаторика

1

Урок ознакомл. с нов. материалом

Комбинаторика

Уметь решать задачи с помощью графов

Задание 58 в тетради

30

Контрольная работа

1

Контроль знаний и умений

31

Анализ контрольной работы

1

Урок-повторение

Задание 67 в тетради

32

Заключительное повторение

2

Урок-повторение

33

Резерв

1

Урок-повторение

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов

Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.

Контрольная работа № 1.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  1. Признаки предметов
  2. Составные части предметов
  3. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  1. Обобщать и классифицировать предметы по какому – либо признаку и их действиям
  2. Выявлять закономерности в чередовании признаков
  3. Сравнивать предметы по их признакам
  4. Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
  5. Находить ось симметрии некоторых фигур
  6. Ориентироваться на листе бумаги
  7. Находить предмет на координатной сетке

РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 7 часов

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.

Контрольная работа № 2.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  1. Действия предметов и их результат
  2. Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  1. Определять результат действия
  2. Определять действие, обратное данному
  3. Составлять и выполнять алгоритм

РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 10 часов

Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Контрольная работа № 3.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  1. Понятие «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств»
  2. Операции над множествами

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  1. Определять принадлежность элемента множеству
  2. Сравнивать множества
  3. Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
  4. Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
  5. Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств

РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 7 часов

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.

Контрольная работа № 4.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  1. Понятие «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
  2. Высказывания со связками «И», «ИЛИ»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
  2. Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
  3. Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
  4. Решать задачи с помощью графов
  5. Решать задачи комбинированного типа

Перечень учебно-методического обеспечения

Средства обучения: компьютер,  интерактивная доска, презентации:

  1. Техника безопасности в кабинете информатики
  2. Описание предметов
  3. Состав предметов
  4. Действия предметов
  5. Симметрия
  6. Алгоритмы
  7. Множества
  8. Графы
  9. Логические операции

ЦОРы, электронные учебники и пособия,  наглядные средства обучения, обучающие  программы и др.

  1. программа «Мир информатики»
  2. образовательная коллекция 1-С «Информатика-2 класс»
  3. iso.ntf.ru
  4.  school-collection.edu.ru
  5.  metodist.lbz.ru

Интернет- ресурсы:

  1. www.fipi.ru
  2. www.kpolakov.narod.ru
  3. http://pedsovet.su
  4. http://planeta.tspu.ru
  5. www.1september.ru
  6. http://www.klyaksa.net
  7. http://www.uroki.net
  8. http://www.edu.rin.ru
  9. http://www.scholl-collection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике в начальной школе

Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе·         Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным техн...

Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»8 класс-школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа по географии 5 класс "Школа 2100"

Рабочая программа курса - важнейшая часть работы учителя. Именно она представляет собой синтез учебных программ, стандарта, учебника. Показателем компетентности учителя является умение планировать сво...

Рабочая программа по информатике для основной школы 5-7 классов. УМК Л.Л.Босова

Рабочая  программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной основной образоват...

Рабочая программа по информатике для основной школы 8-9 классы

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего о...

Рабочая программа по математике 6 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по математике 6 класс "Школа 2100"...