Рабочая программа по информатике для 8-9 класса
рабочая программа (информатика и икт, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Должанская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Согласовано Руководитель МО ________________________ Протокол № ___ от «____»__________20__г. | Рассмотрено На педагогическом совете Протокол №____ от «____»___________20__г | Утверждаю Директор МОУ «Должанская ООШ» Валуйского района Белгородской области _________ Т. М. Ломакина Приказ № ____ от«____»____________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель:
Сосоенко Надежда Сергеевна
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень А); рекомендованного Министерством образования РФ.
Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 8 – 9 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.
2-х годичная программа курса информатики рассчитана на 103 учебных часа и состоит из 3 разделов.
Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 10 контрольных работ; практические работы на компьютере – 54 час.
Программа составлена на основании:
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Информатика. «Дрофа». Москва. 2007.
- Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) для 5-11 классов / Н. В. Макарова. Спб: «Питер» - 2009 г.
- Инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании информатики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Программа реализована в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов под редакцией профессора Н. В. Макаровой, выпущенных Издательским домом «Питер», 2008 г.
Перечень знаний и умений, формирования у учащихся
8 класс
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на ПК;
- понятие информации и информационных процессов;
- виды информации, единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера;
- назначение основных устройств компьютера;
- историю и перспективы развития вычислительной техники;
- понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- систему команд исполнителя;
- основные инструменты и операции графических редакторов;
- назначение и основные функции текстовых редакторов;
- принципы кодирования информации;
- особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
- периферийные и внутренние устройства компьютера;
- архивацию файлов;
- антивирусные программы;
- назначение и основные функции текстовых редакторов;
- основные объекты в электронных таблицах;
- типы и формат данных;
- назначение информационных сетей.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры сбора, обработки и передачи информации;
- решать задачи на определение количества информации;
- уметь работать с носителями информации;
- уметь записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи;
- уметь работать с файлами (сохранять, копировать, осуществлять поиск);
- применять текстовый редактор для набора текстов;
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
- работать с файлами, с носителями информации;
- применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
- применять графический редактор для редактирования изображений;
- уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронной таблицы;
- строить диаграммы различных типов.
9 класс
Учащиеся должны знать:
- основные типы данных (переменная; массив);
- структуру основных алгоритмических конструкций;
- основные принципы формализации;
- формы представления моделей;
- назначения и возможности баз данных;
- виды услуг; представляемых компьютерными сетями.
- объекты в приложении PowerPoint.
- работу сортировщика слайдов,
Должны уметь:
- описывать основные типы данных;
записывать на языке программирования алгоритм решения задач;
- иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;
- создавать простейшие базы данных;
- осуществлять сортировку и поиск записей;
- запускать и настраивать приложения PowerPoint,
- производить настройку анимации текста и рисунков,
- работать с сортировщиком слайдов в PowerPoint,
- осуществлять поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ.
Тематическое планирование в основной школе
на два года (8–9-е классы) в объеме 103 часа
(8 класс – 1час, 9класс – 2 часа в неделю на протяжении двух лет обучения)
Номер темы в учебнике [5], практикуме [6], задачнике [7], программе | Название темы | Количество часов | ||||||
Занятия в классе | Само- | |||||||
Всего | Некомпью- | Компью- | ||||||
Учеб- | Прак- | Задач- | Прог- | |||||
8-й КЛАСС | ||||||||
Часть 1. Информационная картина мира | ||||||||
1, 2 |
|
| 1.1, 1.2 | 1 | 1 | |||
3 |
|
| 1.3 | 1 | 1 | 1 | ||
4 |
|
| 1.4 | 1 | 1 | — | ||
5 |
|
| 1.5 | 1 | 1 | — | 1 | |
6 |
|
| 1.6 | 2 | 1 | 1 | ||
7.1– 7.3 |
|
| 1.7 | 2 | 1 | 1 | ||
Контрольная работа №1 «Информационная карта мира» | 1 | |||||||
|
|
|
| Итого по части 1: | 9 | 6 | 2 | 2 |
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий | ||||||||
12 | 8.1–8.2 |
| 2.1 | 2 | 2 | — | 1 | |
13.1–13.3 |
|
| 2.2 | 4 | 2 | 2 | 1 | |
Контрольная работа №2 «Алгоритмы и программы» | 1 | |||||||
14 | 1 |
| 2.3 | 3 | - | 3 | 1 | |
| 2 |
| 2.5 | 4 | 1 | 3 | 1 | |
| 3 |
| 2.6 | 4 | 1 | 3 | 1 | |
Контрольная работа №3 «Программное обеспечение ИТ» | 1 | |||||||
|
|
|
| Итого по части 2: | 19 | 6 | 11 | 5 |
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий | ||||||||
16 |
|
|
| 1 | 1 | — | — | |
17 |
|
| 3.1 | 1 | 1 | — | 1 | |
18 |
|
| 3.2 | 1 | 1 | — | 1 | |
19 |
|
| 3.3 | 1 | 1 | - | 1 | |
20 |
|
| 3.4 | 1 | 1 | — | 1 | |
24-28 |
|
| 3.9-3.10 | История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям | 1 | 1 | — | 1 |
Контрольная работа №4 «Техническое обеспечение информационных технологий» | 1 | |||||||
|
|
|
| Итого по части 3: | 7 | 6 | - | 5 |
|
|
|
| Итого за учебный год: | 35 | 18 | 13 | 13 |
9-й КЛАСС | ||||||||
Часть 1. Информационная картина мира | ||||||||
11 |
|
| 1.10 | 2 | 2 | — | 1 | |
11 |
| 1 | 1.11 | 9 | 1 | 7 | 6 | |
11 |
| 2 | 1.12 | 5 | 1 | 4 | 3 | |
9 |
|
| 1.8 | 1 | 1 | — | 1 | |
10 |
|
| 1.9 | 3 | 2 | — | 1 | |
|
|
|
| Итого по части 1: | 20 | 7 | 11 | 12 |
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий | ||||||||
13.4 |
|
| 2.2 | 1 | 1 | — | 1 | |
12 | 8.3–8.5 |
| 2.1 | 5 | 4 | — | 4 | |
15 |
|
| 2.4 | 1 | 1 | — | 1 | |
| 4 |
| 2.7 | 14 | 2 | 12 | 10 | |
| 5 |
| 2.8 | 12 | 1 | 11 | 10 | |
| 6 |
| 2.9 | 9 | 1 | 7 | 10 | |
|
|
|
| Итого по части 2: | 43 | 12 | 30 | 36 |
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий | ||||||||
21 |
|
| 3.5 | 1 | 1 | — | 1 | |
23 |
|
| 3.8 | 5 | 5 | — | 4 | |
|
|
|
| Итого по части 3: | 6 | 6 | — | 5 |
|
|
|
| Итого за учебный год: | 68 | 28 | 41 | 53 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике в 8 классе,
по учебнику: Макаровой Н. В., Информатика 8-9 класс
(1 час в неделю, всего – 35 часов,
контрольных – 4 часа, практических – 13 часов)
№ п/п | Тема урока | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Информационная карта мира – 9 часов | ||||
1 | Понятие об информации. Представление информации. | 1 | 6.09 | |
2 | Информационная деятельность человека. | 1 | 13.09 | |
3 | Информационные процессы. | 1 | 20.09 | |
4 | Информационные основы управления. | 1 | 27.09 | |
5 | Представление об объектах окружающего мира. | 1 | 4.10 | |
6 | Представление об объектах окружающего мира. Практическая работа №1 | 1 | 11.10 | |
7 | Информационная модель объекта. | 1 | 18.10 | |
8 | Информационная модель объекта. Практическая работа №2 | 1 | 25.10 | |
9 | Контрольная работа №1. | 1 | 8.11 | |
Программное обеспечение информационных технологий - 19 часов | ||||
10 | Основы алгоритмизации. | 1 | 15.11 | |
11 | Основы алгоритмизации. | 1 | 22.11 | |
12 | Представление о программе. | 1 | 29.11 | |
13 | Представление о программе. | 1 | 6.12 | |
14 | Представление о программе. Практическая работа №3 | 1 | 13.12 | |
15 | Представление о программе. Практическая работа №4 | 1 | 20.12 | |
16 | Контрольная работа №2. | 1 | 27.12 | |
17 | Системная среда Windows. Практическая работа №5 | 1 | 17.01 | |
18 | Системная среда Windows Практическая работа №6. | 1 | 24.01 | |
19 | Системная среда Windows. Практическая работа №7 | 1 | 31.01 | |
20 | Прикладная среда графического редактора Paint. | 1 | 7.02 | |
21 | Прикладная среда графического редактора Paint. Практическая работа №8 | 1 | 14.02 | |
22 | Прикладная среда графического редактора Paint. Практическая работа №9 | 1 | 21.02 | |
23 | Прикладная среда графического редактора Paint. Практическая работа №10 | 1 | 28.02 | |
24 | Прикладная среда текстового редактора Word. | 1 | 7.03 | |
25 | Прикладная среда текстового редактора Word. Практическая работа №11 | 1 | 14.03 | |
26 | Прикладная среда текстового редактора Word. Практическая работа №12 | 1 | 21.03 | |
27 | Прикладная среда текстового редактора Word. Практическая работа №13 | 1 | 4.04 | |
28 | Контрольная работа №3. | 1 | 11.04 | |
Техническое обеспечение информационных технологий — 7 часов | ||||
29 | Компьютер как средство обработки информации. | 1 | 18.04 | |
30 | Представление о микропроцессоре. Устройства памяти. Устройства ввода и вывода информации. | 1 | 25.04 | |
31 | Контрольная работа № 4 | 1 | 2.05 | |
32 | История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям | 1 | 9.05 | |
33 | История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям | 1 | 16.05 | |
34 | История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям | 1 | 23.05 | |
35 | История развития компьютерной техники. Классификация компьютеров по функциональным возможностям | 1 | 30.05 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике в 9 классе,
по учебнику: Макаровой Н. В., Информатика 8-9 класс
Количество часов в неделю: - 2
(контрольных работ – 6 часов, практических работ – 38 часов)
№ | Тема урока | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Часть 1. Информационная картина мира | ||||
1 | Основные этапы моделирования | 1 | 3.09 | |
2 | Основные этапы моделирования | 1 | 6.09 | |
3 | 1 | 10.09 | ||
4 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №1 | 1 | 13.09 | |
5 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №2 | 1 | 17.09 | |
6 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №3 | 1 | 20.09 | |
7 | Административная контрольная работа | 1 | 24.09 | |
8 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №4 | 1 | 27.09 | |
9 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №5 | 1 | 1.10 | |
10 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №6 | 1 | 4.10 | |
11 | Моделирование в среде графического редактора Практическая работа №7 | 1 | 8.10 | |
12 | Контрольная работа №1 «Моделирование в среде графического редактора» | 1 | 11.10 | |
13 | 1 | 15.10 | ||
14 | Моделирование в среде текстового процессора Практическая работа №8 | 1 | 18.10 | |
15 | Моделирование в среде текстового процессора Практическая работа №9 | 1 | 22.10 | |
16 | Моделирование в среде текстового процессора Практическая работа №10 | 1 | 25.10 | |
17 | Моделирование в среде текстового процессора Практическая работа №11 | 1 | 29.10 | |
18 | 1 | 8.11 | ||
19 | 1 | 12.11 | ||
20 | 1 | 15.11 | ||
21 | Контрольная работа №2 «Моделирование в среде текстового процессора» | 1 | 19.11 | |
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий | ||||
22 | 1 | 22.11 | ||
23 | 1 | 26.11 | ||
24 | 1 | 29.11 | ||
25 | 1 | 3.12 | ||
26 | Контрольная работа №3 «Алгоритмизация и программы» | 1 | 6.12 | |
27 | 1 | 10.12 | ||
28 | 1 | 13.12 | ||
29 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №12 | 1 | 17.12 | |
30 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №13 | 1 | 20.12 | |
31 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №14 | 1 | 24.12 | |
Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №15 | 1 | 27.12 | ||
Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №16 | 1 | 14.01 | ||
32 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №17 | 1 | 17.01 | |
33 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №18 | 1 | 21.01 | |
34 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №19 | 1 | 24.01 | |
35 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №20 | 1 | 28.01 | |
36 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №21 | 1 | 31.01 | |
37 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №22 | 1 | 4.02 | |
38 | Прикладная среда табличного процессора Excel Практическая работа №23 | 1 | 7.02 | |
39 | Контрольная работа №4 «Прикладная среда табличного процессора Excel» | 1 | 11.02 | |
40 | 1 | 14.02 | ||
41 | Система управления базой данных Access Практическая работа №24 | 1 | 18.02 | |
42 | Система управления базой данных Access Практическая работа №25 | 1 | 21.02 | |
43 | Система управления базой данных Access Практическая работа №26 | 1 | 25.02 | |
44 | Система управления базой данных Access Практическая работа №27 | 1 | 28.02 | |
45 | Система управления базой данных Access Практическая работа №28 | 1 | 4.03 | |
46 | Система управления базой данных Access Практическая работа №29 | 1 | 7.03 | |
47 | Система управления базой данных Access Практическая работа №30 | 1 | 11.03 | |
48 | Система управления базой данных Access Практическая работа №31 | 1 | 14.03 | |
49 | Система управления базой данных Access Практическая работа №32 | 1 | 18.03 | |
50 | Система управления базой данных Access Практическая работа №33 | 1 | 21.03 | |
51 | Система управления базой данных Access Практическая работа №34 | 1 | 1.04 | |
52 | 1 | 4.04 | ||
53 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №35 | 1 | 8.04 | |
54 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №36 | 1 | 11.04 | |
55 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №37 | 1 | 15.04 | |
56 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №38 | 1 | 18.04 | |
57 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №39 | 1 | 22.04 | |
58 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №40 | 1 | 25.04 | |
59 | Коммуникации в глобальной сети Интернет Практическая работа №41 | 1 | 29.04 | |
60 | Контрольная работа №5 «Система управления базой данных Access.Коммуникации в глобальной сети» | 1 | 2.05 | |
Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий | ||||
61 | 1 | 6.05 | ||
62 | 1 | 13.05 | ||
63 | 1 | 16.05 | ||
64 | 1 | 20.05 | ||
65 | Контрольная работа №6 «Логические основы построения компьютера» | 1 | 23.05 | |
66-68 | Резервное время | 1 |
Список литературы
- Учебник «Информатика и ИКТ 8-9 класс»/ Н. В. Макарова, СПб: «Питер» - 2008 год.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Информатика. «Дрофа». Москва. 2007.
- Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) для 5-11 классов / Н. В. Макарова. Спб: «Питер» - 2009 г.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
- Практикум по информатике и ИКТ. 8-9 класс / Н. В. Макарова. – СПб: «Питер» - 2010 г.
- Практикум-задачник по моделированию к учебнику информатики и ИКТ для 7-9 классов/ Н. В. Макарова. – СПб: «Питер», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...