Урок ИКТ "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Урок включает конспект и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemy_schisleniya.pptx816.72 КБ
Файл sistemy_schisleniya.docx557.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системы счисления

Слайд 2

В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей».

Слайд 3

Система счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр. Числа: 123, 45678, 1010011, CXL Цифры : 0, 1, 2, … I, V, X, L, … Алфавит – это набор цифр . {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

Слайд 4

Системы счисления Позиционные Количественные значения символов, используемых для записи чисел, зависит от их положения (места,) в коде числа Непозиционные Количественные значения символов, используемых для записи чисел, не зависит от их положения (места,) в коде числа

Слайд 5

Непозиционные системы Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1 баран, …)

Слайд 6

Система счисления в Древнем Египте

Слайд 7

Славянский цифровой алфавит

Слайд 8

Римская система счисления Правила : не ставят больше трех одинаковых цифр подряд если младшая цифра (только одна !) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы ( частично непозиционная !)

Слайд 9

Позиционные системы Десятичная система: Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Основание (количество цифр): 10 3 7 5 сотни десятки единицы разряды 3 7 5 = 3 · 10 2 + 7 · 10 1 + 5· 10 0

Слайд 10

Назовите другие позиционные системы счисления. Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная …

Слайд 11

Двоичная система счисления Двоичная система: Алфавит: 0, 1 Основание (количество цифр): 2 10  2 2  0 2 9 18 1 2 4 8 1 2 2 4 0 2 1 2 0 2 0 0 1 19 = 10011 2 система счисления 10011 2 4 3 2 1 0 разряды = 1 · 2 4 + 0 · 2 3 + 0 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 = 16 + 2 + 1 = 19 19



Предварительный просмотр:

Тема. Системы счисления.

Цели урока:

Образовательная: - Способствовать формированию знаний о системах счисления.

-  Познакомиться с понятием непозиционных систем счисления, примерами непозиционных систем счисления. Выработать умение записывать числа в непозиционных системах счисления.

- Ввести понятие позиционной системы счисления. Рассмотреть позиционные системы счисления  на примере десятичной и двоичной системах счисления. Выработать умения перевода  →  и       → .

Развивающая:      - развитие логического мышления учащихся;

 - способствовать развитию познавательной активности учеников;

Воспитательная:  - воспитание интереса к предмету;

 - воспитание  общей культуры.

Вид урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация «Системы счисления».

Ход урока.

  1. Коммуникативная атака. (слайд 1).

- Как вы думаете, почему у математика получилась такая странная автобиография?

-Дело в том, что он пользовался другой системой счисления. Запишите тему нашего урока: Системы счисления.

II. Объяснение нового материала.

- Что же такое система счисления? (слайд 2).

- Запишем в тетрадь определение и основные понятия системы счисления.

- На следующем слайде представлены виды систем счисления: позиционные и непозиционные. (слайд 3)

- Рассмотрим примеры непозиционных систем. Самая простая – унарная (слайд 4).

- Приведите примеры унарной системы счисления.

- Следующая система счисления – это система счисления Древнего Египта.

(слайд 5)

- В этой системе счисления есть знаки (алфавит) обозначающие числа: 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000, 1 000 000. Остальные числа получаются из этих знаков с помощью операции сложения, т.е. чтобы написать в этой системе счисления число 300 необходимо нарисовать три символа обозначающие число 100 (свернутые пальмовые листы).

- (слайд 6) На этом слайде приведен славянский цифровой алфавит. Каждая буква обозначает некоторое число. 

- Следующая система вам знакома – это Римская система счисления (слайд 7). 

- Запишем алфавит с.с. и основные правила.

Алфавит: 1-I, 5-V, 10-X, 50-L, 100 - C, 500- D, 1000 – M.

Правила:

  1. Не ставят больше трех одинаковых цифр подряд
  2. Если младшая цифра (только одна) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы.

Самостоятельная работа.

- У каждого на листочке написано число. Я поочередно буду вам показывать слайды с изученными нами непозиционными системами счисления, ваша задача за отведенное время записать ваше число в этих системах счисления.

число

733

652

583

495

666

354

796

211

178

937

-  Теперь вернемся к теме нашего урока и рассмотрим позиционные системы. (слайд 8)

- Первая позиционная система счисления, с которой мы познакомимся, будет десятичная С.С. Она вам хорошо знакома, ведь вы постоянное ей пользуетесь. Эта система счисления была изобретена в Индии. Алфавит (цифры, символы, знаки которые используются в системе счисления для записи числа): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Основание (количество цифр в алфавите) 10.   У нас дано число 375. Что обозначает в этой записи цифра 3, 7, 5? ( 300, 70, 5. Сотни, десятки, единицы). Можем сделать вывод, что значение цифры зависит от разряда. Представим число 375 в виде суммы:

375=3*100+7*10+5*1 = 3* +7*+5* .

- Назовите другие позиционные системы? (слайд 9)

- Рассмотрим подробнее двоичную систему счисления. (слайд 10)

- Назовите основание двоичной системы счисления.(2)

- Из каких цифр состоит алфавит двоичной системы счисления (0,1).

- Где используется двоичная система счисления?

- Правило перевода из десятичной С.С. в двоичную С.С.:

1)  делим число на 2 и находим частное и остаток.

2) частное делим на 2 и находим частное и остаток.

3) и т.д. до частного = 0.

4)выписываем все остатки в обратном порядке.

(пример  →)

- Правило перевода из двоичной С.С. в десятичную С.С.:

1) Дано число

Находим  , .

2)складываем полученные результаты.

(пример )

III.Закрепление изученного материала.

Упр1.(работа у доски)

 а)  →

 б)  →

 в)  →

Упр 2. (работа у доски)

а)

б)

в)

IV. Итоги урока.

  1. Домашняя работа: ,  →.
  2. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Системы счисления"

Помощь преподавателю к проведению урока по теме "Система счисления"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

Урок "Системы счисления". 10 класс

Представлен материал Перевод чисел из  любой системы счисления в десятичную. (Из 2-ой, 8-ой, 16-ой)Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую с примерами и заданиямиУказано...

открытый урок "Системы счисления"

Урок по информатике для 9 класса по теме "Системы счисления"...

Открытый урок Системы счисления

Разаботка урока по изучению темы системы счисчления. В данном уроке рассматривается различные системы счисления и способы перевода чисел из них....

Презентация к уроку "Системы счисления"

Данная презентация поможет  учителю подготовится к уроку по теме "Системы счисления"...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...