Урок ИКТ "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Урок включает конспект и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_schisleniya.pptx | 816.72 КБ |
sistemy_schisleniya.docx | 557.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей».
Система счисления – это способ записи чисел с помощью специальных знаков – цифр. Числа: 123, 45678, 1010011, CXL Цифры : 0, 1, 2, … I, V, X, L, … Алфавит – это набор цифр . {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}
Системы счисления Позиционные Количественные значения символов, используемых для записи чисел, зависит от их положения (места,) в коде числа Непозиционные Количественные значения символов, используемых для записи чисел, не зависит от их положения (места,) в коде числа
Непозиционные системы Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1 баран, …)
Система счисления в Древнем Египте
Славянский цифровой алфавит
Римская система счисления Правила : не ставят больше трех одинаковых цифр подряд если младшая цифра (только одна !) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы ( частично непозиционная !)
Позиционные системы Десятичная система: Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Основание (количество цифр): 10 3 7 5 сотни десятки единицы разряды 3 7 5 = 3 · 10 2 + 7 · 10 1 + 5· 10 0
Назовите другие позиционные системы счисления. Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная …
Двоичная система счисления Двоичная система: Алфавит: 0, 1 Основание (количество цифр): 2 10 2 2 0 2 9 18 1 2 4 8 1 2 2 4 0 2 1 2 0 2 0 0 1 19 = 10011 2 система счисления 10011 2 4 3 2 1 0 разряды = 1 · 2 4 + 0 · 2 3 + 0 · 2 2 + 1 · 2 1 + 1 · 2 0 = 16 + 2 + 1 = 19 19
Предварительный просмотр:
Тема. Системы счисления.
Цели урока:
Образовательная: - Способствовать формированию знаний о системах счисления.
- Познакомиться с понятием непозиционных систем счисления, примерами непозиционных систем счисления. Выработать умение записывать числа в непозиционных системах счисления.
- Ввести понятие позиционной системы счисления. Рассмотреть позиционные системы счисления на примере десятичной и двоичной системах счисления. Выработать умения перевода → и → .
Развивающая: - развитие логического мышления учащихся;
- способствовать развитию познавательной активности учеников;
Воспитательная: - воспитание интереса к предмету;
- воспитание общей культуры.
Вид урока: изучение нового материала
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация «Системы счисления».
Ход урока.
- Коммуникативная атака. (слайд 1).
- Как вы думаете, почему у математика получилась такая странная автобиография?
-Дело в том, что он пользовался другой системой счисления. Запишите тему нашего урока: Системы счисления.
II. Объяснение нового материала.
- Что же такое система счисления? (слайд 2).
- Запишем в тетрадь определение и основные понятия системы счисления.
- На следующем слайде представлены виды систем счисления: позиционные и непозиционные. (слайд 3)
- Рассмотрим примеры непозиционных систем. Самая простая – унарная (слайд 4).
- Приведите примеры унарной системы счисления.
- Следующая система счисления – это система счисления Древнего Египта.
(слайд 5)
- В этой системе счисления есть знаки (алфавит) обозначающие числа: 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000, 1 000 000. Остальные числа получаются из этих знаков с помощью операции сложения, т.е. чтобы написать в этой системе счисления число 300 необходимо нарисовать три символа обозначающие число 100 (свернутые пальмовые листы).
- (слайд 6) На этом слайде приведен славянский цифровой алфавит. Каждая буква обозначает некоторое число.
- Следующая система вам знакома – это Римская система счисления (слайд 7).
- Запишем алфавит с.с. и основные правила.
Алфавит: 1-I, 5-V, 10-X, 50-L, 100 - C, 500- D, 1000 – M.
Правила:
- Не ставят больше трех одинаковых цифр подряд
- Если младшая цифра (только одна) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы.
Самостоятельная работа.
- У каждого на листочке написано число. Я поочередно буду вам показывать слайды с изученными нами непозиционными системами счисления, ваша задача за отведенное время записать ваше число в этих системах счисления.
число |
733 |
652 |
583 |
495 |
666 |
354 |
796 |
211 |
178 |
937 |
- Теперь вернемся к теме нашего урока и рассмотрим позиционные системы. (слайд 8)
- Первая позиционная система счисления, с которой мы познакомимся, будет десятичная С.С. Она вам хорошо знакома, ведь вы постоянное ей пользуетесь. Эта система счисления была изобретена в Индии. Алфавит (цифры, символы, знаки которые используются в системе счисления для записи числа): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Основание (количество цифр в алфавите) 10. У нас дано число 375. Что обозначает в этой записи цифра 3, 7, 5? ( 300, 70, 5. Сотни, десятки, единицы). Можем сделать вывод, что значение цифры зависит от разряда. Представим число 375 в виде суммы:
375=3*100+7*10+5*1 = 3* +7*+5* .
- Назовите другие позиционные системы? (слайд 9)
- Рассмотрим подробнее двоичную систему счисления. (слайд 10)
- Назовите основание двоичной системы счисления.(2)
- Из каких цифр состоит алфавит двоичной системы счисления (0,1).
- Где используется двоичная система счисления?
- Правило перевода из десятичной С.С. в двоичную С.С.:
1) делим число на 2 и находим частное и остаток.
2) частное делим на 2 и находим частное и остаток.
3) и т.д. до частного = 0.
4)выписываем все остатки в обратном порядке.
(пример →)
- Правило перевода из двоичной С.С. в десятичную С.С.:
1) Дано число
Находим , .
2)складываем полученные результаты.
(пример →)
III.Закрепление изученного материала.
Упр1.(работа у доски)
а) →
б) →
в) →
Упр 2. (работа у доски)
а)→
б)→
в)→
IV. Итоги урока.
- Домашняя работа: →, →.
- Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Системы счисления"
Помощь преподавателю к проведению урока по теме "Система счисления"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС
Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...
Урок "Системы счисления". 10 класс
Представлен материал Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную. (Из 2-ой, 8-ой, 16-ой)Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую с примерами и заданиямиУказано...
открытый урок "Системы счисления"
Урок по информатике для 9 класса по теме "Системы счисления"...
Открытый урок Системы счисления
Разаботка урока по изучению темы системы счисчления. В данном уроке рассматривается различные системы счисления и способы перевода чисел из них....
Презентация к уроку "Системы счисления"
Данная презентация поможет учителю подготовится к уроку по теме "Системы счисления"...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...