Из опыта работы. Культурологические основы преподавания графического редактора.
материал по информатике и икт по теме
Хочу поделиться небольшим опытом в изучении графических редакторов. Эта тема проходит через весь курс информатики и вызывает интерес у учащихся, так как все большее число из них проявляет желание творить свою виртуальную реальность, используя имеющиеся графические пакеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 253.5 КБ |
Презентация | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины – информатики. Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике). В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.
Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
В современной школе нет более трудной профессии. Необходимость каждые два года начинать все с нуля не знакома преподавателям других дисциплин. Данный предмет предъявляет к учителю особые требования. Во-первых, это должен быть достаточно эрудированный человек. Знание таких предметов, как русский язык, математика, физика, английский язык просо необходимо. Во-вторых, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть и психологом, и техником одновременно. В этих занятиях принимают участие трое: учитель, учащийся и компьютер. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, должна хорошо работать связка « учащийся-компьютер». А учитель должен установить их взаимодействие и руководить им. В- третьих, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения. Рассказывая о команде или программе, я должна знать, как они выполняются на практике, к каким приводят результатам. В-четвертых, учителю необходимо непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними.
Как направить творческую энергию школьников на уроках информатики в реальное дело, наполнить их работу в изучении текстовых и графических редакторов значимым смыслом?
Хочу поделиться небольшим опытом в изучении графических редакторов. Эта тема проходит через весь курс информатики и вызывает интерес у учащихся, так как все большее число из них проявляет желание творить свою виртуальную реальность, используя имеющиеся графические пакеты. Благодаря факультативу « Компьютерная графика» я могу преподнести детям данную тему в наиболее развернутом варианте. Программа курса « Компьютерная графика» представлена автором Л.А. Залоговой и входит в пакет программ для общеобразовательных учреждений. Цель курса заключается в том, чтобы
- дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений
- рассмотреть основные возможности наиболее популярных графических программ
- научить создавать собственные изображения, используя главные инструменты этих программ
Однако анализируя тенденции и художественный уровень « творений», размещенных в Интернете или демонстрируемых по телевидению, приходится констатировать, что во многом « оборвалась времен связующая нить». Преемственности художественных, этических и эстетических традиций часто не наблюдается. « Поколение.ru», создающее свою виртуальную реальность, не напитано традициями ни национальной, ни мировой художественной культуры.
Поэтому для прохождения данного курса я воспользовалась методикой Татьяны Александровны Подосениной. Используя её, я преследую следующие цели,
- развитие биофильной ориентации ребенка
- формирование положительной « Я – концепции»
- развитие образного и пространственного мышления
Компьютер рассматривается лишь как средство для достижения этих целей.
Развитие биофильной ориентации ребенка является моей основной целью ( биофилия – любовь к живому, в отличии от некрофилии – любви к неживому). Время, в которое мы живем, в силу технократической направленности современной цивилизации изобилует большим количеством некрофильных искусов: компьютеры с электронными играми, индустриальная кукла Барби, упакованная функциональными аксессуарами, мультипликационные фильмы с роботами и т.д. Вырастая некрофилом, ребенок становиться тяжелым невротиком. Поэтому темы уроков подбираются так, чтобы любовь к живому превалировала над техническими манипуляциями в самом графическом редакторе, а компьютер рассматривался лишь как средство выражения сути, образа, чувства, т. е. как средство самовыражения ребенка.
Совокупность устойчивых представлений человека о себе называется « Я – концепцией». Положительная « Я – концепция» позволяет человеку предполагать, что он сможет выполнить ту или иную задачу, и спокойно совершать действия по её выполнению. Отрицательная « Я - концепция « оказывает тормозящее, угнетающее, парализующее действие, приводя человека в непродуктивное состояние. Очевидно, что для адаптивности человека в обществе ему необходимо иметь положительную « Я – концепцию», т. е. положительную оценку своих способностей и возможностей. « Ты можешь!» - основополагающее убеждение, которое искренне звучит на протяжении всего процесса обучения.
Достаточно часто в нашей образовательной системе из цепочки понятие – образ остается только первая часть – понятие . Поэтому развитие образного мышления является одной из целей моих уроков. Методика построения их такова , что в процессе настройки на тему урока у ребенка вызывается ряд ассоциаций, которые наслаиваются, как снежный ком , помогая создать образ. Также использую систему упражнений , позволяющих осуществлять « уход в пространство», « захват пространства», что способствует созданию трехмерных рисунков и ощущению перспективы.
Психологические аспекты методики построения уроков направляю на формирование гармоничной личности с положительной « Я – концепцией». Каждый ребенок на каждом уроке, вне зависимости от успешности или не успешности выполнения задания по заданной тематике, но при наличии старания ( желания) его выполнить, должен чувствовать, что создал нечто неоспоримо значимое и ценное, достойное внимания и восхищения.
Поскольку любой рисунок представляет собой материал для психологического тестирования, то важным аспектом являются психодиагностика и психокоррекция.
Компьютерная графика в первую очередь связана с цветом, поэтому для работы с ней необходимы минимальные знания о воздействии цвета на психику человека, т.е. о механизмах цветовосприятия и цветопредпочтения. В Японии педагоги специально анализируют детские рисунки с целью выявления цветопредпочтения детей. Они полагают, что нарушение цветовосприятия говорит о дисгармонии в психике, и если наладить правильное восприятие цвета, то происходит восстановление гармонии психической жизни ребенка. Предпочтение, отдаваемое ребенком одному цвету, и неприятие другого имеют определенное значение: выбор цвета точно отражает душевное состояние.
Именно комплексный подход к урокам компьютерной графики помогает мне увлечь детей, помочь им чувствовать свою успешность, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом.
Методически уроки строю традиционно – от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графического редактора, и одновременно обретают навыки работы за компьютером: хранение файлов, копирование, использования элементов графического интерфейса и понимания символических значений элементов этого интерфейса. Предлагаемые на уроках задания, объединенные единой тканью искусствоведческой тематики, в рамках которой происходит освоение технических возможностей редактора, тесно связаны с привычным миром детства: сказками, фольклором в изобразительном искусстве и предметах бытовой утвари, народными и традиционными праздниками, временами года, городской и парковой архитектурой.
Уроки поддерживаю большим количеством иллюстраций. Я считаю, что иллюстративный материал предназначен для решения таких задач как:
- Придать наглядность объяснениям инструментальной среды
- Продемонстрировать эталон, к которому следует стремится, и на примерах рисунков детей подчеркнуть достижимость эталона.
- Проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.
Первые уроки в графическом редакторе очень сложны. Чтобы немного облегчить труд ученика готовлю технологические карты, где пошагово показана примерная последовательность рисования некоторого объекта и инструменты, и приспособления, с помощью которых ученик добивается успеха. Вот одна из таких карт.
№ | Последовательность выполнения рисунка | Инструменты и приспособления |
1 | овал | |
2 | Рисунок, непрозрачный фон, выделение, перенос | |
3 | кисть |
Как только ученик овладеет инструментарием графического редактора у него проходит неуверенность и напряженность в работе. После этого начинается вдумчивая и раскрепощенная работа детей, когда их фантазия не знает границ. Дальнейшие детские работы радуют и удивляют, нужно только мягко помочь им пройти начальный этап обучения.
По мере возможности пользуюсь данной методикой и при изучении графических редакторов в 5 и 6 классах. Так как академический час ограничен, а создание действительно интересных, художественных иллюстраций – дело кропотливое, поэтому на обычном уроке ребенок не может создать что то значительное. Ввиду этого я ввожу минимум искусствоведческих знаний и больше времени отвожу на овладение графическим инструментарием при создании маленьких композиций. Вот некоторые из них.
Чтобы развивать интерес у учащихся к своему предмету провожу внеклассные мероприятия. Одно из таких мероприятий было посвящено компьютерной графике. Внеклассное мероприятие называлось « Счастливый случай». В 5 гейме – « Домашнее задание» - ребята заранее должны были заготовить рисунки на тему: « Как прекрасен этот мир».
И в заключение хочу сказать следующее. Очень велик разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий, освоение которых требует много сил и времени и само по себе увлекательно. С детства погрузившись в виртуальную культуру в том виде, в котором она сейчас существует, в пласт традиционной мировой культуры дети входят поверхностно, не напитывая ею душу, т.е. только на уровне информации, с иссушающим душу рационализмом, не понимая, что этим не только обедняют себя но и создают психологические проблемы, которые им придется решать во взрослой жизни. Курс компьютерной графики для детей, основанный на традиционных культурологических ценностях, с использованием новейших технологий как для творческого самовыражения, возможно, способен стать такой связующей нитью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
развитие биофильной ориентации ребенка Формирование положительной « Я – концепции» Развитие образного и пространственного мышления Цели:
Совокупность устойчивых представлений человека о себе называется « Я –концепцией»
Тематика заданий
Придать наглядность объяснениям инструментальной среды Продемонстрировать эталон, к которому следует стремиться, и на примерах рисунков детей подчеркнуть достижимость эталона. Проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм
Зинченко Юлия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в текстовом и графическом редакторах
Практическая работа в текстовом и графическом редакторах, позволяющая проверить приобретенные навыки работы в этих прикладных программах + шифрование информации....
Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint"
Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint" для учащихся 5 классов при работе с инструментом "Масштаб"....
Работа с фрагментами в графическом редакторе
Работа с фрагментами в графическом редакторе...
Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)
Технологическая карта урока. Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).УМК Босо...
Практический урок информатики по теме "Работа с объектами в графическом редакторе Paint"
Представлено несколько упражнений для учеников в графическом редакторе. Выполнив их, учащиеся хорошо освоят эту тему, так как в описании упражнений поэтапно расписаны все действия в графическом ...
Конспект урока по информатике на тему «Работа со слоями в графическом редакторе GIMP. Прозрачность слоя» 7 класс
Ход урока. Инструкция и картинки для выполнения данной работы и небольшая презентация с итоговой работой и критерием оценивания...
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...