Практическая работа в текстовом и графическом редакторах
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме
Практическая работа в текстовом и графическом редакторах, позволяющая проверить приобретенные навыки работы в этих прикладных программах + шифрование информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_barskoy_usadby.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Комарова Н.В., ГОУ школа № 310 «Слово» Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Тема: Работа в прикладных программах: текстовый редактор Microsoft Word и графический редактор Paint
6 класс
Цели урока:
- Проверка навыков работы с несколькими прикладными программами
- Проверка навыков работы в текстовом редакторе (поиск и замена) и в графическом редакторе
- Проверка навыков шифровки информации
- Развитие творческой активности
Задачи урока:
- Выявить и сформулировать проблемную ситуацию
- Вспомнить, как использовать нужные программные средства для решения задачи
Программное обеспечение:
- Текстовый редактор Microsoft Word
- Графический редактор Paint
- Калькулятор
Раздаточный материал: алфавит русского языка, ключ к шифровке, текст завещания.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Что такое кодирование?
Что такое шифрование:
Какие способы шифрования вы знаете?
Для чего предназначен текстовый редактор? Графический?
Повторение возможностей работы в многооконном режиме: Как свернуть окно программы? Как восстановить?
Мотивация.
Учащиеся должны представить следующую ситуацию: три школьника 6 класса одной из сельских школ Весьегонского района Тверской области нашли в дупле столетнего дуба жестяную банку, в которой на пожелтевшем от времени листе были две записи, одна из которых была понятна, и в ней говорилось о месте, где храниться сундук с состоянием барина, жившем в позапрошлом веке, другая содержала буквы русского языка и цифры, записанные вперемежку. Ребят заинтересовало, какой смысл таят в себе непонятные записи…
Заданные условия:
Перед учащимися текст завещания с шифровкой, описывающей план местности, где зарыты семейные реликвии.
- Практическая работа (30 минут)
- Учащиеся загружают файл с текстом записки в текстовый редактор.
Завещание
Я, Бедов Виталий Федорович, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещая всё моё состояние потомкам, которые сумеют расшифровать это завещание. Сундук с моими сбережениями зарыт на территории фамильной усадьбы.
Для того чтобы сориентироваться вам необходимо нарисовать план. Размеры усадьбы даю в масштабе, и предметы располагаются так на момент моей жизни.
Построение плана:
- Н33ч28рт24 пр01м1813г18льн24к д28с01ть см н33 дв33дц22ть см
- Пр18в28д24 28г18 д2433г18н33л24
- Н33 п28р28с28ч28н2424 д2433г18н33л28й 18тм28ть б33рск1302 13с33дьб13 в в24д28 кв33др33т33, 18кр33ш28нн18г18 в ж28лтый цв28т
- П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 18т л28в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
- Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн1828 18б18зн33ч28н2428: тр2813г18льн24к з28л28н18г18 цв28т33 (б28с28дк33)
- П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 18т л28в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
- Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн18й 18б18зн33ч28н2428: 18в33л г18л13б18г18 цв28т33 (пр13д)
- П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 24з пр33в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
- Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн1828 18б18зн33ч28н2428: кр13г к18р24чн28в18г18 цв28т33 (к18л18д28ц)
- С1828д24н24 тр2813г18льн24к 24 кр13г пр01м18й л24н2428й
- 18тм28ть с28р28д24н13 03т18й л24н2424 зн33к18м «=»
- С1828д24н24 тр2813г18льн24к 24 18в33л пр01м18й л24н2428й
- 18тм28ть с28р28д24н13 03т18й л24н2424 зн33к18м «*»
- С1828д24н24 «=» 24 «8» пр01м18й л24н2428й
- 18тм28ть т18чк13 п28р28с28ч28н2401 03т18й л24н2424 24 д2433г18н33л24 фл33жк18м
Флажок показывает место, где зарыт сундук
Учитель:
Ключ к шифровке
Александрия
33л28кс33ндр2401
Какой способ шифрования был применен?
Используя раздаточный материал с алфавитом расшифруйте сообщение.
Учитель: Каким образом в текстовом редакторе можно осуществить замену одного символа (или группы символов) на другой символ (или группу символов)? Используя возможности поиска и замены, учащиеся расшифровывают сообщение, с описанием места, где находятся реликвии, если им не удается расшифровать файл самостоятельно, то они загружают файл, в котором храниться ключ к шифровке.
(После расшифровки для удобства работы можно дать план, распечатанный на листе бумаги)
- Используя возможности графического редактора и руководствуясь расшифрованными записями, чертят план местности, на котором расставляют условные обозначения (условные обозначения можно придумать самим)
- Откройте графический редактор. Настройте нужный размер листа. (п.1)
- Выполнение задания по плану, заданному в завещании, используя инструменты: Линия, Прямоугольник, Заливка, Эллипс (Shift+эллипс=круг), Надпись.
Учитель:
Как нарисовать прямую? Квадрат? Элипс? Круг?
Как сделать надпись?
С помощью какого инструмента можно закрасить геометрическую фигуру?
Учащиеся выполняют задание в графическом редакторе.
- Скопировать полученное изображение в текстовый редактор.
Учитель: Как скопировать созданное изображение в графический редактор (С помощью меню: Правка|Выделить, Правка|Копировать)
Вставить полученное изображение в текстовый редактор (Правка|Вставить).
- Под планом местности учащиеся записывают условные обозначения и что они обозначают, но для того, чтобы злоумышленники не смогли добраться до сундука, подписывают обозначения в зашифрованном виде (например, используя шифр замены Юлия Цезаря: каждая буква заменяется на четвертую по счету от нее в алфавите)
Дополнительное задание:
Тем учащимся, которые быстро справятся с предложенной задачей, можно дать задание вычислить, за какое время ребята смогут откопать сундук, если известно, что он зарыт на глубине 4 м, а копать они смогут со скоростью 20 см. в минуту.
4. Проверка выполнения работы, подведение итогов урока (3 минут)
Приложения.
- Ключ к шифровке:
Александрия
33л28кс33ндр2401
- Завещание
Я, Бедов Виталий Федорович, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещая всё моё состояние потомкам, которые сумеют расшифровать это завещание. Сундук с моими сбережениями зарыт на территории фамильной усадьбы.
Для того чтобы сориентироваться вам необходимо нарисовать план. Размеры усадьбы даю в масштабе, и предметы располагаются так на момент моей жизни.
Построение плана:
- Начерти прямоугольник десять см на двадцать см
- Проведи его диагонали
- На пересечении диагоналей отметь барскую усадьбу в виде квадрата, окрашенного в желтый цвет
- Половину диагонали, идущей от левого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
- На отмеченной точке поставь условное обозначение: треугольник зеленого цвета (беседка)
- Половину диагонали, идущей от левого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
- На отмеченной точке поставь условной обозначение: овал голубого цвета (пруд)
- Половину диагонали, идущей из правого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
- На отмеченной точке поставь условное обозначение: круг коричневого цвета (колодец)
- Соедини треугольник и круг прямой линией
- отметь середину этой линии знаком «=»
- Соедини треугольник и овал прямой линией
- отметь середину этой линии знаком «*»
- Соедини «=» и «8» прямой линией
- отметь точку пересечения этой линии и диагонали флажком
3. Алфавит русского языка:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л
М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практические работы в текстовом редакторе
Практические работы предназначены для первых уроков в текстовом редакторе...
Практическая работа "Создание рисунков в графическом растровом редакторе Paint"
Данная практическая работа содержит пошаговый алгоритм выполнения изображения "Клоун" в среде графического растрового редактора Paint. Практическая работа предназначена для студентов первого курса СПО...
Лабораторно-практические работы в текстовом редакторе Word.
Данная работа состоит из 5 лабораторно-практических работ в тестовом редакторе Word....
Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint"
Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint" для учащихся 5 классов при работе с инструментом "Масштаб"....
Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)
Технологическая карта урока. Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).УМК Босо...
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...
Практическая работа «Обработка фотографий в графическом редакторе Gimp»
Задания для проверки усвоения темы "Работа в графическом редакторе Gimp"...