Практическая работа в текстовом и графическом редакторах
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Комарова Наталья Васильевна

Практическая работа в текстовом и графическом редакторах, позволяющая проверить приобретенные навыки работы в этих прикладных программах + шифрование информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_barskoy_usadby.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Комарова Н.В., ГОУ школа № 310 «Слово» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Тема: Работа в прикладных программах: текстовый редактор Microsoft Word и графический редактор Paint

6 класс

Цели урока:

  1. Проверка навыков работы с несколькими прикладными программами
  2. Проверка навыков работы в текстовом редакторе (поиск и замена) и в графическом редакторе
  3. Проверка навыков шифровки информации
  4. Развитие творческой активности

Задачи урока:

  1. Выявить и сформулировать проблемную ситуацию
  2. Вспомнить, как использовать нужные программные средства для решения задачи

Программное обеспечение:

  1. Текстовый редактор Microsoft Word
  2. Графический редактор Paint
  3. Калькулятор

Раздаточный материал: алфавит русского языка, ключ к шифровке, текст завещания.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Что такое кодирование?

Что такое шифрование:

Какие способы шифрования вы знаете?

Для чего предназначен текстовый редактор? Графический?

Повторение возможностей работы в многооконном режиме: Как свернуть окно программы? Как восстановить?

Мотивация.

Учащиеся должны представить следующую ситуацию: три школьника 6 класса одной из сельских школ Весьегонского района Тверской области нашли в дупле столетнего дуба жестяную банку, в которой на пожелтевшем от времени листе были две записи, одна из которых была понятна, и в ней говорилось о месте, где храниться сундук с состоянием барина, жившем в позапрошлом веке, другая содержала буквы русского языка и цифры, записанные вперемежку.  Ребят заинтересовало, какой смысл таят в себе непонятные записи…

Заданные условия:

Перед учащимися текст завещания с шифровкой, описывающей план местности, где зарыты семейные реликвии.

  1. Практическая работа (30 минут)
  1. Учащиеся загружают файл с текстом записки в текстовый редактор.

Завещание

Я,  Бедов Виталий Федорович, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещая всё моё состояние потомкам, которые сумеют расшифровать это завещание. Сундук с моими сбережениями зарыт на территории фамильной усадьбы.

Для того  чтобы сориентироваться вам необходимо нарисовать план. Размеры усадьбы даю в масштабе, и предметы располагаются так на момент моей жизни.

Построение плана:

  1. Н33ч28рт24 пр01м1813г18льн24к д28с01ть см н33 дв33дц22ть см
  2. Пр18в28д24 28г18 д2433г18н33л24
  3. Н33 п28р28с28ч28н2424 д2433г18н33л28й 18тм28ть б33рск1302 13с33дьб13 в в24д28 кв33др33т33, 18кр33ш28нн18г18 в ж28лтый цв28т
  4. П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 18т л28в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
  5. Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн1828 18б18зн33ч28н2428: тр2813г18льн24к з28л28н18г18 цв28т33 (б28с28дк33)
  6. П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 18т л28в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
  7. Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн18й 18б18зн33ч28н2428: 18в33л г18л13б18г18 цв28т33 (пр13д)
  8. П18л18в24н13 д2433г18н33л24, 24д13щ28й 24з пр33в18г18 в28рхн28г18 13гл33 д18 т18чк24 п28р28с28ч28н2401 д2433г18н33л28й, р33зд28л24 н33 дв28 р33вны28 ч33ст24
  9. Н33 18тм28ч28нн18й т18чк28 п18ст33вь 13сл18вн1828 18б18зн33ч28н2428: кр13г к18р24чн28в18г18 цв28т33 (к18л18д28ц)
  10. С1828д24н24 тр2813г18льн24к 24 кр13г пр01м18й л24н2428й
  11. 18тм28ть с28р28д24н13 03т18й л24н2424 зн33к18м «=»
  12. С1828д24н24 тр2813г18льн24к 24 18в33л пр01м18й л24н2428й
  13. 18тм28ть с28р28д24н13 03т18й л24н2424 зн33к18м «*»
  14. С1828д24н24 «=» 24 «8» пр01м18й л24н2428й
  15. 18тм28ть т18чк13 п28р28с28ч28н2401 03т18й л24н2424 24 д2433г18н33л24 фл33жк18м

Флажок показывает место, где зарыт сундук

Учитель:

Ключ к шифровке

Александрия

33л28кс33ндр2401

Какой способ шифрования был применен?

Используя раздаточный материал с алфавитом расшифруйте сообщение.

Учитель:  Каким образом в текстовом редакторе можно осуществить замену одного символа (или группы символов) на другой символ (или группу символов)? Используя возможности поиска и замены, учащиеся расшифровывают сообщение, с описанием места, где находятся реликвии, если им не удается расшифровать файл самостоятельно, то они загружают файл, в котором храниться ключ к шифровке.

(После расшифровки для удобства работы можно дать план, распечатанный на листе бумаги)

  1. Используя возможности графического редактора и руководствуясь расшифрованными записями, чертят план местности, на котором расставляют условные обозначения (условные обозначения можно придумать самим)
  2. Откройте графический редактор. Настройте нужный размер листа. (п.1)
  3. Выполнение задания по плану, заданному в завещании, используя инструменты: Линия, Прямоугольник, Заливка, Эллипс (Shift+эллипс=круг), Надпись.

Учитель:

 Как нарисовать прямую? Квадрат? Элипс? Круг?

 Как сделать надпись?

 С помощью какого инструмента можно закрасить геометрическую фигуру?

Учащиеся выполняют задание в графическом редакторе.

  1. Скопировать полученное изображение в текстовый редактор.

Учитель: Как скопировать созданное изображение в графический редактор (С помощью меню: Правка|Выделить, Правка|Копировать)

Вставить полученное изображение в текстовый редактор (Правка|Вставить).

  1. Под планом местности учащиеся записывают условные обозначения и что они обозначают, но для того, чтобы злоумышленники не смогли добраться до сундука, подписывают обозначения в зашифрованном виде (например, используя шифр замены Юлия Цезаря: каждая буква заменяется на четвертую по счету от нее в алфавите)

Дополнительное задание:

Тем учащимся, которые быстро справятся с предложенной задачей, можно дать задание вычислить, за какое время ребята смогут откопать сундук, если известно, что он зарыт на глубине 4 м, а копать они смогут со скоростью 20 см. в минуту.

4. Проверка выполнения работы, подведение итогов урока (3 минут)


Приложения.

  1. Ключ к шифровке:

Александрия

33л28кс33ндр2401

  1. Завещание

Я,  Бедов Виталий Федорович, находясь в здравом уме и твердой памяти, завещая всё моё состояние потомкам, которые сумеют расшифровать это завещание. Сундук с моими сбережениями зарыт на территории фамильной усадьбы.

Для того  чтобы сориентироваться вам необходимо нарисовать план. Размеры усадьбы даю в масштабе, и предметы располагаются так на момент моей жизни.

Построение плана:

  1. Начерти прямоугольник десять см на двадцать см
  2. Проведи его диагонали
  3. На пересечении диагоналей отметь барскую усадьбу в виде квадрата, окрашенного в желтый цвет
  4. Половину диагонали, идущей от левого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
  5. На отмеченной точке поставь условное обозначение: треугольник зеленого цвета (беседка)
  6. Половину диагонали, идущей от левого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
  7. На отмеченной точке поставь условной обозначение: овал голубого цвета (пруд)
  8. Половину диагонали, идущей из правого верхнего угла до точки пересечения диагоналей, раздели на две равные части
  9. На отмеченной точке поставь условное обозначение: круг коричневого цвета (колодец)
  10. Соедини треугольник и круг прямой линией
  11. отметь середину этой линии знаком «=»
  12. Соедини треугольник и овал прямой линией
  13. отметь середину этой линии знаком «*»
  14. Соедини «=» и «8» прямой линией
  15. отметь точку пересечения этой линии и диагонали флажком

3. Алфавит русского языка:

А        Б        В        Г        Д        Е        Ё        Ж        З        И        Й        К        Л

М        Н        О        П        Р        С        Т        У        Ф        Х        Ц        Ч        Ш

Щ        Ъ        Ы        Ь        Э        Ю        Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практические работы в текстовом редакторе

Практические работы предназначены для первых уроков в текстовом редакторе...

Практическая работа "Создание рисунков в графическом растровом редакторе Paint"

Данная практическая работа содержит пошаговый алгоритм выполнения изображения "Клоун" в среде графического растрового редактора Paint. Практическая работа предназначена для студентов первого курса СПО...

Лабораторно-практические работы в текстовом редакторе Word.

Данная работа состоит из 5 лабораторно-практических работ в тестовом редакторе Word....

Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint"

Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint" для учащихся 5 классов при работе с инструментом "Масштаб"....

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

Технологическая карта урока. Отношение «входит в состав».  Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6).УМК Босо...

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...

Практическая работа «Обработка фотографий в графическом редакторе Gimp»

Задания для проверки усвоения темы "Работа в графическом редакторе Gimp"...