Преобразование информации путем рассуждений
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Тема: Преобразование информации путем рассуждений.
Цели: О: расширить представления о задачах обработки информации; дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Р: вербально – логическое, образно – логическое мышление.
В: навыки командной работы.
ФОУД: ф, г.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: конкретно – индуктивный.
Структура урока:
1) Организационный момент
2) Повторение необходимых понятий
3) Актуализация новой темы
4) Изучение нового материала
5) Домашнее задание
6) Рефлексия
Ход урока.
1) Формирование групп, объявление темы урока.
2) устный опрос:
-что такое информация, чем она характеризуется?
-приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания.
-приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее содержания, к получению новой информации.
3) Решение задачи из учебника с. 61 №7 (чтение, решение)
Для удобства вводим обозначения: с- сосна, б – береза, л – липа, т – тополь, е – ель, к – клен.
Ответ: самое высокое- ель, самое низкое – клен.
Вопрос: чтобы решить эту задачу, нам нужно было……(ответ: рассуждать).
Сегодня мы рассмотрим такие задачи, к решению которых можно прийти путем рассуждений, а также поучимся правильно рассуждать.
4) Задача 1(работа в группах, раздаточный материал). Из лагеря вышли пять туристов: Вася, Галя, Толя, Лена и Миша. Толя идет впереди Миши, Лена – впереди Васи, но позади Миши, Галя – впереди Толи. В каком порядке идут ребята?
Ответ:
Задача 2.(устно) Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше. Кто младше? (Коля)
Задача 3.(работа в группах, раздаточный материал) На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука? (Ответ: щука) Оценка жетонами.
Задача 4. –из учебника с. 61 №8 – решение вместе (плакат, раздаточный материал)
Предмет | Школьник | ||||
Аня | Саша | Лена | Вася | Миша | |
История | - | - | + | - | - |
Математика | + | - | - | - | - |
Информатика | - | - | - | - | + |
Литература | - | - | - | + | - |
География | - | + | - | - | - |
Задача 5. (работа в группах, раздаточный материал) Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка? (если нужно, наводящий вопрос – с какого утверждения нужно начать решение?)
Девочка | Название варенья | |
Крыжовниковое | Смородиновое | |
Оля | -- | + |
Таня | -- | + |
Юля | + | -- |
Ира | + | -- |
Ответ: Оля и Таня варили варенье из смородины, Юля и Ира варили варенье из крыжовника.
Веселая разминка:
- На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
- Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (2)
- В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случиться? (одной девочке дали кролика в клетке)
- В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков? (9 мальчиков – учитель тоже человек!)
Задача 6 – «Блиц- игра». Группам предлагается набор одинаковых задач на «логические выводы». Необходимо за 5 минут решить как можно больше задач.
- Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров какого цвета купила мама? (3 красных и 1 голубой)
- У сестер Юли и Тони было три платка; один розовый и два голубых. Увидев на юле один из этих платков, тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле? (на Юле розовый платок)
- Ученик собирался на вечер, когда погас свет в комнате, где в ящике шкафа лежали его коричневые и синие носки. Какое наименьшее число носков он должен взять из ящика, чтобы обеспечить себя парой одного цвета? (3 носка)
- В магазине было шесть разных ящиков с гвоздями, массы ящиков 6, 7, 8,9,10,11 кг. Пять из них приобрели два покупателя, причем каждому из них гвоздей досталось поровну. Какой ящик остался в магазине? (остался ящик 9 кг)
- Имеется 5 гномов. Им показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. После этого включили свет. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона? ( любой из двух гномов в синих капюшонах)
Разбор решений, оценка жетонами.
Задача7. «Волк, коза и капуста». На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Решение:
Вариант 1. 1) крестьянин и коза 2) крестьянин 3) крестьянин и волк 4) крестьянин и коза 5) крестьянин и капуста 6) крестьянин 7) крестьянин и коза | Вариант 2 1) крестьянин и коза 2) крестьянин 3)крестьянин и капуста 4) крестьянин и коза 5)крестьянин и волк 6)крестьянин 7) крестьянин и коза |
5) Домашнее задание. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
6) Оценивание работы на уроке.
Рефлексия. Подведем итоги. Ответьте на вопрос: к какой информации приводит преобразование путем рассуждений? (к новой информации); что нового вы узнали на уроке, чему научились?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по информатике и ИКТ в 5 классе | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...
Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...
Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...
Урок 27.Преобразование информации путём рассуждений
информатика 6 класс. Босова Л.Л.,Босова А.Ю.(ФГОС)...
Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)
Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)...
Преобразование информации путем рассуждений
Презентация к уроку 6 класс...