Преобразование информации путем рассуждений
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Шеховцова Елена Сергеевна

 

Тема: Преобразование информации путем рассуждений.

Цели: О: расширить представления о задачах обработки информации; дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.

          Р: вербально – логическое, образно – логическое мышление.

          В: навыки командной работы.

 

ФОУД: ф, г.

Тип урока: изучение нового материала

Метод: конкретно – индуктивный.

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Повторение необходимых понятий

3) Актуализация новой темы

4) Изучение нового материала

5) Домашнее задание

6) Рефлексия

 

Ход урока.

1) Формирование групп, объявление темы урока.

2) устный опрос:

    -что такое информация, чем она характеризуется?

    -приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания.

    -приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее содержания, к получению новой информации.

3) Решение задачи из учебника с. 61 №7 (чтение, решение)

    Для удобства вводим обозначения: с- сосна, б – береза, л – липа, т – тополь, е – ель, к – клен.

    

         

 

          
     
        
 

Ответ: самое высокое- ель, самое низкое – клен.

      Вопрос: чтобы решить эту задачу, нам нужно было……(ответ: рассуждать).

Сегодня мы рассмотрим такие задачи, к решению которых можно прийти путем рассуждений, а также поучимся правильно рассуждать.

4) Задача 1(работа в группах, раздаточный материал). Из лагеря вышли пять туристов: Вася, Галя, Толя, Лена и Миша. Толя идет впереди Миши, Лена – впереди Васи, но позади Миши, Галя – впереди Толи. В каком порядке идут ребята?

Ответ:

Задача 2.(устно) Через 5 лет Коле будет столько же лет, сколько сейчас Маше. Кто младше?   (Коля)

Задача 3.(работа в группах, раздаточный материал) На прием к доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст каждого. Оказалось, что цапля моложе филина, а щука такого же возраста, как филин. Кто старше: цапля или щука?   (Ответ: щука) Оценка жетонами.

 

Задача 4. –из учебника с. 61 №8 – решение вместе (плакат, раздаточный материал)

Предмет

Школьник

Аня

Саша

Лена

Вася

Миша

История

-

-

+

-

-

Математика

+

-

-

-

-

Информатика

-

-

-

-

+

Литература

-

-

-

+

-

География

-

+

-

-

-

 

Задача 5. (работа в группах, раздаточный материал) Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили его из смородины, две девочки – из крыжовника. Таня и Ира варили варенье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили его из разных ягод. Ира варила варенье из крыжовника. Из каких ягод варила варенье каждая девочка? (если нужно, наводящий вопрос – с какого утверждения нужно начать решение?)

Девочка

Название варенья

Крыжовниковое

Смородиновое

Оля

--

+

Таня

--

+

Юля

+

--

Ира

+

--

 

Ответ: Оля и Таня варили варенье из смородины, Юля и Ира варили варенье из крыжовника.

 

Веселая разминка:

  • На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
  • Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (2)
  • В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случиться? (одной девочке дали кролика в клетке)
  • В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков? (9 мальчиков – учитель тоже человек!)

Задача 6 – «Блиц- игра». Группам предлагается набор одинаковых задач на «логические выводы». Необходимо за 5 минут решить как можно больше задач.

  1. Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров какого цвета купила мама? (3 красных и 1 голубой)
  2. У сестер Юли и Тони было три платка; один розовый и два голубых. Увидев на юле один из этих платков, тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле? (на Юле розовый платок)
  3. Ученик собирался на вечер, когда погас свет в комнате, где в ящике шкафа лежали его коричневые и синие носки. Какое наименьшее число носков он должен взять из ящика, чтобы обеспечить себя парой одного цвета? (3 носка)
  4. В магазине было шесть разных ящиков с гвоздями, массы ящиков 6, 7, 8,9,10,11 кг. Пять из них приобрели два покупателя, причем каждому из них гвоздей досталось поровну. Какой ящик остался в магазине? (остался ящик 9 кг)
  5. Имеется 5 гномов. Им показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. После этого включили свет. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона? ( любой из двух гномов в синих капюшонах)

Разбор решений, оценка жетонами.

Задача7. «Волк, коза и капуста». На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя – волк может съесть козу, а коза капусту. Как должен вести себя крестьянин?

Решение:

Вариант 1.

1) крестьянин и коза

2) крестьянин

3) крестьянин и волк

4) крестьянин и коза

5) крестьянин и капуста

6) крестьянин

7) крестьянин и коза

Вариант 2

1) крестьянин и коза

2) крестьянин

3)крестьянин и капуста

4) крестьянин и коза

5)крестьянин и волк

6)крестьянин

7) крестьянин и коза

 

5) Домашнее задание. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?

 

6) Оценивание работы на уроке.

Рефлексия. Подведем итоги. Ответьте на вопрос: к какой информации приводит преобразование путем рассуждений? (к новой информации); что нового вы узнали на уроке, чему научились?

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...

Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...

Урок 27.Преобразование информации путём рассуждений

информатика 6 класс. Босова Л.Л.,Босова А.Ю.(ФГОС)...

Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)

Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)...