Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных.
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Гадельшина Венера Габдульбаровна

Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_ikt_gadelshina_v.g.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока с ИКТ

Предмет: Информатика.

Учитель: Гадельшина Венера Габдульбаровна.

Тема: Представление о базе данных.

Цели:

  1. Дать представление о назначении информационных систем и баз данных
  2. Объяснить
  1. Зачем необходимо создавать БД
  2. Как разместить данные в таблице
  3. Что такое БД
  1. Познакомить с различными видами, типами данных, моделями БД
  2. Рассмотреть этапов разработки БД
  3. Формировать ЗУН разработки БД
  4.  Расширить информационную картину мира
  5. Воспитывать ответственное отношение к предмету информатики.

Оборудование: Кабинет информатики. Медиа-приложения: Приложения Microsoft Office:  Excel, Power Point, ресурсы «Единой коллекции ЦОР», «Единого окна доступа к ЦОР», средства Интернет.

Тип урока: Лекция.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Изучение БД следует начать с обоснования актуальности данного приложения компьютерной техники. Задачу можно сформулировать следующим образом: имеется большой объем данных, о какой - то реальной системе объектов или событий. Например, о книгах в библиотеке, о работниках предприятия, о расписание уроков в школе, о больных в поликлинике. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, искать нужные сведения, делать любые выборки осуществлять сортировку в любом порядке.

В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Компьютерные информационные системы позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать).

Наша цель – овладеть таким инструментарием работы в базе данных, которой позволит вам впоследствии создавать сложные мультимедийные продукты, предполагающие наличие большой базы данных и различные варианты выбора из неё.

  1. Мотивация обучения.

Что такое БД?

БД – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения и постоянного применения.

БД классифицируется по разным признакам. По характеру хранимой информации делится на фактографические и документальные.

Даем определение Информационные системы, БД, СУБД.

Рассматриваем приложение «База  данных и информационные системы» 

Для наглядного объяснения проецировать на экран схемы, презентации и другие ресурсы «Единой коллекции ЦОР», «Единого окна доступа к ЦОР».

Ресурс: "База  данных и информационные системы" (N 119421)

Вид ЦОР:        Презентация

Поставщик ЦОР:        ООО «БИНОМ.  Лаборатория знания»

Аннотация:        Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

По способам организации данных делят три разных модели:

  1. Реляционная (от латинского relation - отношение) указывает, прежде всего, на то, что такая модель хранения данных построена на взаимоотношении составляющих её частей;

Рассматриваем приложение «Примеры табличные модели» 

  1. Иерархическая модель БД представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующего перевернутое дерево (граф);

Рассматриваем приложение «Иерархическая модель» 

  1. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.

Теоретически доказано, что любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная  БД  содержит одну таблицу, более сложная  может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.

Проектирование БД – сложная задача. Лишь на взгляд неискушенного человека она может показаться простой. Для небольших учебных БД ошибки при проектировании не столь существенны. Но если создается большая база, в которой будут сохраняться многие тысячи записей, то ошибки при проектировании могут стоить очень дорого. Основные последствия неправильного проектирования – избыточность информации, её противоречивость, потеря целостности, т.е. взаимосвязи между данными. В результате БД может оказаться неработоспособной и потребовать дорогостоящей переделки.

Обратимся к простому примеру. Рассмотрим группу, каких- либо объектов, которые характеризуются одинаковыми параметрами (признаками). Все мы в ой или иной мере любим музыку, и у каждого есть свои любимые песни и исполнители. Давайте попробуем организовать информационную систему, с помощью которой можно будет осуществлять хранение, поиск и отбор ваших любимых песен.

Представим сведения о песнях в виде таблицы, создадим информационную модель объекта. Экземпляр объекта со свойствами образуют запись.

Даем определение на поле и запись.

Рассматриваем приложение «Реляционная модель» 

Ресурс: "Реляционные базы  данных" (N 119388)

Вид ЦОР:        Презентация

Поставщик ЦОР:        ООО «БИНОМ.  Лаборатория знания»

Аннотация:        Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Заполнить таблицу «Сведения о песнях».

В этом примере мы говорили о том, что данные в одном поле должны быть одного типа. А какие типы полей бывают, рассмотрим на слайде.

Рассматриваем приложение «Типы полей в реляционных Б4» 

Ресурс: "Реляционные базы  данных" (N 119435)

Вид ЦОР:        Презентация

Поставщик ЦОР:        ООО «БИНОМ.  Лаборатория знания»

Аннотация:        Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Рассматриваем приложение «Первичный ключ» 

Этапы разработки БД.

Прежде чем приступить к работе с БД, первую очередь необходимо выбрать модель представления данных.Она должна отвечать следующим требованиям:

  1. Наглядность представления информации
  2. Простота ввода информации
  3. Удобство поиска и отбора информации
  4. Возможность использования информации
  5. Возможность использования информации, введенную в другую базу;
  6. Возможность быстрой перенастройки базы данных.

Рассматриваем приложение «Порядок создания и заполнения БД»

Ресурс: " Порядок создания и заполнения БД " (N 119385)

Вид ЦОР:        Презентация

Поставщик ЦОР:        ООО «БИНОМ.  Лаборатория знания»

Аннотация:        Демонстрация и лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

  1. Практическая часть.

В среде Microsoft Office Access создать реляционные модели, схем данных, первичные ключи.

Рассматриваем приложение «Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД»

Ресурс: " Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД " (N 119319)

Вид ЦОР:        Презентация

Поставщик ЦОР:        ООО «БИНОМ.  Лаборатория знания»

Аннотация:        Интерактивный справочник ИКТ для самостоятельной работы учащихся.

Проектное задание на разработку информационной системы по теме: «Расписание уроков в школе», «Стационарное отделение больницы», «Предприятие торговли».

Как пример рассмотрим  Этапы разработки БД  

По теме: «Расписание уроков в школе».

  1. Сформулируем цели создания информационной системы. Информационная система должна предоставлять пользователю возможность получать ответы на все виды запросов в рамках школьного расписания занятий. Например:
  1. Какое количество, и какие уроки проходят в данном классе в данный день недели;
  2. В каких кабинетах проводят уроки;
  3. Какой учитель ведет данный урок в данном классе;
  4. Сколько человек учится в данном классе и кто их классный руководитель;
  5. Какова вместимость каждого кабинета.
  1. Анализ объекта
  1. На этом этапе рассмотрим, из каких объектов может состоять наша БД, каковы свойства этих объектов.
  2. Определить типы данных каждой отдельной единицы записи.
  1. Синтез модели
  1. Определение модели БД. Это может быть реляционная модель, иерархическая или сочетания обеих моделей.
  2. Построить инфологическую модель.
  1. Способ представления информации, программный инструментарий.
  2. Синтез компьютерной модели объекта и технология его создания.
  3. Работа с созданной БД.

Начнем работу с формулировки простейшей задачи для первого этапа. Это – первая ступень создания проекта о школьном расписании. Вот так будут выглядеть отношения, составляющие данную базу:

НЕДЕЛЯ (День, день недели)

РАСПИСАНИЕ (День, класс, урок, кабинет, предмет)

КЛАССЫ (Класс, число учеников, классный руководитель)

УРОКИ (Урок, начало урока, конец урока)

КАБИНЕТЫ (Кабинет, этаж, Число мест)

Граф схемы БД:

Инфологическая модель предметной области.

Смысл связи «один ко многим» надо объяснять так: одна запись в таблице КЛАССЫ имеет множество связанных с ней записей в таблице РАСПИСАНИЕ  и т.д. Поле КЛАСС является полным ключом отношения КЛАССЫ. Это же поле входит в составной ключ отношения РАСПИСАНИЕ. Так реализуется связь типа «один ко многим». В отношении КАБИНЕТЫ поле КАБИНЕТ – полный ключ, а в отношении РАСПИСАНИЕ неключевое. Это тоже связь типа «один ко многим».

Атрибуты — это свойства входящих в систему объектов. Очевидно, что не все свойства включаются в модель. Учитываются лишь те свойства, которые необходимы с точки зрения целей использования системы.

Темы, для индивидуального проекта, ученики выбирают сами.

Тема должна быть интересна ученику, разработка темы должна быть связана с определённой исследовательской деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...

Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова.  Урок обращается к этой дате, истории стилей  за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...

Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...

Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс

Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...