Рабочая программа по информатике для 5 специального (коррекционного) класса VII вида (по УМК Босовой Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для обучающихся 5 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе следующих документов:
- Федерального компонента стандарта основного общего образования по информатике (базовый уровень) 2004 г.
- Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_kro_shuvalova_e.n.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на Педагогическом совете Утверждаю.
МОУ «Средняя общеобразовательная Директор МОУ «Средняя
школа №18» общеобразовательная школа № 18»
Протокол № __ от __.__.20__г. _______________ М.Г. Сафарова
__.__.20___г.
Рабочая программа
по курсу «Информатика»
для 5 «Б» специального
(коррекционного) класса VII вида
на 2011-2012 учебный год
Составитель: учитель информатики
МОУ «Средняя общеобразователь-
ная школа № 18»
Шувалова Елена Николаевна
Обсуждено
на заседании МО ОО
«Математика и информатика»
Протокол № __ от __.__.20__г.
Руководитель МО_____Зеленкевич И.В.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР
________ Е.Н. Шувалова
__ __.____.20___г.
- Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Рабочая программа по информатике для обучающихся 5 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе следующих документов:
- Федерального компонента стандарта основного общего образования по информатике (базовый уровень) 2004 г.
- Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.
В связи с тем, что школа работает по региональному базисному учебному плану Вологодской области специальных (коррекционных) учреждений, специальных (коррекционных) классов VII вида, утвержденный приказом Департамента образования Вологодской области № 1474 от 09.10.2009 года на предмет «Информатика» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Из расчета 1 ч в неделю, согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику. Поэтому, возникает необходимость создания рабочей программы, в основу которой заложены основные разделы в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и особенностью обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Приоритетной задачей курса информатики является освоение информационной технологии решения типовых задач с использованием типовых программных средств.
Основная цель обучения детей в специальном (коррекционном) классе VII вида – успешная социальная адаптация выпускников с последующей интеграцией в современном обществе.
Изучение информатики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Указанные цели реализуются через следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В основу вводного курса информатики (5-7 классы) положены принципы:
1.Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9(основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Windows в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
Выбор учебников и пособий осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»:
Название | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд. | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 |
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса - 2-е изд. | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 |
Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2010 |
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». | 5 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2007 |
Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. | 5-7 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. | 5-7 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2009 |
Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.).
Формы организации образовательного процесса
Единицей учебного процесса является урок. При планировании уроков предусмотрены:
- индивидуальные формы организации образовательного процесса;
- групповые формы организации образовательного процесса;
- индивидуально-групповые формы организации образовательного процесса;
- фронтальные формы организации образовательного процесса;
- практикумы.
В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы).
В 5 классе, при переходе обучающихся из начальной школы в основную особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы школьников на компьютере т.к. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Поэтому программа содержит перечень практических работ по каждому разделу, сущность которых состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.
Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый обучающийся имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- Информационная компетенция
- задание с выбором;
- работа с различными формами информации: слово, схема, рисунок;
- перевод информации из графической, символьной формы в словесную и наоборот.
- Ценностно-смысловая компетенция
- самооценка своей работы на основе критерий, указанных учителем;
- работа в парах, с указанием лидера;
- Учебно-познавательная компетенция.
- работа с памятками, алгоритмами;
- Коммуникативная компетенция
- все формы учебного диалога;
- работа в группах
В рабочую программу включены следующие разделы:
Тема | Кол-во часов | Теория | Практические работы | Проверочные работы |
1 . Компьютер для начинающих | 7 | 4,5 | 2 (4 работы) | 0,5 (1 работа) |
2. Информация вокруг нас | 16 | 14,5 | 1,5 (2 работы) |
3. Информационные технологии | 11 | 4,5 | 6 (10 работ) | 0,5 (1 работа) |
ВСЕГО: | 34 | 23,5 | 8 (14 работ) | 2,5 (4 работы) |
Обучающиеся 5 класса по возрасту относятся к крайнему пределу младшего школьного возраста. В этот период ребенок приступает к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. В психологии детей этого возраста еще сохраняются черты: недостаточное управление своим поведением, недостаточно произвольны отдельные психические процессы (восприятие, внимание, память и др.). Это может приводить к нарушениям дисциплины. Другой особенностью психических процессов является их конкретность, наглядно-образный характер. Младшие школьники лучше запоминают факты, события, описания внешнего вида предметов, людей. Наглядно-образный характер умственной деятельности имеет и свое положительное значение - создает фундамент для действительного, а не формального усвоения системы научных знаний в школе. Происходит развитие и абстрактного мышления, степень этого развития зависит от организации познавательной деятельности ребенка. К концу младшего школьного возраста возникает интерес к определенным предметам, главным образом таким, которые дают знания и новых фактах, событиях (история, география, естествознание). В жизни детей этого возраста большое место продолжает занимать игра. Кроме того, у обучающиеся с задержкой психического развития наблюдается несформированность познавательной деятельности, связанная со слабостью памяти, внимания, мышления, подвижностью психических процессов, отсутствие мотивации и т.д.
Эти особенности учтены при составлении тематического планирования уроков: определена наглядность и цифровые образовательные ресурсы, разработана система коррекционно – развивающей работы.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
- тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
- итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Виды контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- проверочная работа по теоретическому материалу в конце изучения каждой темы;
- практическая работа.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
2 | Информация и информационные процессы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Обработка информации средствами текстового и графического редакторов | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
4 | Информационные процессы и информационные технологии | Итоговый контроль | Контрольная работа |
Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике
«5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Оценка практических работ | -работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; - работа проведена в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; - соблюдены правила техники безопасности; - в ответе правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; - правильно выполнен анализ ошибок | -выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета. | - работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; - в ходе проведения работы были допущены ошибки. | - работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; - работа проводилась неправильно. | обучающийся совсем не выполнил работу |
Оценка устных ответов | обучающийся: - правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; - правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; - строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; - может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. | - ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; | обучающийся: - правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; - допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; - допустил четыре-пять недочетов. | обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. | обучающийся совсем не выполнил работу |
Оценка тестовых работ | обучающийся: -выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; - допустил не более 2% неверных ответов. | - выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий). | обучающийся: -выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; - работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку. | - работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий; | обучающийся совсем не выполнил работу |
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к подготовке обучающихся 5 класса
в области информатики и информационных технологий
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Условия реализации программы
Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:
- внедрении современных требований к уроку;
- четкой постановке целей урока;
- целесообразном планировании расхода времени на уроке;
- осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся;
- рациональном планировании урока и каждого его этапа;
- учета возрастных и психологических особенностей детей;
- создания благоприятного психологического климата на уроке.
2. Программа курса «Информатика и ИКТ» 5 класс.
Общее число часов – 35 ч.
1. Компьютер для начинающих (8 ч).
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер[1]. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас (18 ч).
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии (10 ч).
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на заданную тему».
3. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
4. Оборудование и приборы
- Операционная система Windows XP.
- Пакет офисных приложений Microsoft Office 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
- Перечень цифровых образовательных ресурсов
- Зрительные иллюзии.
- Техника безопасности.
- Компьютер на службе у человека.
- Хранение информации.
- Носители информации.
- Средства передачи информации.
- В мире кодов.
- Текст: история и современность.
- Табличный способ решения логических задач.
- Наглядные формы представления информации.
- Задача о напитках.
- Клавиатурный тренажер.
- Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Тема урока | Практическая работа | Цифровые образовательные ресурсы | Коррекция |
пед. меры | пед.средства |
Теоретичес- кая информа- тика | Информатика и информация. Виды информации по форме представления. ТБ и организация рабочего места в кабинете информатики. | Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности» | Развитие наглядно-образного мышления. | Игра «Ассоциации». |
Средства информатизации | Аппаратное обеспечение компьютера. Виды памяти в компьютере. | Плакат «Компьютер и информация», презентация «Компьютер на службе у человека» | Развитие словесно-логического мышления. | Игра «Угадай по описанию». |
Устройства ввода и вывода информации. Ввод информации в память компьютера. | Плакат «Знакомство с клавиатурой» | Развитие логического мышления: умения классифицировать, находить общие свойства предметов. | Упражнения на деление предметов на группы, игра «Третий лишний». |
Клавиатура. Группы клавиш. | Пр. р. № 1 «Знакомство с клавиатурой». | Плакат «Правила работы на клавиатуре» | Развитие мелкой моторики и пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика. |
Файл. Основные операции с файлами. Программное обеспечение компьютера. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере» | Развитие речи. | Упражнение на восстановление деформированного текста. |
Рабочий стол. Управление мышью. | Пр.р. № 2 «Осваиваем мышь». | Логическая игра «Пары» | Совершенствование зрительного восприятия: формирование координированности в деятельности зрительного и двигательного анализаторов. | Компьютерная игра «Закинь в корзину». |
Главное меню. Запуск программ. | Пр.р. № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». | Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо-рука». | Упражнение «Найди друга» (название и элементы окна программы). |
Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. | Пр. р. № 4 «Управляем компьютером с помощью меню». | Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати тест1_1.odt, тест1_2.odt. | Развитие слухового внимания. | Графический диктант. |
Теоретичес- кая информ- атика | Действия с информацией. Хранение информации. | Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации» | Развитие общеинтеллектуальных способностей: рассуждать и обобщать. | Упражнение на построение логического ряда (способы хранения информации). |
Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Презентация «Носители информации» | Развитие объема и концентрации внимания. | Игра «Наборщики». |
Передача информации. | Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации» | Развитие логического мышления | Игра «Продолжи ряд» |
Кодирование информации. | Презентация «В мире кодов» | Развитие зрительно восприятия, распределение внимания | Компьютерная игра «Кодировщики» |
Способы кодирования информации. Метод координат. | Игра «Морской бой» | Развитие внимания: устойчивости и концентрации. Формирование умения ориентироваться на плоскости листа. | Игра «Шифровальщик» |
Текст как форма представления информации. | Презентация «Текс: история и современность» (часть 1) | Развитие памяти. | Игра «Пишущая машинка». |
Табличная форма представления информации. | Презентация «Табличный способ решения логических задач» | Развитие логического мышления: операции анализа. | Игра «Морской бой». |
Проверочная работа. Наглядные формы представления информации. | Презентация «Наглядные формы представления информации», интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати тест2_1.odt, тест2_2.odt. | Развитие умений планировать свою деятельность. | Составление плана действий, используя метод пословиц |
Информа- ционные технологии | Обработка информации. | Пр.р. № 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». | Плакат «Обработка информации» | Развитие логического мышления | Игра «Найди отличие» |
Обработка текстовой информации. | Пр. р. № 6 «Ввод текста». | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текс история и современность» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. | Развитие мелких червеобразных мышц кистей. | «Спирограф», «Шнуровки» |
Обработка текстовой информации. | Пр. р. № 7 «Редактирование текста». | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текс: история и современность» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf. | Развитие логического мышления. | Упражнения на замену букв в слове для создания новых слов. |
Редактирование текста. | Пр.р. № 8 «Работа с фрагментами текста». | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf., Медвежонок.rtf, 100.rtf. | Развитие координированности в деятельности зрительного и двигательного анализаторов. | Игра «Чудо- превращения» |
Теоретичес- кая информа- тика | Обработка информации. | Развитие логического мышления. | Игра «Третий лишний». |
Изменение формы представления информации. Систематизация информации и её поиск. | Развитие логического мышления. | Игры «Подбери пару», «Найди отличие». |
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. | Развитие внимания. | Конкурс на лучшего следопыта. |
Информа- ционные технологии | Форматирование- изменение формы информации. | Пр. р. № 9 «Форматируем текст». | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текст: история и современность» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf. |
Компьютерная графика. Графический редактор: назначение и основные функции. | Пр.р. № 10 «Знакомство с инструментами графического редактора». | Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. | Развитие мелкой моторики, внимания. | Игра «Продолжи узор». |
Инструменты графического редактора. | Пр. р. № 11 «Начинаем рисовать». | Образцы выполнения заданий – файлы: Змей.bmp, Букашка.bmp., Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, | Развитие воображения | Упражнения на завершение рисунка (из геометрических фигур) |
Устройства ввода графической информации. Проверочная работа. Обработка графической информации. | Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.odt, тест3_2.odt. | Развитие слуховой памяти. | Графический диктант. |
Обработка текстовой и графической информации. | Пр.р. № 12 «Создание комбинированных документов». | Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp) | Развитие внимания. | Игра «Волшебная точка». |
Теоретичес-кая информати-ка | Контрольная работа за год. | Развитие произвольности. | Положительный настрой, одобрение, убеждение. |
Преобразование информации путем рассуждений. | Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp. | Развитие речи. | Игра «Продолжи фразу». Упражнение с деформированным текстом» |
Разработка плана действий и его запись. | Логическая игра «Переливашки» | Развитие умения планировать свою деятельность. | Игры «Найди закономерность», «Продолжи ряд». |
Разработка плана действий и его запись. | Логическая игра «Переливашки» | Развитие внимания. | Игра «Найди ошибку». |
Информа- ционные технологии | Пр.р. № 13 «Работа с графическими объектами». | Образец выполнения задания — презентация «Морское дно». | Развитие воображения. | Демонстрация графических изображений «Зрительные иллюзии» |
Пр.р. № 14 «Создание анимации». | Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди». | Развитие мышления. | Игра «Чудо-превращения». |
Итоговая контрольная работа по информатике за курс 5 класса
1. Продолжи фразу: Информация – это …
2. Выпишите номера информационных процессов (действий с информацией).
- Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
- Посадка дерева;
- Прослушивание музыкальной кассеты;
- Чтение книги;
- Видеокассета;
- Заучивание правила;
- Толковый словарь;
- Выполнение домашнего задания по истории.
3. Напиши виды информации по форме представления.
4. Выпишите устройства, предназначенные для вывода информации.
- Принтер;
- Монитор;
- Сканер;
- Джойстик;
- Клавиатура;
- Мышь;
- Микрофон;
- Акустические колонки;
- Дискета.
5. Запишите несколько современных носителей информации.
6. Выпишите номера элементов окна приложения Paint.
- Название приложения;
- Строка меню;
- Кнопка закрыть;
- Кнопка свернуть;
- Панель инструментов;
- Палитра;
- Панель Стандартная;
- Панель Форматирование;
- Рабочая область;
- Полосы прокрутки.
7. Выпишите операции, выполняемые при редактировании документов.
- Вставка;
- Удаление;
- Замена;
- Изменение шрифта;
- Изменение начертания;
- Изменение цвета;
- Поиск и замена;
- Выравнивание.
8. Отметьте верное.
а) При форматировании текстового документа происходит …
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
- обработка информации не происходит.
б) При разработке плана действий происходит …
- обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
- обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
- обработка информации не происходит.
9. Декодируйте данное сообщение с помощью метода координат.
1(2,6), 2(6,6), 3(11,7), 4(11,4), 5(6,2), 6(2,2), 7(4,9), 8(9,9), 9(3,2), 10(3,4), 11(5,4), 12(5,2).
Соедините точки 1-2-3-4-5-6-1-7-8-3. 7-2-5. 9-10-11-12.
10. Приведите примеры способов кодирования информации в окружающем нас мире.
[1] Курсивом отмечен дополнительный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочая программа по музыке 7 специального (коррекционного) класса VIII вида
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразователь...
Рабочие программы по математике для специального коррекционного класса 7 вида
Рабочая программа погеометрии 7 класс для специального коррекционного класса 7 вида...
Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных классах VIII вида)
Рабочие программы по математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида....
Рабочие программы по математике для специальных коррекционных классов VIII вида
Рабочие программы по математике для коррекционных классов VIII вида...
Рабочие программы по математике для специальных коррекционных классов VIII вида
Рабочие программы по математике для коррекционных классов VIII вида...