Моделирование процесса получения раствора уксусной кислоты различной концентрации
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Форма урока: Интегрированный урок (информатика + химия).
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с элементами исследовательской практической работы.
Цель: сформировать у учащихся навыки получения раствора уксусной кислоты для различных
целей, проведя моделирование в среде электронных таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К онспект к интегрированному уроку по информатике + химии 9 класс | 259.5 КБ |
Презентация к уроку | 210.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Моделирование процесса получения раствора уксусной кислоты различной концентрации.
Форма урока: Интегрированный урок (информатика + химия).
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний и способов действий в сочетании с элементами исследовательской практической работы.
Цель: сформировать у учащихся навыки получения раствора уксусной кислоты для различных
целей, проведя моделирование в среде электронных таблиц.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с понятиями «компьютерное моделирование»; применение теоретических знаний на практике.
Развивающая: развивать у обучающихся исследовательские умения на основе освоения технологии компьютерного моделирования, используя знания, навыки и умения решения задач из курса химии; продолжать развивать у обучающихся осознание социальной и практической значимости учебного материала; обеспечение развития у обучающихся умений сравнивать и классифицировать познавательные объекты.
Воспитательная: воспитывать интерес к творческий и исследовательский работе; повышение мотивации обучающихся за счет интегрированности с другими предметами.
Методы:
- информационный (словесный);
- наглядный;
- репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока:
- актуализация знаний;
- электронное тестирование учащихся;
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- объяснение материала;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- подведение итогов;
- домашнее задание.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-основные понятия «модель», «моделирование», «система», «системный анализ», «информационная модель»;
-«виды моделей, их классификацию;
Учащиеся должны уметь:
-приводить примеры различных моделей;
- знать отличительные признаки различных моделей.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Тема нашего урока «Моделирование процесса получения раствора уксусной кислоты различной концентрации» (открывается 1 слайд презентации) На предыдущих занятиях вы познакомились с такими понятиями, как: модель, моделирование, виды моделей, классификация моделей. Домашним заданием было повторить весь изученный материал по теме «Моделирование».
II. Электронное тестирование учащихся.
Чтобы проверить домашнее задание, я предлагаю Вам ответить на вопросы электронного теста (Приложение 1). Перед началом работы учащиеся прослушивают инструкцию по выполнению теста. Тест состоит из 8 вопросов. Оценка зависит от количества правильных ответов, каждый правильный ответ - 1 балл. Вам дается только одна попытка, будьте внимательны, не торопитесь. Время на тест 7 минут.
III. Постановка целей урока.
1. Что такое компьютерный эксперимент?
2. Какое значение имеет тестирование модели?
IV. Изложение нового материала.
Как мы уже знаем, моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. (открывается 2 слайд презентации)
Вопрос: Как Вы думаете, что можно моделировать?(Ответ: Объекты, явления, процессы, поведение ).
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов и так далее.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.
Конечно, никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается иногда единственным инструментом исследования.
Итак, мы с вами выяснили, что моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека. Моделирование всегда предшествует любому делу в той или иной формы. Моделирование позволяет обоснованно принимать решение о том, как совершенствовать привычные объекты, надо ли создавать новые, как изменять процессы управления.
А сейчас рассмотрим этапы моделирования. (открывается 3 слайд презентации)
Этапы | Краткое описание |
1 Этап. Постановка задачи. | Задача – это некоторая проблема, которую необходимо решить. |
- описание задачи | Проблема формулируется на обычном языке и описание должно быть понятным. Главное определить объект моделирования и представить результат. Все задачи по характеру постановки делятся на две группы: первая группа- задачи, в которых требуются исследовать изменение характеристик объекта в данном диапазоне с некоторым шагом или исследовать , как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него. Постановка такой задачи звучит «Что будет, если…?». Вторая группа- задачи, в которых необходимо выяснить, какое надо произвести действие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию. Постановка такой задачи звучит «Как сделать чтобы…?». |
- цель моделирования | Цель показывает, для чего необходимо создать модель. Цели моделирования менялись в ходе развития человеческого общества. |
- анализ объекта | Анализ объекта подразумевает четкое выделение моделируемого объекта и его основных свойств. Этот процесс называется системным анализом и мы его рассматривали. |
2 Этап. Разработка модели. | После того, как выполнен системный анализ объекта, можно приступать к построению его информационной модели. |
- информационная модель | Одним из основных действий при построении информационной модели является сбор различной информации об объекте. В зависимости, от того с какой целью исследуется объект, какими средствами и знаниями обладает человек, будет получена разная по объему и содержания информация. |
- математическая (знаковая) модель | Когда мы определились с объектом и содержанием данных, необходимых для построения информационной модели, а так же определили все связи между компонентами объекта, можно представить информационную модель в знаковой форме. |
- компьютерная модель | При построении компьютерной модели необходимо правильно выбрать программную среду. Тогда легко можно преобразовать знаковую информационную модель в компьютерную и провести эксперимент. |
3 Этап. Компьютерный эксперимент - план моделирования - технологии моделирования | После того, как модель создана, необходимо выяснить ее работоспособность или внедрить в производство. Для этого нужно провести эксперимент. До появления компьютеров все эксперименты проводились либо в лабораторных условиях, либо на настоящем образце изделия. При этом натуральные и лабораторные эксперименты требовали больших затрат средств и времени. С развитием вычислительной техники появился новый метод исследования – компьютерный эксперимент. Он основан на тестирование модели. Тестирование- процесс проверки правильности построения и функционирования модели. Тест- набор исходных данных, для которых результат известен заранее. |
4 Этап . Анализ результата моделирования. - результаты соответствуют цели - результаты не соответствуют цели | Конечный этап моделирования – принятие решения. Этот этап решающий – либо вы заканчиваете исследование, либо продолжаете. Этап анализа результатов не может существовать автономно. Полученные выводы часто приводят к проведению дополнительных экспериментов или изменению модели. Основой для принятия решения служат результаты тестирования. Если они не соответствуют целям поставленной задачи, значит, были допущены ошибки на предыдущих этапах. Причины могут быть разными. Ошибки необходимо выявить и исправить. Процесс продолжается до тех пор, пока результаты эксперимента не станут отвечать целям моделирования. Главное, надо всегда помнить: выявленная ошибка – то же результат! |
Прежде, чем приступить к процессу моделированию, необходимо проверить ваши знания по химии. (Выполнение теста).
Вопрос: Какие программные средства можно использовать для создания модели?
V. Закрепление изученного: (открывается 4слайд презентации)
Практическая работа "«Расчет количества уксусной кислоты требуемой концентрации»".
1 этап. Описание задачи.
Задача.
В магазине продается 70%-ный раствор уксусной эссенции. Для домашних нужд обычно используется раствор меньшей концентрации и в разных количествах.
Определить сколько надо взять граммов уксусной эссенции, чтобы получить нужное количество раствора требуемой концентрации, а также подобрать вес исходной части воды, чтобы получить требуемое количество разбавленного раствора.
2 этап. Разработка модели.
Информационная модель.
Маринование овощей | 1,5 литра 0,6%-ного раствора на 3-литровую банку |
Маринование грибов | 100 мл 9%-ного раствора на 1-литровую банку |
Компрессы при высокой температуре | 50 мл 3,5%-ного раствора на 1 компресс |
Удаление ржавчины | 20 мл 50%-ного раствора |
Математическая модель.
Записать формулу для расчета концентрации раствора. Диагональная схема правила смешения «правило креста»:
Компьютерная модель.
В программе Excel разработать таблицу «Моделирование процесса получения раствора уксусной кислоты различной концентрации»», где информационная и математическая модель объединяются в таблицу, которая содержит три области:
- исходные данные (исходная концентрация раствора, объем требуемой концентрации, требуемая концентрация кислоты);
- промежуточные расчеты (масса 70% уксуса);
- результаты (масса воды).
3 этап. Компьютерный эксперимент.
Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.
План моделирования
Эксперимент 1
Провести более рациональный расчет массы воды для получения раствора требуемой концентрации
Эксперимент 2
Провести расчет для получения раствора определенной концентрации при увеличении объема.
4 этап. Анализ результатов моделирования.
Полученная модель позволяет автоматически пересчитывать расчет количества уксусной кислоты требуемой концентрации при различных объемах.
VI. Итоги урока.
Сравниваем полученные результаты.
VII. Домашнее задание.
По информатике. В электронной таблице построить модель, соблюдая, по возможности, основные этапы моделирования.
Задача: рассчитать минимальное количество обоев и их стоимость, необходимые для оклейки жилой комнаты размером 4х4х2,5 метра. Рулон обоев имеет ширину 55 см. и длину 10м.
По химии.
Задача. В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10 и 20%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения 300г раствора с массовой долей соли 12%.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Основные этапы математического моделирования в электронных таблицах IV Этап Анализ результата моделирования. - результаты соответствуют цели, - результаты не соответствуют цели. I Этап Постановка задачи. - описание задачи, цель моделирования, ответы на вопросы «что будет, если…», «как сделать, чтобы…» - анализ объекта. II Этап Разработка модели. - Информационная модель. - Математическая (знаковая) модель - Компьютерная модель III Этап Компьютерный эксперимент - план моделирования, - технологии моделирования.
I этап. Постановка задачи В магазине продается 70%-ный раствор уксусной эссенции. Для домашних нужд обычно используется раствор меньшей концентрации и в разных количествах. Определить сколько надо взять граммов уксусной эссенции, чтобы получить нужное количество раствора требуемой концентрации, а также подобрать вес исходной части воды, чтобы получить требуемое количество разбавленного раствора. Описание задачи Цель моделирования Автоматизировать расчет количества уксусной кислоты требуемой концентрации для применения в бытовых условиях.
II этап. Разработка модели Информационная модель. Маринование овощей 1,5 литра 0,6%-ного раствора на 3-литровую банку Маринование грибов 100 мл 9%-ного раствора на 1-литровую банку Компрессы при высокой температуре 50 мл 3,5%-ного раствора на 1 компресс Удаление ржавчины 20 мл 50%-ного раствора
II этап. Разработка модели Математическая модель. Записать формулу для расчета концентрации раствора. Диагональная схема правила смешения «правило креста»: - исходная концентрация (70%) - требуемая концентрация (в случае чистой воды) - масса 70% уксусу в граммах - масса воды в граммах - масса раствора требуемой концентрации
Компьютерная модель. В программе Excel разработать таблицу
III этап. Компьютерный эксперимент План эксперимента Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице. Эксперимент 1 Провести более рациональный расчет массы воды для получения раствора требуемой концентрации. Эксперимент 2 Провести расчет для получения раствора определенной концентрации при увеличении объема.
III этап. Анализ результатов моделирования Полученная модель позволяет автоматически пересчитывать расчет количества уксусной кислоты требуемой концентрации при различных объемах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа " Получение уксусной кислоты и опыты с ней"
Практическая работа предназначена для учащихся 10 класса...
урок химии по теме: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты
урок в 9 классе, УМК Габриелян О.С....
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
Приготовление растворов различной концентрации.
Тип урока: _ изучения и первичного закрепления новых знаний и уменийЦели урока: Личностные: формировать умение общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, слушать товарищей.Метапредме...
ПМ 02 БИЛЕТЫ Приготовление проб и растворов различной концентрации
Билеты ПМ 02 для экзамена в группе 3-его курса "Лаборанты экологи"...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...