урок химии по теме: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Абрамова Ирина Александровна

урок в 9 классе, УМК Габриелян О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislota.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №                                                                                                   9 класс

Тема: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты

                                             

Общедидактическая цель:

  • Формирование знаний учащихся о карбоновых кислотах

Тип урока

Изучение нового и первичное закрепление

Вид урока

Урок - открытие

Образовательные аспекты урока

  • создать условия для формирования в сознании учащихся первоначальных знаний о карбоновых кислотах, их химических и физических свойствах, применении.
  • содействовать развитию умения применять знания, полученные ранее, находить аналогии, наблюдать и делать выводы, закреплению практических навыков
  • способствовать воспитанию интереса к процессу познания нового, расширению кругозора школьников

Методы

  • словесно – наглядные
  • эвристическая беседа
  • частично - поисковые

Формы

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Оборудование

  • музыка «кислота»
  • лимон, молоко, аспирин, яблоко
  • оборудование для демонстрации

Урок проводится на конструктивном уровне

Используется технология личностно-ориентированного обучения

На доске – высказывание российского химика Ивана Владимировича Танаева: « Слово «кислота» - это функция вещества, а не название на этикетке».


этап

микроцель

деятельность

учителя

ученика

I. Оргмомент

подготовить учащихся к работе на уроке

  • взаимные приветствия
  • проверка подготовленности учащихся к уроку
  • организация внимания

II. Повторение

(мотивация и актуализация комплекса знаний)

- организовать познавательную деятельность учащихся.

  • Основные тезисы прошлого урока
  • Ответьте на вопросы:

1. Общая формула спиртов.

2. Назовите вещества:

CH3OH

CH3-CH2-CH2-CH2-OH

3. Составьте структурную формулу пропанол-2.

4. Чем определяется атомность спирта?

5. Перечислите области применения этанола.

6. Какие спирты используют в пищевой промышленности?

7. Какой спирт вызывает смертельное отравление при попадании в организм 30 мл?

8. Какое вещество используется в качестве незамерзающей жидкости?

9. Как отличить многоатомный спирт от одноатомного спирта?

  • Устная фронтальная работа
  • Индивидуальная работа по вариантам
  • Взаимопроверка в парах, поставьте оценку

III. Изучение нового

- дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого материала;
- добиться ее восприятия и осознания
- на основе приобретаемых знаний вырабатывать, соответствующие умения и навыки.

Мотивация: Звучит отрывок современной музыки в стиле «кислота».

Дорогие друзья, не удивляйтесь такому неожиданному музыкальному сопровождению нашего урока. Кто узнал этот музыкальный стиль? Кто из вас поклонник этого стиля? А кого этот стиль не устраивает и почему? Ну что ж, о вкусах не спорят, но давайте теперь вместе подумаем: почему этот музыкальный стиль может так называться и какие ассоциации вызывает у вас слово «кислота»?


  1. Задание: выпишите формулы известных вам кислот
  2. Вспомните классификацию неорганических кислот.
  3. дайте названия этим кислотам.
  4. Выпишите отдельно формулы кислот, которые вы не знаете.
  5. Что у них общее?
  6. Какова общая формула одноосновных кислот, определение? Чем будет определяться основность органических кислот?
  7. Гомологический ряд карбоновых кислот (продолжить)
  8. Муравьиная кислота – формула, название, где содержится (сок крапивы, пчелы, медузы)
  9. Уксусная кислота – формула, название
  10.  Вспомните общие свойства кислот
  11.  Как вы думаете, эти свойства характерны для органических кислот?





(«Кислота»).






  • Сформулировать цель – совместное целеполагание
  • Работа с технологическими картами урока




IV. Упражнения

 Первичное закрепление изученного

Практическая работа по материалу учебника

Инструктаж по ТБ

  1. Общие химические свойства карбоновых кислот.
  2. Реакция этерификации.
  3. Сложные эфиры в фруктах и листьев растений.

Заполняют схему , пишут уравнения реакций, название продуктов

V. Итоги урока

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность на уроке

А в заключение, я предлагаю вам вернуться к словам Танаева. В чем, по-вашему, смысл этих слов?

Повторить план работы на уроке

VI. Домашнее задание

Дать информацию о дом. задании

 

П. 38, выполнить задания 3, 6


Дата: _____________                              Фамилия _____________________

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

( ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

Тема: _______________________________ _________________________

ОПРОС:

1. Общая формула спиртов. ______________________________________

2. Назовите вещества:

CH3OH _______________________________________________________

CH3-CH2-CH2-CH2-OH __________________________________________

3. Чем определяется атомность спирта? ___________________________

4. Перечислите области применения этанола.___________________________________

5. Какие спирты используют в пищевой промышленности?_______________________

6. Какой спирт вызывает смертельное отравление при попадании в организм 30 мл?________________________________________________________

7. Какое вещество используется в качестве незамерзающей жидкости? ____________

8. Как отличить многоатомный спирт от одноатомного спирта?___________________

  1. Формулы: H2SO4, СН3СН2СООН, HCI, H3PO4, CH3COOH, HNO3, HCOOH








  1. Органические кислоты – соединения, содержащие __________________________
  2. Общая формула: __________________________
  3. Гомологический ряд:

Формула

Тривиальное название

Международное название

Название радикала

НСООН

Муравьиная

Метановая

Формиат

СН3СООН

Уксусная

?

Ацетат

СН3СН2СООН

Пропионовая

?

Пропионат

СН3(СН2)2СООН

Масляная

?

Бутират

 

  1. Муравьиная кислота  ______________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Уксусная кислота _________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Кислота + металл = ______________________________________

Кислота + оксид металла = ______________________________________

Кислота + щелочь = ____________________________________________

Кислота + соль = ________________________________________________

  1. Химические свойства органических кислот (практикум)

1

_________________________________________________________________

_2________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

__4________________________________________________________________

 (составьте уравнения реакции, расставьте коэффициенты, укажите признак реакции)

  1. Реакция этерификации – это реакция между органической кислотой и спиртом, продукт реакции – сложным эфиром.

__________________________________________________________________

 (составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты, укажите признак реакции)

  1. Лист герани ___________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Апельсиновая корка ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос

Примерные ответы

1.С каким настроением ты приходил на занятия по химии

1.С хорошим

2.С нетерпением ждал нового занятия

3.Занятия были для меня в тягость

2.На данных занятиях мне было

1.Интересно и увлекательно.

2.Сложно и непонятно.

3.Скучно и монотонно

3.Знания, которые я получил при изучении курса химии

1.Пригодятся мне в дальнейшей учебе и повседневной жизни.

2.Не пригодятся мне в дальнейшем.

3.Новых знаний я не получил.

Самооценка: ____________________________

Оценка учителя: _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии Практическая работа по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс

Данный урок является составляющим курса «Органическая химия» и четвёртым в теме «Карбоновые кислоты» на данном уроке решались задачи...

Конспект урока химии "Представители непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидамии кислотами"

Представлена разработка урока химии для обучающихся 11 класса по теме "Представители непредельных карбоновых кислот. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидамии кислотами"....

Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)

Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты....

Контрольная работа по химии на тему: "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"

Контрольная работа по химии на тему: "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"...

Презентация к теме урока: Одноосновные предельные карбоновые кислоты

Цели урока:1.Научить составлять формулы карбоновых кислот;2.Воспитывать умение работать в коллективе, переносить усвоенные знания к новой ситуации, применять их при решении новых проблем;3.Создать усл...

Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.

Дистанционное обучение. Опорный конспект для учащихся.Тема урока: Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.(используем опорную схему 10, при...

Урок химии на тему Соли как производные кислот и оснований.

Соли как производные кислот и оснований....