Прикладные задачи в Excel.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Урок по теме "Прикладные задачи в Excel", направленный на формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде Excel, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных. Основная цель урока - познакомить учащихся с основными технологическими приемами при решении задач оптимизации; приобрести навыки работы с надстройками Excel; научить использовать инструменты Excel Поиск решения и Подбор параметра, а также формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikladnye_zadachi_v_excel.docx | 114.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Прикладные задачи в Excel.
Цели урока:
Обучающая - формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде Excel, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных;
Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач оптимизации;
Приобрести навыки работы с надстройками Excel;
Научить использовать инструменты Excel Поиск решения и Подбор параметра.
При этом мы с вами приобретем УУД - познавательные, которые помогут решать нам аналогичные задачи на уроках математики, физики и химии и т.д., личностные – умение совершенствовать имеющиеся знания
Воспитательная - формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике.
Развивающая - развитие на уроке аналитического мышления воли, самостоятельности, ответственности.
Задачи урока - учебно-познавательная, направленная на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоению систематических знаний использования функций Excel (Поиск решения и Подбор параметра), а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Тип и вид урока - урок изучения нового учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного.
Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности
1 этап — «Актуализация знаний и самоопределение деятельности»
Учитель сообщает цель урока и рассказывает, чем будем заниматься на уроке.
Цель 1 этапа: формирование регулятивных УУД, а именно целеполагание, как постановка учебной задачи.
Давайте вспомним в какой программе мы с вами работали на предыдущих уроках.
Что это за программа? Что она позволяет делать? Для чего нужна? С какими функциями мы с вами уже работали? Вспомним домашнее задание. Я задавала посмотреть в интернете материал связанный с надстройками Excel, что такое надстройки, для чего они нужны?
Надстройка — это устанавливаемый компонент, который добавляет пользовательские команды и новые возможности к приложениям Microsoft Office. Надстройки предназначены для реализации новых или обновленных функций, повышающих производительность труда пользователя.
Поиск решения - поиск оптимального значения в ячейке, путем изменения значений в ячейках, используемых при вычислении значения в данной ячейке.
Excel позволяет не только производить расчеты, но и решать сложные задачи из различных сфер деятельности, такие как решение уравнений, задачи прогнозирования и оптимизации и другие. Решение задач такого вида может быть осуществлено с помощью инструмента Поиск решения.
Формулировка таких задач может представлять собой систему уравнений с несколькими неизвестными и набор ограничений на решения. Поэтому решение задачи надо начинать с построения соответствующей модели.
Познакомимся с этими командами на примере.
2 этап - «Учебно-познавательная деятельность»
Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД
Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на «знание», «понимание», «умение», а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.
Задача. Предположим, что мы решили производить 2 вида полок А и В. На изготовление модели А требуется 3 м3 досок, на изготовление модели В - 4 м3 досок. За неделю можно получить не более 1800 м3 досок. На изготовление модели А требуется – 15 минут, модели В – 30 минут. Рабочая неделя для 4 сотрудников составляет 160 часов. Сколько полок А и В надо изготовить, чтобы получить максимальную прибыль, если полка А стоит 3500 рублей, полка В – 4800 рублей.
Технология работы:
Запустите табличный процессор Excel.
Заполните таблицу в соответствии с образцом:
А | В | |
1 | Наименование | |
2 | А | |
3 | В | |
4 | ||
5 | Прибыль | |
6 | ||
7 | Затраты на материалы | |
8 | Затраты по времени |
Щелкните правой кнопкой мыши по ячейке В2 и присвойте имя x, так как сначала у нас количество полок вида А равно x. Аналогично присвойте ячейке В3 имя y.
Целевая функция, определяющая нашу прибыль, выглядит следующим образом: ПРИБЫЛЬ=3500*x+4800*y.
Затраты по материалам равны 3*x+4*y. Затраты по времени равны 0,25*x+0,5*y.
Введем эти данные в нашу таблицу и получим:
А | В | |
1 | Наименование | |
2 | А | |
3 | В | |
4 | ||
5 | Прибыль | =3500*x+4800*y |
6 | ||
7 | Затраты на материалы | =3*x+4*y |
8 | Затраты по времени | =0,25*x+0,5*y |
9 |
Выделим ячейку В5 и выберем меню Данные, после чего активизируем команду Поиск решения. Заполним ячейки этого окна следующим образом:
и нажмем Выполнить. Если все сделано правильно, то решение будет таким.
Из решения видно, что оптимальный план выпуска полок составляет 520 штук вида А и 60 штук вида В. Полученная максимальная прибыль составит 2108000 рублей.
Покажем применение еще одной команды для решения этой задачи. Пусть мы хотим получать максимальную прибыль в размере 2500000 рублей. Используем функцию Подбор параметра для определения новых значений. Выберем эту команду и заполним ячейки окна следующим образом и нажмем ОК. Получим следующее решение:
В данном случае изменяли количество полок вида В. Заметим, что необходимо увеличить затраты по времени и затраты по материалам, т.е. надо получать не менее 2127 м3 досок в неделю.
Вывод: повторить алгоритм решения задачи, т.е. еще раз показать чему научились на этом этапе.
3 этап - «Интеллектуально-преобразовательная деятельность».
Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД
Школьникам предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия вы приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение решать разнообразные задачи через овладение навыками работы с надстройками Excel. На работу отводится фиксированное время.
Задача: Предположим, что мы решили производить несколько видов конфет. Назовем их условно «А», «В», «С». Известно, что реализация 10 килограммов конфет «А» дает прибыль 9 у.е., «В» - 10 у.е., «С» - 16 у.е. Конфеты можно производить в любых количествах (сбыт обеспечен), но запасы сырья ограничены. Необходимо определить, каких конфет и сколько десятков килограммов необходимо произвести, чтобы общая прибыль от реализации была максимальной. Нормы расхода сырья на производство 10 кг конфет каждого вида приведены ниже:
Сырье | Нормы расхода сырья | Запас сырья | ||
А | В | С | ||
Какао | 18 | 15 | 12 | 360 |
Сахар | 6 | 4 | 8 | 192 |
Накопитель | 5 | 3 | 3 | 180 |
Прибыль | 9 | 10 | 16 |
Вывод: показать на доске решение
4 этап - «Рефлексивная деятельность».
На данном этапе уч-ся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ - регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка - личностное действие).
Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)
После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.
Анализ данного примера показывает, что с помощью Excel можно решать различные экономические задачи. С подобными задачами вы можете встретиться на уроках математики, физики, химии, биологии и других. Можно найти все оптимальные решения и выбрать наиболее подходящее с точки зрения дополнительных критериев.
Д.з по группам: найти задачи по физике, химии, биологии связанные с поиском решения, с подбором параметра.
Литература:
1. Макарова, Н. В. Информатика. Задачник по моделированию. - 9 класс. – СПб.: Питер, 2001.
2. Чернов, А. А., Чернов, А. Ф. Информатика. Сборник элективных курсов. – 9 класс. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение математических задач в Excel
Презентация к уроку. Закрепление изученного материала...
План-конспект элективного занятия по информатике в 9 классе. Тема "Решение прикладных задач в Excel"
Урок - практикум.Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения нестандартных задач.Приобретение навыков в составлении таблиц разного т...
Презентация к элективному занятию "Решение прикладных задач в Excel"
Цель занятия: Научиться моделировать и строить прикладные задачи в среде MS Excel. Освоить способы визуализации числовых данных....
"Решение задач в Excel" Открытый интегрированный урок информатики, биологии, экологии в 9 классе.
"Решение задач в Excel"Открытый интегрированный урок информатики,биологии, экологиив 9 классе.Цель: Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц Excel в решении нестандартных зад...
Разработка урока на тему "Использование производной для нахождения оптимального решения в прикладных задачах (Задачи на максимум и минимум)" по алгере 10-11 кл. с презентацией.
Урок посвящён теме использования производной для нахождения оптимального (наилучшего) решения в прикладных задачах (текстовых, геометрических, химических, решении уравнений), данный матери...
Реферат "Решение прикладных задач экономики. Excel"
Целью данной работы является использование функций Excel для решения экономических задач. Данные задачи будут решаться с помощью программ табличного процессора Excel. Microsoft Excel ‑ средство для ра...
Математика в решении прикладных задач. Наибольшее и наименьшее значения параметров в прикладных задачах (11 класс)
Практическое использование исследования функции с помощью производной....