рабочая программа по информатике 2-4 кл. Горячев. 2012 г.
рабочая программа по информатике и икт на тему
рабочая программа по информатике 2-4 кл. Горячев. 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_2-4_kl._goryachev._2012_g.docx | 67.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А. А. Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011.
Программа составлена на основе авторской программы Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах».
В основе построения курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:
проблемно-диалогической
оценивания учебных достижений;
проектной;
правильного типа читательской деятельности.
Курс соответствует государственным стандартам начального общего образования, а так же позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углублённого изучения математики.
Цели обучения курса обусловлены общими целями российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества. Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности математического образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 34 учебные недели).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Цели и задачи курса
Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса – развить умение проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими.
Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Цели изучения информатики во 2 классе:
формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;
знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;
формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотек.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Информатика» к концу первого года обучения (конец 2 класса).
Учащиеся должны знать/понимать, что:
такое информация;
как человек воспринимает информацию;
компьютер является универсальной машиной, предназначенной для обработки информации;
названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа – набор таких правил;
алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели;
информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;
правила поведения в компьютерном классе.
Уметь:
приводить примеры источников информации;
приводить примеры работы с информацией;
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
приводить примеры полезной и бесполезной информации;
запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
Оценка ответов учащихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Тематическое планирование по четвертям
1 четверть
Тема | «Информатика в играх и задачах» часть, раздел, № задания |
Действия предметов. | Часть 1, раздел 1. Часть 1, раздел 2. |
Обратные действия. | Часть 1, раздел 2. |
Последовательность событий. | Часть 1, раздел 2. |
Высказывания. Понятия «истина» и «ложь». | Часть 2. |
2 четверть
Тема | «Информатика в играх и задачах» часть, раздел, № задания, урок в методических рекомендациях. |
Отрицание. | Часть 2. Тема: решение логических задач. |
Высказывания со связками «и» «или». | Часть 2. |
Закрепление. | Часть 2 (4 четверть). |
3 четверть
Тема | «Информатика в играх и задачах» часть, раздел, № задания, урок в методических рекомендациях. |
Признаки предметов. | Часть 1. |
Описание предметов. | Часть 1. |
Состав предметов. | Часть 1. |
4 четверть
Тема | «Информатика в играх и задачах» часть, раздел, № задания, урок в методических рекомендациях. |
Алгоритм. | Часть 1. |
Ветвление. | Часть 1. |
Повторение (материалы к/р). | Часть 1. |
Повторение. | Часть 1. |
№ п/п | 2 КЛАСС | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактич. дата прохождения |
Тема урока | ||||
1 | Признаки предметов | 1 | ||
2 | Описание предметов | 1 | ||
3 | Состав предметов | 1 | ||
4 | Действие предметов | 1 | ||
5 | Симметрия | 1 | ||
6 | Координатная сетка | 1 | ||
7 | Контрольная работа № 1 «Отличительные свойства предмета» | 1 | ||
8 | Разбор контрольной работы | 1 | ||
9 | Повторение | 1 | ||
10 | Действия предметов | 1 | ||
11 | Обратные действия | 1 | ||
12 | Последовательность событий. | 1 | ||
13 | Алгоритм. | 1 | ||
14 | Контрольная работа № 2 по теме: «Алгоритм» | 1 | ||
15 | Разбор контрольной работы | 1 | ||
16 | Повторение | 1 | ||
17 | Множество. Элементы множества. | 1 | ||
18 | Способы задания множеств. | 1 | ||
19 | Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество. | 1 | ||
20 | Отображение множеств. | 1 | ||
21 | Кодирование. | 1 | ||
22 | Вложенность (включение) множеств. | 1 | ||
23 | Пересечение множеств. | 1 | ||
24 | Объединение множеств. | 1 | ||
25 | Контрольная работа № 3 по теме: «Множества» | 1 | ||
26 | Разбор контрольной работы | 1 | ||
27 | Повторение | 1 | ||
28 | Понятия «истина» и «ложь». | 1 | ||
29 | Отрицание. | 1 | ||
30 | Логические операции «И», «ИЛИ». | 1 | ||
31 | Графы, деревья. Комбинаторика. | 1 | ||
32 | Контрольная работа № 4 «Логика» | 1 | ||
33 | Разбор контрольной работы. | 1 | ||
34 | Резерв времени | 1 |
Для начальной школы используются следующий учебно-методический комплекс:
Учебник: А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 2 кл., М. Баласс 2011.
Пособия для преподавателей:
СD - «Роботландия» 1-4 кл.
CD – «Занимательная информатика»
А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2011.
Интернет-ресурсы.
1. | Федеральный сайт учредителей программы «Гармония» | www.umk-garmonif.ru |
2. | Журнал «Начальная школа» | www.openwjld.ru |
3. | Конспекты уроков для начальной школы | www.4stupeni.ru |
4. | Познавательный портал для учащихся начальной школы | www.abvgdeyka.ru |
5. | Учебная техника и наглядные пособия | www.uchteh.ru |
6. | Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей» | www.1september.ru |
7. | Детский образовательный портал «Солнышко» | www.solnet.ru |
Пояснительная записка
Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А. А. Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011.
Программа составлена на основе авторской программы Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах».
В основе построения курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:
проблемно-диалогической
оценивания учебных достижений;
проектной;
правильного типа читательской деятельности.
Курс соответствует государственным стандартам начального общего образования, а так же позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углублённого изучения математики.
Цели обучения курса обусловлены общими целями российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества. Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности математического образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 34 учебные недели).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Развитие теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
Задачи обучения:
Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми и т.д.
Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” и других информационных носителей.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса должны знать:
понятия алгоритм, множество, подмножество, элемент множества, аналогии, закономерность.
должны уметь:
понимать построчную запись алгоритмов;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
понимать истинность высказывания и отрицания;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
анализировать игры с выигрышной стратегией.
владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
находить, преобразовывать, хранить и применять информацию для решения различных задач;
осуществлять сотрудничество в совместной работе.
Оценка ответов учащихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Часы |
1. | Алгоритм. | 9 |
2. | Объект. | 8 |
3. | Множество. | 9 |
4. | Аналогия. Закономерность. Выигрышная стратегия. | 7 |
5. | Резерв времени | 1 |
Основное содержание.
1. Алгоритм.
Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
2. Объект.
Состав и действия объектов. Группа объектов. Общее название. Общие свойства объектов группы. Особенности свойства объектов подгруппы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
3. Множество.
Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не». Истинность высказывания со словами «и», «или». Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.
4. Аналогия. Закономерность. Выигрышная стратегия.
Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.
№ п/п | 3 КЛАСС | Часы учебного времени | Плановая дата прохождения | Фактическая дата прохождения |
Тема урока | ||||
1 | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. | 1 | ||
2 | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. | 1 | ||
3 | Выполнение алгоритма. | 1 | ||
4 | Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. | 1 | ||
5 | Линейные алгоритмы. | 1 | ||
6 | Ветвящиеся алгоритмы. | 1 | ||
7 | Циклические алгоритмы. | 1 | ||
8 | Подготовка к контрольной работе № 1. | 1 | ||
9 | Контрольная работа № 1 «Алгоритмы». | 1 | ||
10 | Общие названия и отдельные объекты. | 1 | ||
11 | Разные объекты с общим названием. | 1 | ||
12 | Разные общие названия одного отдельного объекта. | 1 | ||
13 | Состав и действие объектов с одним общим названием. | 1 | ||
14 | Отличительные признаки. | 1 | ||
15 | Значение отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. | 1 | ||
16 | Имена объектов. Подготовка к контрольной работе № 2. | 1 | ||
17 | Контрольная работа № 2 «Группы объектов». | 1 | ||
18 | Высказывание со словами «все», «не все», «никакие». | 1 | ||
19 | Отношения между множествами объединение. | 1 | ||
20 | Отношения между множествами пересечение. | 1 | ||
21 | Отношения между множествами вложенность. | 1 | ||
22 | Графы и их табличное описание. | 1 | ||
23 | Пути в графах. | 1 | ||
24 | Деревья возможностей. | 1 | ||
25 | Подготовка к контрольной работе № 3. | 1 | ||
26 | Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения». | 1 | ||
27 | Игры. | 1 | ||
28 | Анализ игры с выигрышной стратегией. | 1 | ||
29 | Решение задач по аналогии. | 1 | ||
30 | Решение задач на закономерности. | 1 | ||
31 | Аналогичные закономерности. | 1 | ||
32 | Подготовка к контрольной работе № 4. | 1 | ||
33 | Контрольная работа № 4 «Модели в информатике». | 1 | ||
34 | Резерв времени (1 час). | 1 |
Учебно-методический комплект.
1.Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах.3-й класс: Учебник в 2х частях-М.: Баласс, 2010.
2. Пособия для преподавателей:
СD - «Роботландия» 1-4 кл.
CD – «Занимательная информатика»
А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2011.
Интернет-ресурсы.
1. | Федеральный сайт учредителей программы «Гармония» | www.umk-garmonif.ru |
2. | Журнал «Начальная школа» | www.openwjld.ru |
3. | Конспекты уроков для начальной школы | www.4stupeni.ru |
4. | Познавательный портал для учащихся начальной школы | www.abvgdeyka.ru |
5. | Учебная техника и наглядные пособия | www.uchteh.ru |
6. | Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей» | www.1september.ru |
7. | Детский образовательный портал «Солнышко» | www.solnet.ru |
Пояснительная записка
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Развитие теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
Задачи обучения:
Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми и т.д.
Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” и других информационных носителей.
Исходными документами для составления рабочей программы послужили:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Авторская программа по курсу «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячев;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере (создание документов, графических изображений, мультимедийной продукции) человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. А вот применение компьютера для решения более сложных задач – таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, - требуют специальных знаний и умений из области информатики. Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика в играх и задачах»
Курс наполнен игровыми и занимательными заданиями на примерах из окружающей действительности, детской литературы, базовых учебных предметов. Он соответствует компетентностному подходу к содержанию образования, новой концепции курса информатики в начальной школе и задаче развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Содержание программы носит пропедевтический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры..
Формы организации работы при изучении курса разнообразны:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, деловая игра.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников.
3.Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс опрос, урок-защита оценки.
Оценка ответов учащихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.
Иметь общее представление:
об алгоритмах;
о множествах, подмножествах,
о графах, схемах,
о признаках и действиях объектов.
Знать:
общие свойства и признаки объектов,
действия объектов,
составные части объектов.
Уметь:
выполнять ветвления в записи алгоритма,
строить алгоритм с параметрами,
составлять схему состава объекта,
записывать признаки и действия объектов на схеме,
описывать отношения между объектами,
различать множества и подмножества,
находить ребра, вершины и пути графа,
составлять схему рассуждения.
К концу четвертого класса учащиеся должны:
научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:рассуждать,делать выводы,
самостоятельно работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Тематическое планирование.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Алгоритм. | 9 |
2. | Объекты | 8 |
3. | Логические рассуждения | 10 |
4. | Модели в информатике | 6 |
5. | Резерв времени | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть 1. Алгоритм.
Ветвление в построчной записи алгоритма. Цикл в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.
Часть 2.Объекты.
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. Признаки и действия объекта и его составных частей.
Часть 3. Множество.
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах. Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. Правило «если - то». Схема рассуждений.
Часть 4. Модели в информатике (Обобщение пройденного материала).
Составные части объектов. Объекты с необычным составом. Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.
№ п/п | 4 КЛАСС | Часы учеб времени | Плановые сроки прохождения | Фактич дата прохождения | ||
Тема урока | ||||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 | ||||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 | ||||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1 | ||||
4 | Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. | 1 | ||||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. | 1 | ||||
6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||
7 | Контрольная работа № 1 по теме: «Составление алгоритма» | 1 | ||||
8 | Повторение пройденного. Составление алгоритмов | 1 | ||||
9 | Повторение пройденного. Составление алгоритмов | 1 | ||||
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы предметов. | 1 | ||||
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 | ||||
12 | Массив объектов на схеме состава. | 1 | ||||
13 | Признаки и действия объекта составных частей. | 1 | ||||
14 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||
15 | Контрольная работа № 2 по теме: «Схема состава объекта». | 1 | ||||
16 | Повторение пройденного. | 1 | ||||
17 | Повторение пройденного. | 1 | ||||
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1 | ||||
19 | Истинность высказывания. | 1 | ||||
20 | Описание отношения между объектами с помощью графа. | 1 | ||||
21 | Пути в графах. | 1 | ||||
22 | Высказывания со словами «не», «или» и выделение подграфов. | 1 | ||||
23 | Правило «если-то». | 1 | ||||
24 | Схема рассуждений. | 1 | ||||
25 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||
26 | Контрольная работа № 3 по теме: «Схема состава объекта». | 1 | ||||
27 | Повторение пройденного. | 1 | ||||
28 | Составление части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 | ||||
29 | Действия объектов. | 1 | ||||
30 | Признаки объектов. | 1 | ||||
31 | Объекты, выполняющие обратные действия. | 1 | ||||
32 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||
33 | Контрольная работа № 4 по теме: «Действия и признаки объектов». | 1 | ||||
34 | Резерв времени. | 1 |
Учебно-методический комплект:
1.Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах.4-й класс: Учебник в 2х частях-М.: Баласс, 2010.
2. . Пособия для преподавателей:
СD - «Роботландия» 1-4 кл.
CD – «Занимательная информатика»
А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2011.
Интернет-ресурсы.
1. | Федеральный сайт учредителей программы «Гармония» | www.umk-garmonif.ru |
2. | Журнал «Начальная школа» | www.openwjld.ru |
3. | Конспекты уроков для начальной школы | www.4stupeni.ru |
4. | Познавательный портал для учащихся начальной школы | www.abvgdeyka.ru |
5. | Учебная техника и наглядные пособия | www.uchteh.ru |
6. | Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей» | www.1september.ru |
7. | Детский образовательный портал «Солнышко» | www.solnet.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике 4 класс Горячев
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике 3 класс (Горячев А.В.)
Рабочая программа по информатике. 3 класс (автор Горячев А.В.), учебник "Мой инструмент компьютер"....
Рабочая программа по информатике 4 класс (Горячев А.В.)
Рабочая программа по информатике. 4 класс (автор Горяечв А.В.), учебник "Информатика в играх и задачах"....
Рабочая программа по информатике 3 класс Горячев
Рабочая программа...
Рабочая программа по информатике 4 класс Горячев
Рабочая программа...
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов АВ Горячев ФГОС
Программа разработана с учётом требований ФГОС для 2,3,4 классов по УМК АВ Горячева....