Рабочая программа по информатике и ИТК для 5 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИТК 5 класс (учебник Босовой Л.Л.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с. Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» «Согласованно»
Директор МОУ зам. директора по УВР
__________/Чапова О.П./ ________/Филимонова И.В./
Приказ № ___ от __________г. «___» ___________ г.
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ 5 класс»
Учителя информатики МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм» Соловьевой Екатерины Владимировны
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ___
от «__» _____________г.
с. Усть-Курдюм
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011».
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).
УМК
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Программой предусмотрено проведение:
№ | Название темы | Кол-во часов | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Компьютер для начинающих. | 8 | Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой». Практическая работа №2 «Осваиваем мышь». Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». | ||||
2 | Информация вокруг нас. | 15 | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». Практическая работа №6 «Вводим текст». Практическая работа №7 «Редактируем текст». Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста». | ||||
3 | Информационные технологии. | 11 | Практическая работа №9 «Форматируем текст». Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора». Практическая работа №11 «Начинаем рисовать». Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы». Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами». Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему». Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». | ||||
Итого: | 34 | 15 | |||||
№ урока | Тематика разделов и уроков | Количество часов | Дата по плану | Дата фактич. | Материалы и оборудование | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
Тема №1. Компьютер для начинающих. | 8 | ||||||
1 (1) | Техника безопасности. Информация. Компьютер. Информатика. Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Назначение клавиш. | 1 | 4.09. | Персональный компьютер, плакаты № 1, 2. | Информация, информатика, компьютер. | § 1.1, 2.2, стр. 6 РТ: № 1, 2 стр. 3 | |
2 (2) | Как устроен компьютер. Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Назначение клавиш. | 1 | 1.09. | Персональный компьютер, плакат № 6. | Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. | § 2.1, 2.2 РТ: № 1 стр. 54 | |
3 (3) | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой». | 1 | 21.09. | Персональный компьютер, плакат № 6. | Устройства ввода информации, клавиатура, группа клавиш. | § 2.3 стр. 69-72, РТ: № 6 стр. 57, № 10 стр. 61, № 11 стр. 62 | |
4 (4) | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр (упр. 1-5). Назначение клавиш. | 1 | 28.09 | Персональный компьютер, плакат № 6. | Символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре. | § 2.3 стр. 72-75, РТ: № 9 стр. 60 | |
5 (5) | Программы и файлы. Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме игры. Назначение клавиш. | 1 | 5.10. | Персональный компьютер. | Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа (приложение), файл. | § 2.4, 3.11, РТ: № 5 стр. 57 | |
6 (6) | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь». | 1 | 12.10. | Персональный компьютер. | Рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия с мышью. | § 2.5, 2.6 РТ: № 13 стр. 64, № 15 стр. 65 | |
7 (7) | Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». | 1 | 19.10. | Персональный компьютер. | Меню, главное меню, окно, элементы окна. | § 2.7, РТ: № 16, 17 стр. 65, № 22 (б) стр. 67 | |
8 (8) | Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню». | 1 | 26.10. | Персональный компьютер. | Раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления. | Придумать и изобразить своё диалоговое окно как на § 2.8стр. 86 | |
Тема №2. Информация вокруг нас. | 15 | ||||||
9 (1) | Хранение информации. | 1 | 9.11. | Персональный компьютер, плакаты № 2, 3. | Информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, внешняя память, память человека. | § 1.2, 1.3, РТ: № 4 стр. 5 | |
10 (2) | Носители информации. Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Назначение клавиш. | 1 | 16.11. | Персональный компьютер, плакат № 3. | Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск. | § 1.4, 3.2, РТ: № 3 стр. 4 | |
11 (3) | Передача информации. Практика за ПК: Клавиатурный тренажёр в режиме ввода предложений. Назначение клавиш. | 1 | 23.11. | Персональный компьютер, плакат № 4. | Источник информации, информационный канал, приемник информации. | § 1.5 вопр. 1-4, РТ: № 6 стр. 12 | |
12 (4) | Кодирование информации. | 1 | 30.11. | Персональный компьютер. | Условный знак, код, кодирование. | § 1.6, РТ: №№ 14-19 стр. 17-23 | |
13 (5) | Формы представления информации. | 1 | 7.12. | Персональный компьютер. | Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования. | § 1.7, 1.8, РТ: №№ 31-32 стр. 30 | |
14 (6) | Текст как форма представления информации. | 1 | 14.12. | Персональный компьютер. | Текст, текстовая информация. | § 1.9, РТ: №№ 10-12 стр. 16, № 35 стр. 38 | |
15 (7) | Табличная форма представления информации. | 1 | 21.12. | Персональный компьютер. | Таблица, графа (столбец) таблицы, строка таблицы. | § 1.10, РТ: 37, 38 стр. 39 | |
16 (8) | Наглядные формы представления информации. | 1 | 28.12. | Персональный компьютер. | Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации. | РТ: № 42 стр. 41 | |
17 (9) | Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». | 1 | 18.01. | Персональный компьютер, плакат № 5. | Информация, обработка информации, информационная задача. | § 1.12, РТ: № 37 стр. 73 | |
18 (10) | Обработка текстовой информации. Ввод текста. Практическая работа № 6 «Вводим текст». | 1 | 25.01. | Персональный компьютер, плакат № 9. | Текстовый редактор, документ. | § 2.9 стр. 88-90, РТ: № 38, 39 стр. 74, № 33 стр. 31 | |
19 (11) | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Практическая работа № 7 «Редактируем текст». | 1 | 1.02. | Персональный компьютер, плакат № 9. | Редактирование, вставка, замена, удаление. | § 2.9 стр. 90, РТ: №№ 40-43 стр. 75-77, № 45 стр. 79 | |
20 (12) | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 7 «Редактируем текст». | 1 | 8.02. | Персональный компьютер, плакат № 9. | Фрагмент, буфер. | § 2.9 стр. 91-92, вопр. 5-6 стр. 94, РТ: №№ 46-48 стр. 79-82 | |
21 (13) | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст». | 1 | 15.02. | Персональный компьютер, плакат № 5, 9. | Редактирование, поиск, замена. | § 2.9 стр. 91-92, § 1.13 стр. 49-50 № 7 стр. 52, № 8 стр. 53, РТ: № 44 стр. 78 | |
22 (14) | Изменение формы представления информации. Систематизация. | 1 | 22.02. | Персональный компьютер, плакат № 5. | Информация, обработка информации, систематизация, сортировка (упорядочение) – по алфавиту. | § 1.13 стр. 48-49, РТ: № 43 (II часть) стр. 45, №№ 44-47 стр. 46-48 | |
23 (15) | Форматирование – изменение формы представления документов. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста». | 1 | 1.03. | Персональный компьютер, плакат № 5. | Форматирование, выравнивание, шрифт, начертание. | § 2.9 стр. 92-93, РТ: № 49 стр. 82, № 50 стр. 83 | |
Тема №3. Информационные технологии. | 11 | ||||||
24 (1) | Компьютерная графика. | 1 | 15.03. | Персональный компьютер. | Компьютерная графика, графический редактор. | § 1.13, 2.10 стр. 95-101, РТ: №№ 51-52 стр. 84 | |
25 (2) | Инструменты графического редактора. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».
| 1 | 22.03. | Персональный компьютер. | Обработка информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная графика, графический редактор. | § 2.10 стр. 95-101, РТ: №№ 55-56 стр. 86-87 | |
26 (3) | Обработка графической информации. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора». | 1 | 5.04. | Персональный компьютер. | Обработка информации, текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет. | § 3.14 найти в газетах и журналах образцы шрифтов | |
27 (4) | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 11«Начинаем рисовать», Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы». | 1 | 12.04. | Персональный компьютер, плакат № 9. | Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ. | § 2.9, 2.10, РТ: № 53 стр. 85 | |
28 (5) | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор». | 1 | 19.04. | Персональный компьютер, плакат № 3. | Входная и выходная информация, правила преобразования информации. | § 1.14 стр. 54-56, РТ: № 49 стр. 49 | |
29 (6) | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами». | 1 | 26.04. | Персональный компьютер, плакат № 5. | Входная и выходная информация, логические рассуждения. | § 1.14 стр. 56-57, § 2.10 стр. 101-103, РТ: №№ 39-40 стр. 40, № 57 стр. 87 | |
30 (7) | Разработка плана действий и его запись. | 1 | 3.05. | Персональный компьютер, плакат № 5. | Информационная задача, входные и выходные данные, план действия. | § 3.8, № 9 стр. 61-62, РТ: № 53 стр. 52 | |
31 (8) | Разработка плана действий и его запись. | 1 | 10.05 | Персональный компьютер, плакат № 5. | Информационная задача, входные и выходные данные, план действия. | § 1.14, 3.19, № 10 стр. 62, РТ: № 54 стр. 53 | |
32 (9) | Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему». | 1 | 17.05. | Персональный компьютер. | Сюжет, сценарий. | § 2.11 | |
33 (10) | Создание движущихся изображений в программе PowerPoint. Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему». | 1 | 24.05. | Персональный компьютер. | Анимация, настройка анимации. | § 2.11 Придумать сюжет для анимации. | |
34 (11) | Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». | 1 | 31.05. | Персональный компьютер. | Практическая проверка навыков учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...