Рабочая программа по предмету "Основы теории информации"
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по прдмету "Основы теории информации" для студентовЮ обучающихся по специальности ФГОС "Компьютерные сети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_teoriya_informacii.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория информации
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 Теория информции, входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника
Организация-разработчик ГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологий
Разработчик:
Кузнецов С.П,. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский колледж информационных технологий»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника
230111 Теория информации
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять закон аддитивности информации ;
применять теорему Котельникова;
использовать формулу Шеннона.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды и формы представления информации;
методы и средства определения количества информации;
принципы кодирования и декодирования информации ;
способы передачи цифровой информации;
методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных;
основы теории сжатия данных
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 73 часа;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 110 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 73 |
в том числе: |
практические занятия | 20 |
лабораторные работы |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 37 |
в том числе: |
работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к практическим занятиям | 20 |
работа с конспектом и другими источниками информации с целью подготовки к контрольным работам | 12 |
Подготовка рефератов | 5 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы теории информации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Измерение и кодирование информации |
Тема 1.1 Предмет теории информации. Непрерывная и дискретная информация | 1. Предмет и основные разделы кибернетики. 2. Предмет теории информации. 3. Принцип управления. 4. Характеристики непрерывной и дискретной информации. 5. Перевод непрерывной информации в дискретную. 6. Кодирование информации. 7. Частота дискретизации. 8. Теорема Котельникова и ее применение. | 12 | 1 |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников. | 6 |
Тема 1.2. Общая схема передачи информации | 1. Схема передачи информации. 2. Канал передачи информации. 3. Скорость передачи информации. 4. Аналоговые и цифровые преобразователи. 5. Сущность АВМ и ЦВМ и их применение на практике. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников. | 3 |
Тема 1.3 Измерение информации | 1. Методы измерения информации. 2. Вероятностный подход к измерению информации. Мера информации Шеннона. 3. Понятие энтропии. Свойства количества информации и энтропии. 4. Алфавитный подход к измерению информации. | 6 | 2 |
Практическая работа. Решение задач по измерению информации. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по теории информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. | 8 |
Тема 1.4. Кодирование информации. | 1. Постановка задачи кодирования. 2. Кодирование информации при передаче без помех. Первая теорема Шеннона. 3. Кодирование информации при передаче в канале с помехами. Вторая теорема Шеннона. 4. Основные виды помехоустойчивых кодов. 5. Практическая реализация помехоустойчивого кодирования. | 10 | 1 |
Практическая работа. Решение задач по кодированию информации. | 4 | 2 |
Контрольная работа. Работа по разделу 1. «Измерение и кодирование информации» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе. | 8 |
Раздел 2. Основы преобразования информации |
Тема 2.1 Сжатие информации. | 1. Сжатие информации, как основной аспект передачи данных. Пределы сжатия информации. 2. Простейшие алгоритмы сжатия информации. 3. Применение метода Шеннона-Фено для сжатия данных. Примеры. 4. Метод Хаффмена. Применение метода Хаффмена для сжатия данных. 5. Подстановочные или словарно-ориентированные методы сжатия данных. 6. Арифметический метод сжатия данных | 16 | 1 |
Практическая работа. Выполнение заданий по сжатию данных. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Выполнение практических заданий по сжатию информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. | 6 |
Тема 2.2. Шифрование информации | 1. Основные понятия классической криптографии. 2. Классификация шифров. 3. Шифры перестановки и шифры замены. 4. Потоковые шифрующие системы. 5. Симметричные блочные шифры. Шифры DES, AES. 6. Асимметричные шифры. Шифр RSA. | 20 | 1 |
Лабораторные работы: «Классические криптосистемы», «Криптосистема AES», «Криптосистема RSA» | 6 | 2 |
Зачетное занятие | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников. Решение задач по кодированию информации. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, справочной и научной литературы. Подготовка к ответам на контрольные вопросы и к контрольной работе. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия компьютерного класса.
Оборудование класса:
- 15 персональных компьютеров, объединенных в сеть;
- рабочее место преподавателя;
- комплект лицензионного программного обеспечения;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
Технические средства обучения:
- компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В. В. Лидовский Теория информации. Москва. Компания Спутник 2004.
Л. М. Дергачева. Решение типовых задач по информатике, Москва, Бином 2011 г.
Дополнительные источники:
Р. Л. Стратонович. Москва, Советское радио, 1975 г
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
применять закон аддитивности информации | практические занятия |
применять формулу Котельникова | практические занятия |
Применять формулу Шеннона | практические занятия |
Знания: |
виды и формы представления информации | тестирование |
методы и средства измерения количества информации | тестирование, практические занятия |
принципы кодирования и декодирования информации | тестирование, практические занятия |
способы передачи цифровой информации | тестирование, практические занятия |
методы повышения помехозащищенности приема и передачи данных | тестирование |
основы теории сжатия данных | тестирование, практические занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс
Подробная рабочая программа по алгебре, теории вероятностей и статистике 7 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов.
Рабочая программа курса по теории вероятностей и статистики для 7-8 классов....
Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс
Рабочая программа по алгебре, теории вероятности и статистике 7 класс...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика решения текстовых задач"
Пояснительная записка. Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики. В обучении они являются и целью, и средством обучения и математическо...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...