Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Основы информационных технологий
методическая разработка по информатике и икт по теме
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_informacionnyh_tehnologiy.rar | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №8»
Утверждаю:
директор ГБОУ НПО ПУ №8
______________Ю.Л. Железов
«_____» ___________20__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.01. Основы информационных технологий
Рассмотрена на м/к
Протокол №___от________
Председатель м/к_________
г. Навашино
2012
Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС НПО по
профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
код и наименование примерной программы учебной дисциплины
Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПУ № 8
Авторы: преподаватель Елисова И.А.
Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы информационных технологий»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающий должен уметь:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
работать с файловыми системами управления файлами;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями их технической документации и файлов – справок;
В результате освоения дисциплины обучающий должен знать:
основные понятия: информации и информационные технологии;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, без данных, персонального компьютера, сервера;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
информационную безопасность: основные виды угроз, способны противодействия угрозам.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час.;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические заняти Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: работа с учебником работа на компьютере подготовка реферата Контрольная работа по всему курсу обучения (дифференцированный зачет) | 75 51 19 24 12 6 6 1 |
2.2. РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы информационных технологий»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
Тема №1. Информация и информационные технологии | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Основные понятия: информация и информационные технологии Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации Классификация информационных технологий | 1 1 1 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: работа с учебником | 2 | 2 |
Тема №2. Общие сведения о персональных компьютерах и компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Понятие информационной системы История развития вычислительной техники, правила работы на персональном компьютере Аппаратное обеспечение. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Программное обеспечение ПК. Файл и файловая система | 1 1 1 1 1 |
Практические занятия Разобрать и собрать системный блок Подключение к персональному компьютеру периферийных устройств Скопировать с носителя любой файл разными способами | 1 1 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме работа с учебником подготовка реферата | 4 | 2 |
Тема №3. Программы создания и редактирования текстовых документов | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Текстовый процессор Microsoft Word Набор текста, его редактирование и форматирование Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов Создание и редактирование таблиц в текстовом редакторе Word | 1 1 1 1 |
Практическое занятие Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Создание и форматирование списков Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | 1 1 1 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: работа с учебником | 2 | 2 |
Тема №4. Ms Excel – графические возможности | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Ms Excel – графические возможности Меню программы и панели инструментов Электронные таблицы Ms Excel Основные способы построения таблиц Формулы, копирование и перемещение формул | 1 1 1 1 1 |
Практическое занятие Определите последовательность создания документа в Ms Excel Отфильтровать информацию по заданным параметрам | 1 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: работа с учебником работа на компьютере | 4 | 2 |
Тема №5. Редактор презентаций Power Point | Содержание учебного материала | 6 |
Знакомство с программой Power Point Основные элементы экранного интерфейса Настройка программы и оформление слайдов Вставка звуковых объектов в программе Power Point | 1 1 1 1 |
Практическое занятие Создать презентацию на тему «Информатика и информационные технологии» Создать презентацию на свободную тему со вставкой в слайды рисунков или анимаций | 1 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: работа на компьютере | 2 | 2 |
Тема №6. Локальные компьютерные сети | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
Локальные компьютерные сети Топология локальных сетей Технология работы в локальных сетях Аппаратные средства локальных сетей | 1 1 1 1 |
Практическое занятие Охарактеризовать особенности различных конфигураций локальных сетей | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: работа с учебником | 2 | 2 |
Тема №7. Глобальная компьютерная сеть Интернет | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Структура всемирной компьютерной сети Интернет, подключение к Интернету Поиск информации в сети Интернет Этика и безопасность работы в Интернете Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам | 1 1 1 1 |
Практическое занятие Отработка основных навыков по работе электронным почтовым ящиком Создание и регистрация почтового ящика в сети Интернет Создание и отправка почтовых сообщений Заполнение адресной книги | 2 1 2 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: подготовка реферата работа на компьютере | 4 | 2 |
Тема №8. Информационная безопасность | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой | 1 |
Практическое занятие Установка антивирусной программы | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося по теме: работа с учебником подготовка реферата | 4 | 2 |
Контрольная работа по всему курсу обучения (дифференцированный зачет) | 1 | 2 |
Итого 75 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета информатики и информационных технологий, оснащенного по всем требованиям безопасности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютеры с выходом в сеть Интернет;
- сканер;
- принтер;
- колонки;
- экран;
- микрофон;
- видеопроектор;
- видеофильмы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Могилев А.В., Листратова Л.В. Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации. Издательство БХВ-Петербург. 2010.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования/С.В.Киселев. – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования – М.: Академия, 2006.
Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учеб. для нач. проф. образования/ Куранов В.П., Киселев С.В.-2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208 с.
Дополнительные источники:
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Д.Угринович, Л.Б. Босова, Н.И.Михайлова. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 394 с.: ил.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Струмпэ Н.В. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 112с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория зниний, 2008. – 212с.: ил.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д.Угринович. – 2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928.: ил.
Ресурсы сети Интернет
Мультипортал http://www.km.ru
Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/
Образовательный портал http://claw.ru/
Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
«Мультимедиа для всех» статьи И.Р.Кузнецова (http://inftech.webservis.ru/it/multimedia).
«Мультимедийные технологии» лекционный курс. Якушин А.В. http://www.tula.net/tgpu/resouces/yakushin/html_doc/doc08/doc08index.htm
Информационный сайт http://informika.ru
Сайт рефератов http://www.bankreferatov.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Выполнение практических занятий предполагает наличие рабочих мест, оборудованных персональным компьютером.
В процессе обучения используются различные виды информационно-коммуникативных технологий.
Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленным учебным заведением.
Текущий контроль освоения содержания учебной программы осуществляется в форме тестовых заданий и практических занятий.
По окончании курса обучения проводится итоговая контрольная работа в виде дифференцированного зачета.
Кадровое обеспечение учебной дисциплины.
Реализация учебной дисциплины должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла; эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине «Основы информационных технологий» завершается промежуточной аттестацией в форме контрольной работы по всему курсу обучения.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Тема №1. Информация и информационные технологии Тема №2. Общие сведения о персональных компьютерах и компьютерных сетях Тема №3. Программы создания и редактирования текстовых документов Тема №4. Ms Excel – графические возможности Тема №5. Редактор презентаций Power Point Тема №6. Локальные компьютерные сети Тема №7. Глобальная компьютерная сеть Интернет Тема №8. Информационная безопасность | уметь: -распознавать основные понятия: информация и информационные технологии; -использовать технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации; -работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК; -работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами; - работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций; - пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок; - осуществлять поиск информации в сети Интернет; - пользоваться электронной почтой, создавать электронный ящик, отправлять сообщения. знать: -основные понятия: информации и информационные технологии; -технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации; -классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов; -общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы; -назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение; -процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы; -периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы; -операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами; - локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей, топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети; - поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей; - общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение; - информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам. | -знание основных понятий: информация и информационные технологии; -знание классификаций информационных технологий по сферам применения; - умение подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийной оборудование, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой; - умение использовать технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации в работе; - умение передавать и размещать цифровую информацию на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети; - умение работать с текстом, редактировать и форматировать его; - умение создать и оформить презентацию в программе Power Point с анимациями и звуковыми эффектами, демонстрация созданных презентаций; -умение обрабатывать текстовую и числовую информацию; - распознавать файлы, сохраненные в разных форматах; - осуществлять навигацию по веб-ресурсам Интернета с помощью веб-браузера; - создавать и обмениваться письмами электронной почты; - умение осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ. | -практические занятия; -тестирование письменное и устное; - экспертное наблюдение и оценка на теоретических занятиях при выполнении самостоятельных и практических работ; - устный опрос обучающихся; - защита рефератов; - контрольная работа по всему курсу |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Основы электроники и цифровой схемотехники
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки....
Рабочая программа учебной дисциплины ОП .04 Основы материаловедения по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Данная рабочая программа разработана для профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией".
Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 ФГОС СПО, на основе примерной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 "Основы латинского языка и медицинской терминологии" (очно-заочная форма обучения).
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины "Основы латинского языка и медицинской терминологии" Волосова О.В. для специальности 060109 Сестринское дело и пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта п...