Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" - второй урок темы
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Баландина Наталья Михайловна

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" является вторым уроком данной темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Табличное решение логических задач»

7 класс (второй урок)

Цели урока:

систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях;

закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц;

научить оформлять таблицы  типа ООО (объект – объект - один) и ООН (объект-объект-несколько) с использованием знаков «-» и «+».

Задачи: 

Образовательные:

закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;

изучить способы заполнения и построение таблиц;

сформировать навыки самостоятельной работы;

систематизация полученных знаний.

Развивающие:

развитие аналитико-синтезирующего мышления;

формирование умений наблюдать, делать выводы;

использовать полученные знания при решении задач;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

воспитание положительного отношения к знаниям;

 привитие интереса к информатике;

формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;

 развитие познавательного интереса;

 воспитание информационной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

Презентация «Табличное решение логических задач - 2»;

Карточки  с задачами.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

На предыдущем уроке мы с вами уже решали логические  задачи с помощью построения таблиц. Сегодня мы продолжаем изучение этой темы. Но вначале сверим ответы к задачам из домашнего задания и разберем решение этих задач.

Проверка домашнего задания.

Разбор задач.

№2 стр. 74  

В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: летчик, танкист,   артиллерист,   минометчик,   сапер   и   связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

1)  в первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор — у танкиста, а сержант — у минометчика;

2)  во втором туре капитан выиграл у танкиста;

3) в третьем и четвертом турах минометчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;

4)  в четвертом туре майор выиграл у связиста;

5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.

Решение.

  Будем решать задачу, исключая те случаи, которые противоречат какому - либо из условий задачи. Для удобства решения составим прямоугольную таблицу, в которой по вертикали запишем воинские звания шахматистов, а по горизонтали – их специальности.

  Рассмотрим, кто с кем играл первую партию. В условии сказано, что лейтенант выиграл у летчика, ясно, что лейтенант – не летчик. Но одновременно с лейтенантом и летчиком на другой доске играл майор с танкистом, значит, лейтенант и не танкист, а майор – не танкист и не летчик. Учитывая, что на третьей доске играл сержант с минометчиком, мы получаем, таким образом, следующий вывод: лейтенант – не летчик, не танкист и не минометчик. Ставим в таблице в соответствующих клеточках знак минус, то есть в строке «лейтенант» ставим минусы в 1, 2 и 4-й клеточках (считая слева направо).

  В тех же трех столбцах ставим минусы и в строке «майор», ибо и майор – не летчик, не танкист и не минометчик. По той же причине вписываем минусы в 1, 2 и 4-ю клеточки строки «сержант».

  Так как во втором туре капитан выиграл у танкиста, значит, капитан – не танкист, вносим в таблицу еще один минус в соответствующую клеточку (2-я строка, 2-й столбец).

  В третьем туре минометчик должен был играть с капитаном, а в четвертом – с ефрейтором, следовательно, минометчик – не капитан и не ефрейтор. Вписываем в 4-й столбец два минуса в соответствующие клеточки (2 и 6-я, считая сверху вниз).

  В четвертом туре майор выиграл у связиста, значит, майор – не связист. По результатам турнира можно судить, что сапер – не майор и не лейтенант. Вписав в таблицу и эти последние три минуса, мы получим следующую таблицу:

Летчик

Танкист

Артиллерист

Минометчик

Сапер

Связист

Майор

+

Капитан

+

Лейтенант

+

Старшина

+

Сержант

+

Ефрейтор

+

   По смыслу задачи в каждой строке и в каждом столбце должен быть плюс и только один, ибо каждую специальность имеет только один из шахматистов, и каждое воинское звание имеет только один из шахматистов, так как всего шесть различных воинских званий и шести разных специальностей.

  Рассмотрим четвертый столбец: в пяти клеточках стоят минусы, значит, минометчиком является старшина, что обозначим знаком плюс. Но тогда в. остальных пяти клеточках 4-й строки можно поставить минусы.

  Рассмотрим теперь 2-й столбец. Легко сообразить, что танкистом является ефрейтор. Поставим плюс во 2-й клеточке последней строки, в остальных клеточках этой строки поставим минусы. Затем устанавливаем, что летчик – капитан, сапер – сержант, связист – лейтенант, майор – артиллерист.

№3 стр.74

Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.

Известно, что:

Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

парижанка не снимается в кино;

та, кто живет в Риме, певица;

Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис, и какова ее профессия?

Решение. Составим таблицу и отразим в ней условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание:

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Кино

-

 

 

Джуди

 

 

 

 

 

 

Айрис

 

 

 

 

-

 

Линда

 

-

 

Далее рассуждаем следующим образом. Так как Линда живет не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. В клетку, соответствующую строке "Линда" и столбцу "Пение", ставим «-» .

Из таблицы сразу видно, что Линда киноактриса, а Джуди и Айрис не снимаются в кино.

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Кино

-

 

 

Джуди

 

 

-

 

 

 

Айрис

 

 

-

 

-

 

Линда

-

-

+

Согласно условию 2, парижанка не снимается в кино, следовательно, Линда живет не в Париже. Но она живет и не в Риме. Следовательно, Линда живет в Чикаго. Так как Линда и Джуди живут не в Париже, там живет Айрис. Джуди живет в Риме и, согласно условию 3, является певицей. А так как Линда киноактриса, то Айрис балерина.

В результате постепенного заполнения получаем следующую таблицу:

Париж

Рим

Чикаго

 

Пение

Балет

Кино

-

-

+

Джуди

+

-

-

+

-

-

Айрис

-

+

-

-

-

+

Линда

-

-

+

Ответ. Айрис балерина. Она живет в Париже.

Закрепление материала. Решение задач.

Разминка  (у каждого ученика на столе  карточки с задачами)

Задача1. Определите профессию

В отделении Сбербанка работают: кассир, контролер и заведующий. Их фамилии: Борисов, Иванов и Сидоров. Кассир не имеет ни братьев, ни сестер и меньше всех ростом. Сидоров женат на сестре Борисова и ростом выше контролера. Назовите фамилии кассира, контролера и заведующего.

Ответ   Борисов - контролер, Иванов - кассир, Сидоров - заведующий.

Задача 2. Шесть школьников, участвуя в воскреснике, разбились на три бригады. Бригадиров звали: Володя, Петя, Вася. Володе с Мишей дали двухметровые, Пете с Костей - полутораметровые, а Васе с Алешей - метровые бревна, и они каждое бревно распиливали полностью на полуметровые поленья. В стенгазете отметили, что бригадир Лавров с Рожковым напилили 26, бригадир Галкин с Комковым - 27, а бригадир Козлов с Евдокимовым - 28 поленьев.    

Ответ          Костя.

Задача 3. У Насти дома живут разные животные: все, кроме двух - попугаи; все, кроме двух - котята; все, кроме двух - кролики. Сколько домашних животных у Насти?

Ответ   У Насти живут: один попугай, один кролик и один котенок.

Решение задач. Самостоятельная работа.

Задача 1.

Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан»,  испанская – «Реал»,  российская – «Зенит», английская – «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:
а) Зенит не тренируется у Джона и Антонио.
б) Милан обещал никогда не брать Джона главным тренером.
Решение. 
Решая задачу, мы заведомо знаем, что у каждой команды только один тренер.

Таким образом, решение будет доведено до конца, когда мы сумеем разместить по одному плюсу в каждом ряду и колонке, обозначив,  таким образом, тренеров всех четырех команд.
А теперь приступаем к решению задачи.
Нам известно, что ни у одной из команд национальность тренера и команды не совпадали, а также, что «Зенит» не тренируется у Джона и Антонио, значит у этой команды тренер не Джон и не Антонио; а «Милан» обещал никогда не брать Джона тренером, значит у команды «Милан» тренер не Джон. Если проставить соответствующие минусы, то таблица будет выглядеть так:

Команда

Италия – «Милан»

Испания – «Реал»

Россия – «Зенит»

Англия – «Челси»

Тренер

Итальянец
Антонио

-

 

-

 

Испанец
Родриго

 

-

 

 

Русский
Николай

 

 

-

 

Англичанин
Джон

-

 

-

-


Таким образом, становится ясно, что у «Зенита» тренер Родриго (методом исключения). Поставим «+» напротив Родриго в колонке «Зенит» и заполним свободные клетки в его ряду минусами:

Команда

Италия – «Милан»

Испания – «Реал»

Россия – «Зенит»

Англия – «Челси»

Тренер

Итальянец
Антонио

-

 

-

 

Испанец
Родриго

-

-

+

-

Русский
Николай

 

 

-

 

Англичанин
Джон

-

 

-

-


Теперь можно сделать вывод, что тренер «Милана» – Николай. Поставим «+» напротив Николая и заполним свободные клетки в его ряду минусами. Теперь видно, что «Челси» тренирует Антонио, а «Реал» - Джон.
Ответ.  Российская команда «Зенит» тренируется у испанца Родриго; итальянская команда «Милан» тренируется у русского Николая; английская команда «Челси» тренируется у итальянца Антонио; испанская команда «Реал» тренируется у англичанина Марка.

Задача 2.

Три девочки — Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.Какие цветы вырастила каждая из девочек?

 1) Так как в задаче идет речь о трех девочках и трех видах цветов, то составим таблицу:                                                                                                                                                   

 

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

 

 

 

девочка Маргарита

 

 

 

девочка Анюта

 

 

 

2)  Читаем условие задачи:  Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы... Следовательно, Роза не выращивала маргаритки.                                                                                                                                                                

 

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

 

-

 

девочка Маргарита

 

 

 

девочка Анюта

 

 

 

2)  Читаем далее:    Ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.. Следовательно, Роза не выращивала маргаритки.                                                                                                                                                         

 

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

-

-

 

девочка Маргарита

 

-

 

девочка Анюта

 

 

-

3)  Из полученной таблицы видно, что Роза выращивает анютины глазки (в данной строке свободна только одна ячейка).   

 

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

-

-

+

девочка Маргарита

 

-

 

девочка Анюта

 

 

-

4)  Так как мы только что узнали, что Роза выращивает анютины глазки, то Маргарита их не выращивает (ставим «-» в данной ячейке)                                                                                                                 

 

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

-

-

+

девочка Маргарита

 

-

-

девочка Анюта

 

 

-

5)  В строке про девочку Маргариту осталась одна свободная ячейка, ставим там «+» (Маргарита выращивает розы)               

 

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

-

-

+

девочка Маргарита

+

-

-

девочка Анюта

 

 

-

5)  Так как мы только что узнали, что Маргарита выращивает розы, то Анюте остается только цветок маргаритка

цветок роза

цветок маргаритка

цветок анютины глазки

девочка Роза

-

-

+

девочка Маргарита

+

-

-

девочка Анюта

-

+

-

 Ответ  Роза выращивает анютины глазки, Маргарита - розы, Анюта - маргаритки.          

Проверка самостоятельной работы.

 Коллективная работа. Обсуждение решения задач.               

5) Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить тем ученикам, которые удачно справились с заданием.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6)  Домашнее задание

§2.6 № 40, №41 (с. 58-59) в рабочей тетради Л.Л. Босовой.

7) Рефлексия

У каждого ученика на столе листок бумаги. Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя этот листок, нарисовав  на нем один из смайлов:

 - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке,  получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

- Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

- Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..

Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

http://mathem.hut1.ru/z_all/z_log.htm#4

http://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_13.html 

http://mathem.hut1.ru/z_all/z_log.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока информатики по теме "Решение логических задач"

Проект может быть использован при проведении урока информатики  по теме "Логика". Материал содержит проект урока и презентацию к нему. Рассматриваются способы решения логических задач и сами зада...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Методика решение логических задач на уроках информатики

Методики решения текстовых и логических задач, применение вычислительных и логических таблиц, а также методики применения ИКТ в образовании школьников и в управлении школой....

Урок по информатике в 5 кл. Тема "Решение логических задач в табличной форме"

Урок по информатике в 5 классе по программе Босовой "Решение логических задач в табличной форме"...

Урок в МЭШ. Табличное решение логических задач. 5 класс.

Урок в МЭШ. Табличное решение логических задач. 5 класс....

Межпредметные связи на уроке информатики на примере решения алгоритмической задачи

Статья на конкретном примере описывает внедрение межпредметных связей в учебный процесс, а также их адаптацию и реализацию в рамках школьной программы и уровня подготовки учащихся и преподавателя...

Конспект урока по информатике 5 класс "Решение логических задач табличным способом"

Урок с использованием технологии проблемного обучения...