Рабочая программа по информатике и ИКТ (9 класс)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_informatika.docx | 63.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
администрации Заринского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»
Утверждена
приказом и. о. директора школы
№ ___ от «___» ____________ 2012 г.
__________ И. В. Пичкалева
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
9 класс
2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы
базового курса «Информатика и ИКТ» для
основной школы (Угринович Н. Д.)
учитель: Горлов Анатолий Викторович
Верх-Камышенка 2012
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.
Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 25.05.2013 г. (9 класс – 2 часа в неделю).
Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.
Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).
Календарно-тематический план
Четв. | Сроки | Тема курса | Кол-во часов | Номер практ-ой работы | Контрольные работы | |
Кол-во | Сроки | |||||
I | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 | 1 | ||
Кодирование и обработка текстовой информации | 2 | 2.1 | ||||
II | Кодирование и обработка текстовой информации | 7 | 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 | 1 | ||
Кодирование и обработка числовой информации | 8 | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 3.5 | 1 | |||
III | Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования | 20 | 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9 | 1 | ||
IV | Моделирование и формализация | 10 | 5.2, 5.3, 5.4 | 1 | ||
Информатизация общества | 3 | |||||
Резерв (можно использовать на повторение) | 3 | |||||
Итого | 01.09.12− 25.05.13 | 6 тем | 68 | 31 | 5 |
Поурочное планирование (68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | § учебника | Знать/уметь | Программное обеспечение | Дата |
Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов) | |||||
1 | Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации. | 1.1.1, 1.1.2. | Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Единицы измерения разрешающей способности растровых изображений, параметры графического режима экрана монитора. | ||
2 | Палитры цветов в различных системах цветопередачи. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации». | 1.1.3 | Как формируются палитры цветов в различных системах цветопередачи. Устанавливать различные графические режимы экрана монитора. Устанавливать цвет путем задания числовых кодов. | AltLinux (операционная система). | |
3 | Растровая графика и векторная графика | 1.2.1, 1.2.2 | Почему при изменении растрового изображения меняется его качество. Различия между растровыми изображениями и векторными рисунками. | ||
4 | Рисование графических примитивов. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 1.3.1, 1.3.2 | Процедуры рисования графических примитивов. Основные инструменты рисования графических редакторов. | OpenOffice Draw, Gimp | |
5 | Практическая работа 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | Получать цифровые растровые изображения и применять к ним различные графические эффекты. | Gimp | ||
6 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. | 1.3.3, 1.3.4 | Различия результатов операции выделения, копирования, перемещения и удаления в растровом и векторном графических редакторах. | OpenOffice Draw, Gimp | |
7 | Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | Использовать различные возможности векторных редакторов. | OpenOffice Draw | ||
8 | Растровая и векторная анимация. | 1.4 | Технологию создания компьютерной анимации. Различие между ключевыми и обычными кадрами flash-анимации. | ||
9 | Практическая работа 1.4 «Анимация» | Создавать анимацию в презентациях, GIF-анимацию. | OpenOffice Impress, Gimp | ||
10 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1.5 | Понятие частота дискретизации, качество оцифрованного звука. | ||
11 | Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | Оцифровывать звук, редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. | Audacity | ||
12 | Цифровое фото и видео. | 1.6 | Основные этапы создания цифрового видеофильма. | ||
13 | Практическая работа 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | Захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу. | digiKam | ||
14 | Практическая работа 1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | Захватывать и редактировать цифровые видеозаписи. | KINO | ||
15 | Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». | ||||
Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) | |||||
16 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации». | 2.1 | Различные кодировки знаков. Определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе. | OpenOffice Writer | |
17 | Создание документов в текстовых редакторах | 2.2 | Способы создания новых документов. Параметры страниц. | ||
18 | Ввод редактирование документа. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул». | 2.3 | Способы ввода содержания документов. Способы редактирования документов. Вставлять в документ физические и математические формулы. | OpenOffice Writer | |
19 | Сохранение и печать документов. Форматирование документа. | 2.4, 2.5 | Форматы текстовых файлов. Параметры печати документа. Параметры шрифта, абзаца. Нумерованные и маркированные списки. | ||
20 | Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев». Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков». | Устанавливать в документе различные параметры форматирования символов и абзацев. Создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки. | OpenOffice Writer | ||
21 | Таблицы. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 2.6 | Вставлять в документ таблицы, настраивать их внешний вид и вставлять данные (текст, изображения, числа и формулы). | OpenOffice Writer | |
22 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 2.7 | Преимущества компьютерных словарей перед традиционными бумажными словарями. Случаи целесообразности использования системы компьютерного перевода. Использовать компьютерные словари для перевода текстов. | SV-Translator | |
23 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 2.8 | Различия в технологии распознавания текста при использовании растрового и векторного методов. Сканировать «бумажные» тексты и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы. | FineReader | |
24 | Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации». | ||||
Тема 3. «Кодирование и обработка числовой информации» (8 часов) | |||||
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. | 3.1.1 | Отличия позиционных систем счисления от непозиционных. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. | ||
26 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 3.1.2 | С помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. | KCalc | |
27 | Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. | 3.2.1, 3.2.2 | Операции, производимые над основными объектами электронных таблиц. Типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах. Форматы представления данных в электронных таблицах. | ||
28 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 3.2.3 | Различия между относительными, абсолютными и смешанными ссылками. Использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | OpenOffice Calc | |
29 | Встроенные функции. Практическая работа 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 3.2.4 | Создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения. | OpenOffice Calc | |
30 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа 3.4 «Построение диаграмм различных типов». | 3.3 | Типы диаграмм. Основные элементы области диаграммы и их назначение. Строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график. | OpenOffice Calc | |
31 | Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | 3.4 | Преимущества и недостатки табличного представления баз данных. Различия между простыми и составными фильтрами. Осуществлять в электронных таблицах сортировку данных. | OpenOffice Calc | |
32 | Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка числовой информации». | ||||
Тема 4. «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования» (20 часов) | |||||
33 | Свойства алгоритма и его исполнители. | 4.1.1 | Основные свойства алгоритмов. | ||
34 | Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | 4.1.2, 4.1.3 | Основные элементы блок-схем. Преимущества машинно-независимых языков программирования перед машинно-зависимыми языками | ||
35 | Кодирование основных типов алгоритмических структур: линейный алгоритм, «ветвление». | 4.2.1, 4.2.2 | Основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, «ветвление». | ||
36 | Кодирование основных типов алгоритмических структур: «выбор». | 4.2.3, | Основные типы алгоритмических структур: «выбор». | ||
37 | Кодирование основных типов алгоритмических структур: «цикл». | 4.2.4 | Основные типы алгоритмических структур: «цикл». | ||
38 | Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». | Системы объектно-ориентированного программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
39 | Переменные: тип, имя, значение. | 4.3 | Разницу между типом, именем и значением переменной. | ||
40 | Практическая работа 4.2 «Переменные». | Использовать переменные разных типов в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | OpenOffice Basic | ||
41 | Арифметические, строковые и логические выражения. | 4.4 | Понятия: арифметическое выражение, строковое выражение. | ||
42 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 4.5 | Типы данных аргументов и возвращаемых значений различных функций. | ||
43 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 4.6 | Объекты графического интерфейса и их свойства. | ||
44 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 4.6 | Методы объекта. Событие, обработчик события. | ||
45 | Практическая работа 4.3 «Проект «Калькулятор». | Вычислять с использованием 4-х арифметических действий и математических функций в системах объектно-ориентиро-ванного и алгоритмического программ-ия | Gambas, OpenOffice Basic | ||
46 | Практическая работа 4.4 «Проект «Строковый калькулятор». | Применять строковые функции в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
47 | Практическая работа 4.5 «Проект «Даты и время». | Применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
48 | Практическая работа 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов». | Применять оператор ветвления в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
49 | Практическая работа 4.7 «Проект «Отметка». | Применять оператор выбора в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
50 | Практическая работа 4.8 «Проект «Коды символов». | Применять оператор цикла со счетчиком в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
51 | Практическая работа 4.9 «Проект «Слово-перевертыш». | Применять оператор цикла с предусловием в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Gambas, OpenOffice Basic | ||
52 | Контрольная работа № 4 «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования» | ||||
Тема 5. «Моделирование и формализация» (10 часов) | |||||
53 | Окружающий мир как иерархическая структура. | 5.1 | Примеры систем в окружающем мире. От чего зависят свойства системы. | ||
54 | Моделирование, формализация, визуализация | 5.2 | Примеры моделирования в различных областях деятельности, материальных и информационных моделей различных видов, примеры описательных и формализованных информационных моделей. | ||
55 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 5.3 | Этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Программные средства, которые обычно используются для создания компьютерных моделей. | ||
56 | Построение и исследование физических моделей. | 5.4 | Отличия компьютерной модели от формальной модели. | ||
57 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2 «Проект «Графическое решение уравнения». | 5.5 | Создавать компьютерные модели решения уравнений. | OpenOffice Calc | |
58 | Экспертные системы распознавания химических веществ. | 5.6 | Примеры различных вариантов алгоритма экспертной системы. Создавать алгоритмы экспертной системы. | ||
59 | Практическая работа 5.3 «Проект «Распознавание удобрений». | Создавать компьютерные модели экспертных систем на языке объектно-ориентированного программирования. | Gambas | ||
60 | Информационные модели управления объектами. | 5.7 | Различия между системами управления без обратной связи и системами управления с обратной связью. | ||
61 | Практическая работа 5.4 «Проект «Модели систем управления». | Создавать компьютерные модели систем управления без обратной связи, с обратной связью и автоматической обратной связью. | Gambas | ||
62 | Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация» | ||||
Тема 6. «Информатизация общества» (3 часа) | |||||
63 | Информационное общество. | 6.1 | Роль вещества, энергии и информации на различных этапах развития общества. Изменения содержания жизни и деятельности людей в процессе перехода от индустриального общества к информационному. | ||
64 | Информационная культура. | 6.2 | Основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе. | ||
65 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | 6.3 | Технологии, соответствующие различным этапам развития ИКТ. | ||
Резерв 3 часа (можно использовать на повторение материала) |
В результате изучения информатики и информационных технологий в основной школе ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
— создавать записи в базе данных;
— создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...