Рабочая программа по информатике и ИКТ (8 класс)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_informatika.docx50.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

приказом и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

8 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы

базового курса «Информатика и ИКТ» для

основной школы (Угринович Н. Д.)

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•   освоение знаний,  составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•   овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать  собственную  информационную деятельность и планировать ее результаты;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•   воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•   выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г. (8 класс – 1 час в неделю).

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).

Календарно-тематический план

Четв.

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Информация и информационные процессы

8

1.1, 1.2

1

II

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

8

2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

1

III

Коммуникационные технологии

10

3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7

1

IV

Коммуникационные технологии

6

3.8

1

Резерв (можно использовать на повторение)

2

Итого

01.09.12− 30.05.13

3 темы

34

15

4


Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Знать/уметь

Программное

обеспечение

Дата

Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов)

1

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Информация в живой и не живой  природе.

1.1.1., 1.1.2

 Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ, приводить примеры перехода от хаоса к порядку (увеличения информации) и, наоборот.

2

Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике

1.1.3,

1.1.4

Способы и органы чувств, используемые человеком при восприятии информации. Некоторые свойства информации. Приводить примеры использования информационных процессов в технике

3

Знаковые системы

1.2.1,

1.2.2

Некоторые знаковые системы. Приводить примеры знаковых систем.

4

Кодирование информации

1.2.3

Понятие кода, длины кода. Приводить примеры кодов и определять их длину

5

Количество информации

1.3.1,

1.3.2,

1.3.3

Единицы измерения количества информации. Переводить информацию из одних единиц измерения в другие и, наоборот.

6

Практическая работа 1.1

«Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

Выполнять сложные вычисления, в том числе вычисления степени числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации.

Kcalc (калькулятор)

7

Практическая работа 1.2

«Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Вводить текстовую и числовую информацию с клавиатуры с помощью десятипальцевого метода.

KTouch (клавиатурный тренажер)

8

Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы»

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (8 часов)

9

Программная обработка данных. Устройство компьютера.

2.1

2.2

Различие между данными и программами. Магистрально-модульный принцип работы компьютера.

Устройство компьютера. Устройства ввода-вывода информации. Оперативная и долговременная память. Объемы различных носителей информации.

10

Файлы и файловая система.

2.3

Понятия: файл, файловая система. Возможные операции над файлами. Дефрагментация дисков. Различие полного и быстрого форматирования дисков.

11

Практическая работа 2.1

«Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа 2.2

«Форматирование дискеты».

Выполнять операции над файлами и папками, а также проводить их архивирование.

Работать с носителями информации на примере гибкого магнитного диска.

Krusader (файловый менеджер).

12

Программное обеспечение компьютера.

2.4

Функции операционной системы. Процесс установки и загрузки операционной системы. Типы прикладных программ. Приложения специального назначения.

13

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

2.5

Функции и элементы графического элемента. Понятие информационного пространства, Рабочего стола.

14

Практическая работа 2.3

«Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа 2.4

«Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Определять разрешающую способность мыши.

Работать с графическим интерфейсом операционной системы, использующим различные управляющие элементы.

AltLinux (операционная система).

15

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ.

Практическая работа 2.5

«Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

2.7,

2.8

Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Типы программ по правовому статусу. Использовать антивирусные программы для проверки на наличие вирусов и его излечения.

Dr.Web (антивирус)

16

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

Тема 3. «Коммуникационные технологии» (16 часов)

17

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

3.1, 3.2

Пропускная способность каналов передачи информации. Назначение локальной сети. Различие между одноранговыми локальными сетями и сетями с использованием сервера.

18

Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

Уметь предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователей локальной сети.

Windows, AltLinux.

19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

3.3

Понятие сети Интернет. Способы подключения к Интернету. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных.

20

Практическая работа 3.2 «Подключение к Интернету».

Уметь осуществлять настройку и подключение к Интернету по телефонным линиям с использованием модема.

Windows

21

Информационные ресурсы Интернета: Всемирная паутина, электронная почта.

3.4.1, 3.4.2

Понятие Всемирной паутины. Структура адреса Web-страницы. Функция гиперссылок. Преимущества электронной почты. Структура адреса электронной почты.

22

Практическая работа 3.3 «География Интернета».

Уметь получать информацию о маршруте прохождения данных между локальным компьютером и удаленным сервером Интернета.

Windows

23

Практическая работа 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».

Уметь настраивать браузер и просматривать в нем Web-страницы.

Web-браузер.

24

Практическая работа 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

Уметь в браузере регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере Web-почты, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения.

Web-браузер.

25

Информационные ресурсы Интернета: файловые архивы, общение в Интернете, мобильные интернет, звук и видео в Интернете.

3.4.3-3.4.6

Менеджеры загрузки файлов. Структура адреса файла на сервере файлового архива. Формы общения в реальном времени. Различие между Интернет-телефонией и мобильным Интернетом. Знать: почему необходимо сжимать звуковые и видеофайлы при передаче по сети Интернет.

26

Практическая работа 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».

Уметь загружать файлы из Интернета на локальный компьютер.

AltLinux

27

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

3.5, 3.6

Поиск информации по ключевым словам, в системе каталогов. Формы электронной коммерции в Интернете.

28

Практическая работа 3.7 «Поиск информации в Интернете».

Уметь осуществлять поиск документов и файлов в Интернете с использованием различных поисковых систем.

AltLinux

29

Электронная коммерция в Интернете.

3.6

Формы электронной коммерции в Интернете.

30

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

3.7

Структура Web-страницы: html-код, тэги, гиперссылки, списки, интерактивные формы.

31

Практическая работа 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Уметь создавать Web-сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе.

AltLinux

32

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии»

Резерв 2 часа (можно использовать на повторение материала)


В результате изучения информатики и информационных технологий в основной школе ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);

 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...