Рабочая программа по информатике и ИКТ (8 класс)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_informatika.docx | 50.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
администрации Заринского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»
Утверждена
приказом и. о. директора школы
№ ___ от «___» ____________ 2012 г.
__________ И. В. Пичкалева
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
8 класс
2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы
базового курса «Информатика и ИКТ» для
основной школы (Угринович Н. Д.)
учитель: Горлов Анатолий Викторович
Верх-Камышенка 2012
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.
Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 30.05.2013 г. (8 класс – 1 час в неделю).
Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.
Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).
Календарно-тематический план
Четв. | Сроки | Тема курса | Кол-во часов | Номер практ-ой работы | Контрольные работы | |
Кол-во | Сроки | |||||
I | Информация и информационные процессы | 8 | 1.1, 1.2 | 1 | ||
II | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 8 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 | 1 | ||
III | Коммуникационные технологии | 10 | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 | 1 | ||
IV | Коммуникационные технологии | 6 | 3.8 | 1 | ||
Резерв (можно использовать на повторение) | 2 | ― | ― | |||
Итого | 01.09.12− 30.05.13 | 3 темы | 34 | 15 | 4 |
Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | § учебника | Знать/уметь | Программное обеспечение | Дата |
Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов) | |||||
1 | Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Информация в живой и не живой природе. | 1.1.1., 1.1.2 | Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ, приводить примеры перехода от хаоса к порядку (увеличения информации) и, наоборот. | ||
2 | Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике | 1.1.3, 1.1.4 | Способы и органы чувств, используемые человеком при восприятии информации. Некоторые свойства информации. Приводить примеры использования информационных процессов в технике | ||
3 | Знаковые системы | 1.2.1, 1.2.2 | Некоторые знаковые системы. Приводить примеры знаковых систем. | ||
4 | Кодирование информации | 1.2.3 | Понятие кода, длины кода. Приводить примеры кодов и определять их длину | ||
5 | Количество информации | 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 | Единицы измерения количества информации. Переводить информацию из одних единиц измерения в другие и, наоборот. | ||
6 | Практическая работа 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора» | Выполнять сложные вычисления, в том числе вычисления степени числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации. | Kcalc (калькулятор) | ||
7 | Практическая работа 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Вводить текстовую и числовую информацию с клавиатуры с помощью десятипальцевого метода. | KTouch (клавиатурный тренажер) | ||
8 | Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы» | ||||
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (8 часов) | |||||
9 | Программная обработка данных. Устройство компьютера. | 2.1 2.2 | Различие между данными и программами. Магистрально-модульный принцип работы компьютера. Устройство компьютера. Устройства ввода-вывода информации. Оперативная и долговременная память. Объемы различных носителей информации. | ||
10 | Файлы и файловая система. | 2.3 | Понятия: файл, файловая система. Возможные операции над файлами. Дефрагментация дисков. Различие полного и быстрого форматирования дисков. | ||
11 | Практическая работа 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа 2.2 «Форматирование дискеты». | Выполнять операции над файлами и папками, а также проводить их архивирование. Работать с носителями информации на примере гибкого магнитного диска. | Krusader (файловый менеджер). | ||
12 | Программное обеспечение компьютера. | 2.4 | Функции операционной системы. Процесс установки и загрузки операционной системы. Типы прикладных программ. Приложения специального назначения. | ||
13 | Графический интерфейс операционных систем и приложений. | 2.5 | Функции и элементы графического элемента. Понятие информационного пространства, Рабочего стола. | ||
14 | Практическая работа 2.3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | Определять разрешающую способность мыши. Работать с графическим интерфейсом операционной системы, использующим различные управляющие элементы. | AltLinux (операционная система). | ||
15 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ. Практическая работа 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 2.7, 2.8 | Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Типы программ по правовому статусу. Использовать антивирусные программы для проверки на наличие вирусов и его излечения. | Dr.Web (антивирус) | |
16 | Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | ||||
Тема 3. «Коммуникационные технологии» (16 часов) | |||||
17 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. | 3.1, 3.2 | Пропускная способность каналов передачи информации. Назначение локальной сети. Различие между одноранговыми локальными сетями и сетями с использованием сервера. | ||
18 | Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». | Уметь предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователей локальной сети. | Windows, AltLinux. | ||
19 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. | 3.3 | Понятие сети Интернет. Способы подключения к Интернету. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных. | ||
20 | Практическая работа 3.2 «Подключение к Интернету». | Уметь осуществлять настройку и подключение к Интернету по телефонным линиям с использованием модема. | Windows | ||
21 | Информационные ресурсы Интернета: Всемирная паутина, электронная почта. | 3.4.1, 3.4.2 | Понятие Всемирной паутины. Структура адреса Web-страницы. Функция гиперссылок. Преимущества электронной почты. Структура адреса электронной почты. | ||
22 | Практическая работа 3.3 «География Интернета». | Уметь получать информацию о маршруте прохождения данных между локальным компьютером и удаленным сервером Интернета. | Windows | ||
23 | Практическая работа 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». | Уметь настраивать браузер и просматривать в нем Web-страницы. | Web-браузер. | ||
24 | Практическая работа 3.5 «Работа с электронной Web-почтой». | Уметь в браузере регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере Web-почты, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения. | Web-браузер. | ||
25 | Информационные ресурсы Интернета: файловые архивы, общение в Интернете, мобильные интернет, звук и видео в Интернете. | 3.4.3-3.4.6 | Менеджеры загрузки файлов. Структура адреса файла на сервере файлового архива. Формы общения в реальном времени. Различие между Интернет-телефонией и мобильным Интернетом. Знать: почему необходимо сжимать звуковые и видеофайлы при передаче по сети Интернет. | ||
26 | Практическая работа 3.6 «Загрузка файлов из Интернета». | Уметь загружать файлы из Интернета на локальный компьютер. | AltLinux | ||
27 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. | 3.5, 3.6 | Поиск информации по ключевым словам, в системе каталогов. Формы электронной коммерции в Интернете. | ||
28 | Практическая работа 3.7 «Поиск информации в Интернете». | Уметь осуществлять поиск документов и файлов в Интернете с использованием различных поисковых систем. | AltLinux | ||
29 | Электронная коммерция в Интернете. | 3.6 | Формы электронной коммерции в Интернете. | ||
30 | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. | 3.7 | Структура Web-страницы: html-код, тэги, гиперссылки, списки, интерактивные формы. | ||
31 | Практическая работа 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | Уметь создавать Web-сайты с использованием языка разметки текста HTML в простейшем текстовом редакторе. | AltLinux | ||
32 | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии» | ||||
Резерв 2 часа (можно использовать на повторение материала) |
В результате изучения информатики и информационных технологий в основной школе ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
— создавать записи в базе данных;
— создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...