Рабочая программа по информатике и ИКТ (11 класс)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_informatika.docx | 54.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
администрации Заринского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»
Утверждена
приказом и. о. директора школы
№ ___ от «___» ____________ 2012 г.
__________ И. В. Пичкалева
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
11 класс
2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы
базового курса «Информатика и ИКТ» для
старшей школы (Угринович Н. Д.)
учитель: Горлов Анатолий Викторович
Верх-Камышенка 2012
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.
Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 25.05.2013 г. (11 класс – 1 час в неделю).
Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.
Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; выработана единая авторская линия (8-11 классы); имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).
Календарно-тематический план
Полугодие | Сроки | Тема курса | Кол-во часов | Номер практ-ой работы | Контрольные работы | |
Кол-во | Сроки | |||||
I | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 11 | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11 | 1 | ||
Моделирование и формализация. | 5 | 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5 | ||||
II | Моделирование и формализация. | 3 | 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.6.6, 2.6.7 | 1 | ||
Базы данных. Системы управления базами данных | 8 | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 | 1 | |||
Информационное общество | 3 | |||||
Повторение. | 4 | |||||
Итого | 01.09.12− 25.05.13 | 4 темы | 35 | 29 | 3 |
Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | § учебника | Знать/уметь | Программное обеспечение | Дата |
Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов) | |||||
1 | Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи». | 1.1 | Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Историю развития отечественной и зарубежной вычислительной техники. | Браузер | |
2 | Архитектура персонального компьютера. Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера». | 1.2 | Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Получать сведения об архитектуре компьютера. | Система тестирования компьютера | |
3 | Основные характеристики операционных систем. Практическая работа 1.3 «Сведения о логических разделах дисков». | 1.3.1 | Состав и функции операционных систем. Получать сведения о логических разделах дисков. | Операционная система | |
4 | Операционная система Linux. Практическая работа 1.4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе». | 1.3.3 | Особенности операционной системы Linux. Настраивать значки и ярлыки на Рабочем столе | Операционная система | |
5 | Практическая работа 1.5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux». Практическая работа 1.6 «Установка пакетов в операционной системе Linux». | Настраивать графический интерфейс операционной системы Linux. Устанавливать программные пакеты приложений в операционной системе Linux. | Операционная система AltLinux | ||
6 | Защита от несанкционированного доступа к информации. Практическая работа 1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи». | 1.4 | Защита с использованием паролей. Биометрические методы защиты информации. Идентифицировать человека по частотной характеристике его речи. | Звуковой редактор | |
7 | Физическая защита данных на дисках. | 1.5 | Разновидности RAID-массивов. | ||
8 | Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа 1.8 «Защита от компьютерных вирусов». | 1.6.1, 1.6.2 | Различия между антивирусными сканерами и мониторами. Признаки заражения компьютера вирусом. Типы компьютерных вирусов. Лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов | Антивирусная программа | |
9 | Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Практическая работа 1.9 «Защита от сетевых червей». Практическая работа 1.10 «Защита от троянских программ». | 1.6.3, 1.6.4 | Способы проникновения сетевых червей на компьютер. Типы сетевых червей. Вредоносные действия троянских программ. Предотвращать проникновение сетевых червей из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер. | Антивирусная программа | |
10 | Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа 1.11 «Защита от хакерских атак». | 1.6.5 | Типы хакерских атак и методы защиты от них. Обнаруживать и обезвреживать руткиты и защищать компьютер от хакерских атак. | Антивирусная программа | |
11 | Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов». | ||||
Тема 2. Моделирование и формализация (8 часов) | |||||
12 | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | 2.1, 2.2 | Приводить примеры когда объект может иметь несколько моделей. Разницу между статическими и динамическими информационными моделями. | ||
13 | Формы представления моделей. Формализация. | 2.3, 2.4 | Типы информационных моделей. Типы алгоритмических структур. | ||
14 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа 2.1 «Исследование физических моделей». | 2.5, 2.6.1 | Виды информационных моделей. Примеры формальных моделей. Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью. | Браузер | |
15 | Практическая работа 2.2 «Исследование астрономических моделей». | 2.6.2, | Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной астрономической моделью. | Браузер | |
16 | Практическая работа 2.3 «Исследование алгебраических моделей». | 2.6.3 | Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной математической моделью. | Браузер | |
17 | Практическая работа 2.4 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)». Практическая работа 2.5 «Исследование геометрических моделей (стереометрия)». | 2.6.4, 2.6.5 | Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной планиметрической и стереометрической моделью. | Браузер | |
18 | Практическая работа 2.6 «Исследование химических моделей». Практическая работа 2.7 «Исследование биологических моделей». | 2.6.6, 2.6.7 | Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной химической и биологической моделью. | Браузер | |
19 | Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов». | ||||
Тема 3. Базы данных. Системы управления базами данных (8 часов) | |||||
20 | Табличные базы данных. | 3.1 | Разница между записью и полем в табличной базе данных. Отличия ключевого поля от остальных полей. | ||
21 | Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Практическая работа 3.1 «Создание табличной базы данных». | 3.2.1 | Основные объекты, которые входят в состав СУБД. Создавать табличные базы данных в системе управления базами данных. | OpenOffice Base | |
22 | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2 «Создание формы в табличной базе данных». | 3.2.2 | Разница между представлением табличной базы данных с помощью таблицы и формы. Создавать формы для табличных баз данных. | OpenOffice Base | |
23 | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Практическая работа 3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов». | 3.2.3 | Разница между поиском записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Осуществлять поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | OpenOffice Base | |
24 | Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Практическая работа 3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных». Практическая работа 3.5 «Создание отчета в табличной базе данных». | 3.2.4, 3.2.5 | Осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Создавать отчеты в табличной базе данных. | OpenOffice Base | |
25 | Иерархические базы данных. Сетевые базы данных. | 3.3, 3.4 | Характерные особенности иерархических моделей данных. Характерные особенности сетевой модели данных. | ||
26 | Практическая работа 3.6 «Создание генеалогического древа семьи». | Создавать генеалогическое древо семьи. | GenoPro | ||
27 | Контрольная работа по теме «Базы данных. Системы управления базами данных». | ||||
Тема 4. «Информационное общество» (3 часа) | |||||
28 | Право в Интернете. | 4.1 | Основные правовые проблемы в Интернете. | ||
29 | Этика в Интернете. | 4.2 | Основные этические правила при общении по электронной почте, в чатах и на форумах. | ||
30 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 4.3 | Информационные и коммуникационные технологии, соответствующие различным этапам развития технологии. | ||
31 | Повторение по теме: «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение». | ||||
32 | Повторение по теме: «Алгоритмизация и программирование». | ||||
33 | Повторение по теме: «Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация». | ||||
34 | Повторение по теме: «Информационные и коммуникационные технологии». |
В результате изучения информатики и ИКТ в средней школе ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...