Рабочая программа по информатике и ИКТ (11 класс)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_informatika.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

приказом и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

11 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы

базового курса «Информатика и ИКТ» для

старшей школы (Угринович Н. Д.)

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 25.05.2013 г. (11 класс – 1 час в неделю).

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; выработана единая авторская линия (8-11 классы); имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).

Календарно-тематический план

Полугодие

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

11

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11

1

Моделирование и формализация.

5

2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5

II

Моделирование и формализация.

3

2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.6.6, 2.6.7

1

Базы данных. Системы управления базами данных

8

3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6

1

Информационное общество

3

Повторение.

4

Итого

01.09.12− 25.05.13

4 темы

35

29

3

Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Знать/уметь

Программное

обеспечение

Дата

Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

1

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. История развития вычислительной техники.

Практическая работа 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи».

1.1

 Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Историю развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.

Браузер

2

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера».

1.2

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Получать сведения об архитектуре компьютера.

Система тестирования компьютера

3

Основные характеристики операционных систем. Практическая работа 1.3 «Сведения о логических разделах дисков».

1.3.1

Состав и функции операционных систем.

Получать сведения о логических разделах дисков.

Операционная система

4

Операционная система Linux.

Практическая работа 1.4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».

1.3.3

Особенности операционной системы Linux. Настраивать значки и ярлыки на Рабочем столе

Операционная система

5

Практическая работа 1.5  «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux». 

Практическая работа 1.6 «Установка пакетов в операционной системе Linux».

Настраивать графический интерфейс операционной системы Linux. Устанавливать программные пакеты приложений в операционной системе Linux.

Операционная система AltLinux

6

Защита от несанкционированного доступа к информации. 

Практическая работа 1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».

1.4

Защита с использованием паролей. Биометрические методы защиты информации. Идентифицировать человека по частотной характеристике его речи.

Звуковой редактор

7

Физическая защита данных на дисках.

1.5

Разновидности RAID-массивов.

8

Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них.

Практическая работа 1.8

«Защита от компьютерных вирусов».

1.6.1, 1.6.2

Различия между антивирусными сканерами и мониторами. Признаки заражения компьютера вирусом. Типы компьютерных вирусов. Лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов

Антивирусная программа

9

Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них.

Практическая работа 1.9 «Защита от сетевых червей».

Практическая работа 1.10

«Защита от троянских программ».

1.6.3, 1.6.4

Способы проникновения сетевых червей на компьютер. Типы сетевых червей. Вредоносные действия троянских программ. Предотвращать проникновение сетевых червей из локальной или глобальной сети Интернет на локальный компьютер.

Антивирусная программа

10

Хакерские утилиты и защита от них.

Практическая работа 1.11

«Защита от хакерских атак».

1.6.5

Типы хакерских атак и методы защиты от них. Обнаруживать и обезвреживать руткиты и защищать компьютер от хакерских атак.

Антивирусная программа

11

Контрольная работа по теме  «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».

Тема 2.  Моделирование и формализация (8 часов)

12

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

2.1,

2.2

Приводить примеры когда объект может иметь несколько моделей. Разницу между статическими и динамическими информационными моделями.

13

Формы представления моделей. Формализация.

2.3, 2.4

 Типы информационных моделей. Типы алгоритмических структур.

14

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Практическая работа 2.1

«Исследование физических моделей».

2.5, 2.6.1

Виды информационных моделей. Примеры формальных моделей. Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью.

Браузер

15

Практическая работа 2.2

«Исследование астрономических моделей».

2.6.2,

Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной астрономической моделью.

Браузер

16

Практическая работа 2.3

«Исследование алгебраических моделей».

2.6.3

Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной математической моделью.

Браузер

17

Практическая работа 2.4

«Исследование геометрических моделей (планиметрия)».

Практическая работа 2.5

«Исследование геометрических моделей (стереометрия)».

2.6.4,

2.6.5

Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной планиметрической и стереометрической моделью.

Браузер

18

Практическая работа 2.6

«Исследование химических моделей».

Практическая работа 2.7

«Исследование биологических моделей».

2.6.6, 2.6.7

Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной химической и биологической моделью.

Браузер

19

Контрольная работа по теме  «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов».

Тема 3. Базы данных. Системы управления базами данных (8 часов)

20

Табличные базы данных.

3.1

Разница между записью и полем в табличной базе данных. Отличия ключевого поля от остальных полей.

21

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.

Практическая работа 3.1

«Создание табличной базы данных».

3.2.1

Основные объекты, которые входят в состав СУБД. Создавать табличные базы данных в системе управления базами данных.

OpenOffice Base

22

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Практическая работа 3.2

«Создание формы в табличной базе данных».

3.2.2

Разница между представлением табличной базы данных с помощью таблицы и формы. Создавать формы для табличных баз данных.

OpenOffice Base

23

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа 3.3

«Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».

3.2.3

Разница между поиском записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Осуществлять поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

OpenOffice Base

24

Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов.

Практическая работа 3.4

«Сортировка записей в табличной базе данных».

Практическая работа 3.5

«Создание отчета в табличной базе данных».

3.2.4, 3.2.5

Осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Создавать отчеты в табличной базе данных.

OpenOffice Base

25

Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

3.3, 3.4

Характерные особенности иерархических моделей данных. Характерные особенности сетевой модели данных.

26

Практическая работа 3.6

«Создание генеалогического древа семьи».

Создавать генеалогическое древо семьи.

GenoPro

27

Контрольная работа по теме «Базы данных. Системы управления базами данных».

Тема 4. «Информационное общество» (3 часа)

28

Право в Интернете.

4.1

Основные правовые проблемы в Интернете.

29

Этика в Интернете.

4.2

Основные этические правила при общении по электронной почте, в чатах и на форумах.

30

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

4.3

Информационные и коммуникационные технологии, соответствующие различным этапам развития технологии.

31

Повторение по теме: «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

32

Повторение по теме: «Алгоритмизация и программирование».

33

Повторение по теме: «Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация».

34

Повторение по теме: «Информационные и коммуникационные технологии».


В результате изучения информатики и ИКТ в средней школе ученик должен

знать/понимать:

 основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

 назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

 назначение и функции операционных систем;

уметь:

 оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

 распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

 оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

 иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

 создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

 просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

 наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

 соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

 ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

 автоматизации коммуникационной деятельности;

 соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

 эффективной организации индивидуального информационного пространства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...