Рабочая программа по информатике и ИКТ (10 класс)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_informatika.docx | 55.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
администрации Заринского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»
Утверждена
приказом и. о. директора школы
№ ___ от «___» ____________ 2012 г.
__________ И. В. Пичкалева
по информатике и ИКТ
10 класс
2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы
базового курса «Информатика и ИКТ» для
старшей школы (Угринович Н. Д.)
учитель: Горлов Анатолий Викторович
Верх-Камышенка 2012
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.
Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 25.05.2013 г. (10 класс – 1 час в неделю).
Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.
Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.
Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; выработана единая авторская линия (8-11 классы); имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).
Календарно-тематический план
Полугодие | Сроки | Тема курса | Кол-во часов | Номер практ-ой работы | Контрольные работы | |
Кол-во | Сроки | |||||
I | Информация и информационные процессы | 3 | ||||
Информационные технологии | 13 | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15 | 1 | |||
II | Коммуникационные технологии | 16 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11 | 1 | ||
Резерв (можно использовать на повторение материала) | 2 | |||||
Итого | 01.09.12− 25.05.13 | 3 темы | 34 | 26 | 2 |
Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | § учебника | Знать/уметь | Программное обеспечение | Дата |
Тема 1. Информация и информационные процессы (3 часа) | |||||
1 | Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Информация в неживой и живой природе. | с. 7-8. | Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Приводить примеры перехода от хаоса к порядку и, наоборот, от порядка к хаосу в окружающем мире. | ||
2 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | с. 8-9 | Свойства информации. Приводить примеры систем управления техническими устройствами. | ||
3 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. | с.9-11 | Единицы измерения информации. Рассчитывать информационный объем сообщений. | ||
Тема 2. Информационные технологии (13 часов) | |||||
4 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа 1.1 «Кодировки русских букв». | 1.1.1 | Принципы кодирования текстовой информации. Просматривать Веб-страницы в нужной кодировке. | Веб-браузер | |
5 | Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа 1.2 «Создание и форматирование документа». | 1.1.2, 1.1.3 | Создавать и форматировать документы в текстовых редакторах. | OpenOffice Writer | |
6 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Практическая работа 1.3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». | 1.1.4 | Преимущества компьютерных словарей по сравнению с традиционными бумажными словарями. Пользоваться онлайновыми словарями. | Веб-браузер | |
7 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 1.4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». | 1.1.5 | Различия в технологиях распознавания документов типографского качества и с низким качеством печати. Сканировать и распознавать докум-т. | Программы сканирования и оптического распознавания документов. | |
8 | Кодирование графической информации. Практическая работа 1.5 «Кодирование графической информации». | 1.2.1 | Приводить примеры аналогового и дискретного способов представления графической информации. Связь между количеством цветов в палитре и глубиной цвета. Определять разрешение экрана монитора. | Операционная система | |
9 | Растровая графика. Векторная графика. Практическая работа 1.6 «Растровая графика». Практическая работа 1.7 «Трехмерная векторная графика». | 1.2.2, 1.2.3 | Основные различия форматов растровых графических файлов. Осуществлять геометрические преобразования изображений. Изображать трехмерные тела и устанавливать у них различные параметры. | KolorPaint, GIMP, OpenOffice Draw | |
10 | Практическая работа 1.8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС». Практическая работа 1.9 «Создание флэш-анима-ции». | Выполнять в системе компьютерного черчения различные геометрические построения. С помощью редактора создавать флэш-анимацию. | КОМПАС, Редактор флэш-анимации | ||
11 | Кодирование звуковой информации. Практическая работа 1.10 «Создание и редактирование оцифрованного звука. | 1.3 | Принцип двоичного кодирования звука. Параметры, влияющие на качество двоичного кодирования звука. Записывать, редактировать и воспроизводить оцифрованный звук. | Звуковой редактор | |
12 | Компьютерные презентации. Практическая работа 1.11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Практическая работа 1.12 «Разработка презентации «История развития ВТ». | 1.4 | Параметры слайдов. Анимационные и звуковые эффекты в презентации. Гиперссылки и управляющие кнопки. Создавать слайдовые презентации различными способами. | OpenOffice Impress | |
13 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа 1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1.5.1 | Отличия позиционных систем счисления от непозиционных. Переводить числа из одной системы счисления в другую | Программа-калькулятор | |
14 | Электронные таблицы. Практическая работа 1.14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1.5.2 | Понятия: ячейка, столбец, строка, диапазон ячеек. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. | OpenOffice Calc | |
15 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 1.15 «Построение диаграмм различных типов». | 1.5.3 | Строить диаграммы различных типов. | OpenOffice Calc | |
16 | Контрольная работа «Информационные технологии». | ||||
Тема 2. Коммуникационные технологии (16 часов) | |||||
17 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа 2.1 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети». | 2.1 | Достоинства и недостатки различных топологий локальных сетей. Предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети. | Операционная система | |
18 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. | 2.2 | Доменная система имен. Принципы работы транспортного протокола и протокола маршрутизации. | ||
19 | Подключение к Интернету. Практическая работа 2.2 «Создание подключения к Интернету». Практическая работа 2.3 «Подключение к Интернету и определение АйПи-адре-са». | 2.3 | Способы подключения к Интернету. Создавать и настраивать подключение к интернету разными способами. Определять АйПи-адрес локального компьютера и сервера Интернет-провайдера. | Операционная система | |
20 | Всемирная паутина. Практическая работа 2.4 «Настройка браузера». | 2.4 | Технология WWW. Гиперссылка. Структура URL-адреса. Настраивать браузер. | Браузер. | |
21 | Электронная почта. Практическая работа 2.5 «Работа с электронной почтой». | 2.5 | Структура адреса электронной почты. принципы функционирования электронной почты. Спам и почтовые черви. Настраивать и пользоваться почтовой программой. | Почтовая программа. | |
22 | Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа 2.6 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях». | 2.6 | Формы общения в реальном времени в Интернете. Реализовывать общение в реальном времени в глобальной и локальной сетях. | Программа для общения в реальном времени. | |
23 | Файловые архивы. Практическая работа 2.7 «Работа с файловыми архивами». | 2.7 | Преимущества загрузки файлов с помощью специализированных менеджеров загрузки. Загружать файлы и передавать их с локального компьютера на удаленный сервер. | Браузер, FTP-клиент, off-line браузер | |
24 | Радио, телевидение и Веб-камеры в Интернете. | 2.8 | Принцип сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи. | Браузер | |
25 | Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа 2.9 «Геоинформационные системы в Интернете». | 2.9 | Отличие обычных географических информационных систем от обычных географических карт. Пользоваться геоинформационными системами. | Браузер, Google Earth | |
26 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа 2.9 «Поиск в Интернете». | 2.10 | Способы наполнения базы данных поисковых систем. Пользоваться поисковыми системами. | Браузер | |
27 | Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа 2.10 «Заказ в Интернет-магази-не». | 2.11 | Формы электронной коммерции в Интернете. Осуществлять заказ в Интернет-магазине. | Браузер | |
28 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | 2.12 | Отличия электронной библиотеки от электронной энциклопедии. | Браузер | |
29 | Основы языка разметки гипертекста: Структура html-кода Веб-страницы. | 2.13 | Логическую структуру Веб-страницы. | ||
30 | Основы языка разметки гипертекста: Шрифт. Форматирование текста. | 2.13 | Тэги, которые определяют вид Веб-страницы. | ||
31 | Основы языка разметки гипертекста: Вставка изображений. Практическая работа 2.11 «Разработка сайта с использованием Веб-редактора». | 2.13 | Создавать Веб-страницы с помощью Веб-редактора. | Веб-редактор | |
32 | Контрольная работа «Коммуникационные технологии». | ||||
Резерв 2 часа (можно использовать на повторение материала) |
В результате изучения информатики и ИКТ в средней школе ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...