Рабочая программа по информатике и ИКТ (10 класс)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Горлов Анатолий Викторович

Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_informatika.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи

администрации Заринского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Александра Афанасьевича Чиркова»

 

Утверждена

приказом и. о. директора школы

№ ___  от  «___» ____________ 2012 г.

__________ И. В. Пичкалева

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

10 класс

2012-2013 учебный год

Разработана на основе программы

базового курса «Информатика и ИКТ» для

старшей школы (Угринович Н. Д.)

учитель: Горлов Анатолий Викторович

Верх-Камышенка 2012

Пояснительная записка

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основное содержание рабочей программы соответствует примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ. Некоторыми отличительными особенностями данной рабочей программы являются: несколько другой порядок изучения тем курса и замена некоторых практических работ «Компьютерного практикума» аналогичными.

Сроки реализации программы: 01.09.2012 г. - 25.05.2013 г. (10 класс – 1 час в неделю).

Основные формы и методы обучения: объяснение, беседа, лекция, проблемная ситуация, игра, просмотр мультимедийных презентаций, работа с интерактивной доской, моделирование, метод проектов, упражнения с использованием компьютера.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе используются следующие формы, способы и средства контроля: письменное тестирование, зачетная практическая работа, выполнение кроссворда по определенной теме, индивидуальный или фронтальный опрос, компьютерное тестирование, устный экзамен и др.

Выбор учебно-методического комплекса (УМК) Угриновича Н. Д. обоснован следующими факторами: данный УМК рекомендован Министерством образования РФ; выработана единая авторская линия (8-11 классы); имеется хорошее методическое обеспечение (авторская программа, учебники (8-11 класс), методическое пособие, компьютерный практикум, CD и DVD-диски с учебными материалами); задания практикума подготовлены не только для Windows-совместимых компьютерных программ, но и для свободного программного обеспечения (СПО).

Календарно-тематический план

Полугодие

Сроки

Тема

курса

Кол-во

часов

Номер

практ-ой

работы

Контрольные  работы

Кол-во

Сроки

I

Информация и информационные процессы

3

Информационные технологии

13

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15

1

II

Коммуникационные технологии

16

2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11

1

Резерв  (можно использовать на повторение материала)

2

Итого

01.09.12− 25.05.13

3 темы

34

26

2


Поурочное планирование (34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

§

учебника

Знать/уметь

Программное

обеспечение

Дата

Тема 1. Информация и информационные процессы (3 часа)

1

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Информация в неживой и живой природе.

с. 7-8.

 Технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Приводить примеры перехода от хаоса к порядку и, наоборот, от порядка к хаосу в окружающем мире.

2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

с. 8-9

Свойства информации. Приводить примеры систем управления техническими устройствами.

3

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

с.9-11

Единицы измерения информации. Рассчитывать информационный объем сообщений.

Тема 2.  Информационные технологии (13 часов)

4

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 1.1

«Кодировки русских букв».

1.1.1

Принципы кодирования текстовой информации. Просматривать Веб-страницы в нужной кодировке.

Веб-браузер

5

Создание и форматирование документов в текстовых редакторах.

Практическая работа 1.2 «Создание и форматирование документа».

1.1.2, 1.1.3

 Создавать и форматировать документы в текстовых редакторах.

OpenOffice Writer

6

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста.

Практическая работа 1.3

«Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

1.1.4

Преимущества компьютерных словарей по сравнению с традиционными бумажными словарями. Пользоваться онлайновыми словарями.

Веб-браузер

7

 Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа 1.4 «Сканирование «бумажного»  и распознавание электронного текстового документа».

1.1.5

Различия в технологиях распознавания документов типографского качества и с низким качеством печати. Сканировать и распознавать докум-т.

Программы сканирования и оптического распознавания документов.

8

Кодирование графической информации.

Практическая работа 1.5 «Кодирование графической информации».

1.2.1

Приводить примеры аналогового и дискретного способов представления графической информации. Связь между количеством цветов в палитре и глубиной цвета. Определять разрешение экрана монитора.

Операционная система

9

Растровая графика.

Векторная графика.

Практическая работа 1.6 «Растровая графика».

Практическая работа 1.7 «Трехмерная векторная графика».

1.2.2,

1.2.3

Основные различия форматов растровых графических файлов. Осуществлять геометрические преобразования изображений. Изображать трехмерные тела и устанавливать у них различные параметры.

KolorPaint, GIMP,

OpenOffice Draw

10

Практическая работа 1.8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

Практическая работа 1.9 «Создание флэш-анима-ции».

Выполнять в системе компьютерного черчения различные геометрические построения. С помощью редактора создавать флэш-анимацию.

КОМПАС,

Редактор флэш-анимации

11

Кодирование звуковой информации.

Практическая работа 1.10 «Создание и редактирование оцифрованного звука.

1.3

Принцип двоичного кодирования звука. Параметры, влияющие на качество двоичного кодирования звука. Записывать, редактировать и воспроизводить оцифрованный звук.

Звуковой редактор

12

Компьютерные презентации.

Практическая работа 1.11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Практическая работа 1.12 «Разработка презентации «История развития ВТ».

1.4

Параметры слайдов. Анимационные и звуковые эффекты в презентации. Гиперссылки и управляющие кнопки. Создавать слайдовые презентации различными способами.

OpenOffice Impress

13

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа 1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1.5.1

Отличия позиционных систем счисления от непозиционных. Переводить числа из одной системы счисления в другую

Программа-калькулятор

14

Электронные таблицы.

Практическая работа 1.14

«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1.5.2

Понятия: ячейка, столбец, строка, диапазон ячеек. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки.

OpenOffice Calc

15

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа 1.15 «Построение диаграмм различных типов».

1.5.3

Строить диаграммы различных типов.

OpenOffice Calc

16

Контрольная работа  «Информационные технологии».

Тема 2. Коммуникационные технологии (16 часов)

17

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа 2.1 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».

2.1

Достоинства и недостатки различных топологий локальных сетей. Предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети.

Операционная система

18

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

2.2

Доменная система имен. Принципы работы транспортного протокола и протокола маршрутизации.

19

Подключение к Интернету.

Практическая работа 2.2

«Создание подключения к Интернету».

Практическая работа 2.3

«Подключение к Интернету и определение АйПи-адре-са».

2.3

Способы подключения к Интернету. Создавать и настраивать подключение к интернету разными способами. Определять АйПи-адрес локального компьютера и сервера Интернет-провайдера.

Операционная система

20

Всемирная паутина.

Практическая работа 2.4

«Настройка браузера».

2.4

Технология WWW. Гиперссылка. Структура URL-адреса. Настраивать браузер.

Браузер.

21

Электронная почта.

Практическая работа 2.5

«Работа с электронной почтой».

2.5

Структура адреса электронной почты. принципы функционирования электронной почты. Спам и почтовые черви. Настраивать и пользоваться почтовой программой.

Почтовая программа.

22

Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа 2.6

«Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».

2.6

Формы общения в реальном времени в Интернете. Реализовывать общение в реальном времени в глобальной и локальной сетях.

Программа для общения в реальном времени.

23

Файловые архивы.

Практическая работа 2.7

«Работа с файловыми архивами».

2.7

Преимущества загрузки файлов с помощью специализированных менеджеров загрузки. Загружать файлы и передавать их с локального компьютера на удаленный сервер.

Браузер, FTP-клиент, off-line браузер

24

Радио, телевидение и Веб-камеры в Интернете.

2.8

Принцип сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи.

Браузер

25

Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа 2.9

«Геоинформационные системы в Интернете».

2.9

Отличие обычных географических информационных систем от обычных географических карт. Пользоваться геоинформационными системами.

Браузер, Google Earth

26

Поиск информации в Интернете.

Практическая работа 2.9

«Поиск в Интернете».

2.10

Способы наполнения базы данных поисковых систем. Пользоваться поисковыми системами.

Браузер

27

Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа 2.10

«Заказ в Интернет-магази-не».

2.11

Формы электронной коммерции в Интернете. Осуществлять заказ в Интернет-магазине.

Браузер

28

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

2.12

Отличия электронной библиотеки от электронной энциклопедии.

Браузер

29

Основы языка разметки гипертекста: Структура html-кода Веб-страницы.

2.13

Логическую структуру Веб-страницы.

30

Основы языка разметки гипертекста: Шрифт. Форматирование текста.

2.13

Тэги, которые определяют вид Веб-страницы.

31

Основы языка разметки гипертекста: Вставка изображений. 

Практическая работа 2.11

«Разработка сайта с использованием Веб-редактора».

2.13

Создавать Веб-страницы с помощью Веб-редактора.

Веб-редактор

32

Контрольная работа  «Коммуникационные технологии».

Резерв 2 часа (можно использовать на повторение материала)


В результате изучения информатики и ИКТ в средней школе ученик должен

знать/понимать:

 основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

 назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

 назначение и функции операционных систем;

уметь:

 оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

 распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

 оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

 иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

 создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

 просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

 наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

 соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

 ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

 автоматизации коммуникационной деятельности;

 соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

 эффективной организации индивидуального информационного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...