Организация проектной деятельности учащихся в классе.
методическая разработка (информатика и икт, 8 класс) по теме
В данной статье показан собстенный опыт работы по организации научно - исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектной деятельности учащихся в классе» ( из опыта работы).
Последние 6 лет я работаю в МБОУ СОШ № 3 . Четыре года я работала учителем информатики и ИКТ, и второй год - учителем математики.
За четыре года, работая учителем информатики и ИКТ, я приобрела значительный опыт в создании проектов как в групповой работе с учащимися, так и в индивидуальной.
О моем опыте научно- исследовательской и проектной работы и хочу рассказать.
Работа над проектами - одна из форм обучения учащихся информационным технологиям. Проектные задания не только закрепляют практические навыки в использовании различных программ, но и развивают творческие способности ребят, включают их в активную познавательную деятельность.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной стратегии учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации такого образовательного процесса, который бы мог раскрывать и развивать творческий потенциал ребенка. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Информатика» и «Информационные технологии», я поставила перед собой цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, как в урочное так и во вне урочное время. Реализация этих целей и задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология дифференцированного обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать у учащихся следующие навыки и умения:
информационные - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативные - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальные - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметные - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отводила проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Первый проект, которым я руководила, назывался «Создание сайта 9-б класса». Его выполняла ученица того же класса Замильева Рамиля. Это была очень талантливая и способная ученица, которая смогла блестяще реализовать все свои задумки и творческие мечты. Она подключила весь свой класс, создавая оригинальные снимки , придумывая карикатуры. Работать с ней было одно удовольствие, за ней не надо было бегать и вытягивать нужную информацию, она сама очень увлеченно и плодотворно работала. Обсуждая будущий сайт класса, мы привлекали и ребят, и классного руководителя и других учителей школы. Рамиля блестяще его защитила на научно- практической конференции, которые ежегодно проводятся в нашей школе. К большому горю и сожалению о Замильевой Рамиле приходится говорить в прошедшем времени, она недавно погибла в автомобильной катастрофе.
Тема следующего проекта «Роботы вокруг нас. Разум машины». Над ним работали ученицы 7-в класса Губанова Елизавета, Корсакова Светлана и Москаленко Ольга. Сейчас они ученицы 11 –го класса нашей школы. Девчонки – умницы!
Цель работы - собрать и систематизировать информацию о роботах. Дело в том, что эта тема существовала в программе по информатике и ИКТ для 7-го класса. А материала по этой теме в учебнике Угриновича Н было только на одну страницу. А ведь тема интересная и всегда вызывала у учеников повышенное внимание. Вот мы и решили рассказать в проекте о видах роботах, об истории создания первого робота, о роботах – андроидах.. Ну и , конечно, же о том , что могут делать роботы и зачем они нужны человеку.
Девочки нашли, обработали и систематизировали огромное количество информации, подобрали красочные рисунки и фотографии. Была сделана презентация.
Данная работа была неоднократно использована мною при объяснении темы « Роботы» по информатике и ИКТ в 7-ом классе. Ученики всегда с большим интересом смотрели презентацию девочек, задавали вопросы, добавляли что-то свое.
Следующий практико –ориентированный проект « Создание мультимедийных презентаций по математике» принес мне одни сплошные разочарования. Целью работы стало создание презентаций для учителя математики по программе 5-6 класса. По- другому, я получила заказ от учителя математики, которая просила учеников 8-х классов помочь ей в работе и создать огромное количество презентаций. Эти презентации должны были раскрыть все темы программы математики 5-6 класса. Учащиеся должны были на слайдах объяснить тему, привести примеры, красочно оформить , добавить эффекты анимации. Другими словами, мы должны были создать своеобразный электронный учебник по математике.
Я изначально понимала , что беремся мы за непосильный труд, но решили попробовать. Я подобрала группу учеников 8- ых классов для работы над этим проектом. Группа состояла из шестнадцати человек , причем среди них были как отличники и хорошисты, так и «середнячки».
В конце сентября состоялось наше первое заседание группы, на котором были определены цели и задачи каждого ученика. Дети по своему желанию разобрали математические темы, и как мне показалось, с большим энтузиазмом принялись за работу.
Консультации по поводу создания презентаций я проводила регулярно, но интерес учеников к этой работе стал постепенно пропадать. Учащиеся стали находить разного рода причины, чтобы выйти из проекта. Несколько месяцев я «везла на себе» эту работу. Ребята, порой, приносили материал , полностью скаченный с Интернета, надеясь на то, что я сама отберу нужную информацию. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформлению работ стали посещать не все, ссылаясь на занятость. В результате, только 40% учеников сделали нужную работу, охватив тем самым менее половины первоначально планируемого задания.
Сейчас можно сделать выводы и указать на те ошибки, которые были допущены мною при работе над этим проектом:
тема оказалась неинтересной и недоступной для некоторых учеников;
слишком большой объем материала для обработки содержала данная тема, поэтому оказалась непосильной;
работа над темой была растянута на несколько месяцев, поэтому интерес у детей угас;
работать над проектами с большой группой детей очень хлопотно и сложно.
Два года я вела среди учащихся 7-8 классов профориентационную работу. Каждый год на уроках информационно-комуникационной технологии и дома ребята создавали презентации, о какой- либо профессии и лучшие из них участвовали в конкурсе «Фестиваль профессий».
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
Ознакомление с миром профессий
Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности
Ознакомление с правилами выбора профессии
Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
Цель:
Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.
Решая поставленные задачи, я предложила учащимся 7-8 классов разработать по одной презентации, в которой необходимо было рассказать о какой – либо профессии. Это могли быть профессии родителей, бабушек, дедушек, либо та, о которой мечтал школьник. Выбор был большой, времени на работу отводилось два месяца. За это время некоторые успели сделать по две презентации. С лучшими работами, ребята выступали на открытом внеклассном мероприятии «Фестиваль профессий» на семинаре директоров, проходивший в нашей школе.
Работа над данным проектом доставила мне огромное удовольствие. Я видела, что ребята с большим увлечением и интересом сидели за компьютером, создавая свои презентации. Творческий подход к этой работе определил ее успех.
Следующий проект был посвящен 55- летию города Чехова. Результат работы - 38 презентаций о нашем городе и районе.
Краеведение сегодня переживает новый этап развития. Сейчас оно рассматривается как возрождение духовной культуры. Краеведение имеет неограниченные возможности для творческого поиска.
Проект направлен на изучение темы « История Лопасненского края». Продолжительность проекта – 4 недели . Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе:
Забвение национальных традиций в обществе и семье;
Предпочтение материального духовному, нравственному и интеллектуальному;
Духовное безразличие и пассивность современных подростков.
На основе знакомства с литературой по теме и проведённых исследований учащиеся ответили на основополагающий вопрос и поставленные проблемные вопросы, узнали много интересного о достопримечательностях Чехова и Чеховского района.
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край может похвастаться многовековой историей. Изучая историю нашего города, ребята сделали для себя много открытий и узнали много интересного.
В проекте были освещены разные аспекты нашей истории:
Молодинская битва и первые упоминания о Лопасне;
Пушкин в Лопасне;
Жизнь и творчество А.П. Чехова;
Стремиловский рубеж;
Герои Советского Союза – наши земляки;
Экономика, образование, медицина, спорт, транспорт многое другое.
Эти презентации у меня и сейчас всегда под рукой, я охотно использую их на классных часах, а так же делюсь ими с коллегами.
Вот название некоторых из них:
Фонтаны города Чехова (Логинов Михаил),
А.П.Чехов – великий доктор и писатель (Войтов Кирилл),
Ночной город Чехов (Рыбкин Ярослав),
Герои Советского Союза ( Софьина Ольга),
Символика города Чехова (Санкина Ольга),
А.С.Пушкин (Корсакова Светлана)
Город, в котором хочется жить (Черемисина Анна) и многие другие.
В заключение хочется отметить, что проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности и высокой мотивации;
Итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.
Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определенной теме химии, физики, биологии и т.д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ четко определен, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта также очевидна.
Список литературы:
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»;
Краля Н.А. «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся»;
Смолякова Н.А. «Инновационный проект: краеведение как условие развития национального самосознания учащихся»;
Жильцова О.А. « Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся гуманитарных классов в процессе обучения математике и информатике
В статье рассказывается об особенностях организации проектной деятельности по математике и информатике в гуманитарных классах, в качестве примера описывается работа учащихся над проектом, ц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-28716-1421545918.jpg)
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-446737-1420673039.png)
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212876-1361949876.jpg)
Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий
В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-936061-1510292546.jpg)
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-884090-1485438040.jpg)
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537566-1416770329.jpg)
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...