Элективный курс по информатики "Базы данных - шаг к успеху"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) по теме
Элективный курс по информатики "Базы данных- шаг к успеху"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс 9 класс | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная
общеобразовательная школа с. Новокривовка Советского района
Саратовской области
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ-ООШ с. Новокривовка Кубашева О.А. «___»____________20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ-ООШ с. Новокривовка Степанова Л.И. Приказ № ___ от «___»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филатова Наталья Вячеславовна
II квалификационная категория
Ф.И.О., категория
Элективный курс по информатики
БАЗЫ ДАННЫХ – ШАГ К УСПЕХУ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Концепция программы.
Основной идеей элективного курса «Базы данных – шаг к успеху» является формирование у учащихся устойчивой потребности к дальнейшему совершенствованию своих знаний в области информационных технологий.
Обоснование.
Новый федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 09.03.04 № 1312), разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, включает преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Данный элективный курс является предметным, он предполагает расширение одной из тем базового курса «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных», в рамках которой учащиеся знакомятся только с элементарными понятиями и способами организации простой базы данных; изменении её структуры; поиску и сортировки данных.
Сегодня, когда информационный бум продолжает наращивать свои темпы, профессия инженера-проектировщика баз данных на рынке труда становится одной из наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей. Умение проектировать базы данных от домашних до профессиональных, применяемых в малом бизнесе и крупных корпорациях, даст возможность учащимся легко адаптироваться в современном социуме.
Особенности.
Особенностью данного курса является организация индивидуальной и групповой работы учащихся с использованием метода проектов по овладению прочными и осознанными знаниями, в результате которой создается реальная база данных с возможностью дальнейшего практического применения. Усиление практической направленности обучения информатике в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования информационной грамотности, основных навыков и умений работы с компьютером.
Усвоение теоретических знаний осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке данных, создании индивидуальных и групповых баз данных в процессе самостоятельной деятельности.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Данный метод является наиболее эффективным для активизации исследовательских, познавательных и творческих способностей школьников, развития их самостоятельной деятельности. Учитель дает минимальный объем нового материала, ставит задачу и в дальнейшем является лишь консультантом в процессе практической реализации проекта.
Цели, задачи и основные принципы.
Одной из основных целей изучения информатики и информационных технологий в основной школе является овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Цели: побудить интерес и внимание к проектированию и созданию информационных структур в повседневной деятельности человека; показать актуальность и значимость баз данных при дальнейшей информатизации общества; овладеть умением организовывать собственное информационное пространство.
Задачи курса:
- дать учащимся представление о месте баз данных в информационном обществе
- познакомить с основными принципами построения баз данных;
- помочь овладеть навыками проектирования баз данных
- сформировать потребность в дальнейшем совершенствовании своих знаний в области создания баз данных.
Основные принципы.
- Принцип новизны – данный курс предоставляет учащимся знания, не содержащиеся в базовом курсе.
- Принцип последовательности – каждая последующая тема курса является логическим продолжением предыдущей.
- Принцип практичности – итоговый проект имеет практическое применение.
- Принцип мотивированности – активизирует познавательный интерес учащихся и способствует выбору профессиональной ориентации.
- Принцип генерализации информации – при отборе информации выделяется первостепенное, системообразующее, концентрируется внимание учащихся на основных понятиях и законах.
- Принцип индивидуализации – эффективность развития личности прямо пропорциональна индивидуальной деятельности учащихся в ходе обучения.
Основные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- основы проектирования баз данных уметь,
- создавать базу данных в среде MS Access,
- импортировать и экспортировать данные,
- формировать запросы,
- создавать формы и отчеты.
Планируемый результат.
Результатом освоения данного курса учащимися является создание индивидуальной или групповой базы данных, которая имеет практическое применение.
Содержание курса и особенности организации учебного процесса.
Логика содержания элективного курса кратко может быть выражена следующим описанием:
- рассматриваются основные принципы проектирования базы данных; показывается важность каждого этапа разработки проекта базы данных;
- учащиеся знакомятся со способами построения базы данных в среде MS Access, с чисто инструментальным применением компьютера;
- работа с данными в базе рассматривается по двум направлениям: запрос - выборка и импорт, экспорт и присоединение данных;
- ввод и вывод информации в базу данных основан на использовании форм и отчетов, как основных структурных элементов.
Данный элективный курс разбит на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть включает минимальный лекционный материал, необходимый для реализации практической части. Многолетние педагогические эксперименты показывают, что эффективность в развитии творческих способностей учащихся прямо зависит использования возможностей и средств их самоуправления. Все, что школьники в ходе учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно. В связи с чем, особенностью организации учебного процесса по курсу является выделение на практическую часть более 60% всего времени изучения курса. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения различного уровня сложности. Кроме традиционной формы организации учебного процесса, где учитель и объясняет новый материал, и является консультантом при выполнении ими практических работ, учащиеся выполняют самостоятельные задания дома или после уроков в компьютерном классе.
Система оценки достижений учащихся.
Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем защиты зачетного проекта базы данных, перечень которых прилагается. В начале курса каждому учащемуся предлагается самостоятельно в течение изучения данного курса разработать проект по созданию практической базы данных (Приложение № 2). Во время защиты учащийся должен представить действующую базу данных, доказать её практическую значимость.
Учебно-тематический план
Примерное тематическое планирование рассчитано на 12 учебных часов в урочной форме и 6 часов во внеурочной форме, т.е. в сумме на 18 учебных часов.
На преподавание в 9-х классах из расчета 1 учебный час в урочной форме и 0,5 часа во внеурочной форме в неделю.
Теория | Проектирование и компьютерный практикум |
Разработка проекта базы данных – 1 ч. |
Постановка задачи | Раздаточный материал |
Анализ данных | Приложение № 2 |
Основные принципы проектирования базы данных |
Построение базы данных – 1 ч. |
Создание новой базы данных | Раздаточный материал |
Определение таблиц | Приложение № 3 |
Создание первичного ключа | БД «Библиотека» |
Создание связей |
Ввод данных |
Работа с данными – 2 ч. |
Запрос - выборка | Раздаточный материал |
Импорт и экспорт данных | БД «Библиотека» |
Использование форм – 2 ч. |
Понятие формы | Раздаточный материал |
Построение простой формы для ввода данных | БД «Библиотека» |
Создание формы на базе запроса |
Разработка отчетов – 2 ч. |
Основные сведения об отчетах | Раздаточный материал |
Создание простого отчета | БД «Библиотека» |
Создание базового отчета |
Самостоятельная работа по созданию базы данных – 3 часа |
Защита итогового проекта – 1 часа |
Литература для учителя
- Вейскас д. Эффективная работа с microsoft access 2 / перев. С англ. – СПб: Питер, 1995
- Intel обучение для будущего при поддержке microsoft. Общая редакция Ястребцевой Е., Быховского Я., М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004
- Кучеряева Л.А. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов, 2002.
- Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998
- Семакин И., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
- Угринович Н. Преподавание курса «информатика и икт в основной и старшей школе 7 – 11» Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004
Литература для учащихся
- Вейскас Д. Эффективная работа с microsoft access 2/ пер. с англ. – СПб: Питер, 1995
- Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ФОТО, ВИДЕО И ЗВУКОВЫХ ДАННЫХ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Интенсивное развитие информатики и информационных технологий требует необходимости использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности.В информаци...
Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»
Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разр...
Программа элективного курса по английскому языку «Путь к успеху. Подготовка к ЕГЭ».
ээлективный курс для 11 класса по английскому языку...
Авторская программа элективного курса "Сочинение на основе данного текста".
Элективный курс « Сочинение на основе данного текста» учит анализу текста, его интерпретации и созданию авторского текста на основе данного. Он предназначен для обу...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...
Анализ элективных курсов. Составление базы данных
Элективные курсы – один из решающих факторов на пути самоопределения ученика. Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности не только для творчества учителя, но и выбора уча...
Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.
Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.) по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...