Анализ элективных курсов. Составление базы данных
статья по русскому языку на тему

Борисова Юлия Александровна

Элективные курсы – один из решающих факторов на пути самоопределения ученика. Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности  не только для творчества учителя, но и выбора учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ элективных курсов.

Составление базы данных

                                                                             

                                                                          Борисова Ю. А.

Москва, 2008 год

Содержание работы

  1. Вступление.

2.Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

    Автор – составитель И. Н. Кривенцева

          2.1. Пояснительная записка.

2.2. Содержание курса.

2.3. Аннотация.

3 Элективный курс «Родной язык в « реке времени»

   (история языка и история общества)

   Составитель Н.М. Божко.

          3.1. Пояснительная записка.

3.2. Содержание курса.

3.3. Аннотация.

  4. Программа элективного курса. 10-11 классы. 34 часа. Авторы              Е.В.Белоус, Н.А.Жук. «Основы стилистики деловой речи».

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Содержание курса.

4.3. Аннотация.

5. Заключение.

Вступление

     Необходимость перехода к профильному образованию определена Правительством России  в «Концепции  модернизации российского образования на период до 2010 года». Реализация идеи профильности  старшей ступени ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

      В Концепции профильного обучения ставится задача создания « системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных требований рынка труда, отработки гибкой системы  профилей и кооперации старшей ступени школы  с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

      «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного  процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников, в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

       Цели профильного обучения:

- Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования

- Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальной  образовательной программы

- Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями

- Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.

      Говоря о специфике нашего предмета, необходимо отметить возросший за последние годы интерес к русскому языку и потребность в его знании.

      Элективные курсы – один из решающих факторов на пути самоопределения ученика. Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности  не только для творчества учителя, но и выбора учащихся. У каждого учителя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и технологии.

      Необходимо подчеркнуть, что элективные курсы открывают широкие возможности в  использовании разнообразных  форм работы на основе применения современных компьютерных технологий. Это, в свою очередь, позволяет более эффективно решать задачи организации учебного процесса, поскольку учебные материалы нового поколения - это средства организации обучения, позволяющие создать предпосылки для проведения более эффективного учебного процесса. Он ориентирован на получение знаний и умений в ходе учебной деятельности, при которой формируется познавательный интерес, активизируется мыслительная деятельность учащихся, и что особенно важно для учителей гуманитарного цикла, призванного формировать мировоззрение учащихся - осуществляется нравственное воспитание подрастающего поколения.

      На данный момент существует множество уже разработанных разными авторами программ элективных курсов по русскому языку. В ходе данной работы рассмотрим некоторые из них.

Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

Автор – составитель И. Н. Кривенцева

Издательство « Учитель», Волгоград, 2007 год

Пояснительная записка

      Автор пишет, что до сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально – речевой подготовки к жизни вне школьных стен.

      Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения строго необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.

       Оканчивая школу, учащиеся зачастую неспособны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию какого – либо учебного заведения. Составление такого документа, как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием еще одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.

       Данная программа не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 10 – 11 классов, которые  предусматривают знакомство с основными особенностями  официально – делового стиля и его основными жанрами.

       Цель элективного курса – познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

      Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 10-ых классов негуманитарного профиля.

      Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную  работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

      Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.

      Знания и умения, предполагаемые в ходе изучения данного элективного курса:

- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

- нормы и правила делового общения;

- структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования, предъявляемые к разговору по телефону;

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов;

- вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.

      Программа носит ориентировочный характер, предполагает формирование, которое может быть связано с индивидуальным ходом учителя к решению отдельных вопросов.

Содержание курса

     1.Служебная этика и служебный этикет.

Определение понятий «этика» и « этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.

     2.Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

      Речевой этикет как правило речевого общения.

     Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.

     3.Виды делового общения.

    Деловое общение как основная функция официально – делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил поведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Переговоры – форма коллективного делового общения. Структура переговоров. Телефонный разговор. Разговор по телефону – форма дистанционного делового общения. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

      4.Деловой стиль письменной речи.

       Подстили официально – делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально -  делового стиля речи. Синтаксис делового стиля.

      5. Деловое письмо: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

     5.1. Типы документов.

     Законодательные, дипломатические документы, административно – канцелярские бумаги.

     5.2. Документирование информационно – справочных материалов.

     Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.

     5.3. Требования к оформлению частных деловых бумаг.

     Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме.

     5.4. Современное деловое письмо.

     Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам               ( письмо – напоминание, гарантийное письмо, письмо – подтверждение, сопроводительное письмо). Деловая и коммерческая корреспонденция            ( письмо – запрос, письмо – извещение, письмо – предложение, письмо – рекламация).

     5.5. Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

     Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при  редактировании.

Аннотация.

       На мой взгляд, при разработке занятий учитывалась практическая направленность, а также единство обучения и воспитания, что немаловажно в современном обществе для формирования полноценно развитой личности.                  В данном  пособии рассмотрены особенности деловой речи (устной и письменной), даны образцы жанров делового общения, рекомендации, памятки, деловые игры, речевые стандарты, упражнения по стилистике, орфографии. В программе предусматривается использование интерактивных элементов и вариантов дифференцированных заданий.

       Ирина Николаевна Кревенцева  предусмотрела разнообразные формы организации учебной деятельности: наблюдения над текстом, ответы на вопросы, разного типа беседы, ролевые игры, анализ текста – образца, сопоставление и составление деловых бумаг, презентации деловой беседы, деловые переговоры, защита деловых бумаг.

      Предлагаемый (содержательный) материал носит примерный                      (ориентировочный) характер, учитель может по своему усмотрению вносить изменения в структуру, в содержание учебного материала, в организацию деятельности учащихся на уроке.

     В данном элективном курсе  широко представлен практический материал,

подробно расписано каждое занятие с целями и задачами, в приложении к программе предложены задания для проверки практических занятий.

     Я считаю, что этот элективный курс может широко использоваться в профильном образовании, он будет действительно полезен каждому ученику, независимо от выбранного им профиля.

Элективный курс «Родной язык в « реке времени»

(история языка и история общества)

Составитель Н.М. Божко

издательство «Учитель», Волгоград 2008 год

Пояснительная записка.

     Элективный курс  «Родной язык в « реке времени» (история языка и история общества) рассчитан на 34 часа для учащихся 10-11 классов. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно – интегрирующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.

       Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познание в этой области:

- лекции учителя с различными видами заданий;

-доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

- беседы;

- работы в больших и малых группах;

- самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

- упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);

- чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;

- самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);

- выборка материала из художественной литературы, его анализ;

- чтение рекомендованной научно – популярной лингвистической литературы;

- проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать…отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.

     Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.

      Представленные занятия педагог может изменять по своему усмотрению, использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать. Структура занятий определяется основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, с использованием индивидуальных, групповых и коллективных заданий.

     Основными целями данного курса являются:

- формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

- создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.

      В результате изучения курса учащиеся должны:

- освоить минимум основ языкознания;

- видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.;

- знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;

- осознать, что язык развивается по определенным законам.

Содержание курса.

  1. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» Ф.И.Буслаев 2часа

Цели, задачи курса. История языка и история общества.

Язык- средство социализации человека. Работа со словом «грамота».

2. Как жили наши предки  - славяне  2часа.

Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен. Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (славяне).

3. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» И. Бунин 2часа.

     Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Краткие сведения из области палеографии. Материл и орудия письма. Важнейшие памятники письменности; Чтение отрывков из них на древнерусском языке.

4.Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв) 2 часа

        Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.

5. Славянский алфавит и его особенности. 2 часа.

        Сравнение с современным алфавитом. Изменение в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ.

6. Как учили грамоте на Руси. 2 часа.

        «Язык создал цивилизацию землян» (В.К.Журавлев).

        Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1574 год). «Букварь языка словенского, си речь начало учения детям» В.Бурцева (1634 год) и др. Грамматика М.Смотрицкого (1619 год). М.В.Ломоносов. Из истории грамматических терминов.

7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем…» 2 часа.

        Язык «Повести временных лет». Аналитическое наблюдение – исследование текстов сборника «Повесть временных лет…»

8. Русский язык в кругу славянских языков. 2 часа.

        «Общеславянский язык – прародитель славянских языков». «Языки – братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности». «Первоучители Кирилл и «Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».

9. «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка). 2 часа.

        Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма.

        Изменение в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих,  упрощение групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий.

        Как появились беглые гласные? Какой рифмой пользовался Пушкин? Процесс перехода е в о. Изменение качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных.

10. Первородные и усыновленные слова (Я.Козловский). 2 часа.

        Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.

11. «Огоньки крестьянской речи» (О.Шестинский). 2 часа.

        Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.

12. «Русской речи государь по прозванию Словарь»  (Я.Козловский). 2 часа.

        Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.

13. Тайны имен и прозвищ. 2 часа.

        Антропонимия. Анторопонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества- именования. Прозвища.

14. С какого времени начинается современный русский литературный язык? 2 часа.

        Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.

15. Что? Как? Почему? 2 часа.

        История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? Почему у некоторых существительных в одном и том же падеже есть разные окончания? Хорошо ли знал Грибоедов русский язык? Как обратиться к собеседнику?

        История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше – полные или краткие? Как появилась превосходная степень?

        История имен числительных: как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки двойственного числа в русском языке.)

Почему пишется пятнадцать, но пятьдесят? (Вопросы образования, изменения, правописания, употребления числительных с существительными.)

        История местоимений: как появилось «я» в местоимениях третьего лица? Почему местоимения третьего лица изменяются по родам? Как возник суффикс –ся?

        История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы 1-го, 2-го спряжения и разноспрягаемые? Почему во 2 спряжении есть 11 исключений? Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Как возникли возвратные глаголы? Какого происхождения наши современные причастия? Из чего состоят формы сослагательного наклонения?

        История наречий, или Почему так трудно правильно написать наречия?

Позднее оформление этой категории, незавершенность ее формирования.

        Из истории предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления, написания).

16. Из истории русской пунктуации. 2 часа.

        Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца 15 века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы.  Точка – самый ранний знак препинания (с 80-ых годов 15 века). Появление запятой (к концу первой четверти 16 века). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М.Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец 18 века). Другие наименования знаков препинания.

17. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)». 2 часа.

        Подготовка и презентация устного журнала.

18. «Кто хочет стать … отличником?». 1 час.

        Занятие обобщающего характера.

Аннотация

        Представленный элективный курс, по моему мнению, содержит очень важную и полезную информацию для учащихся профильных гуманитарных классов, так как  в нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Поскольку это системно-интегрирующий взгляд на язык, он помогает понять, как происходит процесс формирования языка в зависимости от развития общества. Этот курс направлен на углубленное изучение истории русского языка, что впоследствии поможет учащимся использовать полученные знания в дальнейшем филологическом образовании.

        Автор этого курса предлагает различные формы работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления. Это и лекции учителя с различными видами заданий, и самостоятельная работа учащихся, где они наблюдают за языковыми явлениями. Это анализ и выводы об изменениях, беседы, чтение лингвистической литературы, деловые игры, работа в группах.

        Очень важен принцип, который использует Н.М.Божко, - от простого к сложному.

     Необходимо отметить, что данное пособие содержит не только программу, но и разработки занятий элективного курса с прекрасным познавательным и практическим материалом, что значительно облегчает труд учителя. В пособии  подробно расписаны цели, оборудование, методические приемы, а также представлен ход занятия.

        Таким образом, этот курс можно считать возможным для использования в профильных гуманитарных классах с перспективой дальнейшего получения филологического образования.

          Программа элективного курса. 10-11 классы. 34 часа.

 Авторы Е.В.Белоус, Н.А.Жук.

«Основы стилистики деловой речи»

(издательство «Айрис-пресс». Москва. 2007 год)

Пояснительная записка

        Курс «Основы стилистики деловой речи» - интегрированный лингвистический элективный курс, который предназначен для учащихся профильных классов, углубленно изучающих в 10-11 классах гуманитарные дисциплины и планирующих в будущем стать студентами филфака или факультета журналистики. Авторы также считают, что этот курс может быть предложен для изучения и в общеобразовательных учебных заведениях ученикам, предполагающим впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с деловой сферой общению. В предполагаемом курсе приводятся основные понятия делового общения, дается представление о языке и стиле речи, в особенности об официально-деловом стиле; излагаются вопросы составления деловых писем, культура устного делового общения, психологии делового общения.

        Целью изучения курса является изучение языка и стиля деловой речи, основ составления деловых документов.

        Данный курс сформирован в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык». Основными задачами являются следующие:

        - развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;

        - совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития;

        - формирование,  наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

        Таким образом, результатом изучения курса «Основы стилистики деловой речи» должно стать постижение важности грамотной речи как составной части жизни современного общества.

         В данном курсе представлены методы деятельности учителя, которые направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся.

        В представленном элективном курсе предполагаются следующие формы работы учащихся:

        составление конспектов (в том числе и опорных) на основе лекций учителя;

        комплексный и аспектный анализ текста;

        умение организовать коллективную и групповую работу;

        участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»;

        использование разных каналов поиска информации;

        написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.

        Программа курса, рассчитанного на 34 часа, может применяться в качестве годового курса по одному часу в неделю либо полугодового по 2 часа (сдвоенные занятия вузовского типа).

Содержание курса (теоретическая часть)

        Раздел № 1. Введение. Функциональные стили современного русского литературного языка (2 часа).

  1. Особенности официально-делового стиля речи.

        Литературный язык и его особенности. Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка. Сфера функционирования официально-делового стиля, его цели и языковые возможности.

  1. Необходимость культуры делового общения.

Понятие о деловом общении. Деловая речь – особая сфера языка, востребованная современной жизнью. Особенности речи в сфере деловой коммуникации: точность, стандартизация и стилистическое единообразие. Культура устного и письменного делового общения.

Раздел № 2. Лексические средства современного русского языка (2 часа).

1. Значение слова. Многозначность слова. Стилистическая окраска слова.

Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова.  Употребление слов в значениях, не закрепленных традицией книжно-письменных стилей. Стилистическое расслоение лексики современного русского языка.

        2.Фразеология современного русского литературного языка. Фразеология деловой речи. Общее понятие о фразеологии современного русского литературного языка. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Канцеляризмы и штампы.

        Раздел № 3. Морфологические средства современного русского языка (13 часов).

  1. Стилистическое использование имен существительных. Языковая норма и речевые ошибки. Вариативные формы существительных.
  2. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода и числа.

Толковые словари русского языка и нормативные справочники.  Вариативные родовые формы. Существительные «общего» рода.

      Несклоняемые существительные. Сложносокращенные существительные. Употребление существительных единственного числа в значении множественного. Появление формы множественного числа  у отвлеченных существительных.

      3. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с  категорией  одушевленности – неодушевленности. Особенности образования и употребления имен существительных, являющихся названиями лиц. Склонение собственных имен существительных.

       Грамматическая категория одушевленности- неодушевленности.

Существительные, называющие лица по признакам профессии,               должности, звания и т.п. Склонение имен и фамилий русского и иноязычного происхождения.

4. Особенности образования и употребления имен прилагательных. Употребление полной и краткой форм имен прилагательных. Степени сравнения. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

5. Употребление количественных и порядковых числительных. Особенности склонения сложных и составных количественных и порядковых числительных.

6. Употребление сочетаний имен числительных с именами существительными.

Согласование количественных и порядковых числительных с существительными. Дробные числительные. Склонение сложных существительных,  начинающихся с пол- полу-.

7. Особенности употребления местоимений.

Употребление личных, определительных, указательных и неопределенных местоимений. Употребление притяжательных местоимений и возвратного местоимения себя.

8-9. Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глаголов.

Параллельные формы прошедшего времени мужского рода. Синонимичное использование форм наклонений глаголов. Образование форм повелительного наклонения. Глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-. Недостающие и изобилующие глаголы.

        10. Употребление возвратных глаголов.

Стилистическая окраска возвратных и невозвратных глаголов.

        11. Образование и употребление некоторых причастий, деепричастий.

Образование причастий и деепричастий от переходных и непереходных  глаголов совершенного и несовершенного вида.

12. Стилистическое использование наречий. Формы составной       сравнительной степени прилагательных и наречий. Различия стилистической окраски однородных наречий.

        13. Особенности употребления некоторых союзов и предлогов.

Синонимичность союзов и предлогов. Производные предлоги.    Употребление предлогов при однородных членах.

Раздел №4. Синтаксические средства современного русского языка                (9 часов).

  1. Словосочетания. Синонимичное употребление предлогов. Ошибки в управлении.

Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова. Ошибки в управлении при синонимах.

  1. Смысловые связи и порядок слов в простом предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Употребление составного именного сказуемого.
  2. Согласование определений и приложений.
  3. Ошибки, связанные с логической и лексико-грамматической сочетаемостью однородных членов предложения.

Родовые и видовые понятия. Лексико-грамматическая сочетаемость слов. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

  1. Употребление причастных и деепричастных оборотов.

Выбор формы причастия и деепричастия. Обязательные условия употребления деепричастных оборотов.

  1. Употребление неполных предложений.

Ограниченное употребление неполных предложений в деловой речи.

  1. Параллельные синтаксические конструкции. Практическое занятие.

Целесообразность замены синтаксической конструкции на параллельную.

  1. Особенности состава и структуры сложных предложений.

Широкое использование сложных предложений в книжно-письменных стилях. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции.

  1. Способы передачи  чужой речи. Правила цитирования и оформления     цитат. Введение в текст прямой речи. Правила цитирования и оформления цитат.

Раздел № 5. Композиционные особенности и правила оформления служебных документов. (5 часов).

  1. Форма документа, способы изложения материала. Рубрикация.

Язык деловой документации, жанры (личные, директивные, административно-организационные, информационно-справочные документы). Бланкированные и стандартизированные документа: справка, заявление, инструкция, служебная характеристика, рекламный проспект др.

  1. Заявление. Расписка. Доверенность. Заявка.

Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.

  1. Протокол. Акт. Приказ.

Основы составления деловых документов. Форма документа. Способы изложения материала в документе.

          4.Автобиография. Резюме.

          Основы составления деловых документов. Форма документа.                Способы изложения материала в документе.

        5.Деловое письмо.

           Жанры деловых писем. Основы составления деловых писем. Способы изложения материала в документе.

        Раздел № 6. Речевой этикет (3 часа).

        1-2. Психологические аспекты культуры речи в диалогических формах делового общения.

        Беседы с коллегами, клиентами, партнерами и т.д. Умение слушать и адекватно оценивать чужую речь, побудительные реплики. Социальная коммуникация. Принципы речевой коммуникации. Коммуникативный кодекс. Эффективность речевого общения: теория аргументации; речевое манипулирование и противостояние манипуляции.

                Деловая игра «Речевые формулы в различных речевых ситуациях».

  1. Конференция для учащихся 9-11 классов «Речь – визитная карточка человека».

Аннотация

        Проанализировав ряд элективных курсов по русскому языку, надо отметить, что программа «Основы стилистики деловой речи»,  наиболее подходит для работы в профильном гуманитарном классе.

          Во – первых, Е.В.Белоус и Н.А.Жук,  авторы этого курса, предусматривают разные формы работы (конспектирование лекций учителя, составление таблиц, ролевые игры, работа со словарями, работа с текстами различных стилей, составление тезисных планов лекций учителя, обсуждение различных языковых ситуаций и т.п.).

       Во - вторых, полученные учащимися новые знания о языке могут стать востребованными при деловом общении, а также в повседневной жизни. На основе материала курса формируется осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом.

       В - третьих, эти знания позволят выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации. При прохождении данного курса приобретается опыт проведения первых научных исследований  в области предполагаемой профессиональной деятельности.

        Таким образом, данный элективный курс будет дополнять и углублять основное предметное образование.

        

Заключение

         Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени и  предусматривает вариативность учебных дисциплин.

        На мой взгляд, элективные курсы позволяют учащимся развивать навыки устной и письменной речи, повышать речевую культуру,  обобщать и углублять знания, удовлетворять свои познавательные потребности и получать дополнительную подготовку по русскому языку, в том числе и в формате ЕГЭ.  Углубленное изучение русского языка выполняет задачу предварительной профессиональной ориентации старшеклассников, особенно тех, кто планирует выбрать профессию, связанную с филологией. Можно сказать, что актуально это и при углубленном изучении других гуманитарных областей знаний.

        В основном элективные курсы  направлены на решение следующих основных задач:

        - углубление знаний учащихся о языке, речи, качествах речи, об основных нормах современного русского литературного языка;

        - предусматривают рассмотрение явлений языка, реализованных в произведениях художественной литературы и публицистики.

        Говоря о специфике данного предмета, необходимо отметить возросший за последние годы интерес к русскому языку и потребность в знании его. При использовании элективных курсы реализуется принцип индивидуальности обучения, дифференцированного подхода, что помогает нам обеспечить индивидуальную траекторию развития и обучения каждого.

           Многие задания направлены на самостоятельную работу учащихся что  развивает их умение учиться.

        Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении.

Библиография

1. .Программы элективных курсов

-Русский язык

-Литература

Издательство « Айрис Пресс», Москва, 2007 год

2. Элективный курс «Родной язык в « реке времени»

   (история языка и история общества)

   Составитель Н.М. Божко.

Издательство « Учитель», Волгоград, 2008 год

3. Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

    Автор – составитель И. Н. Кривенцева

Издательство « Учитель», Волгоград, 2007 год

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных. Системы управления базами данных

Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных....

База данных 11 класс. Самостоятельные практические работы. Проектирование и обработка двухтабличной базы данных.

Предлагается два вырианта самостоятельной практической работы по теме "Базы данных". 11класс. Работу можно провести как "Зачётная практическая работа по теме База Данных"Перед выполнением самостоятель...

Урок информатики «Базы данных. Системы управления базами данных»

План-конспектУрока по информатике и ИКТТема: «Базы данных. Системы управления базами данных»11 классУчитель: Торопов Александр Евгеньевич...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Практическая работа по информатике "Создание базы данных, обработка данных и анализ полученных значений в MS Excel"

Данная  практическая работа предназначена для проведения практических занятий по предмету информатика, при изучении тем «Электронные таблицы MS Excel» и  «Базы данных»...