Урок - КВН по теме «Основные понятия логики».
методическая разработка по информатике и икт по теме

Пахомов Александр Сергеевич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_osnovy_logiki.doc595 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный модуль «Логические основы построения компьютера»

Урок - КВН по теме «Основные понятия логики».

Цель урока: Демонстрация (в игровой форме) умения учащихся использовать материал по определенным разделам образовательного модуля «Логические основы компьютера», работая в команде.

Задачи:

  1. Создать две команды с атрибутикой, соответствующей теме урока.
  2. Выполнить задания интеллектуальной разминки.
  3. Выполнить командное расследование. (Умение по условию задачи определить форму сложного высказывания, записать логическую формулу, определить значение).

4. Пройти конкурс капитанов (Свободное владение понятийным аппаратом логики).

  1. Шутливая физкультразминка «Пойми меня» (Моделирование предложенных понятий логики подручными средствами).
  2. Решить логические задачи, используя интеллектуальный потенциал команды.
  3. Подведение итогов, анализ работы команд.

Реквизит: микрофон, фломастеры, бумага (для названия, эмблемы), большие часы с секундной стрелкой, два больших обожженных конверта с заданиями и чистыми листами для ответов  (можно запрятать их в бутылки), призы обмениваются на логи (календарики, чупа-чупсы, карандаши и т.д.)

Принимают участие 2 команды по 6 человек (одна подгруппа)

Жюри: свободные учащиеся, учителя

Помощники: лаборанты

  1. включение музыкальных эффектов;
  2. работа в пункте обмена валюты

Время: 2 урока по 40 минут

  1. музыкальная пауза – перемена – 10 мин.
  2. работа пункта обмена полученной валюты – 5 мин.

=========================================================

1. Подготовительный этап                                 -        (10 минут)

Группа делится на команды по 6 человек. Каждая команда придумывает название, эмблему (можно нарисовать), все должно быть связано с темой «Логика» и представление каждого члена команды, возможен выбор и заказ соответствующей музыки.

2. Конкурс №1 «Приветствие»                                 -        (10 минут)        

(Максимальная оценка за конкурс – 2 лога)

Каждая команда представляет себя

3. Конкурс №2 «Разминка»                                -        (10 минут)

(Максимальная оценка за конкурс – 3 лога, за каждый правильный ответ – 1 лог)

1 –ая Разминка

Каждая команда получает по две карточки. Нужно каждому слову с первой карточки поставить в соответствие слово  со второй карточки         -        (1 минута)

  1. Язык
  2. Система
  3. Периферийные
  4. Загрузочный
  5. Технологии
  6. Каталог
  7. Оперативная
  8. Тождество
  9. Сообщение
  10. Тактовая
  11. Редактор
  12. Алгоритм
  13. Неделя
  14. Линейный
  15. Электронное
  16. Память
  17. Текстовый
  18. Информатики
  19. Модуль
  20. Счисления
  21. Устройства
  22. Программирования
  23. Корневой
  24. Логическое
  25. Информационные
  26. Частота

2-ая Разминка - (8 минут)

Ведущий вызывает попеременно игроков разных команд – всего по 3 игрока от каждой команды. Каждому игроку задается вопрос и дается 15 секунд для обдумывания. Если игрок ответил неправильно, он может взять помощь команды. Если команда не может ответить, то отвечает команда соперников.

Примерные задачи:

  1. Этот вопрос обращен к тем, кто знает что-нибудь о католицизме. Может ли католик жениться на сестре своей вдовы?
  2. Крыша одного дома несимметрична. Один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой – угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо – в сторону более пологого или более крутого ската?
  3. Чтобы проползти по беговой дорожке одного стадиона по часовой стрелке улитке потребуется полтора часа. Когда улитка ползет по той же дорожке против часовой стрелки, то полный круг она совершает за 90 минут. Чем объяснить несовпадение результатов?
  4. Предположим, что на границе США и Канады произошла авиационная катастрофа. В какой из двух стран, по вашему мнению, должны быть похоронены уцелевшие пассажиры?
  5. Если вы любите грамматику, то наверняка ответите на этот интересный вопрос. Как правильно сказать: «Не вижу белый желток» или не вижу белого желтка»?
  6. Поезд отправляется из Бостона в Нью-Йорк. Через час-другой поезд отправляется из Нью-Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находится на меньшем расстоянии от Бостона?
  7. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
  8. Некий мистер Смит ехал в машине со своим сыном Артуром. Их машина попала в автокатастрофу. Отец погиб на месте, а сын в тяжелом состоянии доставлен в ближайшую больницу. Взглянув на пострадавшего, дежурный хирург побледнел и сказал: «Я не могу оперировать его. Ведь это же мой сын Артур!» Как вы это объясните.

Ведущий. Пока жюри совещается, несколько слов о том, что думал о занятиях литературой Марк Твен. «Литература, - очень опасное занятие, - сказал как-то Марк Твен. – Обратите внимание: Шекспир умер, Мильтон умер, Теннеси тоже скончался, да и мне что-то нездоровится».

Жюри объявляет оценки за конкурс.

Ведущий. Проверим, сможете ли вы разобраться в хитросплетениях высказываний, и я объявляю

4. Конкурс №3 «Командное расследование. Истина или ложь»        - (10 минут )

(Максимальная оценка за конкурс – 4 лога, за каждую правильную формулу или высказывание – 1 лог)

В конкурсе участвуют команды в полном составе, каждой команде выдается конверт с двумя заданиями:

1 – определить форму данных высказываний;

2 – составить по данным формулам высказывания на естественном языке.

Команде №1

Задание №1. Определите форму приведенных высказываний, запишите в виде формулы. Это кодовый ключ для вскрытия сейфа, в котором хранятся логи:

1. «Если подозрение подтвердится….то наш план…развернется ровно в двенадцать часов ночи. Если же…не окажется ничего подозрительного, то план будет другой» (А.С.Грин)

2. «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели (Ф.М.Достоевский)

Задание №2. С помощью простых суждений:

А= «Я учусь в школе»;

B= «Я люблю учиться»;

C= «Я учусь в экономическом (математическом, педагогическом) классе»

нужное выбрать

составьте высказывания на естественном языке, соответствующие следующим формулам, и отрицания к ним:

  1. C=> (A&B)
  2. (¬A&¬B)=> ¬C

Команде №2

Задание №1. Определите форму приведенных высказываний, запишите в виде формулы. Это кодовый ключ для вскрытия сейфа, в котором хранятся логи:

1. «Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан» (из Гражданского кодекса РФ).

2. «Если у двух человек есть по одному яблоку и они обменяются ими, у каждого из них окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет по две идеи» (Б.Шоу)

Задание №2. С помощью простых суждений:

А= «Я учусь в школе»;

B= «Я люблю учиться»;

C= «Я учусь в экономическом (математическом, педагогическом) классе»

выбрать нужное

составьте высказывания на естественном языке, соответствующие следующим формулам, и отрицания к ним:

  1. B=> (AVC)
  2. (¬B=>A)&( ¬B=>¬C)

Конверты с ответами сдаются жюри для проверки.

КОНЕЦ 1 УРОКА

========================================================

Ведущий. «По одной капле воды… человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слыхал… По ногтям человека, по его рукавам, обуви, сгибу брюк на коленных, по выражению лица и обшлагам рубашки – по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что все это вместе взятое, подскажет сведующему наблюдателю верные выводы» (А.Конан Дойл).

5. Конкурс №4         «Конкурс капитанов»                        

(Максимальная оценка за конкурс – 2 лога)

1. Разминочка – выписать как можно больше понятий, слов, выражений, связанных с темой «Логика»                                                 -         (1 минута)

2. Игра «Кто хочет стать миллионером?»                -        (9 минут)

(см. Фрагмент игры)


6. Конкурс №5         «Пойми меня»                        -        (10 минут)В конкурсе участвуют команды в полном составе. Изобразить средствами мимики и жестов содержание данных понятий. Комментарий: вспомнить, что такое содержание понятия – это совокупность существенных признаков объекта, без которых он не существует. По 2 понятия каждой команде:

  1. Иван-царевич на сером волке
  2. Дизъюнкция
  3. «Златая цепь на дубе том»
  4. Инверсия

7. Конкурс №6         «Помоги узнику»                        -        (10 минут)

(Максимальная оценка за конкурс – 2 лога)

Каждой команде предлагается по три одинаковых логических задачи. Побеждает та команда, которая раньше найдет ответ и обоснует его.

Задание:

В некотором королевстве правил король. Однажды он придумал для узника, который томился в его тюрьме, испытание. Узник должен угадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой – тигр. Если он справится с этой задачей, то получает свободу и принцессу в придачу.

В один из дней были проведены испытания. При этом король объявил узнику, что он должен трижды угадать в какой из комнат находится принцесса, а в какой – тигр, только тогда он будет выпущен на свободу. В ходе всех трех испытаний в каждой из комнат будет находиться либо принцесса, либо тигр, хотя вполне возможно, что сразу в обеих комнатах может обнаружиться по тигру или там окажутся одни принцессы.

Первое испытание.

- А что, если в обеих комнатах сидят тигры? – спросил узник. – Что же мне тогда-то делать?

- Считать, не повезло, - ответил король.

- А если в обеих комнатах окажется по красавице? – поинтересовался узник.

- Считай, подфартило, - сказал король, - уж это ты и сам мог сообразить!

- Ну хорошо, а если в одной комнате принцесса, а в другую посадили тигра, что тогда? – не успокаивался узник.

- Вот тут-то все зависит от тебя! Не так ли?

- Да откуда же мне знать, где кто? – сокрушенно вздохнул узник.

Тут король указал на таблички, прикрепленные к дверям каждой из комнат. На них было написано:

«В этой комнате находится принцесса, а в другой комнате – тигр»;

«В одной из этих комнат находится принцесса; кроме того, в одной из этих комнате сидит тигр».

- А то, что здесь написано, правда? – спросил узник.

- На одной табличке – правда, - отвечал король, - на другой – нет.

А вы на месте узника какую бы дверь открыли? (Конечно, если предпочитаете принцессу тигру).

Второе испытание.

Итак, первое испытание узник выдержал. Таблички на дверях сменили, соответственно были подобраны и обитатели комнат. На этот раз на табличках можно было прочитать следующее:

«По крайней мере в одной из этих комнат находится принцесса»;

«Тигр сидит в другой комнате».

- Истинны ли утверждения на табличках? – спросил узник.

- Может, оба истинны, а может, оба ложны, - ответил ему король.

Какую из комнат следует выбрать узнику?

Третье испытание.

Успешно справившись со вторым испытанием, узник перевел дух и увидел, что таблички на дверях заменили. Король объявил, что опять утверждения на обеих табличках одновременно либо истинны, либо ложны. Надписи же были вот какие:

«Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса – в другой комнате»

«Принцесса в другой комнате».

8. Подведение итогов

9. Работа пункта обмена валюты (обмен заработанных логов на призы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 5 класса по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения"

Урок ОБЖ по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения" в разделе "Безопасность и защита в опасных ситуациях" для учащихся 5 класса...

Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Основные понятия генетики"

Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников...

Методическая разработка занятия по теме "Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции".

Цель: ознакомление с основными понятиями алгебры логики.Задачи:Образовательные: познакомить с основными понятиями темы: логическое высказывание, логические операции;научить составлять таблицу истиннос...

Презентация на тему "Основные понятия генетики".Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах в начале изучения темы "Генетика". В презентации даны основные понятия генетики и символы: наследстенность, изменчивось, ...

Конспект урока_Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»_7класс

Тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».Тип урока: Урок закрепления ранее полученных, освоения и применения новых знаний.Цель урока ...