Методическая разработка интегрированного урока по информатике и математике "Квадратичная функция" (ФГОС)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Дершевич Ольга Михайловна

Квадратичная функция, её свойства и график

Интегрированный урок по математике и информатике (ФГОС)

 

Авторы, разработчики:  учителя ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района  г. Санкт-Петербурга
Трубицына Татьяна Васильевна, учитель математики;
 Дершевич Ольга Михайловна, учитель информатики и ИКТ

Предмет: алгебра, информатика и ИКТ

Класс: 9

Тип урока: интегрированный урок - исследование.

Цели урока:

Формировать у учащихся понятие квадратичной функции.

Закрепить умение исследовать свойства квадратичной функции.

Задачи урока:

    Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать графики квадратичных функций в зависимости от   

    их коэффициентов.

    Развивать культуру построения графика квадратичной функции, работать с компьютером при построении графиков.

    Активизировать самостоятельную и групповую деятельность учащихся.

    Показать связь квадратичной функции, её графика с  реальным миром.

    Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квадратичная функция, её свойства и график

Интегрированный урок по математике и информатике (ФГОС)

Авторы, разработчики:  учителя ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района  г. Санкт-Петербурга
Трубицына Татьяна Васильевна, учитель математики;
Дершевич Ольга Михайловна, учитель информатики и ИКТ

Предмет: алгебра, информатика и ИКТ

Класс: 9

Тип урока: интегрированный урок - исследование.

Цели урока:

Формировать у учащихся понятие квадратичной функции.

Закрепить умение исследовать свойства квадратичной функции.

Задачи урока:

    Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать графики квадратичных функций в зависимости от    

    их коэффициентов.

    Развивать культуру построения графика квадратичной функции, работать с компьютером при построении графиков.

    Активизировать самостоятельную и групповую деятельность учащихся.

    Показать связь квадратичной функции, её графика с  реальным миром.

    Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • Познавательные УУД: формировать алгоритм построения квадратичной функции; описывать свойства функции по графику; находить значения коэффициентов по формуле y=ax² + bx + c без построения графика функции; применять полученные знания при решении задач.
  • Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике; коллективизм; уважение друг к другу; умение слушать; самостоятельность мышления.
  • Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания; контролировать свои действия в процессе его выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы ; оценивать свои достижения.
  • Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; адекватную самооценку; необходимость приобретения новых знаний.

Ресурсы основные:

  • Компьютеры, 12 шт.
  • мультимедийный проектор
  • звуковые колонки
  • презентация к  уроку  Power Point

вспомогательные:

  • учебник «Алгебра» 8 класс (автор Алимов)
  • рабочая тетрадь
  • карточки с заданиями

Организация пространства: парная (пары переменного состава), фронтальная, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этап урока

Методы, приемы. Форма работы

Средства

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный.

Диалог учителя математики  и учащихся.
Учитель информатики показывает на экране слайды с графиками квадратичной функции, встречающейся в обычной жизни.

Слайд-шоу квадратичной функции из обычной жизни

Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня вас видеть и очень надеюсь на совместную плодотворную работу. Есть хорошая поговорка «Повторение – мать учения». Математика не исключение, и чтобы хорошо ее усваивать, необходимо повторять и приводить в систему уже изученное.

Слушают учителя, смотрят слайды.

        

РУУД

2. Актуализация знаний.

Диалог учителя и учащихся.

Фронтальная форма работы.

Слайд № 1-2

Слайд №3

На слайде изображены знакомые вам  графики. Расскажите о них все, что знаете.

(В случаи затруднений задаются вопросы).

На слайде графики расположены по-разному. Как вы думаете, от чего это зависит?

Этим мы сегодня и займемся на уроке. Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

Какие будут предположения?

А как влияют другие коэффициенты?

Давайте вместе разберемся в этом вопросе более подробно.

Итак, каковы задачи нашего урока?

Давайте подумаем, как мы сможем выполнить эти задачи. Составьте план нашей работы.

- Графики квадратичных функций.

- Их название – парабола.

- Квадратичная функция задается  

  уравнением у = ах2 + bх + с,

  а,b, с – коэффициенты

   а≠0, b,с  – любые числа.

Могут описать последовательность построения графика квадратичной функции.

Возможно – от коэффициентов уравнения квадратичной функции.

«Расположение графиков квадратичной функции». (?)

Возможно - если а больше нуля, ветви параболы направлены вверх, если а меньше нуля, вниз.

???

Выяснить свойства графика квадратичной функции в зависимости от значений ее коэффициентов.

Нам нужно построить несколько графиков квадратичной функции с различными коэффициентами и посмотреть различия в их расположении.

ПУУД

ЛУУД

РУУД

3.

Этап получения новых знаний

Диалог учителя и учащихся.

Учитель информатики  показывает на большом экране изображения всех мониторов учеников с помощью программы ITalk; конролирует построение графиков в электронных таблицах.

Исследовательская работа в парах 1-го состава

Диалог учителя и учащихся.

Слайд № 4

На экран выводится материал лабораторной работы.

Тема эта сложная, но интересная. В ее освоении  нам поможет компьютер.

На конвертах (лежат перед вами) нарисована «Птичка» определенного цвета. Прошу занять место у компьютера согласно ее цвету. С собой возьмите конверт, тетрадь и ручку.

Итак, вы объединились в пары для выполнения лабораторной исследовательской работы.

Откройте конверт, ознакомьтесь с планом вашей работы.

Выполните работу по заданному плану.

Прошу выступить представителя каждой «Птички» и поделиться новыми знаниями с остальными.

Давайте подытожим новые знания.

Пересаживаются к компьютерам.

Работают в парах состава 1.   В программе Excel ученики строят графики квадратичной функции, меняют ее коэффициенты. Наблюдают за изменением графика.

Делают вывод. Оформляют его в тетради.

Заполняют «Индекс-карточку».

        

Публичное представление результатов работы пары.

Если а больше нуля, ветви параболы направлены вверх. Если а меньше нуля, ветви вниз.

Чем больше значение ɑ ( по модулю), тем уже становится парабола. И наоборот, чем меньше старший коэффициент, тем парабола шире.

Коэффициент с находится в точке пересечения параболы с осью ординат.

Чем больше ϲ, тем выше располагается парабола.

ПУУД

РУУД

КУУД

4.

Этап первичного закрепления новых знаний.

Работа в парах 2-го состава  с отсроченной проверкой.

Фронталь-ный опрос.

Самопроверка результатов.

Слайд №5

Вернитесь на свои рабочие места. Для каждой пары уже на столах приготовлены карточки.  Вам нужно их заполнить.

Прокомментируйте свою работу.

Давайте подумаем, что еще влияет на расположение параболы относительно оси абсцисс.

А как?

Дополните карточку информацией о дискриминанте.

Работают в парах состава 2. Заполняют карточку информацией о знаках а, с.

Комментируют (самооценка). 

Значение дискриминанта.

Если дискриминант больше нуля, парабола дважды пересекает ось Х, если дискриминант равен нулю, то один раз, если дискриминант меньше нуля, то парабола не пересекает ось ОХ.

Дополняют карточку информацией о дискриминанте.

РУУД

КУУД

ПУУД

5. Применение знаний, умений и навыков.

Индивидуальная работа с проверкой.

Тестирование

Что теория без практики? Займите индивидуальные места у компьютеров.

Перед вами тест, его нужно пройти. А помогут вам в этом полученные новые знания.

По завершении работы каждый из вас получит оценку.

Работа с компьютерным тестом.

 

ЛУУД

РУУД

 6.

Рефлексия.

Диалог учителя и учащихся. Оцениваемые результаты:

предметные и метапредметные.

 

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

 

Какова была задача нашего урока? Справились ли мы с ней? Все ли вопросы рассмотрели. Ничего ли не упустили?

Молодцы, что не забыли о коэффициенте b. Это будет частью вашего домашнего задания.

В заключение нашего урока я задам вам вопрос: «А почему такое пристальное внимание мы уделяем квадратичной функции?»

 

 Математика – это содержательное, увлекательное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума. Многие физические зависимости выражаются квадратичной функцией.

Например, камень, брошенный вверх со скоростью v0, находится в момент времени t на расстоянии

                  s(t)=-qt²/2+v0t

от земной поверхности (здесь q- ускорение силы тяжести);

Количество тепла Q, выделяемое при прохождении тока в проводнике с сопротивлением R, выражается через силу тока I формулой    

                   Q=I²Rt

Знания свойств квадратичной функции позволяют рассчитать дальность полета тела, брошенного вертикально вверх или под некоторым углом. Этим пользуются в оборонной промышленности.

Прикладное значение квадратичной функции очень важная тема. Она может быть рассмотрена в рамках исследовательской работы по математики.

Таким образом, изучая функции на уроках математики, мы получаем мощный инструмент для исследования окружающей жизни.

 

 Задачей нашего урока было выяснить свойства графика квадратичной функции в зависимости от значений ее коэффициентов. Мы рассмотрели расположение параболы в зависимости от коэффициентов а и с.

Но не рассмотрели различные случаи расположения параболы в зависимости от коэффициента b.

Возможно – квадратичная функция имеет прикладное значение.

Траектория полета мяча

РУУД

ЛУУД

 7.

Домашнее задание

Слайд №9

Слайд №10

 Домашнее задание:

  1. Выяснить, как определить знак коэффициента b по графику квадратичной функции.
  2. Практическая задача. По результатам агрономического опыта установлена зависимость между урожайностью (ц ̸ га) пшеницы и среднесуточной температурой( Т, °С). Постройте эту зависимость, заданную формулой

 y = -T² + 36T -180. Ответьте на вопросы.

  1. По желанию исследовательская работа «Прикладное значение квадратичной функции».

Спасибо всем за урок. Мы очень хорошо поработали.

Записывают домашнее задание.

ЛУУД

8. Оценка урока

Учитель информатики предлагает заполнить анкету для оценки урока в режиме он-лайн

РУУД

ЛУУД


Приложения.

«Индекс-карточка»

Описание. Учитель раздает учащимся карточки с заданиями на обеих сторонах:

1-я сторона. Перечислите основные мысли, идеи из исследованного материала и обобщите их.

2-я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме, и сформулируйте вопросы.

Оцениваемые результаты: предметные.

Кто проводит оценивание: учащиеся(самооценка).

Домашнее задание

1) Выяснить, как определить знак коэффициента b по графику квадратичной функции.

2) Практическая задача:

По результатам агрономического опыта установлена  зависимость между урожайностью (ц/га) пшеницы и среднесуточной температурой, при которой она выращивалась:  y = -T² + 36T -180.

  1. Определить вид этой зависимости, какова область определения и множество значений этой функции.
  2. Построить график зависимости урожайности пшеницы (ц/га) от температуры (Т по Цельсию).
  3. Как на графике отображается информация о коэффициентах и дискриминанте функции?
  4. При какой температуре урожайность превышает 13 ц/га ?

Задание на определение знака коэффициентов a и c по графику функции

y = ax2 + bx + c

График

a

c

d

График

a

c

d

1

     yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b-.png

           

                          x

5

           yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b2.1c+.png

                             x

2

      y    C:\Users\владислав прошин\Pictures\a-c+.png

  

                          x

 

6

y                     C:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b2.1c-.png

                              x

     

3

                   yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b5c+.png

                            x

7

      YC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+c+.png

                             x

   

4

                 yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b5c-.png

 

                                      x

8

                       yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b-6c-.png

                              x


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

y x 0

Слайд 3

Расположение графиков квадратичной функции .

Слайд 4

План работы в паре: 1. Запустите программу Excel 2. Постройте график квадратичной функции 3. Поменяйте коэффициенты в формуле 4. Постройте новый график 5. Повторите пункты 3 и 4 несколько раз. 6. Сделайте выводы. Желаю успеха !

Слайд 5

Проверь себя сам!

Слайд 6

y x 0

Слайд 9

Домашнее задание: 1. Выяснить, как определить коэффициент b по графику квадратичной функции. 2. Практическая задача. 3.По желанию: исследовательская работа «Прикладное значение квадратичной функции».



Предварительный просмотр:

«Индекс-карточка»

Описание. Учитель раздает учащимся карточки с заданиями на обеих сторонах:

1-я сторона. Перечислите основные мысли, идеи из исследованного материала и обобщите их.

2-я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме, и сформулируйте вопросы.

Оцениваемые результаты: предметные.

Кто проводит оценивание: учащиеся(самооценка).



Предварительный просмотр:

Определение знака коэффициентов a и c по графику функции

y = ax2 + bx + c                                                    

График

a

c

d

График

a

c

d

1

     yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b-.png

           

                          x

5

           yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b2.1c+.png

                             x

2

      y    C:\Users\владислав прошин\Pictures\a-c+.png

  

                          x

 

6

y                     C:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b2.1c-.png

                              x

     

3

                   yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b5c+.png

                            x

7

      YC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+c+.png

                             x

   

4

                 yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b5c-.png

 

                                      x

8

                       yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b-6c-.png

                              x



Предварительный просмотр:

Определение знака коэффициентов a и c по графику функции

y = ax2 + bx + c                                                    

График

a

c

d

График

a

c

d

1

     yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b-.png

           

                          x

a>0

c<0

5

           yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b2.1c+.png

                             x

a>0

c>0

2

      y    C:\Users\владислав прошин\Pictures\a-c+.png

  

                          x

 

a<0

c>0

6

y                     C:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b2.1c-.png

                              x

     

a<0

c<0

3

                   yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+b5c+.png

                            x

a>0

c>0

7

      YC:\Users\владислав прошин\Pictures\a+c+.png

                             x

   

a>0

c>0

4

                 yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b5c-.png

 

                                      x

a<0

c<0

8

                       yC:\Users\владислав прошин\Pictures\a-b-6c-.png

                              x

a<0

c<0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...

Методическая разработка интегрированного урока информатики-математики «GeoGebra как средство для моделирования реальных и абстрактных объектов»

Данный материал может быть использован для проведения уроков обобщающего повторения курса геометрии основной школы средствами компьютерного моделирования (в рамках изучения раздела Программирования по...

Методическая разработка интегрированного урока по информатике и технологии в 8 классе. Электричество

Интегрированный урок позоляет применяя знания и навыки, полученные на уроках информатики, использовать в изучении предмета "Технология". На уроке учащимся были предложены разнообразные формы...