Основы языка QBASIC часть 1
презентация к уроку информатики и икт (11 класс) по теме

Тамахина Ирина Андрониковна

Язык программирования BASIC был разработан профессорами Дартмутского Колледжа (США) в 1963году. Этот язык изначально задумывался как язык для людей, не являющихся профессиональными программистами, но имеющими дело с компьютерами.
 Слово BASIC является аббревиатурой (Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code), что в переводе означает Многоцелевой Символический Код Для начинающих. С тех пор этот язык претерпел много изменений и усовершенствований, но остался одним из наиболее подходящих языков для изучения основ программирования.  

Нынешний QBASIC – это Quick Basic,предложенный фирмой Microsoft. Язык за время своего существования   видоизменялся и совершенствовался. Кроме QBASIC есть несколько новых версий этого языка, а так же Visual Basic, являющийся объектно-ориентированным языком. Еще один вариант Visual Basic - этоVBA (Visual Basic for Application), то есть Visual Basic для приложений. VBA встроен в программные продукты Microsoft,тем самым расширяя их возможности. Так что без старого знакомого нам, как ни странно, не обойтись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл qbasic_ch_1.pptx151.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы языка QBASIC

Слайд 2

Введение в QBASIC Язык программирования BASIC был разработан профессорами Дартмутского Колледжа (США) в 1963году. Этот язык изначально задумывался как язык для людей, не являющихся профессиональными программистами, но имеющими дело с компьютерами. Слово BASIC является аббревиатурой ( Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code), что в переводе означает Многоцелевой Символический Код Для начинающих. С тех пор этот язык претерпел много изменений и усовершенствований, но остался одним из наиболее подходящих языков для изучения основ программирования.

Слайд 3

Нынешний QBASIC – это Quick Basic, предложенный фирмой Microsoft . Существуют новые версии этого языка, а так же Visual Basic , являющийся объектно-ориентированным языком. Еще один вариант Visual Basic - это VBA (Visual Basic for Application) , то есть Visual Basic для приложений. VBA встроен в программные продукты Microsoft, тем самым расширяя их возможности.

Слайд 4

При проектировании языка были сформулированы восемь требований к нему: простота в использовании для начинающих; общность назначения (отсутствие специализации); возможность расширения функциональности средствами, доступными программистам; интерактивность; четкие и понятные сообщения об ошибках; высокая скорость работы на небольших программах; отсутствие необходимости понимания работы аппаратного обеспечения для написания программ; эффективное посредничество между пользователем и операционной системой.

Слайд 5

ОГЛАВЛЕНИЕ Алфавит QBASIC Типы данных в QBASIC Переменные Константы Простейшая программа Переменные и оператор п рисваивания Ввод данных с клавиатуры Вывод данных на экран. Оператор PRINT Задания

Слайд 6

Алфавит языка QBASIC содержит: Все латинские прописные и строчные буквы; Арабские цифры 0-9; Знаки арифметических операций: ^ * / + - \ Знаки операций отношения: = > < >= <= <> <> - это знак больше/меньше

Слайд 7

Разделители и прочие символы: . – точка; , - запятая; ; - точка с запятой; : - двоеточие; - пробел; ! – признак вещественной величины; # - признак вещественной величины двойной точности; % - признак целой величины;

Слайд 8

Разделители и прочие символы (продолжение): $ - признак текстовой величины; () – круглые скобки; “ – кавычки; ‘ – апостроф. Используются также буквы русского алфавита, но в текстовых константах или комментариях.

Слайд 9

Данные в программировании – это та информация, которая обрабатывается в программе. Данные могут быть числовые или текстовые . Так же данные могут быть константами или переменными. Типы данных в QBASIC

Слайд 10

Тип Символ Содержание INTEGER % целые числа в интервале от -32 768 до +32 768 LONG & целые числа (длинные целые) в интервале от - 2 147483648 до +2 147483648 SINGLE ! числа с плавающей запятой (вещественные) в интервале от ±8,43*10-37 до ± 3,З7*1038 DOUBLE # числа с плавающей запятой (вещественные) в интервале от ±4,19*10-307 до ±1,67*10308 STRING $ любые тексты с максимальной длиной 32 767 знаков Таблица типов данных

Слайд 11

Например: 102! – константа числовая, вещественная, обычной точности; 9566.46 # - константа числовая, вещественная, двойной точности; 4321% - константа числовая, целая; “ План на неделю ” – константа текстовая. Заключается в кавычки.

Слайд 12

Помните! Разделителем целой и дробной частей является точка! 45 . 345 #

Слайд 13

Переменные Переменная – это область памяти, (размер области зависит от типа данных), в которой хранится значение, присвоенное переменной. Каждая переменная имеет имя (идентификатор). Имя переменной в QBASIC может содержать до 40 символов (букв латинского алфавита, цифр, специальных символов), однако всегда должно начинаться с буквы. НАПРИМЕР: A1 0

Слайд 14

Создавая новые имена для своих переменных вы можете использовать как строчные (маленькие) , так и заглавные (большие) буквы, но QBASIC не различает большие и маленькие буквы

Слайд 15

QBASIC поддерживает 5 типов данных. Тип переменной распознается по специальному символу, стоящему в конце имени переменной .

Слайд 16

Знак $ в конце имени переменной говорит о том, что переменная относится к текстовой группе. MyName$=“ Павел ”. Например: Знаки % или & , стоящие в конце имени переменной, говорят о том, что это переменная целого типа или длинного целого типа . С H % или HC&.

Слайд 17

Если имя переменной не имеет на конце специального символа, то по умолчанию такая переменная имеет действительный (вещественный) тип (т. е. является числом с дробной частью обычной точности). То есть А!=2.3 и А=2.3 задают значение одной и той же переменной.

Слайд 18

Если же мы хотим обозначить переменную как числовую двойной точности, то необходимо в конце имени переменной приписать знак «решетка». А #

Слайд 19

Переменные Символьные Целые (А %) Длинные целые (А &) Вещественные обычной точности (А !, A) Вещественные двойной точности ( A#)

Слайд 20

Примеры правильных и неправильных имен переменных: ABc3e – правильно, так как состоит из латинских букв и цифр и начинается с буквы ; 4 ABCe – Имя23 – неправильно, неправильно, так как начинается с цифры; так как включает в себя русские буквы;

Слайд 21

Примеры правильных и неправильных имен переменных (продолжение) : A B C D – A&B – K – неправильно, так как буквы написаны через пробел; неправильно, так как включает в себя знак амперсанд, являющийся признаком длинной целой величины; правильно; Print – так как Print – это зарезервированное слово – название оператора неправильно ,

Слайд 22

Существует специальный оператор, с помощью которого можно задать переменным тип, но мы рассмотрим его позже.

Слайд 23

Константы Константы – числовые или строковые, не меняются в ходе выполнения программы . Значения констант записываются явно, числом или строкой символов. Например: А%=12 A$=“ Сумма равна ” X!=12.54

Слайд 24

Существует специальный оператор для описания констант. Const имя переменной=константа Например: Const G=100, DNINED%= 7 Если переменная описана как константа с помощью оператора Const , то QBASIC не позволит ее случайно изменить.

Слайд 25

Простейшая программа Программа на языке QBASIC состоит из последовательности инструкций – команд компилятору. Если в строке записано несколько инструкций, то они разделяются двоеточием . В случае ошибки, компилятор выдает соответствующее сообщение и работа программы прекращается.

Слайд 26

Начнем с самой простой программы: CLS PRINT “ Ура! Программа работает ” END Если нужно вывести на экран несколько строчек, то оператор PRINT можно повторить несколько раз. CLS PRINT “ Это моя первая программа ” PRINT “ Она работает ” PRINT “ УРА ” END

Слайд 27

Задание 1 : напишите программу, которая выводит на экран следующий текст: В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Задание 2 : что выведет на экран следующая программа? PRINT “ Раз, два, три, четыре, пять ” END PRINT “ Вышел зайчик погулять ”

Слайд 28

Переменные и оператор присваивания Пусть, например, нужно выполнить вычисления по формуле : 45(15+87)-53(64+8) Для этого достаточно написать такую программу: PRINT 45 *( 1 5+87)- 53 *(6 4 + 8 ) END То есть, мы просто включили нужную формулу в инструкцию PRINT Сначала был произведен расчет по данной формуле, а затем результат вывели на экран

Слайд 29

В следующей задаче требуется перед выполнением вычислений задать переменным значения : Задание 3 Вычислить значение выражения ( a+b )(2a+1)(b-1) для a=12, b=17 и для a =-31 , b=8 Здесь можно предложить такую программу: A=12 B= 1 7 PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1) A=-31 B=8 PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1) END

Слайд 30

В этой программе мы впервые используем переменные . Каждая переменная в программе обозначается своим именем. В рассматриваемом случае это А и В . Первые строчки в нашей программе – это и есть операторы присваивания: А =12 – в область памяти, отведенной для хранения переменной А, записываем значение 12; В =17 - в область памяти, отведенной для хранения -переменной В записываем значение 17; Теперь в программе везде, где встретятся имена А и В , используются значение 12 и 17 до тех пор, пока они не будут изменены другими операторами присваивания.

Слайд 31

В общем виде оператор присваивания можно записать так : переменная = арифметическое выражение В этой записи переменная – это имя какой-нибудь переменной, а арифметическое выражение – формула, по которой необходимо вычислять требуемое значение В арифметическое выражение могут входить числа и имена переменных, объединенные знаками арифметических операций. Арифметическое выражение может быть достаточно сложным, лишь бы оно поместилось в одной строке.

Слайд 32

В операторе присваивания имя переменной, в которую присваивается рассчитанное значение выражения, всегда должно стоять слева от знака равно ( “=“) . Одно из самых важных правил записи оператора присваивания!

Слайд 33

Примеры записи оператора присваивания: D=B*B+4*A*C S=A+B+3+D REZ=D-S Правильно: Неправильно: D+B=16 S-D=A+B+3 REZ+S=D

Слайд 34

Примеры формул и соответствующих им арифметических выражений Формула Арифметическое выражение А*В/С+ D (A+2*B-3*C)/(5*A+4)

Слайд 35

Встроенные функции языка QBASIC ABS( ) ATN( ) COS( ) абсолютная величина (модуль) SIN( ) TAN( ) EXP( ) LOG( ) SQR( ) арктангенс косинус синус тангенс экспонента натуральный логарифм квадратный корень Для тригонометрических функций используется радианная мера угла

Слайд 36

Примеры sinX + sin2X – cos (5X+3) Формула Арифметическое выражение sin(X)+sin(2*X)+ cos (5*X+3) SQR(B*B-4*A*C)

Слайд 37

Какое значение будет иметь переменная А после выполнения следующих операторов? 1) A =5 B=A+4 A=A+B+A*B Ответ: 59 2) A=1 B=A*4 A=A-B+A*B Ответ: 1

Слайд 38

Ввод данных с клавиатуры Как правильно написать программу, чтобы она работала с разными значениями переменнных? Эту возможность обеспечивает инструкция ввода INPUT Пример : Вычислите сумму двух чисел. INPUT A,B PRINT A+B END При запуске этой программы на экране появится знак вопроса. Это означает, что программа ожидает ввода с клавиатуры.

Слайд 39

Наберем два числа на клавиатуре, отделив одно от другого запятой, и нажмем клавишу Enter, чтобы отметить конец ввода. ? 5 , 6 Инструкция INPUT во c примет эти два числа и запишет первое из них в переменную А , а второе в переменную В .

Слайд 40

Общий вид оператора INPUT INPUT [ ; ][ приглашение, ] список переменных Список переменных – это имена переменных, перечисленные через запятую. Приглашение – это любой текст, заключенный в двойные кавычки. Если приглашение отсутствует, то на экран выводится вопросительный знак (?) . Если после слова INPUT поставить точку с запятой (;) , То после ввода текущая позиция не переместится на следующую строчку.

Слайд 41

Примеры : В предыдущей программе вместо инструкции INPUT A , В можно написать любую из следующих инструкций: INPUT “ Введите А и В ”, A, B INPUT “A и В ->”, A, B INPUT ; А, В INPUT ; “sum of A and B” , A, B

Слайд 42

Вывод данных на экран. Оператор PRINT. PRINT [ список вывода ] [;] Запишем общий вид оператора PRINT: Список вывода – это произвольные арифметические выражения или строки текста, заключенные в двойные кавычки. При этом для арифметических выражений вычисляются и печатаются их значения, а для строк выводятся все символы, заключенные в кавычки.

Слайд 43

Одно выражение от другого в списке можно отделять запятыми или точками с запятой. Если в конце инструкции PRINT поставить точку с запятой, то после вывода не будет осуществлен переход на следующую строку. Примеры . В программе суммирования двух чисел можно написать любую из следующих инструкций PRINT: PRINT “ сумма и произведение двух чисел ” INPUT “ введите два числа ”, A, B S=A + B P=A*B PRINT “ сумма ”; A; “ и ”; B; “ равна ”; S PRINT “ произведение ”; A; “ на ”; B; “ равно ”; P END

Слайд 44

Задания: По образцу программы для суммы и произведения чисел составьте программы, которые печатают заголовок о своем назначении, вводят с клавиатуры необходимые данные и выводят результат с нужными пояснениями для следующих задач .

Слайд 45

Вычислите площадь прямоугольника по двум сторонам. Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам. Вычислите площадь правильного треугольника по его стороне. Вычислите площадь круга и длину окружности данного радиуса R. Вычислите площадь треугольника по основанию и высоте. Вычислите площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними. Вычислите площадь прямоугольного треугольника по катету и гипотенузе. Вычислите площадь треугольника по трем сторонам (формула Герона).

Слайд 46

Конец первой части Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические операторы языка QBasic

Бинарный урок на тему "Графические операторы языка QBasic" интегрирует два предмета "Математика" и "Информатика". На первом этапе урока рассматриваются различные решения задач методом координат, затем...

Презентация по информатике (команда DRAW в языке QBasic)

Подробное и точное повторение учебника Босовой для 5-6 классов, работа выполнена моей выпускницей. Удлбно использовать при объяснениях на уроке....

Методическая разработка темы "Программирование на языке QBasic. Циклы."

Материал предназначен для изучения темы "Циклы" при программировании на языке QBasic в 7 классах.Содержание ТеорияЗадачи...

Задачник по программированию на языке QBASIC

В задачнике содержатся задания и примеры для освоения ключевых понятий программирования на языке QBasik. В сжатой фоме представлен теоретический материал. Есть материал, посвященный работе с графикой,...

Программирование на языке QBasic

Девять уроков по программированию в Бейсик для 8-11 классов. Каждый урок представлен в виде презентаций или практического задания....

Графические операторы языка "QBASIC"

В данной презентации представлены графические операторы, используемые при построении рисунков в среде "qbasic"....

Алгоритмизация и программирование на языке QBasic 5-6 класс дидактическое пособие Авторы: Волкова Е.И., Перескокова О.И., Васильева Г.С.

ОПЫТ ПРЕПОДОВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯМАОУ "СОШ №9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла"Авторы: Волкова Е.И., ...