Графические операторы языка QBasic
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Ушакова Ирина Анатольевна

Бинарный урок на тему "Графические операторы языка QBasic" интегрирует два предмета "Математика" и "Информатика". На первом этапе урока рассматриваются различные решения задач методом координат, затем этот метод программируется на языке QBasic.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovanny_urok_grafika.rar109.89 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по

математике и информатике.

Тема по информатике. Графические операторы языка QBASIC.

Тема по математике. Метод координат.

Цели по содержанию 

Образовательные 

  1. Повторение  материала по математике  “Метод координат ”;
  1. стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  2. совершенствование навыков работы с графическими операторами языка Basic;
  3. отметить роль кодирования с помощью метода координат графической информации;
  4. ввести понятие графический режим экрана;
  5. дать учащимся правила записи графических операторов;

Воспитательные 

  1. Развитие познавательного интереса, мышления, умения анализировать, делать выводы, предвидеть результаты своей деятельности.
  2. Создание условий для развития функции самооценки и взаимоконтроля учащихся.

Развивающие

  1. Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения анализировать, находить и исправлять ошибки.
  2. Умение применять свои знания для решения задач различной направленности.

Ожидаемый результат

Для ученика:

  1. получить представление о собственном уровне освоения данной темы;
  2. осознать причины собственных трудностей (если они есть);
  3. закрепление “ситуации успеха” в случае отсутствия трудностей.

Для учителя:

  1. получить представление об уровне достижений каждого ученика и класса в целом;
  2. спланировать серию упражнений (может быть и коррекционных) с учетом индивидуальных потребностей каждого ученика и класса.

Метод обучения: исследовательский, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Презентация
  2. Карточки с заданиями.
  3. Карточки для самоконтроля.
  4. Модель графического экрана монитора  в масштабе 1см = 50 экранных клеток.
  5. Карточки для рефлексии.
  6. Компьютер.

ТСО и наглядность:

  1. интерактивная доска;
  2. презентация.

Литература:

  1. Босова Л.Л. «Информатика: Учебник для 5 класса”, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33
  2. Касаткин В.Н. «Через задачи – к программированию», Киев, Рад.шк.,1989 г.
  3. Яковлев Г.Н. «Геометрия: Теория и её использование для решения задач», издательство «Альфа».
  4. Киселёв А.П. «Элементарная геометрия», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996 г.

I. Организационный момент.

1.  Здравствуйте, присаживайтесь.

До сегодняшнего урока мы «обучали» компьютер считать, работать с числами текстом.

А сегодня мы «научим» компьютер обрабатывать графическую информацию.

Для этого нужно знать правила записи графических операторов, уметь составлять программы для построения точки и отрезка и развивать алгоритмическую культуру.

Запишем тему сегодняшнего урока «Графические операторы QBASIC».

И так мы сегодня работаем с графической информацией.

Ведь не даром народная мудрость гласит:

- Лучше  1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.

И действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.

А поможет нам в работе с графической информацией МЕТОД КООРДИНАТ, открытый

французским математиком РЕНЕ ДЕКАРТОМ в своей работе «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истины в науке..» 

Слайд 1 « Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истины в науке..» 

Вопрос.

- Как вы думаете, почему именно этот метод мы сегодня используем?

Слайд 2 «Метод координат»

Ответ.

- Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить в течение урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопрос.

- А где вы уже встречались с МЕТОДОМ КООРДИНАТ?

Ответ.

- В математике, географии.

  Давайте повторим основные понятия такие как: горизонтальная ось, вертикальная ось, начало координат, координаты точки, координатная плоскость и я предлагаю вам это сделать самостоятельно.

У вас на столах лежат карточки.

Выполните эту работу по принципу «Я - сосед», т.е. в парах.

слайд 3 «Задание 1».

Задание 1. (задание на интерактивной доске) Соедините линиями соответствующие части определения.

Горизонтальная ось

Место пересечения осей ОХ и ОУ

Вертикальная ось

Ось ординат (ОУ)

Начало координат

Ось абсцисс (ОХ)

Координаты точки

Пара чисел: первое по оси ОХ,

второе по оси ОУ

Координатная плоскость

Две пересекающие под прямым углом прямые

слайд 4 «Ключ».

А теперь оцените по критерию.

слайд 5 «Критерий оценки».

Поставьте свою оценку в лист самоконтроля.

слайд 6 «Самооценка деятельности».

Оценка

Задание

1

2

3

4

3

5

Вопрос.

- На чём основан метод координат?

Вывод. Каждой точке координатной плоскости соответствует пара чисел.

II) Использование метода координат в математике.

Обратимся к фундаментальной науке, посмотрим как применяется метод координат в математике  и какова его роль при решении геометрических задач.

Слайд 7 «Метод геометрических преобразований».

 С целью выявления роли МЕТОДА КООРДИНАТ, рассмотрим следующую задачу.

Постановка задачи.

  Построить точку А1, симметричную точке А относительно  некоторой точке О, называемой центром симметрии.

Как получилась данная точка расскажет  специалист по Евклидовой геометрии.

Алгоритм построения.

1 шаг - построим точку А,

2 шаг - на плоскости выберем произвольную точку О,

3 шаг - проедём прямую через точку А и точку О,

4 шаг - измерим длину отрезка ОА,

5 шаг - отложим от точки О отрезок ОА1, равный отрезку ОА,

6 шаг - получившаяся точка А1 будет симметричной точке А относительно точки О.

Вопрос.

- Каким методом решалась эта задача?

Ответ.

- Метод геометрических преобразований.

Вопрос.

- На чём основан этот метод?

Ответ.

- Построение дополнительной фигуры.

Вопрос.

- Эту задачу можно решить другим способом, используя МК?

Вопрос.

- Вспомните ещё раз основную идею метода? (ввод координат)

Вопрос.

- Можно ли  данную задачу записать на языке координат?

слайд 8 «Алгебраический метод»

Постановка задачи.

   По известным координатам  точки А(Х,У) и точки О(Хо,Уо) найти координаты точки А1(Х1,У1), симметричной точке А относительно точки О.

Решите данную задачу самостоятельно.

 

слайд 9 «Формулы нахождения середины отрезка»

Алгоритм решения.

1 ученик.

1 шаг - найдём абсциссу точки А1

Хо = 1/2(Х + Х1)

Ха1 = 2 * Хо - Х

2 ученик.

2 шаг - найдём ординату точки А1

 Уо = 1/2(У + У1)

Уа1 = 2 * Уо - У

3 шаг - получившиеся числа Ха1 и Уа1 являются координатами точки А1.

Мы нашли координаты и теперь можем построить точку А1.

Вопросы.

- Что нужно, чтобы успешно решить задачу алгебраическим способом?

Ответ.

- Нужно уметь перевести условие задачи на язык координат.

слайд 10 «Методы решения задач по планиметрии»

Вопрос.

- Какова роль МЕТОДА КООРДИНАТ?

Вывод. Метод координат - это «мост» между геометрией и алгеброй.

III) Применение метода координат в информатике.

слайд 11 «Алгоритмы»

Именно  он лежит в основе построения геометрических фигур с помощью компьютера.

Но для того, чтобы построить фигуру нужно составить программу.

 А для составления программ нужно знать такие понятия как: «алгоритм», «линейный алгоритм», «программа», «оператор», «алгоритмизация».

1. Проверим эти понятия.

слайд 12 «Задание 2».

Задание 2.


Задание: соотнесите понятия с их определениями.





Понятия 1) алгоритм, 2) алгоритмизация, 3) линейный алгоритм, 4) оператор, 5) программа.



Определения:



А) Упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи.



Б)  Описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.



В)  Команда на языке исполнителя.



Г) Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.



Д) Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.  


Используется взаимопроверка.  

Слайд 13 «Ключ»

Проверим по ключу.

Слайд 14 «Критерий оценки».

А теперь оцените по критерию.

Слайд 15 «Самооценка деятельности».

Поставьте свою оценку в лист самоконтроля.

Работа над ошибками.

Вопрос.

- Кто получил «5», «4», «3».

- Определение каких понятий вы не знали?

Слайд 16 «Методы решения задач по планиметрии»

2.Запишем алгоритм построения и алгоритм решения на языке программирования QBASIC.

1 часть.

REM «Построение точки»

INPUT «Введите координаты т.О»; Хо,Уо

INPUT «Введите координаты т.А»; Х,У

LET    Ха1 = 2 * Хо - Х

LET    Уа1 = 2 * Уо - У

PRINT «Координаты искомой точки»; Х,У

2 часть

SCREEN 12

LINE (Х,У) - (Х,У),8

PSET (Х,У),4

PSET (Хо,Уо),4

PSET (Х1,У1),4

END

 3. Объяснение нового материала.

В приведённой программе построения точки, симметричной относительно точки О две части: в первой ведутся вычисления, во второй осуществляется вычерчивание фигур.

Обратим внимание на 2 часть программы.

а) Современные мониторы работают в двух режимах: текстовом и графическом. Графический режим работы монитора устанавливается оператором SCREEN.

Слайд 17 «Размеры и координаты экрана».

б)  В графическом режиме экран монитора разбит на крошечные квадратики. Точки на экране образуют столбцы и строки примерно так, как показано на слайде. Мы будем пользоваться  режимом  SCREEN 12, потому что он обладает наибольшей разрешающей способностью и позволяет получать качественные изображения.

Запишем в тетрадях.

«SCREEN 12 - это оператор который задает графический режим»

Слайд 18 «Графические операторы».

в)Правило записи оператора LINE.

LINE (Х1,У1) - (Х,У),с - где

(Х1,У1) - координаты конца отрезка

(Х,У) - координаты конца отрезка.

с - кодировка цвета.

г)Правило записи оператора PSET.

PSET (Х,У),с - где

 (Х,У) - координаты точки

 с - кодировка цвета.

Запишите правила в тетрадях.

Вопрос.

- На каком языке записаны графические операторы языка QBASIC.

Ответ.

- На языке координат.

Вопрос.

- Почему же именно МЕТОД КООРДИНАТ используется для построения фигур на компьютере?

Ответ.

- Это один из удобных способов представления графической информации в виде чисел,

а компьютер работает только с числами.

4. Составление программ на компьютере.

 

   слайд 19 «Практическая работа».

Предлагаю поработать программистами.

Выполните практическую работу, в которой задания разной степени сложности.

Карточки с практической работой и модели экрана монитора лежат на ваших компьютерных столах.

Модели экрана вам будут необходимы, чтобы правильно найти координаты точек.

Экран монитора  в масштабе 1см = 50 экранных точек.

                                                 50          150         250         350        450         550        650

                                           0         100          200         300       400         500         600        700  Х

                                       

                                   50

                                   100

                                   150

                                   200

                                   250

                                   300

                                   350

                                   400

                                   450

                                   

Карточка для практической работы.


Уровень 1.              Задание 1. Наберите текст программы и запустите её на исполнение.



                                                              SCREEN 12



LINE (150,200) - (200,150),8



                                                             PSET (150, 300),4



                                                            END



Уровень 2               Задание 2. Составить программу для вывода на экран  вертикального отрезка.



уровень 3                Задание 3.  Составить программу для вывода на экран  прямого угла.


Закончили работу.

Слайд 20 «Критерий оценки».

Слайд 21 «Самооценка деятельности».

Поставьте итоговую оценку, исходя из среднего арифметического.

Вопрос.

- У кого «5», «4», «3»?

IV. Подведение итогов.

    1.Домашняя работа.    

    2.Мы убедились в том, что благодаря МК, можно построить на ПК простые геометрические фигуры и узнали средства, с помощью которых эти фигуры строятся. Сегодня этот метод шагнул за пределы математики и информатики. Где только ни встретишься с координатами: в географии, в мореплавании, в космических полётах, в астрономии.

Рефлексия.

Оценим наш урок по 5-бальной системе. У вас на столах лежат карточки:

Я

МЫ

ДЕЛО

НАСТРОЕНИЕ

 

 

 

 

Я – моя работа на уроке.

МЫ – работа класса.

ДЕЛО – достигнута ли цель?

НАСТРОЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические операторы яз. Бейсик

Для выполнения графических операций в современных языках программирования имеются специальные операторы, обеспечивающие изображение определённых геометрических фигур или их элементов: отрезков прямых,...

Разработка урока «Графические операторы BASICа»

Данный урок является одним из уроков повторения по теме «Графические операторы BASICа», пройденной в 5 классе.  На уроке, в ходе выполнения практической работы, учащиеся усваивают характеристики ...

Графические операторы среды программирования QBasic

Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Создание простейших рисунков с использованием графических операторов....

Графические операторы языка Бейсик

Графические операторы языка Бейсик...

Графические операторы в языке Turbo Pascal

Закрепление знаний  учащихся  по  применению  и использованию     модуля     Graph      и     г...

Графические операторы языка "QBASIC"

В данной презентации представлены графические операторы, используемые при построении рисунков в среде "qbasic"....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"...