Графические операторы языка QBasic
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Бинарный урок на тему "Графические операторы языка QBasic" интегрирует два предмета "Математика" и "Информатика". На первом этапе урока рассматриваются различные решения задач методом координат, затем этот метод программируется на языке QBasic.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovanny_urok_grafika.rar | 109.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по
математике и информатике.
Тема по информатике. Графические операторы языка QBASIC.
Тема по математике. Метод координат.
Цели по содержанию
Образовательные
- Повторение материала по математике “Метод координат ”;
- стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- совершенствование навыков работы с графическими операторами языка Basic;
- отметить роль кодирования с помощью метода координат графической информации;
- ввести понятие графический режим экрана;
- дать учащимся правила записи графических операторов;
Воспитательные
- Развитие познавательного интереса, мышления, умения анализировать, делать выводы, предвидеть результаты своей деятельности.
- Создание условий для развития функции самооценки и взаимоконтроля учащихся.
Развивающие
- Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения анализировать, находить и исправлять ошибки.
- Умение применять свои знания для решения задач различной направленности.
Ожидаемый результат
Для ученика:
- получить представление о собственном уровне освоения данной темы;
- осознать причины собственных трудностей (если они есть);
- закрепление “ситуации успеха” в случае отсутствия трудностей.
Для учителя:
- получить представление об уровне достижений каждого ученика и класса в целом;
- спланировать серию упражнений (может быть и коррекционных) с учетом индивидуальных потребностей каждого ученика и класса.
Метод обучения: исследовательский, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
- Презентация
- Карточки с заданиями.
- Карточки для самоконтроля.
- Модель графического экрана монитора в масштабе 1см = 50 экранных клеток.
- Карточки для рефлексии.
- Компьютер.
ТСО и наглядность:
- интерактивная доска;
- презентация.
Литература:
- Босова Л.Л. «Информатика: Учебник для 5 класса”, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33
- Касаткин В.Н. «Через задачи – к программированию», Киев, Рад.шк.,1989 г.
- Яковлев Г.Н. «Геометрия: Теория и её использование для решения задач», издательство «Альфа».
- Киселёв А.П. «Элементарная геометрия», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996 г.
I. Организационный момент.
1. Здравствуйте, присаживайтесь.
До сегодняшнего урока мы «обучали» компьютер считать, работать с числами текстом.
А сегодня мы «научим» компьютер обрабатывать графическую информацию.
Для этого нужно знать правила записи графических операторов, уметь составлять программы для построения точки и отрезка и развивать алгоритмическую культуру.
Запишем тему сегодняшнего урока «Графические операторы QBASIC».
И так мы сегодня работаем с графической информацией.
Ведь не даром народная мудрость гласит:
- Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.
И действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
А поможет нам в работе с графической информацией МЕТОД КООРДИНАТ, открытый
французским математиком РЕНЕ ДЕКАРТОМ в своей работе «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истины в науке..»
Слайд 1 « Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истины в науке..»
Вопрос.
- Как вы думаете, почему именно этот метод мы сегодня используем?
Слайд 2 «Метод координат»
Ответ.
- Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить в течение урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Вопрос.
- А где вы уже встречались с МЕТОДОМ КООРДИНАТ?
Ответ.
- В математике, географии.
Давайте повторим основные понятия такие как: горизонтальная ось, вертикальная ось, начало координат, координаты точки, координатная плоскость и я предлагаю вам это сделать самостоятельно.
У вас на столах лежат карточки.
Выполните эту работу по принципу «Я - сосед», т.е. в парах.
слайд 3 «Задание 1».
Задание 1. (задание на интерактивной доске) Соедините линиями соответствующие части определения.
Горизонтальная ось
Место пересечения осей ОХ и ОУ
Вертикальная ось
Ось ординат (ОУ)
Начало координат
Ось абсцисс (ОХ)
Координаты точки
Пара чисел: первое по оси ОХ,
второе по оси ОУ
Координатная плоскость
Две пересекающие под прямым углом прямые
слайд 4 «Ключ».
А теперь оцените по критерию.
слайд 5 «Критерий оценки».
Поставьте свою оценку в лист самоконтроля.
слайд 6 «Самооценка деятельности».
Оценка
Задание
1
2
3
4
3
5
Вопрос.
- На чём основан метод координат?
Вывод. Каждой точке координатной плоскости соответствует пара чисел.
II) Использование метода координат в математике.
Обратимся к фундаментальной науке, посмотрим как применяется метод координат в математике и какова его роль при решении геометрических задач.
Слайд 7 «Метод геометрических преобразований».
С целью выявления роли МЕТОДА КООРДИНАТ, рассмотрим следующую задачу.
Постановка задачи.
Построить точку А1, симметричную точке А относительно некоторой точке О, называемой центром симметрии.
Как получилась данная точка расскажет специалист по Евклидовой геометрии.
Алгоритм построения.
1 шаг - построим точку А,
2 шаг - на плоскости выберем произвольную точку О,
3 шаг - проедём прямую через точку А и точку О,
4 шаг - измерим длину отрезка ОА,
5 шаг - отложим от точки О отрезок ОА1, равный отрезку ОА,
6 шаг - получившаяся точка А1 будет симметричной точке А относительно точки О.
Вопрос.
- Каким методом решалась эта задача?
Ответ.
- Метод геометрических преобразований.
Вопрос.
- На чём основан этот метод?
Ответ.
- Построение дополнительной фигуры.
Вопрос.
- Эту задачу можно решить другим способом, используя МК?
Вопрос.
- Вспомните ещё раз основную идею метода? (ввод координат)
Вопрос.
- Можно ли данную задачу записать на языке координат?
слайд 8 «Алгебраический метод»
Постановка задачи.
По известным координатам точки А(Х,У) и точки О(Хо,Уо) найти координаты точки А1(Х1,У1), симметричной точке А относительно точки О.
Решите данную задачу самостоятельно.
слайд 9 «Формулы нахождения середины отрезка»
Алгоритм решения.
1 ученик.
1 шаг - найдём абсциссу точки А1
Хо = 1/2(Х + Х1)
Ха1 = 2 * Хо - Х
2 ученик.
2 шаг - найдём ординату точки А1
Уо = 1/2(У + У1)
Уа1 = 2 * Уо - У
3 шаг - получившиеся числа Ха1 и Уа1 являются координатами точки А1.
Мы нашли координаты и теперь можем построить точку А1.
Вопросы.
- Что нужно, чтобы успешно решить задачу алгебраическим способом?
Ответ.
- Нужно уметь перевести условие задачи на язык координат.
слайд 10 «Методы решения задач по планиметрии»
Вопрос.
- Какова роль МЕТОДА КООРДИНАТ?
Вывод. Метод координат - это «мост» между геометрией и алгеброй.
III) Применение метода координат в информатике.
слайд 11 «Алгоритмы»
Именно он лежит в основе построения геометрических фигур с помощью компьютера.
Но для того, чтобы построить фигуру нужно составить программу.
А для составления программ нужно знать такие понятия как: «алгоритм», «линейный алгоритм», «программа», «оператор», «алгоритмизация».
1. Проверим эти понятия.
слайд 12 «Задание 2».
Задание 2.
Задание: соотнесите понятия с их определениями.
Понятия 1) алгоритм, 2) алгоритмизация, 3) линейный алгоритм, 4) оператор, 5) программа.
Определения:
А) Упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи.
Б) Описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
В) Команда на языке исполнителя.
Г) Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.
Д) Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Используется взаимопроверка.
Слайд 13 «Ключ»
Проверим по ключу.
Слайд 14 «Критерий оценки».
А теперь оцените по критерию.
Слайд 15 «Самооценка деятельности».
Поставьте свою оценку в лист самоконтроля.
Работа над ошибками.
Вопрос.
- Кто получил «5», «4», «3».
- Определение каких понятий вы не знали?
Слайд 16 «Методы решения задач по планиметрии»
2.Запишем алгоритм построения и алгоритм решения на языке программирования QBASIC.
1 часть.
REM «Построение точки»
INPUT «Введите координаты т.О»; Хо,Уо
INPUT «Введите координаты т.А»; Х,У
LET Ха1 = 2 * Хо - Х
LET Уа1 = 2 * Уо - У
PRINT «Координаты искомой точки»; Х,У
2 часть
SCREEN 12
LINE (Х,У) - (Х,У),8
PSET (Х,У),4
PSET (Хо,Уо),4
PSET (Х1,У1),4
END
3. Объяснение нового материала.
В приведённой программе построения точки, симметричной относительно точки О две части: в первой ведутся вычисления, во второй осуществляется вычерчивание фигур.
Обратим внимание на 2 часть программы.
а) Современные мониторы работают в двух режимах: текстовом и графическом. Графический режим работы монитора устанавливается оператором SCREEN.
Слайд 17 «Размеры и координаты экрана».
б) В графическом режиме экран монитора разбит на крошечные квадратики. Точки на экране образуют столбцы и строки примерно так, как показано на слайде. Мы будем пользоваться режимом SCREEN 12, потому что он обладает наибольшей разрешающей способностью и позволяет получать качественные изображения.
Запишем в тетрадях.
«SCREEN 12 - это оператор который задает графический режим»
Слайд 18 «Графические операторы».
в)Правило записи оператора LINE.
LINE (Х1,У1) - (Х,У),с - где
(Х1,У1) - координаты конца отрезка
(Х,У) - координаты конца отрезка.
с - кодировка цвета.
г)Правило записи оператора PSET.
PSET (Х,У),с - где
(Х,У) - координаты точки
с - кодировка цвета.
Запишите правила в тетрадях.
Вопрос.
- На каком языке записаны графические операторы языка QBASIC.
Ответ.
- На языке координат.
Вопрос.
- Почему же именно МЕТОД КООРДИНАТ используется для построения фигур на компьютере?
Ответ.
- Это один из удобных способов представления графической информации в виде чисел,
а компьютер работает только с числами.
4. Составление программ на компьютере.
слайд 19 «Практическая работа».
Предлагаю поработать программистами.
Выполните практическую работу, в которой задания разной степени сложности.
Карточки с практической работой и модели экрана монитора лежат на ваших компьютерных столах.
Модели экрана вам будут необходимы, чтобы правильно найти координаты точек.
Экран монитора в масштабе 1см = 50 экранных точек.
50 150 250 350 450 550 650
0 100 200 300 400 500 600 700 Х
50
100
150
200
250
300
350
400
450
Карточка для практической работы.
Уровень 1. Задание 1. Наберите текст программы и запустите её на исполнение.
SCREEN 12
LINE (150,200) - (200,150),8
PSET (150, 300),4
END
Уровень 2 Задание 2. Составить программу для вывода на экран вертикального отрезка.
уровень 3 Задание 3. Составить программу для вывода на экран прямого угла.
Закончили работу.
Слайд 20 «Критерий оценки».
Слайд 21 «Самооценка деятельности».
Поставьте итоговую оценку, исходя из среднего арифметического.
Вопрос.
- У кого «5», «4», «3»?
IV. Подведение итогов.
1.Домашняя работа.
2.Мы убедились в том, что благодаря МК, можно построить на ПК простые геометрические фигуры и узнали средства, с помощью которых эти фигуры строятся. Сегодня этот метод шагнул за пределы математики и информатики. Где только ни встретишься с координатами: в географии, в мореплавании, в космических полётах, в астрономии.
Рефлексия.
Оценим наш урок по 5-бальной системе. У вас на столах лежат карточки:
Я | МЫ | ДЕЛО | НАСТРОЕНИЕ |
|
|
|
|
Я – моя работа на уроке.
МЫ – работа класса.
ДЕЛО – достигнута ли цель?
НАСТРОЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графические операторы яз. Бейсик
Для выполнения графических операций в современных языках программирования имеются специальные операторы, обеспечивающие изображение определённых геометрических фигур или их элементов: отрезков прямых,...
Разработка урока «Графические операторы BASICа»
Данный урок является одним из уроков повторения по теме «Графические операторы BASICа», пройденной в 5 классе. На уроке, в ходе выполнения практической работы, учащиеся усваивают характеристики ...
Графические операторы среды программирования QBasic
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Создание простейших рисунков с использованием графических операторов....
Графические операторы языка Бейсик
Графические операторы языка Бейсик...
Графические операторы в языке Turbo Pascal
Закрепление знаний учащихся по применению и использованию модуля Graph и г...
Графические операторы языка "QBASIC"
В данной презентации представлены графические операторы, используемые при построении рисунков в среде "qbasic"....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"...