Задачник по программированию на языке QBASIC
план-конспект урока по информатике и икт по теме
В задачнике содержатся задания и примеры для освоения ключевых понятий программирования на языке QBasik. В сжатой фоме представлен теоретический материал. Есть материал, посвященный работе с графикой, к которой ученики проявляют особый интерес. Сборник поможет проводить как обучающие уроки, так и самостоятельные и проверочные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachnik_dlya_1_kursa.docx | 628.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Постановка задачи.
Моделирование.
Построение алгоритма.
Программирование.
Отладка и тестирование программы.
Анализ результатов.
АЛГОРИТМЫ
Алгоритм — конечная последовательность однозначных предписаний, использование которых позволяет с помощью конечного числа шагов получить решение задачи.
Графический способ записи алгоритмов
НАИМЕНОВАНИЕ | ОБОЗНАЧЕНИЕ | КОММЕНТАРИИ |
ПУСК-ОСТАНОВКА | Начало, конец алгоритма, | |
ВВОД | Ввод данных | |
ПРОЦЕСС | Вычислительное действие или | |
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ | Проверка условий (ветвление) | |
НАЧАЛО ЦИКЛА | Начало цикла (описание параметра) | |
ВЫВОД | Вывод результатов на печать |
ЛИНЕЙНЫЕ АЛГОРИТМЫ
Базовая структура "следование" (линейная). Образуется последовательностью действий, следующих одно за другим:
начало алгоритма
ввод данных
вычислительное действие
полученное значение, вывод результатов на печать
конец алгоритма
Задания № 1 – 19. Составить математическую модель, блок-схему к задачам:
1) Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам а и в двух катетов.
2) Вычислить длину окружности и площадь круга одного и того же заданного радиуса R.
3) Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа.
4) Даны два числа х и у. Вычислить их сумму, разность, произведение и частное.
5) Дана длина ребра куба. Найти площадь грани, полной поверхности и объем этого куба.
6) Дана сторона равностороннего треугольника. Найти площадь этого треугольника, его высоту.
7) Даны два действительных положительных числа. Найти среднее арифметическое и среднее геометрическое этих чисел.
8) Известна длина окружности. Найти площадь круга, ограниченного этой окружностью.
8) Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.
10) Найти площадь равнобочной трапеции с основаниями a и b и углом α при большем основании.
11) Найти площадь треугольника, две стороны которого равны а и в, γ-угол между этими сторонами.
12) Найти все углы треугольника со сторонами а, в, с.
13) Найти частное произведений четных и нечетных цифр четырехзначного числа.
14) Вычислить путь лодки, плывущей против течения, если ее скорость в стоячей воде V км/ч, время движения по реке t, скорость течения реки V1 км/ч.
15) Вычислить объем цилиндра и конуса, которые имеют одинаковую высоту Н и радиус основания R.
16) Найти площадь сектора, радиус которого равен 3,7, а дуга содержит заданное число радиан b.
17) Сколько времени в минутах затратит школьник на дорогу из школы, если известна длина расстояния S в километрах и средняя скорость движения школьника V км/час?
18) Определите объем прямоугольного параллелепипеда по его сторонам.
19) В прямоугольном треугольнике известны катет и гипотенуза. Найдите другой катет
Пример. Вычислить радиус окружности R и площадь S этого же круга, если длина окружности равна l.
Дано: l – длина окружности
Найти: R – радиус, S – площадь.
Решение: l = 2π R → R =; S=πr
ВЕТВЛЕНИЕ. УСЛОВНЫЕ АЛГОРИТМЫ
Базовая структура "ветвление". Обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.
Простая условная развилка
нет да
Сложная условная развилка
нет да
условие 1
действие 1
нет да
условие 2
Задания № 20 – 39. Составить математическую модель, блок-схему к задачам:
20) Определить, является ли сумма цифр данного трехзначного числа четным числом.
21) Определить, что данная тройка натуральных чисел а, в, с является тройкой Пифагора, т.е. с2 = а2 + в2.
22) Является ли треугольник со сторонами а, в, с равнобедренным.
23) Определить является ли введённое число нечётным.
24) Определить, является ли число с среднем арифметическим чисел а и в.
25) Определить, что сумма каких-либо двух цифр заданного трехзначного числа равна третьей.
26) Определить, что дробь а/в является правильной.
27) Дано число А, определить делится ли оно на 5.
28) Дано пять чисел. Определить является ли сумма любых двух чисел произведением трех остальных.
29) Является ли число N произведением чисел а и в.
30) Определить, равна ли сумма двух первых цифр четырехзначного числа сумме двух его последних цифр.
31) Определить, что сумма цифр четырехзначного числа N превосходит произведение цифр этого числа на 1.
32) Определить, что сумма двух первых цифр заданного четырехзначного числа равна произведению двух последних.
33) Вычислите значение переменной с по формуле a+b, если а - нечетное число и a*b, если а - четное.
34) Найти наибольшее из двух данных чисел а и в.
35) Даны три действительных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень — отрицательные.
36) Даны два угла треугольника (в градусах). Определить, существует ли такой треугольник, и если да, то будет ли он прямоугольным.
37) Даны действительные числа х и у, не равные друг другу. Меньшее из этих двух чисел заменить половиной их суммы, а большее — их удвоенным произведением.
38) Написать программу — модель анализа пожарного датчика в помещении, которая выводит сообщение «Пожароопасная ситуация», если температура в комнате превысила 60° С.
39) Составить программу, определяющую, пройдет ли график функции у = ах2 + bх + с через заданную точку с координатами (т, n).
Пример. Определить, что данная тройка натуральных чисел а, в, с является тройкой Пифагора, т.е. с2 = а2 + в2.
Дано: а, в, с
Определить: данные числа являются тройкой Пифагора
Задания № 40 – 55. Найти значение функции, составив блок-схему:
40) у=-х 11 у=х2 4 | 41) -3
-1 9 у=х | 42) 10 у=3х-8 6 у=х2
3 8 у=-2х-6
| 43) у=-хз у=-2х2 |
44) 45) 48) 49) 50) 51)
| 46) 47) 52) 53) 54) 55) |
Пример. Найти значение функции
Решение.
ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ. ЦИКЛЫ С ПАРАМЕТРОМ.
Базовая структура "цикл". Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла.
Параметр – вспомогательная переменная, входящая в формулы и выражения.
I – параметр цикла
A, B – начальное и конечное
значения параметра цикла
С – шаг изменения параметра
(если шаг не указывается, то С =1)
Задания № 56 -71. Найти значение функции на отрезке [a,b] c шагом с.
56) y = x-sinx 57) y = sin2x 58) y = 2cosx – 1 59) y = tgx 60) y = e3x+1-2x 61) y = 0,5sin2x 62) y = x∙sinx 63) y = sin(x:2)+2 | [-2,2] [-4,4] [-1,1] [0,4] [0,2] [-2,2] [0,5] [10,11] | c = 0,3 c = 0,5 c = 0,1 c = 0,3 c = 0,2 c= 0,4 c = 0,5 c = 0,1 | 64) y = x·cos(x:2) 65) y = cos2x 66) y = 2sin2x+1 67) y = ctg(x:3) + sinx 68) y = cosx + tgx 69) y = 2tg(x:2) + 1 70) y = x2sin2x + 1 71) y = 1/2ctg(x:4) + 4 | [5,6] [-2,2] [0,3] [-1,2] [-1,0] [-2,2] [-1,1] [0,3] | c = 0,2 c = 0,5 c = 0,2 c = 0,2 c = 0,1 c = 0,2 c = 0,3 с = 0,2 |
Задания № 72 - 89. Найти сумму (произведение) членов ряда.
72) 78) 84)
73) 79) 85)
74) 80) 86)
75) 81) 87)
76) 82) 88)
77) 83) 89) l
Пример. Найти значение функции y = x2sin2x + 1 на отрезке [-1,1] c шагом c = 0,3
Язык программирования QBASIC.
Название языка возникло от сокращения английских слов Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code – многоцелевой язык символических команд для начинающих.
АЛФАВИТ ЯЗЫКА
Заглавные (или прописные) буквы латинского алфавита: A(a)-Z(z).
Арабские цифры: 0-9.
Разделители: , (запятая), ; (точка с запятой), . (точка), : двоеточие, ‘ (апостроф), “ (кавычки левые – правые), ( ) (скобки), пробел.
Знаки арифметических операций: + сложение, - вычитание, * умножение, / деление,
^ возведение в степень, остаток от деления МOD
Знаки операций отношений: > больше, < меньше, = равно, <> не равно, >= больше или равно, <= меньше или равно.
АРИФМЕТИКА В БЕЙСИКЕ
Выражение записывается в одну строку без числителей и знаменателей.
Используются только перечисленные выше знаки арифметических действий.
Недопустим пропуск знака умножения между коэффициентом и переменной: нельзя 5х, надо 5*х.
Дробная часть отделяется точкой: 3.14; 97.56. Допустимо опускать ноль в записи десятичных чисел: .56; .93.
Обязательно брать в скобки:
показатель степени, если он является сложным выражением: 54у →5^(4*y);
числитель и знаменатель дроби, содержащие сумму или разность →(с+d)/(x-t)
знаменатель дроби, содержащий любое сложное выражение:→(k+l) /(6*c^3)
Числовые функци
название | обозначение | пример записи |
Абсолютная величина (модуль) | ABS(X) | / x+1/ => ABS(x+1) |
Натуральный логарифм | LOG(X) | ln => LOG(x/2) |
Экспонента | EXP(X) | e2x => EXP(2*x) |
Квадратный корень | SQR(X) | => SQR(x+5) |
Синус | SIN(X) | sin 4y => SIN(4*y) |
Косинус | COS(X) | cos => COS(3.14/3) |
Тангенс | TAN(X) | tq 5x => TAN(5*x) |
Арктангенс | ATN(X) | arctq2b => ATN(b)^2 |
Пример: y=esin2x∙=> y=EXP(SIN(2*x))*ABS(x + TAN(x))/(2*x)
=> (a/c)*(b/d)-(a*b-c)/(c*d)
cos2(sin) => COS(sin1/z)^2
Задания № 90 – 115. Перевести выражения из обычной записи в линейную:
90) 91) 92) ) 93) 94) 95) 96) 97) 98) 99) 109) 110) 111) | 100) 101) 102) ) 103) / 104) 105) l- l+x 106) 107) 108) 112) 113) 114) 115) |
Задания № 116 – 132. Перевести выражения из линейной записи в обычную математическую:
116) SQR(TAN(A+B))/SQR(TAN(A-B)) 117) 1/2*A*B*SIN(C) 118) SQR(B^2+C^2+2*B*C*COS(A))/2 119) 2*B*C*COS(A/2)/(B*C) 120) SQR((p-a)*(p-b)*(p-c)*p) 121) 4*R*SIN(A/2)*SIN(B/2)*SIN(C/2) 122) SQR(A*X ^2+B*X+C) 123) ATN(X/SQR(1-X^2)) 124) 10*SIN((A+B)/2)*COS((A-B)/2) | 124) 1/SQR(1+X^2) 125) COS(X)/(2*SIN(X)+1)^1/5 126) 2/SQR(9-4*X^2)+1/EXP(X) 127) EXP(SIN(X))*COS(X)*SQR(EXP(SIN(X))+1) 128) LOG(X)/X^3+(1-x)*sin(x) 129) ATN(X/A)+(X/2)*(A^2-X^2)^1/2 130) (A^2)/2*LOG(ABS(X+SQR(X^2-A^2))) 131) 3*((X-1)^2)^1/3+ABS((5-X)*2^(-X)) 132) LOG(SQR(1+X^2))- SQR(2*X-X^3) |
Основные операторы QBASIC
Оператор представляет собой сокращенное слово и указывает на то, какую операцию должен выполнить ПК. Выполняются в порядке возрастания строк.
1. Оператор очистки экрана.
CLS
2. Оператор комментария.
REM (или `)
Используется для улучшения наглядности и отладки программы. Все, что находится после оператора, компьютером не читается.
3. Оператор присваивания. Выглядит как математическое равенство.
Имя_переменной = выражение
x=5
S=x+y
Z = 1.5-EXP(V/(1+SQR(g)))
4. Оператор ввода. Используется для ввода данных с клавиатуры по запросу программы.
А) общая схема оператора | На экране после запуска программы: |
INPUT ”пояснение”; имя переменной | А = ? _ ожидается ввод данных; необходимо ввести значения переменной А и нажать Еnter |
INPUT ”a=”; a A= ?_ 3
INPUT “b=”; b B =?_ 5
Б) общая схема оператора | На экране после запуска программы: |
INPUT”пояснение”; список имен переменных через запятую. | переменные? _ необходимо ввести через запятую значения и нажать Еnter |
INPUT “введи координаты”; А, В введи координаты ?_100, 45
В) общая схема оператора | На экране после запуска программы: |
INPUT список имен переменных через запятую | ?_ вводятся значения переменных |
INPUT А, В, С ?_ 7, 8, 9
5. Оператор вывода. Служит для обработки информации и вывода результатов в виде численных значений переменных, а также текста, который записывается в кавычках.
PRINT переменная (общая схема оператора соответствует схеме оператора ввода)
PRINT ”ЭВМ” - при выполнении этого оператора на экране появляется надпись ЭВМ
PRINT ”х=”; х - при выполнении этого оператора на экран выводится значение
? “x=” для переменной х (можно заменить знаком ? )
Конец программы. END
Пример написания программы: Найти значение функции: y = 2xy +
INPUT”x=”;x
INPUT”y=”;y
INPUT”z=”;z
С=2*x*y+SQR(z)
PRINT”y=”;y
END
Нажать Shift + F5
x = ? 5
y = ? 6
z = ? 9
С= 63
Задания. Составить программы к задачам № 1 – 19.
ГРАФИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ
1. Включение графического режима
SCREEN n где n – номер экрана.
Например, SCREEN 9 (разрешение экрана 640х350)
SCREEN 12 (разрешение 640х480)
2. Установка цвета и фона объекта
COLOR цо, цф
цо – цвет объекта, цф – цвет фона.
3. Рисование точки.
PSET (x, y), ц
x, y - координаты точки на плоскости, ц – цвет объекта (и везде в дальнейшем)
4. Рисование линии.
LINE (x1,y1) – (x2,y2), ц
x1,y1 – координаты начала линии, x2,y2 – координаты конца линии.
5. Рисование прямоугольника.
LINE (x1,y1) – (x2,y2), ц, B
x1,y1 – координаты верхнего левого угла прямоугольника, x2,y2 – координаты нижнего правого угла прямоугольника.
6. Рисование закрашенного прямоугольника.
LINE (x1,y1) – (x2,y2), ц, BF
7. Рисование окружности.
CIRCLE (x, y), R, ц
x, y – координаты центра окружности, R - радиус.
8. Рисование эллипса.
CIRCLE (x, y), R, ц, , , к
x, y – центр эллипса, R – радиус, к – коэффициент сжатия окружности.
0 < k <1 k > 1
9. Рисование дуги окружности.
CIRCLE (x, y), R, ц, нд, кд
x, y – центр дуги, нд – начало дуги, кд – конец дуги. Начало и конец дуги берутся в радианной мере против часовой стрелки.
10. Рисование сектора круга.
CIRCLE (x,y), R, ц,- нд,- кд
11. Рисование дуги эллипса.
CIRCLE (x,y), R, ц,- нд,- кд, к
12. Закрашивание замкнутой области.
PAINT (x, y), цз, цг
x, y – координаты любой точки, лежащей внутри области, цз – цвет заливки, цг – цвет границы.
13. Вывод текста в заданной области экрана.
LOCATE с, п
PRINT ”текст”
с– номер строки, п – позиция в строке (разрешение 80 х 24)
Задания № 133 – 141. Составить программу для получения данных изображений:
133) | 134) | 135) |
136) | 137) | 138) |
139) | 140) | 141) |
Программирование алгоритмов
Разветвляющийся алгоритм
Простая условная развилка: IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2 | |
Сложная условная развилка: IF условие 1 THEN действие 1 ELSE IF условие 2 THEN действие 2 ELSE действие 3 END IF END IF |
IF условие 1 THEN действие 1 IF условие 2 THEN действие 2 IF условие 3 THEN действие 3 |
Пример 1. Дано число х. Определить делится ли оно на 4.
CLS
‘ деление на 4
INPUT ”x=”; x
IF x MOD 4=0 THEN ? ”делится на 4” ELSE ? ”нe делится на 4”
END
Пример 2. Найти значение функции.
CLS REM нахождение значения функции INPUT “x=”; x IF x<=-5 THEN y=x-2*x^2 ELSE IF x >=-1 THEN y= SIN(x) ELSE y=1/x END IF END IF PRINT “y=”; y END | CLS REM нахождение значения функции INPUT “x=”; x IF x < =-5 THEN y = x-2*x^2 IF x > -5 AND x < -1 THEN y=1/x IF x > =-1 THEN y= SIN(x) PRINT “y=”; y END |
Задание. Составить программы к задачам № 20 – 55.
циклический алгоритм
Цикл с параметром.
FOR i = a TO b STEP c
Тело цикла
NEXT i
Пример. Табулирование функции. Y = cosx [-3,3] dx = 0,2
CLS
’цикл с параметром
FOR x = -3 TO 3 STEP 0,2
y = COS(x)
PRINT x, y
NEXT x
END
Задания. Составить программы к задачам № 56 – 89.
Задания №142 – 146. Составить программы к задачам.
142) Напишите программу печати таблицы перевода расстояний из дюймов в сантиметры для значений длин от 1 до 20 дюймов. 1 дюйм = 2,54 см.
143) Напишите программу вывода всех четных чисел от 2 до 100 включительно.
243) Составьте программу, вычисляющую сумму квадратов всех чисел от 1 до N.
144) В ПК вводятся по очереди координаты N точек. Определить, сколько из них попадает в круг радиусом R с центром в точке (a,b).
145) В ПК вводятся по очереди данные о росте N учащихся класса. Определить средний рост учащихся в классе.
146) Вывести на экран натуральные числа от 1 до 100, которые при делении на 6 дают в остатке 4, и их количество.
Программирование движений графических объектов
Сначала рисуется изображение. Потом оно стирается (т.е. рисуется на том же месте прозрачным цветом). А затем вновь выводится на новом месте.
Пример. Запрограммировать движение окружности:
SCREEN 9
FOR X=0 TO 640
Y=100
CIRCLE (X,Y), 50,2 рисование
PAINT (X,Y),2, 2 объекта
FOR I=1 TO 1000
NEXT I задержка объекта
CIRCLE (X,Y), 50, 0
PAINT (X, Y), 0, 0 стирание объекта
NEXT X
END
Задания № 147 – 150. Составить программу для движения объектов в указанную сторону:
147) | 148) | 149) | 150) |
Графическое перо DRАW
Каждая команда представляет собой латинскую букву, после которой следует один или два числовых параметра (целых числа). Для приведения в действие последовательности команд необходимо в навчале каждой строки использовать оператор DRAW:
DRAW “строка символов”
1.Задание цвета изображения. Действует во всех дальнейших командах до назначения нового цвета.
Cn , где n – номер цвета.
2. Рисование линий или перемещение графического курсора в одном из направлений:
3. Рисование линии от текущей точки до точки с координатами (x,y): M x, y
4. Заполнение контура цветом.
Рс1, с2, где с1 – цвет заполнения, с2 – цвет контура.
5. Использование префиксов B или N:
B – произвольное перемещение курсора в новую позицию без рисования линии;
N – линия на экране изображается , но курсор возвращается в начальную позицию.
6. Поворот изображения относительно начальной точки против часовой стрелки:
At t 0, 1, 2, 3
A0 – нормальная ориентация
A1 – поворот на 90°
A2 – поворот на 180°
A3 – поворот на 270°
7. Задание масштаба изображения. Расстояние, указанное в команде, умножается на n:4.
Sn n [0, 255]
Задания № 151 – 258. Составьте программу, выводящую на экран данные изображения.
151) | 152) | 153) | 154) |
155) | 156) | 157) | 158) |
Построение графиков
1. Масштабы по осям .
a – начало отрезка
b – конец отрезка
Wx – количество экранных точек по горизонтальной оси Wx = 640
Mx – масштаб по Х
Wy – количество экранных точек по вертикальной оси Wy = 350
My – масштаб по У
2. Определение координат точки центра системы координат.
х0 = 320
у0 = 20 – если min и max отрицательны
у0 = 170 – если уmin < 0, а у max > 0
у0 = 300 – если min и max положительны
3. Координаты точки в экранной системе координат.
Xe = x0 + INT(Mx*x)
Ye = y0 – INT(My*y)
Пример. Построим график функции у = ех на отрезке [-3,3] с шагом dx = 0,01.
‘построение графика у = ех
SCREEN 9
a=-3: b=3: H=0,01: ymax=EXP(3): ymin=EXP(-3)
x0=320: y0=170
Mx=640/(b-a)
My=350/ABS(ymax-ymin)
LINE(5,y0)-(620,y0), 1
LINE(x0,5)-(x0,320), 1
FOR x = a TO b STEP H
y = EXP(x)
Xe=x0+INT(Mx*x)
Ye=y0-INT(My*y)
PSET(Xe,Ye), 1
NEXT x
Задания № 159 – 178. Построить график функции на указанном отрезке с шагом 0,01:
159) y = sin3x; [-1,1] | 169) y =0,5 + sinx2; [-0,5,1,5] |
160) y = 3sinπx; [-3,3] | 170) y = sin2x; [0,10] |
161) y = 4 +cos3x; [-1,5] | 171) y = x +sinx; [-1,1] |
162) y = 0,5cosx; [-0,5,1,5] | 172) y = x2 + 1; [0,3] |
163) y = 3 - cosx; [-1,4] | 173) y = 2cos2x; [0,5] |
164) y = x2- cosx; [-1,5] | 174) y = cos2x + 1; [-2,4] |
165) y = x2 + sinx; [0,12] | 175) y = x2 + cos2x; [-4,4] |
166) y = x - cosx; [-2,5] | 176) y = 3x - tg; [-5,2] |
167) y = 5cos3x; [-5,5] | 177) y = x2- ctq; [-5,5] |
168) y = 2-sinπx; [1,3] | 178) y = x2 - cos2πx; [-1,9] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы программирования в среде QBasic, 5 класс
Основы программирования в среде QBasic, 5 класс. Учебное пособие, - Пермь, 2008 Составитель: Волкова Евгения Игоревна. МОУ СОШ № 9 с углубленным ...
Методическая разработка темы "Программирование на языке QBasic. Циклы."
Материал предназначен для изучения темы "Циклы" при программировании на языке QBasic в 7 классах.Содержание ТеорияЗадачи...
Задачник по программированию
Презентация содержит задачи для программирования. Рекомендуется алгоритмический язык Pascal.Задачи распеределны по темам и по возрастанию сложности. Для каждой темы предлагается 3 задачи: Первая - тре...
Задачник по программированию для 9 класса
Задачник составлен давно, расчитан на среднего ученика. Часть задач предназначены для дополнительных занятий. Для удобства поиска нужной темы задачник выполнен в HTML, но для уроков распечатываю. Ссыл...
Программирование на языке QBasic
Девять уроков по программированию в Бейсик для 8-11 классов. Каждый урок представлен в виде презентаций или практического задания....
Алгоритмизация и программирование на языке QBasic 5-6 класс дидактическое пособие Авторы: Волкова Е.И., Перескокова О.И., Васильева Г.С.
ОПЫТ ПРЕПОДОВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯМАОУ "СОШ №9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла"Авторы: Волкова Е.И., ...
Конспект урока "Программирование на языке QBasic"
Конспект урока "Программирование на языке QBasic"Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок – конкурс).Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая....