Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 5-7 класс
рабочая программа по информатике и икт (5,6,7 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе учебной программы для УМК Л. Босовой для 5-7 классов. Программа расчитана на 175 часов: 35 ч. в 5 классе,70 ч. в 6-7 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-7.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57 г. Брянска»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол №___ от «___»________20___г. | «Согласовано» с зам.директора по УВР ________Марочкина О.В. «___»________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______ Старостенко А.В. «___»________20___г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
5 – 7 классы
Якубович Татьяны Валерьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № _ от «___» ______20__г.
2011 – 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по информатике для 5-7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы по информатике \ Л. Босова М.: БИНОМ 2009г.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”.
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:
- Освоение системы базовых знаний, составляющих основу представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
- Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В основу курса информатики для 5 – 7 классов положены такие принципы, как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени осуществляется вводное, ознакомительное обучение школьников, предваряющее более глубокое изучение предмета в 8 – 9 классах.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения. Имеют место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом не допускается подмена понятий. Учить надо по-настоящему, либо, если это очень сложно для школьников, не учить вовсе.
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методики обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для дальнейшего обучения.
- Принцип развивающего обучения: обучение ориентирован не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Программа в 5 классе рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрено 27 час на проведение практических работ. Программа в 6 классе рассчитана на 70 учебных часов(на основе углубленной модели изучения информатики в 6 классе по авторской программы Л. Босовой). При этом в ней предусмотрено 36 часов на проведение практических работ,4 часа для творческих проектов.. Программа в 7 классе рассчитана на 70 учебных часов (на основе углубленной модели изучения информатики в 6 классе по авторской программы Л. Босовой). При этом в ней предусмотрено 38 часа на проведение практических работ, 7 – творческих проектов. Предполагается проведение непродолжительных практических работ на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; тестирование.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Учебно – тематический план
Наименование раздела | Всего | Практикум |
5 класс | ||
| 9 | 7 |
| 14 | 11 |
| 10 | 9 |
| 2 | |
Итого: | 35 | 27 |
6 класс | ||
| 16 | 11 |
| 25 | 12 |
| 24 | 17 |
| 4 | |
Итого: | 70 | 40 |
7 класс | ||
| 16 | 11 |
| 36 | 26 |
| 16 | 8 |
| 2 | |
Итого: | 70 | 45 |
Содержание курса информатики и ИКТ для 5 – 7 классов
5 класс
1. Компьютер для начинающих (9 ч.)
Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
2. Информация вокруг нас (14 ч.)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
3. Информационные технологии (10 ч.)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.
6 класс
1. Компьютер и информация (16 ч.)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
2. Человек и информация (25 ч.)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
3. Алгоритмы и исполнители (24 ч.)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Паскаль АВС. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
7 класс
1. Объекты и системы (16)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
2. Информационное моделирование (36 ч.)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
3. Алгоритмы, исполнители, программирование (16 ч.)
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление. Программирование на языке Паскаль. Алфавит, правила синтаксиса. Команды ввода, вывода, присваивания. Описание переменных. Условный оператор. Программирование алгоритмов с ветвлением. Разработка программ на языке Паскаль.
Формы контроля
5 класс
1. Компьютер для начинающих
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Практическая работа. «Управление компьютером с помощью м еню»
Проверочная работа по теме «Компьютер для начинающих»
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Контрольная работа «Обработка информации»
6 класс
1. Компьютер и информация
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Open Oficce.org Writer».
Контрольная работа «Человек и информация»
3. Элементы алгоритмизации
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Мастер презентаций. Часы».
Практическая работа №14 «. Времена года».
Практическая работа №15 «Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Паскаль АВС».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
Творческая Работа « Мои знания и умения»
Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители»
7 класс
1. Объекты и их имена
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
Творческая работа «Описание системы объектов»
Контрольная работа «Объекты и системы»
2. Информационное моделирование
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
Творческая работа «Разработка модели объекта»
3. Алгоритмы, исполнители, программирование.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Работа в системе программирования Паскаль АВС
Практическая работа «Линейные программы»
Практическая работа «Программирование ветвящихся алгоритмов»
Творческий проект «Моя программа на Паскале»
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 5 классе
Знать/понимать:
- какой смысл вкладывается в понятие информации;
- правила поведения, ТБ и организации рабочего места в компьютерном классе;
- основные устройства компьютера
- основные типы устройств компьютера: устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации
- понятие программного обеспечения, операционной системы, прикладных программ
- понятия графического интерфейса: рабочий стол, значок, ярлык
- группы клавиш
- принципы десятипальцевого набора текста.
- основные действия оперирования с информацией
- основные виды носителей информации;
- схему передачи информации;
- формы представления информации;
- основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава).
- способы обработки текстовой, числовой информации
- основные операции с текстом
- формы представления информации; способы систематизации информации
- виды инструментов рисования
- способы записи алгоритмов
Уметь:
- работать с учебником.
- взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;
- освоить основные действия с мышью
- запускать и закрывать программы через главное меню
- перемещать объекты, оперировать с окнами
- выполнять основные управляющие операции
- набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
- определять тип файлов по пиктограмме и расширению.
- сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации
- набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
- определять элементы текста
- выделять информационный носитель и форму представления информации;
- кодировать или декодировать информацию, используя таблицу кодов
- читать информацию, представленную на координатной плоскости
- представлять информацию в табличном виде
- представлять информацию в виде графиков, диаграммы, схемы
- выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора
- осуществлять ввод тестовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе
- редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)
- систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы
- форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта
- выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта
- выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта
- создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру
- создавать комбинированные документы, содер жащие текстовую и графическую инфор мацию
- структуриро вать текстовый доку мент, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов
- выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов
- пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем
- определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов
- в презентации задать анимацию объектов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект».
- выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе,
уметь организовать рабочее место в компьютерном классе
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера
- запускать программы из меню «Пуск»;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.
- иметь представления о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать информацию;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить различные жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, обществе и технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- представлять информацию в различных видах.
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор».
Требования к подготовке школьников
в области информатики и информационных технологий в 6 классе
Знать/понимать:
- требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
- требования к организации компьютерного рабочего места
- виды прикладных программ, основные операции с файлами.
- виды систем счисления
- виды объектов текстовой информации
- алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
- связь между единицами измерения информации
- достоинства и недостатки представления информации в виде текста
- способы познания человеком мира через органы чувств
- логические приемы оперирования с понятием
- отличия текстового редактора и процессора
- основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
- возможности графического редактора Paint
- виды определений, требования к построению родовидового определения.
- требования к классификации, признаки классификации
- виды суждений
- правила получения умозаключений
- пошаговое исполнение алгоритма
- способы описания алгоритмов,
- понятие блок-схемы, обозначения блоков
- правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
- правила записи разветвленного алгоритма
- понятие цикла, его разновидности
Уметь:
- различать виды информации по способам ее восприятия;
- приводить примеры обработки информации на компьютере;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
- создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
- запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
- сохранять документы
- приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
- выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
- переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
- редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
- создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
- создавать нумерованные списки
- переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
- создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
- создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
- получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
- создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
- различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
- устанавливать логические отношения
- делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
- классифицировать понятия по определенному признаку
- создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
- встраивать в текст графические объекты из коллекции.
- записывать алгоритм известными способами
- составлять линейные алгоритмы
- записывать алгоритмы различными способами
- разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
- использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
- составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
- создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
- составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
- выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность
- конкретного субъекта к его восприятию;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования кстов, создания списков и таблиц.
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями
- различать необходимые и достаточные условия,
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Контроль: тест
- иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,
- иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 7 классе
Знать/понимать:
- требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
- основные приёмы создания текстовых документов;
- название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;
- смысл терминов «модель», «моделирование»;
- различные стили выполнения словесных информационных моделей;
- понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
- новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
- знать разные виды списков;
- компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
- определение знаковой информационной модели;
- правила оформления простых таблиц;
- правила оформления сложных таблиц;
- условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
- назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
- определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
- определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
- знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
- СКИ Робот, среду действия Робот.
Уметь:
- формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
- классифицировать объекты по заданному признаку;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
- работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
- создавать аннотацию и конспект известного материала;
- систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
- систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
- преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
- применять табличный способ при решении логических задач;
- строить блок-схему к любому алгоритму;
- строить графы к различным задачам;
- создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.
- определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
- создавать программу для линейного алгоритма;
- создавать программу для циклического алгоритма.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.
Контроль ЗУН: тест по теме «Объект и их имена»
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
- применять табличный способ при решении логических задач;
- вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
- строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.
Контроль ЗУН: тест по теме Моделирование
- иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Контроль ЗУН: по теме «Алгоритмизация»
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса информатики и ИКТ
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран ными объектами (клавиатура и мышь, джойстик)
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
- Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Текстовый процессор Word
- Графический редактор Paint
- Пакет презентационной графики PowerPoint;
- Методические разработки автора программы
Дополнительная литература:
- Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.
- Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...