Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация разветвляющихся алгоритмов" (9 класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Дидактическая разработка по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация разветвляющихся алгоритмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvetvlyayushchiysya__algoritm_9_klass.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Алгоритмический язык.
Программная реализация разветвляющихся алгоритмов»
(9 класс)
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока: 1. повторение создания программы по линейному алгоритму;
2. закрепить отладку программ;
3. изучить создание программы по разветвляющимся алгоритмам;
4. показать, как отлаживается программа в системе КуМир.
Оборудование: компьютеры, программное обеспечение КуМир, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка пройденного материала
Решение задачи с помощью блок-схемы и программы в КуМир.
Задача:
«Даны длины двух катетов прямоугольного треугольника. Определить периметр этого треугольника».
алг Периметр треугольника
нач вещ A, B, Y,P
вывод "Катет A"
ввод A
вывод "Катет B"
ввод B
Y:= √A2+B2
P:=Y+A+B
вывод "P равен ", P
кон
Произвести тестирование программы.
- Объяснение нового материала
Ветвление - это алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от условия выполняется та или иная последовательность действий.
Структура алгоритма, содержащая ветвление, называется разветвляющейся. Эта структура обеспечивает выбор между двумя альтернативами. Для определения направления, в котором пойдёт дальнейшее выполнение, делается проверка условия. Каждый из путей ведёт к общей точке слияния, так что выполнение алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь был выбран.
Алгоритм как бы раздваивается, разветвляется (словно дорога). В рассмотренных ветвлениях как “прямой путь”, так и “объезд” содержат только одно действие. Это ветвление в полной форме. Однако часто в жизни встречаются ситуации, когда по одному из направлений движения по алгоритму может не совершиться ни одного действия, а по другому - совершится несколько действий. Такое ветвление называется ветвлением в неполной форме.
Для реализации такого вида алгоритмов в языке КуМир имеется управляющая конструкция, если – то – иначе – все. Она дает компьютеру проанализировать данные и принять один из двух возможных вариантов группы действий, которые должны быть предусмотрены при составлении программы.
Так же используется команда выбор, которая имеет следующий вид:
выбор
при условие: оператор 1
при условие: оператор 2
при условие оператор 3
…
иначе
все
Для составления сложных условий используются союзы и, или.
Задача:
«Даны три вещественных числа, являющихся длинами сторон треугольника. Определить является ли он прямоугольным. По формуле Пифагора».
Анализ задачи:
- Формула Пифагора c2=a2+b2, a2=b2+c2, b2=a2+c2.
- Входные данные: a,b,c.
- Результат – вывод сообщения является ли треугольник прямоугольным.
Создание блок-схемы на доске.
Протестировать алгоритм в контрольных точках:
Контрольная точка | Значения данных |
A | а= 3, b=4, c=5 |
B | а=3, b=4, c=5 |
C | а=3, b=4, c=5 |
D | а=3, b=4, c=5, vid=1 |
F | а=3, b=4, c=5, vid=1 |
G | а=3, b=4, c=5, vid=1 |
Алгоритм вывел правильный текст, что совпадает с расчетным значением.
Запись программы в КуМир:
алг Определение вида треугольника по сторонам
нач вещ a, b, c
вывод «Значение сторон a, b, c»
ввод a, b, c
если c*c=a*a+b*b или a*a=b*b+c*c или b*b=a*a+c*c
то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»
иначе вывод нс, «Треугольник не прямоугольный»
все
кон
Произвести тестирование программы на контрольных точках.
- Закрепление пройденного материала
Учащиеся получают задание решить предыдущую задачу другими путями и рисуют блок-схему, а также составляют в блокноте программы и тестируют их в КуМир.
Протестировать алгоритм блок-схему в контрольных точках.
Запись программы в КуМир (2 способ):
алг Определение вида треугольника по сторонам
нач вещ a, b, c
вывод «Значение сторон a, b, c»
ввод a, b, c
выбор
при c*c=a*a+b*b: то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»
при a*a=b*b+c*c: то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»
при b*b=a*a+c*c: то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»
иначе вывод нс, «Треугольник не прямоугольный»
все
кон
Запись программы в КуМир (3 способ):
алг Определение вида треугольника по сторонам
нач вещ a, b, c
вывод «Значение сторон a, b, c»
ввод a, b, c
если a
если a
если a>b и b>c и a*a=b*b+c*c то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»
все
все
иначе вывод нс, «Треугольник не прямоугольный»
все
кон
Произвести тестирование программ на контрольных точках.
Учитель выставляет оценки по результатам работы.
- Домашнее задание
Составьте программы и блок-схемы для задачи: «Введите число. Выдайте информацию о его знаке (отрицательное, положительное или равно нулю).
- Итог урока
- Что такое ветвление?
- Назовите виды ветвления.
- Перечислите конструкции этого вида алгоритмов.
- Назовите союзы применяющиеся для сложных условий.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Алгоритмический язык. Программная реализация линейных алгоритмов» (9 класс)
Методическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке в 9 классе. Рассматривается программная реализация линейных алгоритмов....
Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)
Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация циклических алгоритмов....
Лабораторная работа "Программная реализация несложного алгоритма"
Лабораторная работа на тему "Программная реализация несложного алгоритма" для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...
План урока по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов в языке Паскаль"
Материал содержит технологическую карту урока и наглядные средства в электронной форме по теме урока....
Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.
Разработка урока по теме Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.Содержит описание хода урока и рас...
Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию на тему "ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ"
Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию по МДК 01.01 Эксплуатация информационной системы для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)...
Проект PhonoGrammy по английскому языку для реализации в старших классах
Творческий проект PhonoGrammy для реализации в рамках уроков по английскому языку в 10 классах школ с углубленным изучением английского языка. Направлен на повышение мотивации к изучению английского я...