Урок «Алгоритмический язык. Программная реализация линейных алгоритмов» (9 класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Методическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке в 9 классе. Рассматривается программная реализация линейных алгоритмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineynyy_algoritm_9_klass.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Алгоритмический язык.
Программная реализация линейных алгоритмов»
(9 класс)
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока: 1. повторение алгоритма создания программ на простейших примерах;
2. закрепить отладку программ;
3. изучить создание программы по линейному алгоритму;
4. показать, как отлаживается программа в системе КуМир.
Оборудование: компьютеры, программное обеспечение КуМир, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка пройденного материала
Решение задачи с помощью блок-схемы и программы в КуМир.
Задача:
«Служащие фирмы «Заря» получили премию по итогам года A рублей. Её необходимо поделить между сотрудниками поровну (необходимые значения введите с клавиатуры)».
алг Расчет премиальных
нач вещ A, y, z
вывод "Сумма A"
ввод A
вывод "Количество сотрудников"
ввод y
z:=A/y
вывод "Премия составила ", z
кон
Произвести тестирование программы.
- Объяснение нового материала
Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время. Часто в качестве исполнителя выступает некоторый механизм (компьютер, токарный станок, швейная машина), но понятие алгоритма необязательно относится к компьютерным программам, так, например, чётко описанный рецепт приготовления блюда также является алгоритмом, в таком случае исполнителем является человек.
Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.
Блоки, расположенные между блоками начала и конца - это некоторая серия простых команд.
Линейная структура самая простая, она означает, что действия должны выполняться (следовать) одно за другим, независимо ни от чего. Алгоритм нахождения суммы двух чисел - пример линейного алгоритма.
Правила разработки алгоритма:
- Разработка примерного алгоритма (определяется цель для создания алгоритма, примерные действия для его создания).
- Детализация алгоритма (выбрать среду и объекты, детализировать алгоритм с учетом рабочей среды).
Этапы создания программного обеспечения:
- Проектирование.
- Описание и проверка алгоритма решения задачи.
- Создание текста на языке программирования.
- Тестирование программы.
- Написание документации к программе.
Задача:
«Даны три вещественных числа, являющихся величинами сторон некоторого треугольника. Вычислить площадь этого треугольника».
Анализ задачи:
- Вычисляем площадь треугольника по формуле Герона S=√p(p-a)*(p-b)*(p-c), где p- полупериметр.
- Входные данные: a,b,c.
- Результат – значение площади треугольника S.
Создание блок-схемы на доске:
Напишем входные данные и результат в явном виде, а алгоритм расчета результата выделим отдельно.
а) б)
Протестировать алгоритм в контрольных точках:
Контрольная точка | Значения данных |
A | а= 3, b=4, c=5 |
B | а=3, b=4, c=5 |
C | а=3, b=4, c=5, S=6 |
D | а=3, b=4, c=5, S=6 |
Алгоритм вычислил значение 6, что совпадает с расчетным значением.
Запись программы в КуМир:
алг Sтреугольника
нач вещ a, b, c, p, S
вывод «Значение сторон a, b, c»
ввод a, b, c
p:=(a+b+c)/2
S:=sgrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c))
вывод «S равна», S
кон
Произвести тестирование программы на контрольных точках.
- Закрепление пройденного материала
Учащиеся получают задачу на карточках и рисуют блок-схему, а также составляют в блокноте программу и тестируют ее в КуМир.
Задача:
Задача:
«Даны два вещественных числа, являющихся величинами катетов некоторого прямоугольного треугольника. Вычислить длину гипотенузы этого треугольника».
Устно проводим анализ решения задачи:
- С помощью, какой формулы будем вычислять гипотенузу треугольника?
(формула Пифагора z=√x2+y2)
- Какими являются входные данные?
(длины катетов x, y)
- Что является результатом работы алгоритма?
(z)
Составим блок-схему главного алгоритма (рис. 1 а) и алгоритм расчета результата выделим в отдельный алгоритм (рис.1б).
а) б)
Протестировать алгоритм в контрольных точках.
Запись программы в КуМир:
алг Длина гипотенузы
нач вещ x,y,z
вывод «Значение катета x»
ввод x
вывод «Значение катета y»
ввод y
z:=sgrt(x*x+y*y)
вывод «Значение гипотенузы», z
кон
Произвести тестирование программы на контрольных точках.
Учитель выставляет оценки по результатам работы.
- Итог урока
- Что такое линейный алгоритм?
- Назовите его особенности.
- Перечислите правила разработки алгоритма.
- Назовите и охарактеризуйте этапы создания программного обеспечения.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация разветвляющихся алгоритмов" (9 класс)
Дидактическая разработка по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация разветвляющихся алгоритмов....
Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)
Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация циклических алгоритмов....
Презентация к уроку "Линейные алгоритмы" 9 класс
Презентация к уроку "Линейные алгоритмы" 9 класс.Составление линейных программ....
Конспект урока по теме "Линейные алгоритмы" 6 класс
Конспек урока информатики в 6 классе по теме "Линейный алгоритм" ....
Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.
Разработка урока по теме Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.Содержит описание хода урока и рас...
Открытый урок по теме "Линейные алгоритмы" 6 класс
Данная разработка урока позволяет провести на высоком уровне урок в 6 классе по теме "Линейные алгоритмы"...
Технологическая карта урока информатики по теме "Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов", 8 класс
тема "Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов"...