Решение логических задач по информатике
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме
В материале рассматриваются два метода решения логических задач и с помощью хорошей презентации урок превращается в в урок-игру по теме "Логические основы ПК". Данный материал сопровождается раздаточным материалом для учащихся и планом урока. Рекомендуется использовать в урочной и внеурочной деятельности при малом количестве часов на преподавание информатики. Материал рассчитан для преподавания в системе начального и среднего профессионального образования, а также для учащихся 11 классов общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_log.zadach.pptx | 1.39 МБ |
plan_otkrytogo_uroka_informatiki.docx | 17.01 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.39 КБ |
teoremy_algebry_logiki.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графическими методами Метод логических рассуждений Средствами алгебры логики Табличными методами Метод к ругов Эйлера 2
Основные логические операции Таблицы истинности X Y X v Y 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 X Y X & Y 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 X - X 0 1 1 0 X Y X → Y 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 3
Найти ошибки в таблицах истинности X Y X & Y 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 X Y X & Y 0 0 0 0 1 0 1 1 0 1 1 1 X - X 0 1 1 1 X Y X → Y 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 4
Сюжет 1: Шерлок Холмс вежливо спросил у инспектора Лестрейда , кто из трех подозреваемых в расследуемом деле — Джон, Смит или Вессон — являются его агентами. Лестрейд , не желая раскрыть все свои «карты» ответил так: «Если Вессон мой агент, то и Смит тоже». А потом добавил: «Неверно, однако, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент». Лестрейд оба раза сказал правду, по-видимому, он надеялся что Холмсу не удаться вычислить агента. Так выдал ли инспектор своего агента? Применением законов математической логики 5
Если даны высказывания A1, A2,.... An , а спрашивается о высказывании B , то необходимо проверить является ли B логическим следствием высказываний A1&A2 &....& An Для это достаточно выяснить будет ли истинной высказывание A1&A2 &....& An B или , что равносильно будет ли ложью высказывание A1&A2 &....& An B 6
Первую часть задачи «Если Вессон мой агент, то и Смит тоже» обозначим A1. Введем дополнительные обозначения. И получим выражение... B С A2 = -(D C) Вторая часть задачи «Неверно, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент » обозначим A2. Введем дополнительные обозначения. И получим выражение... D С A1 = B C 7
x y = ( ¬ x v y) A1 & A2 = (B C) & -(D C) Для решения задачи необходимо A1 & A2 = (-B v C) & ¬ (¬D v C) = (¬B v C) & D & ¬C (=D & ¬C ) D Раскрываем скобки: ¬ B & D & ¬C v C & ¬C & D = ¬B & D & ¬C 0 & D = 0 A1&A2 = «1» 8
Анализируем ответ: Истинность данного высказывания возможна только тогда, когда -B & D & -C И И И Таким образом агентом инспектора Лестрейда является Джон. 9
Табличный способ решения 10
Сюжет 2: От своих агентов Шерлок Холмс узнал, что Мортимер хранит яд в своей лаборатории, но емкости не подписаны. Известно что, в бутылке, колбе, пробирке и банке находятся щелочь, кислота, раствор яда и вода. Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке, а в банке не кислота и не вода. Колба стоит около банки и сосуда с щелочью. Что находится в каком сосуде? 11
Создадим таблицу Y X Банка Колба Пробирка Бутылка Щелочь Кислота Вода Раствор яда В отличии от предыдущей задачи у нас две переменных: X — вещество; Y - емкость 12
Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке Y X Банка Колба Пробирка Бутылка Щелочь Кислота Вода Раствор яда 13
Y X Банка Колба Пробирка Бутылка Щелочь Кислота Вода Раствор яда в банке не кислота и не вода 14
Y X Банка Колба Пробирка Бутылка Щелочь Кислота Вода Раствор яда Колба стоит около банки и сосуда с щелочью 15
Y X Банка Колба Пробирка Бутылка Щелочь Кислота Вода Раствор яда Самостоятельно заполняем таблицу и находим ответ 16
Над презентацией работали: Венедиктова Ольга Николаевна преподаватель информатики Видеомонтаж студентк и 3 курса Махортовой Евгении Апрель 2012 год СПбКИТ
Предварительный просмотр:
План открытого урока информатики
Дата проведения:17 апреля 2012 года
Тема урока: «Решение логических задач различными методами»
Цель урока: познакомить учащихся с методами решения логических задач средствами алгебры логики и табличным методом
Задачи урока:
- образовательная – знакомство студентов с методами решения логических задач средствами алгебры логики;
- развивающие – развитие логического мышления студентов, памяти, внимания, а также интереса к разделу информатики - алгебре логики;
- воспитательные – работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала студентами с применением полученных знаний на практике.
Тип урока: повторительно-обобщающий, комбинированный.
Возраст учащихся: 1 курс, после 9 класса
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- презентация, подготовленная в MS Power Point;
- листки с законами алгебры логики.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
студенты должны знать:
- основные понятия и определения алгебры логики;
- основные законы алгебры логики.
студентыдолжны уметь:
- упрощать логические выражения;
- строить таблицы истинности;
- строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;
- записывать составные высказывания в виде логических функций.
Системы оценивания: по ходу урока студенты решают задачи в индивидуальном порядке, результат заносит студент в таблицу электронного журнала.
План урока:
Время, | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
5 | Орг. Момент | Вступительное слово | Подготовка к уроку |
5 | Разминка | На экране таблицы истинности основных логических операций. Слайд 3, 4 | Повторяют основные логические операции, находят ошибки в представленных таблицах истинности |
10 | Объяснение нового материала. | Презентация к уроку. Объяснение метода решения логических задач методом алгебры –логики.. Слайд 6 - 9 | Ведут конспект нового материала. |
10 | Объяснение нового материала. | Презентация к уроку. Объяснение метода решения логических задач методом построения таблицы. Слайд 11 16 - | Разрабатывают алгоритм решения задачи, записывают решение, сверяют свое решение с доской |
10 | Самостоятельная работа. Решение задачи методом построения таблицы. | Зачитывает условие задачи. Отвечает на вопросы. Приложение 1 | Разрабатывают алгоритм решения задачи, записывают решение, сверяют свое решение с доской. |
5 | Подведение итогов | Выставляет баллы за работу на уроке. | Помощник оглашает результаты, баллы, полученные за урок. Рефлексия урока. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Задача 1: Шерлок Холмс вежливо спросил у инспектора Лестрейда, кто из трех подозреваемых в расследуемом деле — Джон, Смит или Вессон — являются его агентами. Лестрейд, не желая раскрыть все свои «карты» ответил так: «Если Вессон мой агент, то и Смит тоже». А потом добавил: «Неверно, однако, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент». Лестрейд оба раза сказал правду, по-видимому, он надеялся, что Холмсу не удаться вычислить агента. Так выдал ли инспектор своего агента?
Задача 2: От своих агентов Шерлок Холмс узнал, что Мортимер хранит яд в своей лаборатории, но емкости не подписаны.
Известно что, в бутылке, колбе, пробирке и банке находятся щелочь, кислота, раствор яда и вода.
Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке, а в банке не кислота и не вода.
Колба стоит около банки и сосуда с щелочью.
Что находится, в каком сосуде?
Y X | Банка | Колба | Пробирка | Бутылка |
Щелочь | ||||
Кислота | ||||
Вода | ||||
Раствор |
Задача 3: Восемь школьников, оставшихся в классе на перемене, были вызваны к директору. Один из них разбил окно в кабинете. На вопрос директора, кто это сделал, были получены следующие ответы:
Федя: «Разбил Антон!»
Соня: «Валера разбил».
Оля: «Разбила Соня».
Маша: «Это кто-то из- другого класса!»
Надя: «Да, Оля права...»
Коля: «Это либо Валера, либо Соня!»
Антон: «Ни Валера, ни Соня этого не делали».
Кто разбил окно, если известно, что из восьми высказываний истинно ровно три?
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Теоремы алгебры логики
- x + 0 = x, x 1 = 1
- x + 1 = 1, x 0 = 0
- x + x = x, x x = x
- x + = 1, x = 0
- = x
- x + x y = x,
Теоремы алгебры логики
- x + 0 = x, x 1 = 1
- x + 1 = 1, x 0 = 0
- x + x = x, x x = x
- x + = 1, x = 0
- = x
- x + x y = x,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока информатики по теме "Решение логических задач"
Проект может быть использован при проведении урока информатики по теме "Логика". Материал содержит проект урока и презентацию к нему. Рассматриваются способы решения логических задач и сами зада...
Контрольная работа по информатике на тему "Решение логических задач"
Эта контрольная работа завершает тему "Логика" по информатике. В ней 16 вариантов, задачи не повторяются. Очень удобно, так как у каждого ребенка свой вариант и он вынужден решать все сам....
Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)
Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...
Презентация к уроку информатики по теме "Табличное решение логических задач"
Презентация к уроку информатики по теме "Табличное решение логических задач"...
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Рабочая программа курса_Решение логических задач по информатике 5-6 класс
Рабочая программа...