урок по информатике "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
- Класс- 5
- раздел программы - Информация вокруг нас
- тема урока – «Кодирование информации»
- цели и задачи урока:
- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
- отметить роль кодирования информации;
- развитие логического мышления;
- повторение основных понятий темы «Информация»;
- контроль усвоения материала и сформированности навыков кодирования и декодирования информации;
- воспитание устойчивого интереса к предмету;
- формирование коммуникативных навыков, умений;
- тип урока – урок ознакомления с новым материалом
- оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharova_ia.rar | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
Краснодарского края
Гончарова Ирина Анатольевна
учитель информатики и математики
- Класс- 5
- раздел программы - Информация вокруг нас
- тема урока – «Кодирование информации»
- цели и задачи урока:
- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
- отметить роль кодирования информации;
- развитие логического мышления;
- повторение основных понятий темы «Информация»;
- контроль усвоения материала и сформированности навыков кодирования и декодирования информации;
- воспитание устойчивого интереса к предмету;
- формирование коммуникативных навыков, умений;
- тип урока – урок ознакомления с новым материалом
- оборудование: мультимедийный проектор, экран.
- список литературы и Интернет-ресурсов:
- Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- http://metodist.lbz.ru , http://www.zaitseva-irina.ru/
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Страничка вопросов:
○ Устройство компьютера, предназначенное для обработки информации?
1. внешняя память
2. оперативная память
3. процессор
4. монитор
5. клавиатура
○ Устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера
1. внешняя память
2. оперативная память
3. процессор
4. монитор
5. клавиатура
○ Устройство, предназначенное для вывода информации.
1. процессор
2. монитор
3. сканер
4. джойстик
5. клавиатура
○ Устройство, предназначенное для ввода информации.
1. процессор
2. монитор
3. акустические колонки
4. графопостроитель
5. клавиатура
○ Дайте самый полный ответ. Информация- это…
1. сведения об окружающем нас мире
2. то, что передают по телевизору в новостях
3. прогноз погоды
4. то, что печатают в газете
○ Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии — это примеры
1. числовой информации
2. текстовой информации
3. графической информации
4. звуковой информации
5. видео информации
○ Все, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин — относится к
1. числовой информации
2. текстовой информации
3. графической информации
4. звуковой информации
5. видео информации
○ Укажите «лишнее»:
1. глаза
2. уши
3. лицо
4. нос
5. язык
Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-4 с.23 §1.4.
1. Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем компьютере является источником информации, а что - приемником?
2. Приведите пример источника информации и расскажите о нем.
3. Чем отличается источник информации от приемника?
4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.
2) Объяснение нового материала: Кодирование информации, §1.6, §3.6.
Итак, мы с вами повторили, что информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Сигналы: звуковые; световые; тепловые; электрические; с помощью жеста, слова, движения, условного знака и др.
Приёмник расшифровывает сигнал.
Звонок: будильника, телефона, в школе, в дверь.
Как понимать сигналы договариваются заранее.
Ребята, откройте тетради и запишите с вами в тетрадях определения:
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом.
Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного движения; индекс на письмах; книги для слепых (выдавливаются точки); в памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
- числовой – с помощью чисел;
- символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
- графический – с помощью рисунков или значков.
Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.
Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит, познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите, пожалуйста, как оцениваются ваши знания? Итак, код используется для оценки знаний в школе.
Скажите ребята, знаете ли вы, какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими). Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими)
Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.
Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр:
Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами: число 2; 9; 11.
На экране перед вами задание: вы должны соединить стрелочкой правильный ответ.
Мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию, используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.
В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе, который придумал код Морзе, который представлен в таблице. Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово “снежинка”, используя код Морзе.
Выполнение № 15, 16 РТ.
Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.
Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? Как вы обозначали осадки? Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.
3) Закрепление нового материала:
Выполнение заданий вида:
Материал для любознательных §3.6: Язык жестов
Показать с помощью жестов:
- Просьбу сохранять молчание, погрозите, покажите важность темы
- Удивление, сомнение
- Несогласие, согласие
Выполнение в рабочей тетради № 20-24 на стр. 23-26
4) Подведение итогов урока и постановка домашнего задания:
Выставление отметок за урок учащимся
Фронтальный опрос: ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.
- Что вы понимаете под кодированием информации?
- С какой целью люди кодируют информацию?
- Что можно назвать кодом?
- Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
Домашнее задание: §1.6, §3.6, вопросы.
РТ: №10-№19 с.16-23. [В №19 с.23 "Своё имя" заменить на "ШКОЛА", а "Название любимого школьного предмета" - на "ИНФОРМАТИКА".], РТ: №20 - №29 с.23-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока на тему: Информация.Виды информации.
Занимательный и интересный урок на тему: "информация"...
Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс
Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...
Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...
Урок по теме "Информация. Виды информации. Информационные процессы"
В материалле урока представлен тест для проверки знаний учеников 4-5 классов по данной теме. Тест создан в формате .html содержит 20 вопросов ( с выбором 1 правильного ответа), время ответа не о...
Конспект урока по теме: "Информация. Виды информации."
Конспект урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме: "Информация. Виды информации"....
Урок в МЭШ. Информация. Классификация информации.
Урок в МЭШ. Информация. Классификация информации....
Презетация к уроку по теме "Информация. Количество информации"
Презентация разработана для обучающихся 7 классов...