урок - игра "Сборка компьютера"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Методическая разработка урока в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_igra_sborka_kompyutera.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – деловая игра  «Сборка компьютера»

Тема урока:  Основные устройства компьютера.

Тип урока: Урок – повторение. Закрепление пройденного материала.

Цели урока:

Учебная:

Собрать правильную конфигурацию компьютера, используя  пройденный материал.

Дидактические:

В игровой форме повторить с учащимися основные устройства компьютера, их функциями и информационным взаимодействием.

Воспитательные:

Приобретение учащимися навыков общения при совместной работе: активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности студентов, привитие школьникам самообразования и самовоспитания.

Развивающие:

Научить учащихся составлять кроссворд, искать информацию в прайс – листах.

Идея урока:

Студентам предлагается следующая ситуация  деловой игры: «В городе Семипалатинске работают несколько фирм  - обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой фирмы в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем–нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобиться. Надо ему в этом помочь»

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 – составление кроссворда. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2 – сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся повторяют все основные понятия по теме устройства компьютера, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполне5ния задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Организация урока.

Рабочая группа разбивается на две команды (6-7 человек). Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), один выступает в роли маркетолога – дизайнера, один в роли главного бухгалтера, остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

Обязательно до начала игры нужно решить, как будут размещаться участники игры в помещении; кто где будет находиться.

Оснащение урока.

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств или настоящие комплектующие и периферийные устройства, прайс-лист, памятку по ведению беседы с заказчиком.

Должны быть подготовлены полоски со словами  - компьютерными терминами, а также лист в Excel  для составления кроссворда.

Прайс- лист нужно взять в любом магазине компьютерной техники.

Правила игры.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к эксперту.

Ведущий, может влиять на ход игры,  участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый  игрок получает положительную оценку.

Система оценивания.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 1.

  1. Компактность структуры кроссворда:
  2. Правильность:
  3. Рациональность:
  4. Аккуратность

Задание 2.

  1. Ориентация в материале
  2. Культура речи
  3. Краткость
  4. Логичность и убедительность
  5. Выделение существенного
  6. Умение заинтересовать слушателей

Максимальной количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  1. Взаимопомощь в группе
  2. Умение общаться с коллегами
  3. Умение организовывать работу в группе
  4. Умение уложиться во времени при решении задач
  5. Умение слушать выступление своего докладчика  и докладчика другой группы.

Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение  во время игры, - 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и эксперта.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  1. Каждое замечание ведущего  или эксперта – консультанта – 1 балл
  2. Несоблюдение правил игры – 2 балла
  3. Грубое нарушение до 5 баллов

Литература:

  1. В.Э. Фигурнов «IBM PC для пользователя»
  2. А. Левин «Самоучитель работы на компьютере»
  3. О. Ефимова «Курс компьютерной технологии» I, II т.т.

План занятия:

  1. Организационный момент                                –          5
  2. Составление кроссворда ,подготовка презентации                                             –        20
  3. Сборка компьютера                                                  –        25
  4. Д/з                                                                –          3

Ход урока:

  1. Подготовительный этап

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперт – консультант, ведущий.

Ведущий: Сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Я выбираю в каждой команде инженера – главного техника. В дальнейшем он распределяет обязанности каждого члена команды во время игры. В самом начале игры выбираются бухгалтер и маркетолог – дизайнер.

Дайте, пожалуйста, название своему предприятию.

Ребята придумывают названия своих фирм – команд.

Ведущий: У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой  - попробовать составить кроссворд из компьютерных терминов, бухгалтер в это время должен посчитать заработную плату каждого специалиста фирмы в программе MS Excel, маркетолог – дизайнер должен создать рекламу – презентацию своей фирмы в программе Power Point. Остальные работники фирм занимаются составлением кроссворда.

  1. Составление кроссворда

Игроки каждой команды сидят около одного компьютера. Каждая команда получает полоски со словами для составления кроссворда. Полоски двусторонние: с одной стороны слово написано по горизонтали, с другой стороны это же слово  - по вертикали. Игроки складывают кроссворд из этих слов – полосок на столе рядом с компьютером. Затем они перерисовывают получившийся кроссворд на листе Excel, заранее подготовленном учителем и выведенном на экран компьютера, нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Эти картинки уже присутствуют на экране, и учащимся остается только правильно их расположить и пронумеровать.

По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Инженер – техник должен сохранить свой кроссворд и распечатать. Затем распечатанные готовые  кроссворды передают друг другу и в течении 5 минут разгадывают его. Свои решения команды передают ведущему, который во время выполнения игроками задания следующего этапа поверяют и оценивают работу каждой из команд.

 

.3. Бухгалтер посчитав заработную плату должен распечатать сводную ведомость по оплате в нескольких экземплярах. Должен сдать эти экземпляры ведущему, работникам своей фирмы и гостям. Расчет заработной плате по сводной ведомости. Бухгалтер заполняет Ф И О работников фирмы. (время выполнения 15 мин.)

ООО "__________"

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс доллара

135

 

 

 

 

 

 

 

Сводная ведомость по оплате

Ф .И. О.

Должность

оплата
за час
$

оплата
за час
(тенге)

кол - во
часов

итого

подоходный
налог 5%

пенсион.
взнос 10%

профсоюз
1%

К выдаче

 

 Инженер

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 бухгалтер

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дизайнер –

маркетолог

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 техник

 3

 

 

 

 

 

 

 

техник

3

 

4. Маркетолог – дизайнер должен создать рекламу о своей фирме, реклама должна включать 3 слайда, они создаются по усмотрению работника фирмы, ни каких ограничений. Маркетолог – дизайнер должен показать, что его фирма является квалифицированным поставщиком компьютерного, периферийного оборудования и оргтехники.  (время выполнения 20 - 25 мин)

            5. Сборка компьютера

Ведущий. В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование и какое дополнительное оборудование  ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить за компьютер  не более 700 долларов для первой команды, не более 600 долларов для второй команды. Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной  памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD – дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, наличие колонок, сканера, цифровой камеры и т.п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен  приобрести  ненужную вещь, т.е.  если работник фирмы считает, что сам заказчик  выбрал какой – то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны , надо столь же толково и убедительно доказать заказчику, что ему не потребуется именно такой – то предмет.

Каждая команда получает несколько картинок с изображениями комплектующих и периферийных устройств. Игроки должны вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.

Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используя реальные прайс - листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации.

Разговоры представителей фирм – команд с заказчиками происходят по очереди, друг  за другом. Другие команды могут вносить предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.

В качестве заказчика выступает ведущий – преподаватель. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый что – то должен объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Памятка для работников первой фирмы

«На всю сумму , которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только  процессоры  Celeron, Pentium фирмы Intel. Корпуса типа АТX. Пришла большая партия струйных Epson и матричных принтеров. Оперативной памяти у вас только осталось на 64 Мб и 128 Мб, жесткие диски Seagate Barracuda  емкость у них только 40-80 Гб, видеокарта стандарта SVGA,VGA, 32 И 64 разрядные звуковые карты компании Creative Live, материнская плата  с частотой 100 Мг и 500 Мг, мониторы 14,15,17,19  дюймов (на основе электронно – лучевой трубки и на основе жидких кристалловLG)

Памятка для работников второй фирмы

 

«На всю сумму , которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только  процессоры  Athlon, Duron фирмы AMD. Корпуса типа АТX, AT. Пришла большая партия струйных Epson и лазерных принтеров HP . Оперативной памяти у вас только осталось на 128 Мб и 256 Мб, жесткие диски Seagate Barracuda  емкость у них только 120-80 Гб, видеокарта стандарта SVGA,VGA, 32 И 64 разрядные звуковые карты компании Creative Labs, материнская плата  с частотой 100 Мг и 500 Мг, мониторы 14,15,17,19  дюймов (на основе электронно – лучевой трубки и на основе жидких кристалловLG)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Информация – Компьютер - Информатика»

Второй урок по теме: «Информация – Компьютер - Информатика»  5 класс  Конспект урока и презентация....

Урок-викторина "Компьютер и программное обеспечение"

Обобщение материала на тему "Компьютер и программное обеспечение". Технология урока-игровая. Участники урока-учащиеся 10 класса....

урок информатики Компьютер как средство обработки информации

Урок проводился по теме «Компьютер как средство обработки информации» в 8 классе Урок является повторительно - обобщающим в данной теме.Уроку предшествовало изучение темы в количестве 6 часов, гд...

Урок-обощнение "Компьютер.Информация"

Презентация к уроку "Компьютер. Информация"...

Разработка урока "Безопасный компьютер (телевизор)

На уроке воспитанники актуализируют знания о важности соблюдения правил безопасности в повседневной жизни; закрепляют знания о правилах безопасности; учатся трактовать смысл правил по безоп...

Разработка урока "Устройство компьютера"

Разработка урока с ЭОР ( 8 класс, учебник Угринович)...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....