Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса
рабочая программа (информатика и икт, 6 класс) по теме

Литвинова Наталья Викторовна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса на 2011-2012 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_6_kl.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №3

г. Красный Кут Саратовской области

СОГЛАСОВАНО                                                УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                                Директор МОУ СОШ №3

________________/Л. Н. Родыгина/                        __________________/С.А. Чиженькова/

Протокол МО №____от»___»________20__г.                Приказ №____от «___»_______20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________________/Е.Н. Симон/

«___»_______________20____г.

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ»  для 6 класса

Учитель: Литвинова Наталья Викторовна

                  I квалификационная категория

                   

г. Красный Кут Саратовской области

2011 г.

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                        3-6

2.Содержание тем учебного курса                                                                6-7

3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной

программе                                                                                        8

4.Перечень учебно – методического обеспечения                                        9

5.Список литературы                                                                        9

6.Учебно – тематический план                                                                10

7. Календарно – тематический план                                                        11-16

Пояснительная записка

     Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Л. Толстой

Планирование произведено согласно БУП – 204 года и базовым курсом информатики, содержание которого изложено в учебнике Л.Н. Босовой «Информатика и ИКТ», 6 класс на основе:

  1. требований обязательного минимума основного общего образования ( приказ МО РФ №1236 от 19.05.98 г.);
  2. обязательного минимума общего среднего (полного) образования (приказ МО РФ №56 от 30.06.1998 г.);
  3. федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ № 1321 от 09.03.2004 г.).

Цели обучения информатике и ИКТ в 6 классе:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учётом этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

Задачи, которые необходимо решить в 6 классе:

  1. включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  2. создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  3. показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  4. расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  5. организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  6. создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

В основу вводного курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие принципы:

  1. Целостность и непрерывность означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям.
  2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).
  3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиск нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих пользовательские возможности информационных технологий.
  4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: в начале общее знакомство с понятиями с учётом имеющегося  опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и  информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Креативность данной рабочей учебной программы и её отличие от примерной в логике построения учебного материала.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально – групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

Формы контроля:

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. контрольная работа;
  6. практикум.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), теории – 33 часа, практики -26 часов, контрольных работ – 4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы.

Содержание тем учебного курса

1. Компьютер и информация 11 часов.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.  Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум 8 часов.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация 12 часов.

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум 12 часов.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

3. Элементы алгоритмизации 8 часов.

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум 4 часа.

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

4.Повторение изученного материала 4 часа.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

по данной программе

Программа предусматривает формирование умений, навыков и способов деятельности.

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  9. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  10. определять назначение файла по его расширению;
  11. выполнять основные операции с файлами;
  12. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматированиятекстов, создания списков и таблиц;
  13. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  14. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  15. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. CD-ROM: Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 209
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  6. Операционная система Windows XP
  7. Пакет офисных приложений MS Office

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе на:

теорию

практику

1

Вводный урок. Техника безопасности на уроке информатики.

1

1

-

2

Компьютер и информация

11

11

8

3

Человек и информация

12

12

12

4

Элементы алгоритмизации

8

8

8

5

Повторение

3

1

2

Итого:

35

33

26



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Применение педагогических технологий

Формы и виды контроля

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

  1. Вводный урок.

1

Вводный урок. Техника безопасности на уроке информатики.

Урок – лекция с элементами беседы

Объяснительно - иллюстративные.

ЗСТ(здоровьесберегающие технологии)

Компьютерные.

Беседа. Зачёт по ТБ.

  1. Компьютер и информация 11 часов

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ознакомления с новым материалом

Ценностно-смысловые.

Общекультурные.

Учебно-познавательные.

Информационные.

ЗСТ(здоровьесберегающие технологии)

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Фронтальный опрос

3

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками».

Комбинированный

 

ЗСТ(здоровьесберегающие  технологии).

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

ИКТ

Опрос.

Тестирование.

Практическая работа.

4

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Word» (задание 1).

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа.

Дискусия. Поиск представления.

ИКТ

Опрос.

Практическая работа.

5

Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления).

Практическая работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Word» (задание 2).

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа.

ИКТ

Опрос.

Тестирование.

Практическая работа.

6

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор.

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа.

Компьютерные

Фронтальный опрос

Тестирование.

Тренинг.

Практическая работа.

7

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи»  (задание 1).

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа

Компьютерные

Опрос

Тестирование

Практическая работа.

8

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Рисуем и форматируем текст Создаём надписи»

Комбинированный

ЗСТ

Личностного совершенствования.

ИКТ

Опрос

Тестирование

Практическая работа.

9

Создание документов в текстовом процессоре Word.

Практическая контрольная работа.

Урок контроля знаний

ЗСТ

Ценностно- смысловые.

Личностного совершенствования.

ИКТ

Проблемные задания.

10

Растровое кодирование графической информации.

Ознакомления с новым материалом

ЗСТ

Общекультурные.

Беседа

Исследование.

Проблемные задачи Коммуникативные.

ИКТ

Беседа

Исследование.

Проблемные задачи.

11

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа № 4 «Нумерование списков»

Комбинированный

ЗСТ

Беседа

Исследование.

Проблемные задачи

ИКТ

Беседа

Исследование.

Проблемные задачи

12

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

Комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Компьютерные

Беседа

Демонстрация.

Тренинг.

  1. Человек и информация 12 часов

13

Информация и знания.

Практическая работа №6 «Создаём таблицы №1,2»

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Компьютерные

Беседа.

Решение проблемных ситуаций.

Практическая исследовательская  работа.

14

Чувственное познание окружающего мира.

Ознакомления с новым материалом

ЗСТ

Эвристическая беседа.

ИКТ

Беседа.

Создание «продукта».

15

Понятие как формы мышления.

Практическая работа №7 «Размещение текста и графики в таблице».

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Компьютерные

Беседа.

Практическая работа.

16

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграмму» (задание 1,2).

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

ИКТ

Выступление учащихся с сообщениями.

Решение проблемных ситуаций.

Практическая работа.

17

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа.

Комбинированный

ЗСТ

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Компьютерные

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Контрольная работа (тест)

18

Содержание и объём и понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграмму» (задание 3).

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

Компьютерные.

Решение проблемных задач.

Практическая работа.

19

Отношение тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №8 «Строим диаграмму» (задания 4,5).

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

Компьютерные

Решение проблемных задач.

Работа с учебником.

Практическая работа.

20

Отношение тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1,2).

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

Компьютерные

Решение проблемных задач.

Работа с учебником.

Практическая работа.

21

Определение понятия.

Практическая  работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 3-6).

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

Компьютерные

Решение проблемных задач.

Работа с учебником.

Практическая работа.

22

Классификация.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задание 7).

Урок дидактическая игра.

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

Компьютерные

Эвристическая беседа с игровой ситуацией.

Практическая работа.

23

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1,2).

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

ИКТ

Эвристическая беседа.

Демонстрация.

  1. Элементы алгоритмизации 8 часов

24

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 3,4).

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Проблемные технологии.

Компьютерные

Эвристическая беседа.

Практическая контрольная работа.

25

Что такое алгоритм.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе  Word».

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Ценносто-смысловые.

Компьютерные.

Работа с учебником

Практическая работа.

25

Исполнители внутри нас.

Ознакомления с новым материалом

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Ценносто-смысловые

Беседа.

Выступление учащихся с сообщениями.

27

Формы записи алгоритма. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа.

Комбинированный

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Личностного совершенствования.

ИКТ

Работа с учебником.

Контрольная работа (тест).

28

Линейные алгоритмы.

Ознакомления с новым материалом

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Ценносто-смысловые.

Беседа.

Работа с учебником.

Составление алгоритмов.

29

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №12 «Рисуем на свободную тему».

Комбинированный

ЗСТ

Проблемные технологии.

Компьютерные

Беседа.

Составление алгоритмов.

Практическая работа.

30

Алгоритмы с ветвлением.

Ознакомления с новым материалом

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Ценносто-смысловые.

Беседа.

Работа с учебником.

Составление алгоритмов.

31

Алгоритмы с ветвлением.

Практическая работа №13 «Power Point  «Часы»»

Комбинированный

ЗСТ

Проблемные технологии.

Компьютерные

Беседа.

Составление алгоритмов.

Практическая работа.

  1. Повторение 3 часа  

32

Циклические алгоритмы

Ознакомления с новым материалом

ЗСТ

Учебно - познавательные.

Ценносто-смысловые

Беседа.

Работа с учебником.

Составление алгоритмов.

33

Практическая работа №14 «Power Point «Времена года»».

Применение и совершенствование знаний

ЗСТ

Компьютерные

Практикум

34

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №15 «Power Point  Скакалочка»»

Комбинированный

ЗСТ

Личностно-ориенитированное обучение.

Компьютерные

Контрольная работа (тест)

35

Творческая работа (защита проектов)

Обобщение и систематизация знаний

ЗСТ

Проектно - исследовательские технологии.

ИКТ

Защита проектов

Итого: 35 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...