Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса
рабочая программа (информатика и икт, 6 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса на 2011-2012 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.doc | 75.5 КБ |
ktp_6_kl.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут Саратовской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Директор МОУ СОШ №3
________________/Л. Н. Родыгина/ __________________/С.А. Чиженькова/
Протокол МО №____от»___»________20__г. Приказ №____от «___»_______20___г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________________/Е.Н. Симон/
«___»_______________20____г.
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» для 6 класса
Учитель: Литвинова Наталья Викторовна
I квалификационная категория
г. Красный Кут Саратовской области
2011 г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3-6
2.Содержание тем учебного курса 6-7
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе 8
4.Перечень учебно – методического обеспечения 9
5.Список литературы 9
6.Учебно – тематический план 10
7. Календарно – тематический план 11-16
Пояснительная записка
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Толстой
Планирование произведено согласно БУП – 204 года и базовым курсом информатики, содержание которого изложено в учебнике Л.Н. Босовой «Информатика и ИКТ», 6 класс на основе:
- требований обязательного минимума основного общего образования ( приказ МО РФ №1236 от 19.05.98 г.);
- обязательного минимума общего среднего (полного) образования (приказ МО РФ №56 от 30.06.1998 г.);
- федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ № 1321 от 09.03.2004 г.).
Цели обучения информатике и ИКТ в 6 классе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учётом этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Задачи, которые необходимо решить в 6 классе:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
В основу вводного курса информатики и ИКТ для 6 класса положены следующие принципы:
- Целостность и непрерывность означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиск нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих пользовательские возможности информационных технологий.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: в начале общее знакомство с понятиями с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
- Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Креативность данной рабочей учебной программы и её отличие от примерной в логике построения учебного материала.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально – групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), теории – 33 часа, практики -26 часов, контрольных работ – 4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы.
Содержание тем учебного курса
1. Компьютер и информация 11 часов.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.
История вычислительной техники.
История счета и систем счисления.
Компьютерный практикум 8 часов.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация 12 часов.
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум 12 часов.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
3. Элементы алгоритмизации 8 часов.
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум 4 часа.
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
4.Повторение изученного материала 4 часа.
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
по данной программе
Программа предусматривает формирование умений, навыков и способов деятельности.
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматированиятекстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- CD-ROM: Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 209
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Операционная система Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе на: | |
теорию | практику | |||
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроке информатики. | 1 | 1 | - |
2 | Компьютер и информация | 11 | 11 | 8 |
3 | Человек и информация | 12 | 12 | 12 |
4 | Элементы алгоритмизации | 8 | 8 | 8 |
5 | Повторение | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 35 | 33 | 26 |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Применение педагогических технологий | Формы и виды контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ||||||
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроке информатики. | Урок – лекция с элементами беседы | Объяснительно - иллюстративные. ЗСТ(здоровьесберегающие технологии) Компьютерные. | Беседа. Зачёт по ТБ. | ||
| ||||||
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. | Ознакомления с новым материалом | Ценностно-смысловые. Общекультурные. Учебно-познавательные. Информационные. ЗСТ(здоровьесберегающие технологии) | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Фронтальный опрос | ||
3 | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками». | Комбинированный
| ЗСТ(здоровьесберегающие технологии). Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации ИКТ | Опрос. Тестирование. Практическая работа. | ||
4 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Word» (задание 1). | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа. Дискусия. Поиск представления. ИКТ | Опрос. Практическая работа. | ||
5 | Двоичное кодирование числовой информации (двоичная система счисления). Практическая работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Word» (задание 2). | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа. ИКТ | Опрос. Тестирование. Практическая работа. | ||
6 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа. Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование. Тренинг. Практическая работа. | ||
7 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи» (задание 1). | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа Компьютерные | Опрос Тестирование Практическая работа. | ||
8 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Рисуем и форматируем текст Создаём надписи» | Комбинированный | ЗСТ Личностного совершенствования. ИКТ | Опрос Тестирование Практическая работа. | ||
9 | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Урок контроля знаний | ЗСТ Ценностно- смысловые. Личностного совершенствования. ИКТ | Проблемные задания. | ||
10 | Растровое кодирование графической информации. | Ознакомления с новым материалом | ЗСТ Общекультурные. Беседа Исследование. Проблемные задачи Коммуникативные. ИКТ | Беседа Исследование. Проблемные задачи. | ||
11 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа № 4 «Нумерование списков» | Комбинированный | ЗСТ Беседа Исследование. Проблемные задачи ИКТ | Беседа Исследование. Проблемные задачи | ||
12 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Компьютерные | Беседа Демонстрация. Тренинг. | ||
| ||||||
13 | Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаём таблицы №1,2» | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Компьютерные | Беседа. Решение проблемных ситуаций. Практическая исследовательская работа. | ||
14 | Чувственное познание окружающего мира. | Ознакомления с новым материалом | ЗСТ Эвристическая беседа. ИКТ | Беседа. Создание «продукта». | ||
15 | Понятие как формы мышления. Практическая работа №7 «Размещение текста и графики в таблице». | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Компьютерные | Беседа. Практическая работа. | ||
16 | Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграмму» (задание 1,2). | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. ИКТ | Выступление учащихся с сообщениями. Решение проблемных ситуаций. Практическая работа. | ||
17 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа. | Комбинированный | ЗСТ Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Компьютерные | Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Контрольная работа (тест) | ||
18 | Содержание и объём и понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграмму» (задание 3). | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. Компьютерные. | Решение проблемных задач. Практическая работа. | ||
19 | Отношение тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 «Строим диаграмму» (задания 4,5). | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. Компьютерные | Решение проблемных задач. Работа с учебником. Практическая работа. | ||
20 | Отношение тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1,2). | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. Компьютерные | Решение проблемных задач. Работа с учебником. Практическая работа. | ||
21 | Определение понятия. Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 3-6). | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. Компьютерные | Решение проблемных задач. Работа с учебником. Практическая работа. | ||
22 | Классификация. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задание 7). | Урок дидактическая игра. | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. Компьютерные | Эвристическая беседа с игровой ситуацией. Практическая работа. | ||
23 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1,2). | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. ИКТ | Эвристическая беседа. Демонстрация. | ||
| ||||||
24 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 3,4). | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Проблемные технологии. Компьютерные | Эвристическая беседа. Практическая контрольная работа. | ||
25 | Что такое алгоритм. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word». | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Ценносто-смысловые. Компьютерные. | Работа с учебником Практическая работа. | ||
25 | Исполнители внутри нас. | Ознакомления с новым материалом | ЗСТ Учебно - познавательные. Ценносто-смысловые | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. | ||
27 | Формы записи алгоритма. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа. | Комбинированный | ЗСТ Учебно - познавательные. Личностного совершенствования. ИКТ | Работа с учебником. Контрольная работа (тест). | ||
28 | Линейные алгоритмы. | Ознакомления с новым материалом | ЗСТ Учебно - познавательные. Ценносто-смысловые. | Беседа. Работа с учебником. Составление алгоритмов. | ||
29 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №12 «Рисуем на свободную тему». | Комбинированный | ЗСТ Проблемные технологии. Компьютерные | Беседа. Составление алгоритмов. Практическая работа. | ||
30 | Алгоритмы с ветвлением. | Ознакомления с новым материалом | ЗСТ Учебно - познавательные. Ценносто-смысловые. | Беседа. Работа с учебником. Составление алгоритмов. | ||
31 | Алгоритмы с ветвлением. Практическая работа №13 «Power Point «Часы»» | Комбинированный | ЗСТ Проблемные технологии. Компьютерные | Беседа. Составление алгоритмов. Практическая работа. | ||
| ||||||
32 | Циклические алгоритмы | Ознакомления с новым материалом | ЗСТ Учебно - познавательные. Ценносто-смысловые | Беседа. Работа с учебником. Составление алгоритмов. | ||
33 | Практическая работа №14 «Power Point «Времена года»». | Применение и совершенствование знаний | ЗСТ Компьютерные | Практикум | ||
34 | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №15 «Power Point Скакалочка»» | Комбинированный | ЗСТ Личностно-ориенитированное обучение. Компьютерные | Контрольная работа (тест) | ||
35 | Творческая работа (защита проектов) | Обобщение и систематизация знаний | ЗСТ Проектно - исследовательские технологии. ИКТ | Защита проектов | ||
Итого: 35 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...