Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса на 2011-2012 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_kl.doc | 101 КБ |
rabochaya_programma_5_klass.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Применение педагогических технологий | Формы и виды контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| ||||||
1 | Вводный урок. Техника безопасности и организация рабочего места. | Урок – лекция с элементами беседы | Объяснительно - иллюстративные. ЗСТ(здоровьесберегающие технологии) Компьютерные. | Беседа. Зачёт по ТБ. | ||
2 | Информатика. Информация. Компьютер. | Урок – лекция с элементами беседы | Ценностно-смысловые. Общекультурные. Учебно-познавательные. Информационные. ЗСТ(здоровьесберегающие технологии) | Беседа, практикум | ||
| ||||||
3 | Как устроен компьютер. | Комбинированный | ЗСТ Объяснительно - иллюстративные. Система поэтапного обучения. ИКТ | Тестирование Фронтальный опрос Практикум | ||
4 | Знакомство с компьютером. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой» (задания 1-4) | Комбинированный | ЗСТ Ценностно- смысловые. Компьютерные | Тестирование Фронтальный опрос Практикум | ||
5 | Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» (задания 5-8) | Комбинированный | ЗСТ Объяснительно - иллюстративные. Учебно-познавательные. Личностного самосовершенствования. Компьютерные | Тестирование Фронтальный опрос Практикум | ||
6 | Основные позиции пальцев на клавиатуре. | Изучение нового материала | ЗСТ Объяснительно-иллюстративные Компьютерные Индивидуальное обуч. | Беседа Фронтальный опрос Тестирование | ||
7 | Программы и файлы. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Система поэтапного обучения. Компьютерные. Групповое обучение. | Беседа Фронтальный опрос Тестирование | ||
8 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2 «Осваиваем мышь». | Комбинированный | ЗСТ Проблемное Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
9 | Запуск программ. Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». | Комбинированный | ЗСТ Проблемное Компьютерные | Фронтальный опрос Практикум | ||
10 | Управление компьютером. Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». | Комбинированный | ЗСТ Объяснительно - иллюстративные Компьютерные | Фронтальный опрос Практикум | ||
| ||||||
11 | Действия с информацией. Хранение информации. | Комбинированный | ЗСТ Перспективно-опережающие. Ценностно-смысловые. | Беседа Фронтальный опрос | ||
12 | Носители информации. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | ||
13 | Передача информации. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | ||
14 | Кодирование информации. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | ||
15 | Формы представления информации. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Перспективно-опережающие. Учебно-познавательные. | Беседа Фронтальный опрос | ||
16 | Текст как форма представления информации. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Проблемные Компьютерные | Беседа Фронтальный опрос Составление текста. | ||
17 | Табличная форма представления информации. | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Проблемные | Беседа Фронтальный опрос. Составление таблицы. | ||
18 | Наглядные формы представления информации. | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Развивающие | Беседа Фронтальный опрос. Составление графиков. | ||
19 | Обработка информации. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». | Комбинированный | Учебно-познавательные. Проблемные Компьютерные ЗСТ | Фронтальный опрос Практикум | ||
| ||||||
20 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №6 «Ввод им текст». | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | Тестирование. Печать текста. | ||
21 | Редактирование как обработка текста. Практическая работа №7 «Редактируем текст». | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
22 | Работа с фрагментами текста. Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1-5). | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
23 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6-7). | Комбинированный | ЗСТ Технологии индивидуального обуч. Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
24 | Изменение формы представления информации (систематизация информации). | Комбинированный | ЗСТ Работа учебником Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
25 | Компьютерная графика. Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора». | Комбинированный | ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования. | Фронтальный опрос Тестирование | ||
26 | Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать » (задания 1,4,5). | Комбинированный | ЗСТ Личностного самосовершенствования. Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
27 | Обработка графической информации. Практическая работа №11 «Начинаем рисовать» (задания 2,3). | Комбинированный | ЗСТ Личностного самосовершенствования. Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | ||
28 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 «Создаём комбинированный документ». | Комбинированный | ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования. | Фронтальный опрос Тестирование | ||
| ||||||
29 | Преобразование информации по правилам. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. | Решение задач (инд. и групп) | ||
30 | Преобразование информации путём рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими объектами». | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные | Фронтальный опрос Решение задач (инд. и групп) | ||
31 | Разработка плана действий и его запись. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. | Опрос. Разработка плана действия. | ||
32 | Разработка плана действий и его запись. | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач | Фронтальный опрос Решение задач Тестирование | ||
33 | Создание движущихся объектов. Контрольная работа на 10-12 минут. | Обобщение и систематизация знаний | ЗСТ Ценностно-смыысловые. Ценностно-ориентированные. ИКТ | Контрольная работа | ||
34 | Создание движущихся изображений в Power Point. | Применение и совершенствование знаний | ЗСТ Ценностно-смысловые Компьютерные | Практикум | ||
35 | Работа по собственному замыслу (MS Word, Paint, Power Point). Практическая работа №15 «Создаём анимацию на свободную тему» | Обобщение и систематизация знаний | ЗСТ Компьютерные Проектно-исследовательские. | Защита проектов | ||
Итого: 35 часов |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут Саратовской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Директор МОУ СОШ №3
________________/Л. Н. Родыгина/ __________________/С.А. Чиженькова/
Протокол МО №____от»___»________20__г. Приказ №____от «___»_______20___г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________________/Е.Н. Симон/
«___»_______________20____г.
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» для 5 класса
Учитель: Литвинова Наталья Викторовна
I квалификационная категория
г. Красный Кут Саратовской области
2011 г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3-5
2.Содержание тем учебного курса 5-7
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе 8
4.Перечень учебно – методического обеспечения 9
5.Список литературы 9
6.Учебно – тематический план 10
7. Календарно – тематический план 11-16
Пояснительная записка
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
Планирование произведено согласно БУП – 204 года и базовым курсом информатики, содержание которого изложено в учебнике Л.Н. Босовой «Информатика и ИКТ», 5 класс на основе:
- требований обязательного минимума основного общего образования ( приказ МО РФ №1236 от 19.05.98 г.);
- обязательного минимума общего среднего (полного) образования (приказ МО РФ №56 от 30.06.1998 г.);
- федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ № 1321 от 09.03.2004 г.).
Цели обучения информатике и ИКТ в 5 классе:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно – учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- усиление культурологическиой составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи, которые необходимо решить в 5 классе:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
В основу вводного курса информатики и ИКТ для 5 класса положены следующие принципы:
- Целостность и непрерывность означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиск нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих пользовательские возможности информационных технологий.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: в начале общее знакомство с понятиями с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
- Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Креативность данной рабочей учебной программы и её отличие от примерной в логике построения учебного материала.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально – групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), теории – 34 часа, практики -21 час, контрольных работ – 4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы.
Содержание тем учебного курса
1.Введение 2 часа
Техника безопасности на уроке информатики.
Информация и информатика. Знакомство с учебником.
2. Компьютер для начинающих 8 часов
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум 5 часов
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
3. Информация вокруг нас 9 часов
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Компьютерный практикум 5 часов
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
4. Информационные технологии 9 часов
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Компьютерный практикум 7 часов
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
5.Информация вокруг нас. Продолжение 7 часов.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум 3 часа
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа №13 Работаем с графическими фрагментами.
Практическая работа № 14 Анимация.
Практическая работа № 15 Создаем анимацию на свободную тему.
6.Повторение изученного 1 час
Коллективная работа над проектом «История письменности».
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
по данной программе
Программа предусматривает формирование умений, навыков и способов деятельности.
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- CD-ROM: Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 209
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Операционная система Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе на: | |
теорию | практику | |||
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Компьютер для начинающих | 8 | 8 | 5 |
3 | Информация вокруг нас | 9 | 9 | 5 |
4 | Информационные технологии | 9 | 8 | 7 |
5 | Информация вокруг нас (продолжение) | 7 | 7 | 3 |
6 | Повторение | 1 | - | 1 |
Итого: | 35 | 34 | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...