Организация диагностической работы при подготовке к ГИА по информатике
статья по информатике и икт (9 класс) по теме

Организация диагностической работы - это инструмент оперативного контроля знаний и умений по каждой цели или микроцели. Своевременный анализ диагностической работы позволит учителю организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу с отдельными учениками, организовать непосредственным образом подготовку к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация диагностической работы при подготовке к итоговой аттестации по информатике

Как объективно оценить деятельность учащихся, как выстроить систему контроля, которая будет давать оперативные достоверные сведения о степени продвижения каждого ученика в освоении изучаемого материала при обучении в одном классе детей с разным уровнем знаний и темпов усвоения материала? Как непосредственно детей подготовить к ГИА и ЕГЭ? При традиционной «отметочной» системе отметки за контрольную работу не всегда оказываются объективными и в большинстве случаев позволяют оценить лишь факт знания или незнания учебного материала, но не сформированности умений, предусмотренных программой.

Средством для выявления степени достижения учащимися планируемых суммарных результатов является системная диагностика предметной обученности, которая позволит учителю определить трудности в  формировании предметных умений и зону ближайшего развития каждого ребенка.

Такая диагностика - инструмент оперативного контроля усвоения знаний по каждой цели (или микроцели). Своевременнный диагноз позволит учителю организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу с отдельными учащимися, не допуская отставания, организовать непосредственным образом подготовку к ЕГЭ.

Обязательно нужно применять диагностику предметной обученности с последующей коррекционно-развивающей работой.

Примерная схема организации учителем диагностической работы

1. Составление диагностической таблицы.

В соответствии с требованиями минимума содержания образования и государственной программы выделяется переченъ знаний и умений учащихся, которые должны быть сформированы к моменту проведения диагностики, и составляется диагноостическая карта (таблица).

2. Подбор содержания диагностической работы, позволяющего оценить уровень знаний и умений школьника.

Содержание диагностической работы должно позволить в  полном объёме выявить требуемые конкретные умения и навыки учащихся. Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения.

В зависимости от объема на выполнение диагностической работы отводится либо 10-15 минут, либо целый урок, либо же несколько уроков (по 10-15 мин), когда она выполняется частями. О дате проведения диагностической работы не сообщается, то есть она проводится без специальной подготовки, но цель ее проведения обязательно известна всем. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагать к ответственной рабoтe.

Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, так как важнейшими принципами диагностирования обученности являются: объективность, систематичность, гласность.

Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Чтобы дети проявляли интерес к диагностическим работам и не испытывали чувства страха, как иногда бывает перед контрольной работой, надо в начале изучения темы сообщить им четко выделенные требования к результатам обучения и поставить цель: овладеть определёнными умениями. Все это способствует успешности обучения. Исчезает психологическая проблема: нет обид за «двойку», нет страха перед родителями за отметки, внимание на урокax становится стабильным, а не вызывается единовременным желанием получить хорошую отметку, работа учащихся на уроках становится целенаправленной и мотивированной.

3. Проведение работы и её анализ.

При проверке работ в таблице знаком 1 отмечается количество ошибок, допущенных при выполнении всей работы, знаком-данное умение сформировано,     - умение находится в стадии формирования.    - умение не сформировано.

Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы. Если при сравнении диагностических карт по одной и той же теме за несколько лет обучения обнаруживается, что большинство учащихся допускают одну и ту же ошибку, то причины этого следует искать в неэффективности применяемых форм и методов организации учебной деятельности, в неверном отборе содержания, целей и задач уроков и т. д. Такой поиск раскрывает возможность предупреждения ошибок учащихся в последующие годы

 Громоздкая, на взгляд, диагностическая работа впоследствии окупается.

4. Организация коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Применять диагностику предметной обученности yчащихся необходимо в неразрывной связи с коррекционно-развивающей  работой, так как содержательно и технологически диагностика и коррекция в принципе не могут исследоваться и применяться по отдельности. Понятие «коррекционно-развивающая работа» не должно ассоциироваться с так называемыми классами коррекционно-развивающего обучения или пониматься как традиционная работа над ошибками. Если навыки не сформированы , нет смысла двигаться по программе дальше. Именно поэтому работа называется коррекционно-развивающей, где коррекция это средство, а развитие ребенка - это цель.

Цель коррекционно-развивающей работы: формирование умений, предусмотренных минимумом содержания образования, у всех учащихся.

Спланировать коррекционно-развивающую работу учителю позволяет анализ результатов диагностической работы. Формы такой работы общеизвестны: индивидуальная и групповая в ссответствии с допущенными ошибками. Коррекционную работу  можно проводить в начале каждого последующего урока информатики в течение 5-10 мин или посвятить ей целый урок. Таким образом, с помощью системы специальных упражнений учитель может помочь каждому учащемуся достигнуть планируемых результатов обучения. Набор коррекционно-развивающих упражнений включает задания различной степени трудности, поэтому разным учащимся можно предлагать различные задания с целью формирования умения или его совершенствования. Тем ученикам, которые сдают экзамены в формате ЕГЭ и ГИА, приготовить тесты из ЭГЭ и ГИА.

5. Повторная диагностика

Для проведения повторной диагностики можно не изменять содержание работы или подобрать новое.

В результате такой работы качество обученности каждoгo ученика повышается на 20-30 %.

Анализируя  результаты проведенных  диагностических работ,можно увидеть, что они действительно значимы для всех участников образовательного процесса:

- учитель получает возможность реально выполнять приннцип гарантированности образовательной подготовки учащихся , подготовки к ЭГЭ и осуществлять дифференцированный подход при их обучении;

Учащиеся знают конкретные требования к знаниям и умениям, у них возникает желание улучшать результаты своей деятельности, и как следствие. повышается качественный уровень обучения,

- родители могут в любой момент получить от учителя объективную информацию об учебных успехах своего ребенка по предмету, а также нужные и полезные советы, как эти успехи улучшить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы по подготовке к ЕГЭ по географии (Часть С)

Подготовка к ЕГЭ по географии. Задания части С....

Диагностические работы для подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ

Диагностические работы для  подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике представляют собой проверочные работы в двух вариантах по основным темам курса математики основной школы (5 - 9 кла...

Диагностическая работа по подготовке к ОГЭ

Работа поможет проверить знания по разделу "Познание", "Духовная культура"...

Диагностический материал по подготовке к экзамену по информатике

Материал может быть использован в рамках курса "Решение сложных тестов и задач", 9 класс...

План работы по подготовке к ОГЭ по информатике 2023-2024 уч. год

Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:1. Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информати...