Дистанционный курс.Кодирование информации
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Подготовка ГИА и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodirovanie_informacii.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные кодировки кириллицы.

Что нужно знать:

  1. все символы кодируются  одинаковым числом бит[1] (алфавитный подход)
  2. чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится 8 бит (8-битные) или 16 бит (16-битные)
  3. при измерении количества информации принимается, что в одном байте 8 бит, а в одном килобайте (1 Кбайт) – 1024 байта, в мегабайте (1 Мбайт) – 1024 Кбайта[2]
  4. после знака препинания внутри (не в конце!) текста ставится пробел
  5. чтобы найти информационный объем текста I, нужно умножить количество символов N на число бит на символ K:
  6. две строчки текста не могут занимать 100 Кбайт в памяти

Пример задания:

Определите информационный объем текста

                Бамбарбия! Кергуду!

    1) 38 бит            2)  144 бита          3)  152 бита          4) 19 бит

Решение:

  1. в этом тексте 19 символов (обязательно считать пробелы и знаки препинания)
  2. если не дополнительной информации, считаем, что используется 8-битная кодировка (чаще всего явно указано, что кодировка 8- или 16-битная)
  3. поэтому в сообщении 19*8 = 152 бита информации  (ответ 3).

Возможные ловушки:

  1. указано правильное число, но другие единицы измерения (объем текста 19 байт, а один из неверных ответов – 19 бит)
  2. расчет на то, что «забудут» пробел, в этом случае получается 18*8 = 144 бита (ответ 2, неверный)
  3. в 16-битной кодировке объем текста – 38 байт, а один из неверных ответов – 38 бит.

Еще пример задания:

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?

1)  30                   2) 60                      3) 120               4) 480

Решение:

  1. обозначим количество символов через N
  2. при 16-битной кодировке объем сообщения – 16*N бит
  3. когда его перекодировали в 8-битный код, его объем стал равен– 8*N бит
  4. таким образом, сообщение уменьшилось на 16*N – 8*N = 8*N = 480 бит
  5. отсюда находим N = 480/8 = 60 символов (ответ 2).

Еще пример задания:

В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:

Символ

1

5

A

B

Q

a

b

Десятичный код

49

53

65

66

81

97

98

Шестнадцатеричный код

31

35

41

42

51

61

62

Каков шестнадцатеричный код символа «q» ?

1)  7116                   2) 8316                      3) A116               4) B316

Решение:

  1. в кодовой таблице ASCII (American Standard Code for Information Interchange, американский стандартный код для обмена информацией) все заглавные латинские буквы A-Z расставлены по алфавиту, начиная с символа с кодом 65=4116 
  2. все строчные латинские буквы a-z расставлены по алфавиту, начиная с символа с кодом 97=6116
  3. отсюда следует, что разница кодов букв «q» и «a» равна разнице кодов букв «Q» и «A», то есть, 5116 – 4116=1016
  4. тогда шестнадцатеричный код символа «q» равен коду буквы «a» плюс 1016
  5. отсюда находим 6116 + 1016=7116 (ответ 1).

Задачи для тренировки[3]:

  1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Жан-Жака Руссо:

   Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.

1)  92 бита         2) 220 бит        3) 456 бит        4) 512 бит

  1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Алексея Толстого:

   Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка.

1)  512 бит         2) 608 бит        3) 8 Кбайт        4) 123 байта

  1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Рене Декарта:

   Я мыслю, следовательно, существую.

1)  28 бит         2) 272 бита        3) 32 Кбайта        4) 34 бита

  1. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке.

1) 384 бита        2) 192 бита         3) 256 бит        4) 48 бит

  1. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

1) 44 бита        2) 704 бита        3) 44 байта        4) 704 байта

  1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения из пушкинского четверостишия:

Певец-Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа!

1) 400 бит        2) 50 бит        3) 400 байт        4) 5 байт

  1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения:

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

1) 106 бит        2) 848 бит        3) 106 Кбайт        4) 848 Кбайт

  1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 8-битном коде, в 16-битную кодировку Unicode. При этом информационное сообщение увеличилось на 2048 байт. Каков был информационный объем сообщения до перекодировки?

1) 1024 байт         2) 2048 бит        3) 2 Кбайта        4) 2 Мбайта

  1. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей фразы в кодировке Unicode:

В шести литрах 6000 миллилитров.

1) 1024 байта        2) 1024 бита        3) 512 байт        4) 512 бит

  1. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующего предложения:

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

1) 78 бит        2) 80 байт        3) 312 бит        4) 624 бита

  1. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего предложения:

Белеет Парус Одинокий В Тумане Моря Голубом!

1) 352 бита        2) 44 бита        3) 352 байта        4) 88 байт

  1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку
    КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 800 бит. Какова длина сообщения в символах?

1) 50        2) 100        3) 200        4) 800

  1. В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:

Символ

1

5

J

K

P

j

k

Десятичный код

49

53

74

75

80

106

107

Шестнадцатеричный код

31

35

4A

4B

50

6A

6B

Каков шестнадцатеричный код символа «p» ?

1) 7016         2) 8516         3) 6F16         4) СЕ16

  1. В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы:

Символ

С

Т

У

Я

с

т

у

Десятичный код

145

146

147

159

225

226

227

Шестнадцатеричный код

91

92

93

9F

E1

E2

E3

Каков шестнадцатеричный код символа «я» ?

1) 2A116         2) DF16         3) EF16         4) 18016



[1] В самом деле, есть кодировки с переменным количеством бит на символ, например, кодировка UTF-8, но они не изучаются в школе.

[2] Чаще всего килобайт обозначают «Кб», а мегабайт – «Мб», но в демо-тестах ЕГЭ разработчики привели именно такие обозначения.

[3] Источники заданий:

  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2009 гг.
  2. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ххх ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС ххх Учебно-методическое пособие по ИСТОРИИ для учащихся 10-12 заочных классов(с использованием ЭОР и элементами дистанционного обучения)

Учебно-методическое пособие  предназначено для учащихся 10-12 заочных классов ГБОУ ЦО № 633 и содержит рекомендации по изучению истории России и Всеобщей истории, тематический план, учебную прогр...

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Статья посвещена особенностям использования дистанционных олимпиад в процессе изучения истории и обществознания. В статье раскрыты вопросы касающиеся истории возникновения дистанционных олимпиад и осо...

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...