Циклы с предусловием и постусловием
методическая разработка по информатике и икт по теме
Урок информатики для начинающих изучать язык программирования Pascal.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikly_s_predusloviem_i_postusloviem.docx | 1002.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок получения новых знаний.
Тема урока: Циклы с предусловием и постусловием.
Цели урока: 1) повторение материала по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»;
2) ознакомление с алгоритмической конструкцией «Цикл», записанной на языке
программирования Паскаль;
3) стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
4) воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и
других членов коллектива;
5) развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач
различной направленности.
Оборудование — доска, раздаточный материал, ПК.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня на уроке:
1. Повторение темы «Разветвляющиеся алгоритмы»
2. Ознакомление с темой «Циклы»
3. Развитие навыков групповой и индивидуальной работы.
- Повторение пройденного материала.
Задание 1.
1. В 1871 году в английском журнале «Панч» было напечатано стихотворение:
Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Ступить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.
Кому оно посвящено? Каков вклад этого человека в развитие ВТ?
(Беббидж. Главное дело жизни — вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Беббидж сконструировал аналитическую машину - прообраз современных компьютеров, которую в то время не смогли построить.)
Определить имя по программе:
VAR Х: INTEGER;
ВЕGIN
Х:=1; WRITЕ(‘Б’);
IF Х>0 ТНЕN WRITE(‘E’) ELSE WRIТЕ (‘А’);
Х:=Х-2;
IF Х>0 ТНЕN WRIТЕ (‘Д’) ЕLSЕ WRITE(‘Б’);
Х:=Х+1;
IF Х<0 ТНЕN WRIТЕ (‘О’) ЕLSЕ WRIТЕ(‘Б’);
Х:=Х+2;
IF Х>1 ТНЕN ВЕGIN WRIТЕ (‘И’); Х:=Х-3 ЕND ЕLSЕ WRIТЕ(‘У’);
IF Х>=5 ТНЕN ВЕGIN WRITE(‘K’); Х:=Х+7 ЕND ЕLSЕ WRITE(‘Д’);
IF Х<4 ТНЕN ВЕGIN WRIТЕ (‘А’); Х:=Х-1 ЕND ЕLSЕ WRITЕ(‘Ж’);
ЕND.
2. Кому принадлежат пророческие слова:
Нам говорят «безумец» и «фантаст».
Но, выйдя из зависимости грустной,
С годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусственно создаст.
(Иоганн Вольфганг Гёте — немецкий мыслитель, поэт, естествоиспытатель)
Определить имя по блок-схеме:
3. Кто автор этих строк и какое они имеют отношение к информатике?
«Мы почитаем всех нулями,
а единицами себя.»
(А.С.Пушкин, двоичная система счисления)
PROGRAM RR;
VAR X: INTEGER;
ВЕGIN
Х:=1;
IF Х>=1 ТНЕN WRITЕ(‘ПУ’) ЕLSЕ WRIТЕ(‘НЕ’);
Х:=Х+2;
IF Х<3 ТНЕN WRITE(‘КР’) ЕLSЕ WRITE(‘ШК’);
Х:=Х-2;
IF Х<5 ТНЕN WRITE(‘АС’) ЕLSЕ WRIТЕ(‘И’);
Х:=Х+4;
IF Х>3 ТНЕN WRITЕ(‘Н’) ЕLSЕ WRITE (‘ОВ’);
Х:=Х-5;
END.
Задание 2.
Какое значение получит переменная Z в результате выполнения следующего алгоритма?
А) Х= 1, У= 1, Z=...;
Б) Х= 1, У= -1, Z=...;
В )Х= -1, У= 1, Z=...
Задание 3.
Найти значение:
Мах( х, у), если х< 0;
Z=
Мin (х, у), если х ≥ 0.
В шаблоне блок-схемы алгоритма расставьте «да» и «нет» и заполните пустые блоки.
Задание 4.
Работа по карточкам на ПК:
1) Составить программу, вычисляющую У, если:
Х2, при Х>1,
У= 7Х3 -5/6, при 0<Х≤1
25+2/3Х2-16Х, при Х≤0.
2) Написать программу для вычисления значения А= Z – 4Z3, если:
Y2 – 0,3 при Y<0,
Z = 0, при 0≤Y≤16
Y2 – 2Y, при Y>1.
3) Написать программу для вычисления значения А = Z2 - 5,89, если:
X + Y
2 + 1 -ХY, при ХY<1,
Z = -3,24, при ХY≥1, Х≥0,
-3,14 + Х+Y, при Х<0, ХY≥1.
1-ХY,
Задание 5.
Тест.
Чему будет равно значение Х, после выполнения следующей последовательности операторов?
1. Х:=1;
У:=2;
Х:=Х*Х;
У:=У*У;
Х:=Х+У.
А)3; Б)5; В)6.
2. Х:=2;
У:= Х*Х+2*Х;
Х:=Х-У;
Х:=Х+У.
А)10; Б)2; В) -8.
3. Х:=5;
У:=Х* 2;
Х:=У*У+У;
Х:=Х+У.
А)30; Б)20; В)120.
4. F:=5; D:=7;
IF F>=D ТНЕN Х:= F ЕLSЕ Х:=D;
А) 7; Б) 5; В) 12.
5. F:=3; В:=4;
IF А>В ТНЕN Х:=А*В ЕLSЕ Х:=А-В;
А)12; Б) -1; В)1.
6. А:=53; В:=14;
IF А<=В ТНЕN Х:=А+В ЕLSЕ Х:=2*А - 4*В;
А) 67; Б) 42; В) 50.
7. А:=5; В:=4; С:=3;
IF А>В ТНЕN Х:=А+В ЕLSE ВЕGIN А:=В+С; Х:=А-3*В ЕND;
А) 7; Б) 9; В)-5.
8. А:=9; В:=8; С:=2;
IF (А>В) АND (В>С) ТНЕN Х:= 2*А+В+С ЕLSЕ Х:= А-В+С;
А) 38; Б) 3; В) 28.
9. А:=1; В=4; С:=8;
IF (А<=В) ОR (А>С) ТНЕN Х:= 5*А-В ЕLSЕ Х:=4*А*В;
А) 1; Б) 16; В) -15.
10. А:=7; В:=3; С:=6;
IF (А<В) ОR (А>С) ТНЕN Х:=4*А-А*В ЕLSЕ Х:= (А-В).
А) 7; Б) 4; В) 63.
Проводится взаимопроверка.
- Новая тема
Определение. Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми данными, называется циклическим.
Определение. Цикл, для которого нельзя указать число повторений, и проверка окончания которого происходит по достижению нужного условия, называется итерационным.
Блок-схемы базовых структур.
Цикл — пока Цикл - до
(может не выполниться ни разу) (выполняется хотя бы раз)
Оператор цикла с предусловием Оператор цикла с постусловием
WHILE <Условие> DO REPEAT
<Оператор>; <Оператор 1>;
<Оператор 2>;
…
<Оператор N>;
UNTIL <Условие>;
Пока условие истинно, выполняется Повторяется выполнение тела цикла до
Оператор (тело цикла). Того, как условие станет истинным.
Пример циклической программы.
F = N! = 1*2*3*…*N.
WHILE … DO … Repeat … until…
Program n!1; Program n!2;
Var I, N: Integer; Var I, N: Integer;
F: Real; F: Real;
Begin Begin
Readln(n); Readln(n);
F:= 1; F:= 1;
I: = 1; I: = 1;
While I <=N Do Repeat
Begin F:= F*I;
F:= F*I; I:= I + 1;
I:= I + 1; Until I > N;
End; Writeln (F);
Writeln (F); End.
End.
Из этой таблицы хорошо видно, как менялись значения переменных. Новое значение, присвоенное переменной, стирает ее старое значение (здесь не повторяется запись значения переменной, если оно не изменяется; в таком виде таблица менее загромождена числами). Последнее значение F равно 6.
3!=6.
- Закрепление
- Объяснить, в чем заключается синтаксическая ошибка(или ошибки) в приведенной программе:
Рrogram пример;
Var k; I; d; s: integer;
Writeln (‘Введите значение к:’);
Readln (k);
For I:= 100 to 300 do
Веgin
D:=2; s:=0;
While d<= I div 2 +1 dо
(IF I mod d = 0 then s:= s + d;
d: = d + 1);
If s = k then writeln (I)
Еnd
Еnd.
- Выписать последовательно значения, которые будут выводиться программой по ходу ее выполнения:
Рrogram pr;
Var I,j: integer;
Веgin I:=0; j:=0;
Repeat
I := I + 1;
J: = J + 10;
Write (I, j)
Until j> 50;
I: = 0;
J: = 0;
While j < 40 do
Begin I : = I + 1; J: = J + 10;
Write (I, J); end; end.
Ответ 1,10 2,20 3,30 4,40 5,50 6,60
1,10 2,20 3,30 4,40
- Групповая работа.
Какое значение будет принимать переменная Y после выполнения фрагментов программ:
А) Var Х, Y: Integer;
Веgin
Y:= 0; Х:=10;
Whilе Х>0 dо
Веgin
Х:= X-2;
Y:=Y+х;
Еnd;
Writeln (‘Y=’, Y)
Еnd.
Б) Var Х, Y: Integer;
Веgin
Y:=1; х:=15;
Whilе х>5 dо
Веgin
Х:=х-3; у:=у*х
End;
Writeln(‘у=’,у)
Еnd.
В) Var Х, Y: Integer;
Веgin
Y: = 1; Х:=15;
Repeat
У: =у * х;
Х:= х-3;
Until х<5;
Writeln (‘у=’,y) еnd.
- По блок-схеме составить программу на языке Паскаль и восстановить условие задачи.
(кол-во цифр числа)
- Решение задач по группам:
• Поменяйте местами первую и последнюю цифры числа ( I гр ).
• Поменяйте порядок цифр числа на обратный ( 2 гр ).
• Найдите количество четных цифр целого положительного числа ( 3 гр ).
• Найдите самую большую цифру целого числа ( I гр ).
• Найдите сумму цифр целого числа, больших 5 ( 2 гр ).
• Найдите сумму цифр числа ( 3 гр ).
- Дополнительные задачи:
• Дана непустая последовательность натуральных чисел, за которой следует 0. Вычислить сумму положительных элементов последовательности, порядковые номера которых нечетны.
• Найти 10 первых натуральных чисел, оканчивающихся на цифру «7», кратных числу 9 больших 100.
- Домашнее задание:
1. Сколько раз будут выполнены операторы внутри цикла в следующем фрагменте:
Х:=2; Y:=10;
While Y-Х>1 Dо
Веgin
Х:=Х+1; Y:=Y-1;
Еnd;
Sum:=Х+Y;
2. Что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:
Р:=1; I:=1;
Rереаt Р:=Р*2;
I:= I - 1;
Until I<=1;
3. а) Ученик в 1 день выучил 5 английских слов. В каждый следующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Сколько английских слов выучил ученик в 10-й день занятий?
б) Воспользовавшись шаблоном, составьте блок-схему алгоритма определения, через сколько дней ученик будет знать 250 английских слов.
- Итог урока: 1. Повторение новых видов алгоритмов
2. Вывод о качестве полученных знаний
3. Оценки учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл с предусловием
Презентация может быть использована при решении задач по теме "Циклические программы"9 класс...
Разработка урока "Цикл с предусловием"9 класс
Разработка урока предназначена для учащихся 9 класса по теме "Цикл с предусловием". ...
Конспект урока «Циклический алгоритм. Цикл с предусловием» 6 класс
Конспект урока «Циклический алгоритм. Цикл с предусловием» для исполнителя РоботУрок проводился в шестом классе в рамках изучения темы Основы алгоритмизации и программирования....
Разработка урока по информатике для учащихся 9- кл. по теме "Программирование цикла с предусловием"
Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования»Тип урока: комбинированныйТехнология: развитие критического мышления...
Урок в 9 классе по теме: "Оператор цикла с предусловием WHILE"
Урок разработан для учащихся 9 класса. Цель урока: научить применять полученные знания при составлении программ и творческих заданий. Научить решать задачи с использованием оператором цикла WHILE. Зак...
Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT.
Разработка урока по теме "Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT" (расчитан на 3 часа)...
Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием
Конспект урока "Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием"....