Циклы с предусловием и постусловием
методическая разработка по информатике и икт по теме

Кисельман Надежда Юрьевна

Урок информатики для начинающих изучать язык программирования Pascal.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cikly_s_predusloviem_i_postusloviem.docx1002.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок получения новых знаний.

Тема урока: Циклы с предусловием и постусловием.

Цели урока: 1) повторение материала по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»;

                       2) ознакомление с алгоритмической конструкцией «Цикл», записанной на языке

                           программирования Паскаль;

                       3) стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;

                       4) воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и

                           других членов коллектива;

                       5) развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач

                           различной направленности.

Оборудование — доска, раздаточный материал, ПК.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке:

1. Повторение темы «Разветвляющиеся алгоритмы»

2. Ознакомление с темой «Циклы»

3. Развитие навыков групповой и индивидуальной работы.

  1. Повторение пройденного материала.

Задание 1.

1. В 1871 году в английском журнале «Панч» было напечатано стихотворение:

Служа науке, он терпел лишенья,

Был рок его тревожен и суров,

Он злой судьбою избран был мишенью

Скорей ударов, нежели даров.

С тех пор, когда влекомый блеском таинств,

Присущих математике, решил

Ступить на многотрудный путь, пытаясь

Достичь математических вершин.

Кому оно посвящено? Каков вклад этого человека в развитие ВТ?

 (Беббидж. Главное дело жизни — вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Беббидж сконструировал аналитическую машину  - прообраз современных компьютеров, которую в то время не смогли построить.)

Определить имя по программе:

VAR Х: INTEGER;

ВЕGIN

Х:=1; WRITЕ(‘Б’);

IF Х>0 ТНЕN WRITE(‘E’) ELSE WRIТЕ (‘А’);

Х:=Х-2;

IF Х>0 ТНЕN WRIТЕ (‘Д’) ЕLSЕ WRITE(‘Б’);

Х:=Х+1;

IF Х<0 ТНЕN WRIТЕ (‘О’) ЕLSЕ WRIТЕ(‘Б’);

 Х:=Х+2;

IF Х>1 ТНЕN ВЕGIN WRIТЕ (‘И’); Х:=Х-3 ЕND ЕLSЕ WRIТЕ(‘У’);

IF Х>=5 ТНЕN ВЕGIN WRITE(‘K’); Х:=Х+7 ЕND ЕLSЕ WRITE(‘Д’);

IF Х<4 ТНЕN ВЕGIN WRIТЕ (‘А’); Х:=Х-1 ЕND ЕLSЕ WRITЕ(‘Ж’);

ЕND.

2. Кому принадлежат пророческие слова:

                      Нам говорят «безумец» и «фантаст».

                      Но, выйдя из зависимости грустной,

                      С годами мозг мыслителя искусный

                      Мыслителя искусственно создаст.

(Иоганн Вольфганг Гёте — немецкий мыслитель, поэт, естествоиспытатель)

                 Определить имя по блок-схеме:

3. Кто автор этих строк и какое они имеют отношение к информатике?

                          «Мы почитаем всех нулями,

                             а единицами себя.»

                (А.С.Пушкин, двоичная система счисления)

 

PROGRAM RR;

VAR X: INTEGER;

ВЕGIN

Х:=1;

IF Х>=1 ТНЕN WRITЕ(‘ПУ’) ЕLSЕ WRIТЕ(‘НЕ’);

Х:=Х+2;

IF Х<3 ТНЕN WRITE(‘КР’)  ЕLSЕ WRITE(‘ШК’);

Х:=Х-2;

IF Х<5 ТНЕN WRITE(‘АС’) ЕLSЕ WRIТЕ(‘И’);

Х:=Х+4;

IF Х>3 ТНЕN WRITЕ(‘Н’) ЕLSЕ WRITE (‘ОВ’);

Х:=Х-5;

END.

Задание 2.

Какое значение получит переменная Z в результате выполнения следующего алгоритма?

А) Х=  1,  У= 1,  Z=...;

Б) Х=   1, У= -1, Z=...;

В )Х= -1, У=  1,  Z=...

Задание 3.

Найти значение:

               Мах( х, у), если х< 0;

Z=

               Мin (х, у), если х ≥ 0.

В шаблоне блок-схемы алгоритма расставьте «да» и «нет» и заполните пустые блоки.

Задание 4.

Работа по карточкам на ПК:

1) Составить программу, вычисляющую У, если:

               Х2, при Х>1,

У=          7Х3 -5/6, при 0<Х≤1

               25+2/3Х2-16Х, при Х≤0.

2) Написать программу для вычисления значения А= Z – 4Z3, если:

                        Y2 – 0,3 при Y<0,

     Z =              0, при 0≤Y≤16

                         Y2 – 2Y, при Y>1.

3) Написать программу для вычисления значения А = Z2 - 5,89, если:

                             X + Y

                       2 + 1 -ХY, при ХY<1,

Z =                -3,24, при ХY≥1, Х≥0,

                      -3,14 + Х+Y, при Х<0, ХY≥1.

                                  1-ХY,

Задание 5.

Тест.

Чему будет равно значение Х, после выполнения следующей последовательности операторов?

1. Х:=1;

    У:=2;

    Х:=Х*Х;

    У:=У*У;

    Х:=Х+У.

          А)3;     Б)5;    В)6.

2. Х:=2;

    У:= Х*Х+2*Х;

    Х:=Х-У;

    Х:=Х+У.

          А)10;      Б)2;    В) -8.

3. Х:=5;

    У:=Х* 2;

    Х:=У*У+У;

    Х:=Х+У.

         А)30;       Б)20;    В)120.

4. F:=5; D:=7;

    IF F>=D ТНЕN Х:= F  ЕLSЕ Х:=D;

          А) 7;        Б) 5;     В) 12.

5. F:=3;    В:=4;

    IF А>В ТНЕN Х:=А*В ЕLSЕ Х:=А-В;

            А)12;      Б) -1;     В)1.

6. А:=53; В:=14;

    IF А<=В ТНЕN Х:=А+В ЕLSЕ Х:=2*А - 4*В;

             А) 67;     Б) 42;    В) 50.

7. А:=5; В:=4; С:=3;

IF А>В ТНЕN Х:=А+В ЕLSE ВЕGIN А:=В+С; Х:=А-3*В ЕND;

             А)  7;         Б) 9;        В)-5.

8. А:=9; В:=8; С:=2;

IF (А>В) АND (В>С) ТНЕN Х:= 2*А+В+С ЕLSЕ Х:= А-В+С;

             

             А) 38;         Б) 3;        В) 28.

9. А:=1; В=4; С:=8;

IF (А<=В) ОR (А>С) ТНЕN Х:= 5*А-В ЕLSЕ Х:=4*А*В;

           

             А) 1;             Б) 16;        В) -15.

10. А:=7; В:=3; С:=6;

IF (А<В) ОR (А>С) ТНЕN Х:=4*А-А*В ЕLSЕ Х:= (А-В).

         

             А) 7;              Б) 4;          В) 63.

 Проводится взаимопроверка.

  1. Новая тема

Определение. Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми данными, называется циклическим.

Определение. Цикл, для которого нельзя указать число повторений, и проверка окончания которого происходит по достижению нужного условия, называется итерационным.

                                    Блок-схемы базовых структур.

                     Цикл — пока                                   Цикл - до

    (может не выполниться ни разу)       (выполняется хотя бы раз)

Оператор цикла с предусловием        Оператор цикла с постусловием

WHILE  <Условие> DO                               REPEAT

              <Оператор>;                                        <Оператор 1>;

                                                                            <Оператор 2>;

                                                                            …

                                                                           <Оператор N>;

                                                                          UNTIL <Условие>;

 

Пока условие истинно, выполняется       Повторяется выполнение тела цикла до        

 Оператор (тело цикла).                             Того, как условие станет истинным.

Пример циклической программы.

F = N! = 1*2*3*…*N.

WHILE … DO …                                         Repeat … until…

Program n!1;                                                  Program n!2;          

Var I, N: Integer;                                           Var I, N: Integer;      

       F: Real;                                                          F: Real;

Begin                                                               Begin

    Readln(n);                                                    Readln(n);

      F:= 1;                                                          F:= 1;

      I: = 1;                                                          I: = 1;  

While I <=N Do                                              Repeat

Begin                                                                      F:= F*I;

      F:= F*I;                                                            I:= I + 1;

      I:= I + 1;                                                    Until  I > N;

End;                                                                 Writeln (F);

Writeln (F);                                                     End.

End.

Из этой таблицы хорошо видно, как менялись значения переменных. Новое значение, присвоенное переменной, стирает ее старое значение (здесь не повторяется запись значения переменной, если оно не изменяется; в таком виде таблица менее загромождена числами). Последнее значение F равно 6.

3!=6.

  1. Закрепление
  1. Объяснить, в чем заключается синтаксическая ошибка(или ошибки) в приведенной программе:

Рrogram пример;

   Var k; I; d; s: integer;

   Writeln (‘Введите значение к:’);

    Readln (k);

    For I:= 100 to 300 do

      Веgin

        D:=2; s:=0;

While d<= I div 2 +1 dо

(IF I mod d = 0 then s:= s + d;

            d: = d + 1);    

If   s = k then writeln (I)

       Еnd

Еnd.

  1. Выписать последовательно значения, которые будут выводиться программой по ходу ее выполнения:

Рrogram pr;

     Var I,j: integer;

Веgin I:=0; j:=0;

 Repeat

          I := I + 1;

          J: = J + 10;

Write (I, j)

Until j> 50;

    I: = 0;

    J: = 0;

While j < 40 do

  Begin   I : = I + 1;   J: = J + 10;

Write (I, J);  end;  end.

Ответ   1,10  2,20   3,30  4,40  5,50  6,60

             1,10  2,20   3,30  4,40

  1. Групповая работа.

Какое значение будет принимать переменная Y после выполнения фрагментов программ:

 

                   А) Var  Х, Y: Integer;

                   Веgin

                        Y:= 0;  Х:=10;

                   Whilе Х>0 dо

                    Веgin

                    Х:= X-2;

                    Y:=Y+х;

                      Еnd;

                    Writeln (‘Y=’, Y)

                  Еnd.

Б) Var  Х, Y: Integer;

Веgin

          Y:=1; х:=15;

Whilе х>5 dо

     Веgin

          Х:=х-3; у:=у*х

     End;

Writeln(‘у=’,у)

Еnd.

В) Var  Х, Y: Integer;

Веgin

Y: = 1; Х:=15;

Repeat

     У: =у * х;

     Х:= х-3;

Until х<5;

Writeln (‘у=’,y) еnd.

  1. По блок-схеме составить программу на языке Паскаль и восстановить условие задачи.

(кол-во цифр числа)

                           

  1. Решение задач по группам:

• Поменяйте местами первую и последнюю цифры числа ( I гр ).

• Поменяйте порядок цифр числа на обратный ( 2 гр ).

• Найдите количество четных цифр целого положительного числа ( 3 гр ).

• Найдите самую большую цифру целого числа ( I гр ).

• Найдите сумму цифр целого числа, больших 5 ( 2 гр ).

• Найдите сумму цифр числа ( 3 гр ).

  1. Дополнительные задачи:

• Дана непустая последовательность натуральных чисел, за которой следует 0. Вычислить сумму положительных элементов последовательности, порядковые номера которых нечетны.

• Найти 10 первых натуральных чисел, оканчивающихся на цифру «7», кратных числу 9 больших 100.

  1. Домашнее задание:

1. Сколько раз будут выполнены операторы внутри цикла в следующем фрагменте:

                      Х:=2; Y:=10;

                      While Y-Х>1 Dо

                      Веgin

                        Х:=Х+1; Y:=Y-1;

                      Еnd;

                      Sum:=Х+Y;

2. Что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:

          Р:=1; I:=1;

          Rереаt   Р:=Р*2;

              I:= I - 1;

          Until I<=1;

3. а) Ученик в 1 день выучил 5 английских слов. В каждый следующий день он выучивал на 2 слова больше, чем в предыдущий. Сколько английских слов выучил ученик в 10-й день занятий?

    б) Воспользовавшись шаблоном, составьте блок-схему алгоритма определения, через сколько дней ученик будет знать 250 английских слов.

                         

  1. Итог урока: 1. Повторение новых видов алгоритмов

                       2. Вывод о качестве полученных знаний

                       3. Оценки учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл с предусловием

Презентация может быть использована при решении задач по теме "Циклические программы"9 класс...

Разработка урока "Цикл с предусловием"9 класс

Разработка урока предназначена для учащихся 9 класса по теме "Цикл с предусловием". ...

Конспект урока «Циклический алгоритм. Цикл с предусловием» 6 класс

Конспект урока «Циклический алгоритм. Цикл с предусловием» для исполнителя РоботУрок проводился в шестом классе в рамках изучения темы Основы алгоритмизации и программирования....

Разработка урока по информатике для учащихся 9- кл. по теме "Программирование цикла с предусловием"

Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования»Тип урока: комбинированныйТехнология: развитие критического мышления...

Урок в 9 классе по теме: "Оператор цикла с предусловием WHILE"

Урок разработан для учащихся 9 класса. Цель урока: научить применять полученные знания при составлении программ и творческих заданий. Научить решать задачи с использованием оператором цикла WHILE. Зак...

Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT.

Разработка урока по теме "Алгоритмы с повторениями. Цикл  с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT" (расчитан на 3 часа)...

Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием

Конспект урока "Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием"....