Тематическое планирование курсов "Информационные технологии"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
Для детей обучение по программе «Информационные технологии» - это получение всестороннего компьютерного образования, приобщение к интересному миру информационных технологий, возможность соответствовать требованиям к гражданину современного информационного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnye_tehnologii.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность создания программы.
Сегодняшний день – это стремительная информатизация общества, в котором важнейшее место занимают персональные компьютеры и информационные сети, где человек приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира.
С развитием нашего общества ЭВМ все больше проникает во все сферы жизни: производство, сельское хозяйство, экономику, медицину и т.д. Преподаватели физики и химии, математики и биологии, русского языка и литературы и других образовательных дисциплин всё шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Неоценимую пользу оказывают компьютеры и как средство изучения иностранных языков. Во многих школах учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, рефератов и других работ. Создание данной программы в настоящее время является очень актуальным моментом, так как она призвана научить ребят «общению» с компьютером. Главное отличие данной программы от типовой программы курса информатики заключается в предоставлении учащимся возможности выбора индивидуального темпа, глубины, а зачастую и траектории обучения посредством перехода от досуговой формы освоения материала к поисково-исследовательскому методу.
Для детей обучение по программе «Информационные технологии» - это получение всестороннего компьютерного образования, приобщение к интересному миру информационных технологий, возможность соответствовать требованиям к гражданину современного информационного общества. Время, проведенное на занятиях, окажется полезным для развития логического и творческого мышления, поможет ориентироваться в мире компьютерных профессий.
Для родителей – это возможность дать современное компьютерное образование, подготовить к выбору будущей профессии и обеспечить занятость детей в свободное время.
Программа не предназначена для подготовки специалистов-программистов, она помогает ребятам освоить те пользовательские программы, без которых не может обойтись человек в современном обществе. Для творческой личности компьютер представляет неограниченные возможности самосовершенствования. Новые компьютерные профессии рождаются вместе с новым программным обеспечением. Если ребята поймут принципы работы с пользовательскими программами, то изучение ими новых программных продуктов не представит труда. А в дальнейшем компьютер поможет найти профессию, дело своей жизни.
Программа «Информационные технологии для школьников» предназначена для учащихся 2 – 11 классов, сроком 1 – 3 года обучения и направлена на социальное, интеллектуальное, духовное и эстетическое развитие детей и подростков.
2. Цель программы
Программа ставит целью:
- формирование информационной культуры учащихся;
- формирование стиля мышления, т.е. планирования своей деятельности, поиска информации, нужной для решения стоящих перед ним задач;
- научить ребёнка с уважением относиться к компьютерной грамотности;
- научить ребёнка мыслить, решать задачи;
- научить поверить в себя, в свои собственные силы;
- развить и воспитать эстетический вкус, логическое мышление и фантазию у ребят;
- формирование умений и навыков работы с различными пользовательскими программами;
- профессиональную ориентацию подростков в выборе будущих профессий;
- отвлечение детей и подростков от пагубного влияния улицы;
- организацию интересного досуга.
3. Задачи
Образовательные:
- научить навыкам работы с компьютером;
- преодолеть психологический барьер человека перед компьютером;
- развивать логическое мышление, память;
- научить чётко излагать свои мысли;
- овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;
- формировать алгоритмический подход к решению задач.
Воспитательные:
- формирование культуры поведения;
- воспитание коммуникационных качеств;
- помощь родителям в воспитании детей;
- отвлечение ребят от улицы с её негативными сторонами;
- воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы, сплочённости;
- воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;
- воспитание умения довести начатое дело до конца
Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;
4. Пути реализации программы:
Образовательный процесс рассчитан на работу с группой из 10-15 человек (в зависимости от числа рабочих мест в классе) и предполагает повышенное внимание к творчески одарённым учащимся с последующим вовлечением их в поисково-исследовательскую деятельность.
Программа рассчитана на недельную нагрузку 2 часа на 34 учебные недели.
Основная форма занятий – работа с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса.
- Создание комфортных условий в коллективе;
- Заинтересованность ребёнка в получении новых знаний;
- Поиск нетрадиционных форм обучения;
- Разбивка учебной программы на модули для успешного её усвоения;
- Включение в структуру занятий упражнений для развития логического мышления, памяти, внимания;
- Введение в структуру занятий уроков творчества;
- Коллективные дела;
- Игровые программы.
5. Общие сведения об учащихся
Возраст детей:
1 группа – 1 - 6 класс
2 группа – 7 - 9 класс
3 группа – 10 - 11 класс
6. Формы, методы и принципы реализации программы
Программа ориентирована на развитие творческой личности. Использованные формы практической работы чаще всего индивидуальны. В некоторых случаях коллективная форма работы, целью которой является развитие сотрудничества
Принцип доступности при изложении материала с учётом личностных особенностей учащихся (возраст, уровень начальной подготовки).
Преподаётся материал от простого к сложному. Учебный план составлен так, что к наиболее важным темам ученики обращаются неоднократно, повторяя пройденный ранее материал, и расширяя круг изучаемых вопросов.
Задача педагога в том, чтобы помочь ученику правильно оценить свои силы, поддержать при выполнении первого задания, дать возможность закрепить успех и приобрести опыт, когда ребёнок почувствует себя уверенно на этом уровне, он будет готов перейти на следующий. Надо построить образовательный процесс так, чтобы дети прошли все уровни в логической последовательности, то есть нельзя допускать, чтобы ребёнок сразу выбрал себе высокий уровень и не справился с ним.
Принцип наглядности – подача материала сопровождается рисунками и записями на доске, демонстрацией на экране монитора.
Принцип активности. Необходимо присутствие духа соревнования. При выполнении заданий важна возможность фантазировать, проявлять индивидуальность.
Принцип сознательности. Ребятам предлагается работа с дополнительной литературой, возможность найти дополнительную информацию по данному материалу, удивить, заинтересовать данной информацией своих товарищей.
Для достижения предполагаемых результатов используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстрационный, при котором педагог рассказывает и показывает на примерах, рисунках, слайдах новый материал;
- репродуктивный. При использовании этого метода учащиеся решают поставленную задачу по образцу;
- диалогический – применение этого метода предусматривает диалог между педагогом и учащимися, обеспечивает более прочное усвоение новых знаний путём обсуждения проблем, которые возникают при решении конкретной задачи;
- частично-поисковый – учащиеся производят поиск новых решений той или иной задачи;
Организация учебно-воспитательного процесса
Организация учебного процесса:
Теоретический материал излагается в форме беседы, затем идёт отработка материала на практике путём выполнения задач по теме.
Для проведения занятий могут быть использованы следующие формы:
- Конкурс. Ребята стараются выполнить задания лучше, красивее, оригинальнее своих товарищей. При проведении конкурсов и викторин следует уделять внимание вопросам плохо усвоенных тем.
- Конференция. Учащиеся подготавливают выступление по заданной теме в области компьютерных технологий и делают доклад перед своими товарищами.
- Семинар. Учащиеся собирают информацию, готовят вопросы. Проблемы решаются вместе с преподавателем.
- Дискуссии. Заслушиваются разные мнения, они могут быть противоположны друг другу. Тем много, ко имеет смысл выбрать самые актуальные. Например, «Компьютер: за и против». Самое сложное в дискуссии – провести её кратко. Заслушиваются основополагающие мнения, принципиально и с разных сторон. Вступать в спор нельзя. Главное, мысли излагать чётко и кратко.
- Игра. Содержит в себе несколько функций:
- обучающая – развитие учебных умений и навыков.
- Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное.
- Коммуникативная – объединение коллектива, установление эмоциональных контактов.
- Релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой.
В игровых формах присутствует главный фактор обучения – сознательность и активность, а также сопутствующий фактор – общение.
Использование игровых форм ведёт к повышению творчества ребят, к более глубокому, осмысленному освоению материала. Ребёнок чувствует себя комфортно, испытывает потребность и заинтересованность в получении знаний.
Занятия состоят их двух частей:
- теоретическая часть:
- объяснение темы
- запись теоретической части в тетрадь
- вопросы учащихся
- обсуждение вопросов
- практическая часть
- выполнение заданий на заданную тему
- при необходимости обращение к преподавателю
- отработка преподавателем непонятного материала
- проверка выполненного задания преподавателем
Предполагаемые (ожидаемые) результаты
Результаты воспитательных задач:
- формирование культуры работы в коллективе и правил поведения в общественных местах;
- умение выступать перед коллективом и доказывать свою точку зрения во время бесед и дискуссий;
- сплочение коллектива, способного решать совместно поставленные задачи;
- развитие коммуникационных качеств;
- качественное использование своего времени;
- умение находить и изучать новую информацию;
- доказывать свою точку зрения во время бесед и дискуссий.
Результаты развивающих задач:
- развитие логического мышления;
- развитие внимания, сосредоточенности на выполнение конкретной задачи;
- развитие творческих нестандартных подходов к решению задач;
- развитие умения использовать компьютер для решения различных жизненных задач;
Мониторинг образовательных и воспитательных результатов:
На курсы приходят дети с разным багажом знаний. Моя задача: помочь ребёнку и школе в преодолении трудностей на пути к знаниям.
Зачисление ребят в учебную группу производится по результатам тестирования. Оценивается начальное знание пользовательских программ, внимание.
Для диагностики можно использовать анкетирование, тестирование, наблюдение.
Формы диагностики результатов:
- результаты выполнения заданий;
- беседы
- зачеты
- конференции
- семинары
- конкурсы
- викторины
- круглые столы
Основное назначение системы оценки выполнения обязательных требований – выявить овладел или не овладел каждый конкретный учащийся знаниями, умениями, видами деятельности, зафиксированными в программе.
Для оценки качества знаний в компьютерном кружке можно использовать дихотомическую шкалу: «зачёт» или «незачёт».
Данные, полученные при обработке результатов контроля, анализируются педагогом. Внесение корректив в образовательный и воспитательный процесс можно по результатам анализа.
Диагностика образовательного результата:
Низкий – знание назначения основных программ, умение применить пройденный материал под руководством преподавателя
Средний – самостоятельное решение задач среднего уровня сложности, знание пройденного материала
Высокий – выполнение задач повышенного уровня сложности, самостоятельная работа с дополнительной литературой, выполнение индивидуальных заданий.
Диагностика воспитательного процесса
Параметры диагностики | Формы отслеживания результата |
Умение общаться со сверстниками в коллективе. Культура общения |
|
Проявление активности при работе в коллективе |
|
Оценка общей культуры поведения учащегося |
|
Низкий – знает общие правила поведения в общественных местах, но не выполняет их, не находит общего языка со своими сверстниками.
Средний – знает правила, но не всегда выполняет их, находит общий язык не со всеми обучающимися в группе.
Высокий – высокая коммуникационная культура.
Воспитанность – личные качества личности, характеризующие отношение к человеку, миру, к людям.
Показатели воспитанности:
- направленность на себя, на объект, либо на других людей.
- Социально-значимые показатели качества личности:
- культура поведения и отношений
- трудолюбие
- старание
- способность к состраданию
- коммуникативная культура
Диагностика воспитанности – оценочная процедура, направленная на проявление ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
Через диагностику педагог устанавливает, как реализованы педагогические (воспитательные) задачи; какие из них требуют дальнейшего решения. Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств учащихся.
Измерение можно сделать по трём уровням: показатели сильно выражены (высокий); недостаточно выражены (средний), не обнаруживаются (низкий). Таким образом, педагог может сам определить показатели, через которые совершит диагностику учеников.
Диагностика развития обучающегося на курсах.
Параметры диагностики | Формы отслеживания |
Логическое мышление | Тесты Решение логических задач Практические задания |
Память, внимание | Тесты Упражнения |
Усердие, терпение | Анкетирование Наблюдение |
Творчество | Наблюдение Тестирование КВН Викторины Творческие работы |
Результативность
Результативность своей работы необходимо отслеживать по нескольким критериям:
- Степень комфортности в коллективе.
Своё настроение, своё внутреннее состояние микроклимат в коллективе оценивают ребята.
- Степень удовлетворённости.
Анкетирование ребят, что было не так, что хотелось провести по другому (предложение), получили ли от курсов то, что ожидали (или занятия разочаровали)
- Результаты усвоения учебной программы и контроль знаний.
Вся учебная программа разбита на отдельные блоки. После прохождения материала каждого блока следует зачёт. По окончании обучения – экзамен. Сдача экзамена возможна в двух вариантах: экзамен по билетам и написание реферата по заданной теме.
- Увеличение показателей уровня развития памяти, внимания, логического мышления.
Тесты на логическое мышление, внимание, память при поступлении примерно 40%, после года обучения 70%.
Учебный план
Название программы | 1 год | 2 год | 3 год | |||
Число в неделю | Число в год | Число в неделю | Число в год | Число в неделю | Число в год | |
Информационные технологии | 2 | 68 | 2 | 68 | 2 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
I год обучения
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | Практическое задание | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
Техника безопасности в компьютерном классе. Место информатики среди других наук. |
| 4 | ||||
Состав компьютера. Рабочий стол. |
| 4 | ||||
Графический редактор Paint как средство для упражнений работы с мышью. |
| 4 | ||||
Работа с окнами. |
| 4 | ||||
Блокнот. |
| 4 | ||||
Файл. |
| 4 | ||||
Графический редактор Paint |
| 4 | ||||
Калькулятор. |
| 4 | ||||
Буфер обмена. |
| 4 | ||||
Диски и дисководы. |
| 4 | ||||
Настройка Windows. |
| 4 | ||||
Справочная система. |
| 4 | ||||
Архивирование. |
| 4 | ||||
Знакомство с Word. |
| 4 | ||||
Форматирование. |
| 4 | ||||
Таблицы. |
| 4 | ||||
Зачетная работа. | По пройденному материалу. | 4 | ||||
Итого: | 68 |
Учащийся должен знать:
- технику безопасности;
- структуру системного блока, основные устройства ПК, правила их эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;
- понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
- основные возможности Windows;
- стандартные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применение таблиц;
- основные положения и функции операционных систем;
Учащийся должен уметь:
- соблюдать требования охраны труда, бережно обращаться с оборудованием;
- подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;
- работать с различными типами прикладных программ (текстовые, графические редакторы);
- грамотно форматировать текст, работать с таблицами;
II год обучения
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | Практическое задание | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
Microsoft Word. Повторение. |
| 4 | ||||
Списки. |
| 4 | ||||
Таблицы. |
| 4 | ||||
Графические возможности Word. |
| 4 | ||||
Различные возможности Word. |
| 4 | ||||
Колонки. |
| 4 | ||||
Работа с документами. |
| 4 | ||||
Знакомство с Excel. |
| 4 | ||||
Работа с листами. |
| 4 | ||||
Форматирование таблицы. |
| 4 | ||||
Автоматизация ввода данных. |
| 4 | ||||
Буфер обмена. |
| 4 | ||||
Формат ячеек. |
| 4 | ||||
Формула. |
| 4 | ||||
Графики и диаграммы. |
| 4 | ||||
Защита. Фильтрация. |
| 4 | ||||
Зачетная работа |
| 4 | ||||
Итого: | 68 |
Учащийся должен знать:
- требования охраны труда и пожарной безопасности;
- понятие файла и каталога;
- основные возможности Windows;
- стандартные и специальные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц;
- основные положения и функции операционных систем;
- рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
- возможности текстового редактора, табличного процессора и средства для создания презентаций.
Учащийся должен уметь:
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте, бережно обращаться с оборудованием;
- подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;
- работать с различными типами прикладных программ (текстовые и табличные процессоры, графические редакторы);
- грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
- выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;
- применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте;
III год обучения.
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | Практическое задание | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
Power Point. |
| 4 | ||||
Режимы просмотра презентации. |
| 4 | ||||
Создание презентации. |
| 4 | ||||
Ввод, редактирование и форматирование текста в режиме слайдов. |
| 4 | ||||
Дизайн презентации. |
| 4 | ||||
Рисование и редактирование графических объектов |
| 4 | ||||
Вставка таблиц |
| 4 | ||||
Графики и диаграммы |
| 4 | ||||
Добавление в слайд различных эффектов |
| 4 | ||||
Базы данных |
| 4 | ||||
Методы создания таблиц в базе данных |
| 4 | ||||
Редактирование |
| 4 | ||||
Виды моделей баз данных |
| 4 | ||||
Этапы разработки баз данных |
| 4 | ||||
Работа с базой данных |
| 4 | ||||
Создание отчётов |
| 4 | ||||
Зачетная работа |
| 4 | ||||
Итого: | 68 |
Учащийся должен знать:
- требования охраны труда и пожарной безопасности;
- понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
- стандартные и специальные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц и стилей;
- назначение программ Power Point, Access и их возможности.
Учащийся должен уметь:
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
- работать с различными типами прикладных программ (текстовые и табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);
- грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
- выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;
- создавать презентации с использованием анимации;
- создавать различные базы данных.
Программное обеспечение:
- MS Windows
- MS Office
- Программы архивации данных
- Антивирусные программы
Аппаратное обеспечение:
- Компьютеры, объединенные в локальную сеть.
- Принтер
- Сканер
- Мульмедиапроектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Технология профессионального успеха" 10-11классы
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (напри...
Календарно-тематическое планирование по технологии направление «Технология. Технический труд»
Календарно-тематическое планирование по технологии направление «Технология. Технический труд» к учебнику Симоненко В.Д. «Технология »...
Тематическое планирование по технологии 5 класс Модифицированный вариант для неделимых классов по учебнику В.Д. Симоненко «Технология 5-8 классы»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного пр...
Примерное тематическое планирование. Направление "Технологии ведения дома" ФГОС 5 класс (68 ч) Программа "Технология" А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко.
Программа по предмету Технология разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государст...
Календарно-тематическое планирование по технологии "Технология ведения дома" 6 класс
Календарно - тематическое планорование составлено для курса "Технология ведения дома" 6 класс в соответствии с ФГОС по программе Н.В.Синица, В.Д.Симоненко...
Календарно - тематическое планирование по технологии "Технология ведения дома" 7 класс
Календарно - тематическое планирование по курсу "Технология ведения дома" 7 класс составлено в соответствии с ФГОС по программе Н.В.Синица, В.Д.Симоненко....
Календарно- тематическое планирование по технологии 5 класс по учебнику "Технология ведения дома" Н.В.Синица
Календарно- тематическое планирование по технологии 5 класс по учебнику "Технология ведения дома" (смешанный вариант )Н.В.Синица, Симоненко В.Д...