Программа дополнительного курса по информатике для начальной школы
рабочая программа по информатике и икт по теме
Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 2 - 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой Н.В.
При создании программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Изучение предмета "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 144 часа:
2 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;
3 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;
4 класс - 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stepanovoy_l.i..doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 2 - 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой Н.В.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2,3,4 классы, Матвеева Н.В. и др.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.
6. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику
Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2, 3, 4 класс, 2008 г.
При создании программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Изучение предмета "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 144 часа:
2 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;
3 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;
4 класс - 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Цель:
Формирование первичных представлений об информационной картине мира и компьютере, навыков работы на компьютере с информацией, общеучебных навыков работы с информацией.
Задачи:
- освоить средства ИКТ как инструмента работы с ней;
- научить детей описывать объекты реальной и виртуальной действительности;
- работать с текстом и разного рода графическими объектами;
- учить передавать и принимать устные и письменные сообщения;
- представлять информацию на материальном носителе;
- создавать информационные модели событий, явлений и адекватно интерпретировать учебные и иные модели.
Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности в программе применяются методы:
- Устный контроль (анализ, самоанализ);
- Лабораторно–практический контроль (компьютерный практикум, творческие задания, проекты);
- Контрольное тестирование в конце учебного года;
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо иметь перечень средств ИКТ:
Аппаратные средства:
- компьютеры,
- локальная сеть;
- мультимедиа проектор;
- принтер;
- сканер;
- цифровой фотоаппарат;
- цифровая видеокамера;
Программные средства:
- операционная система Windows;
- полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
- антивирусная программа AVP;
- учебно-методический комплект (УМК) по информатике и ИКТ для начальной школы (http://school-collekcion.edu.ru).
Первый год обучения
Цель: знакомство с базовой системой понятий информатики для повышения эффективности учебной деятельности обучающихся на последующих ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- дать понятие об общем представлении информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- научить представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
- научить использовать электронные пособия, тренажеры, презентации в процессе обучения.
- обеспечить усвоение решений конкретных информационных задач определенного класса и уровня сложности.
Развивающие:
- формирование первоначальных представлений о компьютере, информационных процессах, алгоритмах и исполнителях, объектах и множествах;
- формирование умений работать с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми, текстовыми, графическими и другими программами;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- формирование навыков применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности;
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к информации;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде;
- содействие развитию интеллектуальных способностей обучающихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п | Главы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Виды информации. Человек и компьютер | 8 | 4 | 4 |
2. | Кодирование информации | 8 | 4 | 4 |
3. | Числовая информация и компьютер | 7 | 3 | 4 |
4. | Текстовая информация | 5 | 2 | 3 |
5. | Технологии обработки информации | 8 | 3 | 5 |
итого | 36 | 16 | 20 |
Содержание программы
Глава1. Виды информации. Человек и компьютер (8ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Человек и информация: мы живем в мире информации, информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, кожа). | 1 |
2. | В мире звуков: мы живем в мире звуков, звуки несут человеку информацию, примеры звуковой информации. | 1 |
3. | Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязания), обонятельная информация, примеры. | 1 |
4. | Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и др.) и искусственные источники информации (колотушка сторож и др.). | 1 |
5. | Приемники информации: люди и животные приемники различных видов информации (на примерах). | 1 |
6. | Радио и телефон: радио и телефон как устройства передачи информации, телефон - средство связи и общения. | 1 |
7. | Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные и компьютер - как помощника при работе с информацией, например. С текстовой и графической. | 1 |
8. | Повторение, работа со словарем, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 2. Кодирование информации (8ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег, и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах). | 1 |
2 | Кодирование информации: звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы. | 1 |
3 | Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма. | 1 |
4 | Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование. | 1 |
5 | Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы. | 1 |
6 | Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке, человеком созданы искусственные (формальные), построенные на других правилах, компьютерной алфавит. | 1 |
7 | Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах). | 1 |
8 | Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 3. Числовая информация и компьютер (7ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Числовая информация: способы счета предметов в древности, числовая информация - это форма представления информации и способ кодирования информации. | 1 |
2 | Время и числовая информация: число как средство представления информации о времени, дата, календарь, текущая дата. | 1 |
3 | Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени, с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию. | 1 |
4 | Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации, письменное двоичное кодирование. | 1 |
5 | Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер. | 1 |
6 | Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенности. | 1 |
7 | Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 4. Текстовая информация (6ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди; информация и животные; текст имеет смысл. | 1 |
2 | Текст и его смысл: слово - это цепочка букв, имеющая смысл, влияние знаков препинания на смысл текста, замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова, шрифт. | 1 |
3 | Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта. | 1 |
4 | Обработка текстовой информации: текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст. | 1 |
5 | Повторение за год. Компьютерный практикум. Контрольное тестирование. | 1 |
Глава 5. «Технологии обработки информации» (8ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1-3. | Проект «Шифровка». Технология обработки информации (текстовый редактор Word, графический редактор Point) | 3 |
4-6. | Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок). Создание небольшого текста с использованием изображений на экране компьютера). Вывод текста на принтер. | 3 |
7. | Итоговое занятие. Демонстрация проектов. | 2 |
Ожидаемые результаты
Освоив приёмы и способы работы с информацией в первый год обучения, обучающиеся способны сформировать: первичные представления об органах чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию; о работе с текстом, об умении хранить, обрабатывать и передавать информацию; о компьютере, как об электронном устройстве, помогающим человеку и должны:
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- основные виды представления информации;
- компьютерные носители информации;
- основные устройства компьютера и их назначение.
- что данные — это закодированная информация;
уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой и мышью;
- запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;
- работать с программами управления движущимися объектами и с логическими играми;
- кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов;
- осуществлять простейшие операции с файлами: создание, сохранение, поиск, запуск программы;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Второй год обучения
Цель: формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и компьютер».
Задачи:
Обучающие:
- научить умению описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
- научить кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- усвоить работу с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера .
- обеспечить усвоение решений конкретных информационных задач определенного класса и уровня сложности.
Развивающие:
- развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
- закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- создание элементарных проектов с использованием компьютера.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к информации;
- активизировать развитие определённых видов мышление: системного, алгоритмического, объективно-ориентированного, формального;
- содействие развитию интеллектуальных способностей обучающихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Повторение. Виды информации. Человек и компьютер. | 5 | 2 | 3 |
2 | Действия с информацией | 8 | 4 | 4 |
3 | Объект и его характеристика | 9 | 4 | 5 |
4 | Информационный объект и компьютер | 9 | 4 | 5 |
5 | Мультимедийные технологии | 5 | 2 | 3 |
итого | 36 | 16 | 20 |
содержание программы
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (5ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Человек и информация: пять органов чувств восприятия информации, для чего они нужны, получаемая информация с помощью органов чувств, для чего нужна информация человеку. | 1 |
2. | Источники и приёмники информации: различие приёмников и источников информации, способы представления информации для реальных источников. | 1 |
3. | Искусственные и естественные источники и приёмники информации: различие естественных и искусственных источников и приёмников информации. | 1 |
4. | Носители информации: история носителей информации, современные носители информации. Носители как источники информации. | 1 |
5. | Что мы знаем о компьютере: состав персонального компьютера, назначение основных устройств, правила поведение при работе за компьютером. Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 2. Действия с информацией (8ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Немного истории о действиях с информацией: история о действиях с информацией. | 1 |
2. | Сбор информации: простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. | 1 |
3. | Представление информации: представление информации в знаковой форме, графической, числовой, звуковой. Представление информации на различных носителях. | 1 |
4. | Кодирование информации: кодирование текстовой информации с помощью различных кодовых систем. | 1 |
5. | Декодирование информации: декодирование информации из различных кодовых систем. | 1 |
6. | Хранение информации: хранение информации на различных носителях, в памяти человека, человечества. | 1 |
7. | Обработка информации: редактирование любых видов информации. Перевод информации записанной на различных языках или с использованием кодирования. | 1 |
8. | Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 3. Объект и его характеристика (9ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Объект: определение объекта. Человек в определенный момент времени может говорить только об одном объекте. определение предмета или живого существа, как объекта. | 1 |
2. | Имя объекта: у каждого объекта есть собственное имя. Имена придумывают объектам люди. Все, что человек видит вокруг себя, имеет имя. | 1 |
3. | Свойства объекта: все объекты обладают свойствами. Свойства объекта это его размер, форма, цвет, назначение, элементный состав, действия. | 1 |
4. | Общие и отличительные свойства: свойства объекта бывают общими и отличительными. Общие свойства – свойства, которыми обладают все объекты. Отличительные свойства – свойства присущие каждому объекту в отдельности. | 1 |
5. | Существенные свойства и принятие решения: каждый объект имеет свойства, которые характеризуют его. Существенное свойство является главным для принятия решения. Несущественные свойства - второстепенные свойства. | 1 |
6. | Элементный состав объекта: каждый объект имеет свой элементный состав. Выделение элементов зависит от цели описания. По элементному составу можно судить о действиях объекта. | 1 |
7. | Действия объекта: объекты могут совершать различные действия. Действия объекта можно представить в виде последовательности шагов. Компьютерная программа состоит из последовательности команд. | 1 |
8. | Отношения между объектами: отношения имеют имена: больше, меньше, дороже и т.д. Описание отношений – это важная составляющая характеристики объекта. | 1 |
9. | Лабораторно-практический контроль. Проверка знаний учащихся по теме «Объект и его характеристика». |
Глава 4. Информационный объект и компьютер (9ч.)
п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Информационный объект и смысл: объект и информационный объект связаны смыслом. Компьютер обрабатывает информационные объекты, но не понимает связанного с объектом смысла. | 1 |
2 | Документ как информационный объект: документ-это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт . Данные являются документальными данными. Электронный документ – это набор данных, которые хранятся в памяти компьютера. | 1 |
3 | Электронный документ и файл: файл - это набор данных. Он имеет имя и хранится на диске. Папки и файлы можно открывать, копировать и т.д. | 1 |
4 | Текст и текстовый редактор: общее свойство информационных объектов - быть описанием. Текст можно назвать информационным объектом. | 1 |
5 | Изображение и графический редактор: информацию об объекте можно представить с помощью изображения. Описание называют графическим информационным объектом. | 1 |
6 | Схема и карта: схема - графический информационный объект. На схеме отражается только главное. Схема состоит из 3 элементов. | 1 |
7 | Число и программный калькулятор: число – это информационный объект. Числом можно представить длину, ширину и т.д. существует компьютерная программа «Калькулятор». | 1 |
8 | Таблица и электронные таблицы: таблица – это способ организации данных. Таблица позволяет описывать несколько объектов. | 1 |
9 | Контрольное тестирование: проверка знаний учащихся (компьютерное тестирование). | 1 |
Глава 5. Мельтимедийные технологии (5ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Мультимедийная презентация Power Point: дизайн презентации. Макеты слайдов. Создание титульного листа, простейших рисунков в презентации. | 1 |
2. | Мультимедийная презентация Power Point: Группировка объектов. Вставка изображений. Анимация объектов на слайде. | 1 |
3-4. | Создание проекта «В мире животных»: планирование и создание презентации. Вставка изображений. Настройка анимации. Наложение звука. | 2 |
5. | Демонстрация проектов: самостоятельное выступление с использованием проектора. | 1 |
Ожидаемые результаты: в результате изучения данного курса информатики второго года, учащиеся способны сформировать представления о понятиях информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и компьютер».
Могут описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики; кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; решать конкретные информационных задачи определенного класса и уровня сложности и должны:
понимать:
- какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
- что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
- что информационные объекты служат для описания других объектов;
- что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
- что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
- основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
- что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
- что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
- что компьютер может работать с разными информационными объектами;
- что компьютер может накапливать, хранит, передавать и обрабатывать информацию;
- что данные – это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
- что файл – это информационный объект, который имеет имя и характеристику (дату и время создания, объём);
- что файл – это электронный документ;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на рабочем столе компьютера и запускать её на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши.
Тритий год обучения
Цель: формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей описывать объекты реальной и виртуальной действительности;
- научить работать с текстом и разного рода графическими объектами;
- объяснить, как передавать и принимать устные и письменные сообщения;
- дать понятие, как представлять информацию на материальном носителе;
- научить создавать информационные модели событий, явлений и адекватно интерпретировать учебные и иные модели.
- обеспечить усвоение решений конкретных информационных задач определенного класса и уровня сложности.
Развивающие:
- развитие умений, позволяющих продуктивно обмениваться информацией с людьми и через компьютер;
- развитие умений школьника ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- Формирование творческой активности обучающихся и самостоятельности в процессе обучения;
- развитие формально-логического, системного, алгоритмического, объективно-ориентировнного и творческого мышления обучающихся;
- формирование навыков применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности;
Воспитательные:
- формирование всестороннего развития личности, её духовно-нравственных качеств;
- формирование умения адаптироваться в реальных условиях жизни в быстроизменяющейся информационной среде;
- содействие развитию потребности к познанию, к творческой активности, к формированию общей информационной культуре.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п | Главы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Повторение | 7 | 3 | 4 |
2. | Понятие, суждение, умозаключение | 9 | 4 | 5 |
3. | Модель и моделирование | 7 | 3 | 4 |
4. | Информационное управление | 7 | 3 | 4 |
5. | Организация проектной деятельности | 36 | 16 | 20 |
6. | Повторение, тестирование, игры. Итоговое тестирование. | 6 | 2 | 4 |
итого | 72 | 31 | 41 |
Содержание программы
Глава 1. Повторение (7ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Человек и информация: органы чувств человека, виды информации. | 1 |
2. | Действия с информацией: имя объекта: общее и конкретное | 1 |
3. | Объект: свойства объекта, характеристики объекта | 1 |
4. | Отношения между объектами: действие объекта, последовательность шагов в действии | 1 |
5. | Компьютер: устройства компьютера. | 1 |
6. | Мы вспомнили: сбор информации – действие с информацией; устройства компьютера; блоки компьютера, схема компьютера. | 1 |
7. | Работа со словарём, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Понятие: содержание понятия, мир реальной действительности, виртуальный мир. | 1 |
2. | Деление и обобщение понятий: | 1 |
3. | Отношения между понятиями: «род-вид», «вид-род», «вид-вид», круги Эйлера – Венна. | 1 |
4. | Совместимые и несовместимые понятия: отношение равнозначности, отношение пересечения, отношение подчинения; несовместимые понятия. | 1 |
5. | Понятия «истина» и «ложь»: соответствие высказывания. | 1 |
6. | Суждение: суждение: истинное суждение, ложное суждение; простое и сложное суждение. | 1 |
7. | Умозаключение: умозаключение, посылка, заключение | 1 |
8. | Компьютерный практикум: работа в электронных таблицах, правила работы с таблицей. | 1 |
9. | Повторение. Работа со словарём, лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 3. Модель и моделирование (7ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Модель объекта: материальная и информационная, виртуальная модель; цели моделирования. | 1 |
2. | Модель и отношений между понятиями: текстовая и графическая модель отношений. | 1 |
3. | Алгоритм: последовательность действий и алгоритм; известные алгоритмы; алгоритм и сохранённая информация. | 1 |
4. | Какие бывают алгоритмы: текстовые и графические алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением. | 1 |
5. | Исполнитель алгоритма: человек и компьютер – исполнители алгоритма; система команд исполнителя. | 1 |
6. | Алгоритм и компьютерная программа: робот, алгоритм и компьютер; языки программирования. | 1 |
7. | Повторение. Работа со словарём. Лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 4. Информационное управление (11ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Цели и основы управления: цели управления; основа управления – информация; выбор; мировоззрение, управление машинами и устройствами. | 1 |
2. | Управление собой и другими людьми: управление собой; управление другими людьми; | 1 |
3. | Управление неживыми объектами: модель действий в виде блок-схемы. | 1 |
4. | Схема управления: схема управления собой; общая схема управления без обратной связи; схема управления с обратной связью. | 1 |
5. | Управление компьютером: понятие программы «Операционная система»; управление операционной системы. | 1 |
6. | Повторение. Компьютерный практикум. Работа со словарём. | 1 |
7. | Лабораторно-практический контроль. | 1 |
Глава 5. Организация проектной деятельности (36ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1-3. | Работа в программе Microsoft Office Paint. Проект «Поздравительная открытка». | 3 |
4-6. | Работа в программе Microsoft Office Paint. Проект «Календарь». | 3 |
7-9. | Работа в программе Microsoft Office Word. Проект «Календарь». | 3 |
10-12. | Мультипликация в Microsoft Office PowerPoint: овладение умением дизайнерского оформления и навыками работы с анимацией. | 3 |
13-15. | Работа в программе PowerPoint. Создание мультимедийной презентации «В мире животных». | 3 |
16-21. | Создание буклетов в среде Publisher. Проект «Природа Межгорье» | 6 |
22-24. | Конкурс графических рисунков: «Лучшая открытка». | 3 |
25-28. | Конкурс проекта «Волшебный мир мультипликации». | 4 |
29-32. | Конкурс проекта «Мой любимый учитель» (посвящается Году Учителя) | 4 |
33-36. | Защита творческих проектов. | 4 |
Глава 6. Повторение, тестирование, игры.
Итоговое тестирование (6ч.)
п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Решение логических задач с использованием ЦОР: «Помоги Маше» (кодирование текста); «Приключения пятачка» (моделирование объекта) и др. | 2 |
2. | Повторение, тестирование, игры. | 1 |
3. | Работа со словарём, тестирование | 1 |
4. | Повторение, работа со словарём, компьютерный практикум (зачёт). | 1 |
5. | Итоговое тестирование. | 1 |
Ожидаемые результаты обучения информатики в начальной школе
В результате изучения данного курса информатики и ИКТ выпускники начальной школы должны:
- получить первичные представления о терминах информатики на основе активизации их личного опыта;
- научиться видеть объекты информатики в разных жизненных ситуациях;
- приводить примеры терминов и примеры использования информации в жизни человека, в том числе в собственной жизни;
- активно использовать термины информатики в своей устной и письменной речи.
Учащиеся должны понимать, что:
- в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой;
- в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- человек, природа, книги могут быть источником информации приёмником информации;
- человек может быть источником и приёмником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения – это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- различных помощников человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- применять полученные знания и представлять на разных носителях (на бумаге, на доске, на экране компьютера) одну и ту же информацию об одном и том же объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, чисел;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей;
- обрабатывать тексты и изображения (информационные объекты), представленные на разных носителях;
- осуществлять простейшие преобразования данных, используя компьютер и прикладное программное обеспечение;
- пользоваться современными средствами информационных технологий: флэш-брелоком, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших задач;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Список литературы
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2,3,4 классы, Матвеева Н.В. и др.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009.
6. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru, http://metodist.lbz.ru/; www.metod-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс информатики в начальной школе
Чем обусловлено изучение компьютера в начальной школе?На что направлено содержание предмета информатики на начальном этапе школьного обучения?Аргументы "за" и "против" изучения компьютера....
Программа внеурочной деятельности по информатике в начальной школе
Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики" в начальной школе. ФГОС....
Рабочая программа по информатике в начальной школе
Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе· Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным техн...
рабочие программы по информатике для начальной школы
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобра...
Создание активной учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики в начальной школе (из опыта работы)
Использование игровых и интерактивных технологий на уроках информатики во 2 классе (по Горячеву). Есть разработки по всему курсу. Обращайтесь - вышлю...
Дополнительная образовательная программа «Вместе с ребёнком». Для учащихся начальной школы и их родителей.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе...
Развитие способностей талантливых и одаренных детей на уроках информатики в начальной школе через использование программы ЛогоМиры 3.0
Педагогический практикум (материалы II Международной учебно-пратической конференции (2015 год)...