Программа дополнительного курса по информатике для начальной школы
рабочая программа по информатике и икт по теме

Степанова Лидия Ивановна

Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 2 - 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой  Н.В.

При создании программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.  

Изучение предмета "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 144 часа:

2 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год; 

3 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;

4 класс - 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stepanovoy_l.i..doc246 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 2 - 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой  Н.В.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.

4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2,3,4 классы, Матвеева Н.В. и др.

5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие 2, 3, 4  классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.

6. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику

 Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 2, 3, 4 класс, 2008 г.

При создании программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.  

Изучение предмета "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 144 часа:

2 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;  

3 класс – 1 час в неделю, 36 часов в год;

4 класс - 2 часа в неделю, 72 часа в год.


Цель:

Формирование первичных представлений об информационной картине мира и компьютере, навыков работы на компьютере с информацией, общеучебных навыков работы с информацией.

Задачи:

  1. освоить средства ИКТ как инструмента работы с ней;
  2. научить детей описывать объекты реальной и виртуальной действительности;
  3. работать с текстом и разного рода графическими объектами;
  4. учить передавать и принимать устные и письменные сообщения;
  5. представлять информацию на материальном носителе;
  6. создавать информационные модели событий, явлений и адекватно интерпретировать учебные и иные модели.

Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности в программе применяются методы:

  1. Устный контроль (анализ, самоанализ);
  2. Лабораторно–практический контроль (компьютерный практикум, творческие задания, проекты);
  3. Контрольное тестирование в конце учебного года;

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо иметь перечень средств ИКТ:

Аппаратные средства:

  1. компьютеры,
  2. локальная сеть;
  3. мультимедиа проектор;
  4. принтер;
  5. сканер;
  6. цифровой фотоаппарат;
  7. цифровая видеокамера;

Программные средства:

  1. операционная система Windows;
  2. полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
  3. антивирусная программа AVP;
  4. учебно-методический комплект (УМК) по информатике и ИКТ для начальной школы (http://school-collekcion.edu.ru).

Первый год обучения

Цель: знакомство с базовой системой понятий информатики для  повышения эффективности учебной деятельности обучающихся на последующих ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

  1. дать понятие об общем представлении  информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; 
  2. научить  представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
  3. научить использовать электронные пособия, тренажеры, презентации в  процессе обучения.
  4. обеспечить усвоение  решений  конкретных информационных задач определенного класса и уровня сложности.

Развивающие:

  1. формирование первоначальных представлений о компьютере, информационных процессах, алгоритмах и исполнителях, объектах и множествах;
  2.  формирование умений работать с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми, текстовыми, графическими и другими программами;
  3. развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
  4. формирование навыков применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности;

Воспитательные:

  1. воспитание уважительного отношения к информации;
  2. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде;
  3. содействие развитию интеллектуальных способностей обучающихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Главы

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Виды информации. Человек и компьютер

8

4

4

2.

Кодирование информации

8

4

4

3.

Числовая информация и компьютер

7

3

4

4.

Текстовая информация

5

2

3

5.

Технологии обработки информации

8

3

5

итого

36

16

20


Содержание программы

Глава1.  Виды информации. Человек и компьютер (8ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Человек и информация: мы живем в мире информации, информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, кожа).

1

2.

В мире звуков: мы живем в мире звуков, звуки несут человеку информацию, примеры звуковой информации.

1

3.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязания), обонятельная информация, примеры.    

1

4.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и др.)

и искусственные источники информации (колотушка сторож и др.).

1

5.

Приемники информации: люди и животные приемники различных видов информации (на примерах).

1

6.

Радио и телефон: радио и телефон как устройства передачи информации, телефон - средство связи и общения.

1

7.

Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные и компьютер - как помощника при работе с информацией, например. С текстовой и графической.

1

8.

Повторение, работа со словарем, лабораторно-практический контроль.

1


Глава 2.  Кодирование информации (8ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег, и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

1

2

Кодирование информации: звуковое кодирование, рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

1

3

Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.

1

4

Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

1

5

Письменные источники  информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

1

6

Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке, человеком созданы искусственные (формальные), построенные на других правилах, компьютерной алфавит.

1

7

Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).

1

8

Компьютерный практикум,  лабораторно-практический контроль.

1

   


Глава 3.  Числовая информация и компьютер (7ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Числовая информация: способы счета предметов в древности, числовая информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.

1

2

Время и числовая информация: число как средство представления информации о времени, дата, календарь, текущая дата.

1

3

Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени, с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

1

4

Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации, письменное двоичное кодирование.

1

5

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

1

6

Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенности.

1

7

Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль.

1


Глава  4.  Текстовая информация (6ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди; информация и животные; текст имеет смысл. 

1

2

Текст и его смысл: слово - это цепочка букв, имеющая смысл, влияние знаков препинания на  смысл текста, замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова, шрифт.

1

3

Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.

1

4

Обработка текстовой информации: текст как цепочка компьютерных символов, текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.

1

5

Повторение за год.

Компьютерный практикум.

Контрольное тестирование.

1

Глава 5. «Технологии обработки информации» (8ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1-3.

Проект «Шифровка». Технология обработки информации  (текстовый редактор Word, графический редактор Point)

3

4-6.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок).  Создание небольшого текста  с использованием изображений на экране компьютера).  Вывод текста на принтер.

3

7.

Итоговое занятие. Демонстрация проектов.

2

Ожидаемые результаты

Освоив приёмы и способы работы с информацией в первый год обучения, обучающиеся   способны сформировать:  первичные представления об органах чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию;  о работе с текстом,  об умении хранить, обрабатывать и передавать информацию;  о компьютере, как об электронном устройстве, помогающим человеку и должны:

понимать:

  1. что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  2. что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  3. что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  4. что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  5. что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  6. что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  1. правила техники безопасности при работе на компьютере;
  2. основные виды представления информации;
  3. компьютерные носители информации;
  4. основные устройства компьютера и их назначение.
  5. что данные — это закодированная информация;

уметь:

  1. включать и выключать компьютер;
  2. пользоваться клавиатурой и мышью;
  3. запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;
  1. работать с программами управления движущимися объектами и с логическими играми;
  1. кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов;
  2. осуществлять простейшие операции с файлами: создание, сохранение, поиск, запуск программы;
  3. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

Второй год обучения

Цель: формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и компьютер».

Задачи:

Обучающие:

  1. научить умению описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
  2. научить  кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  3. усвоить работу с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера .
  4. обеспечить усвоение  решений  конкретных информационных задач определенного класса и уровня сложности.

Развивающие:

  1. развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
  2.  закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
  3. развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
  4. создание элементарных проектов с использованием компьютера.

  Воспитательные:

  1. воспитание уважительного отношения к информации;
  2. активизировать развитие определённых видов мышление: системного, алгоритмического, объективно-ориентированного, формального;
  3. содействие развитию интеллектуальных способностей обучающихся, их потребности к познанию, самостоятельности и творческой активности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Повторение.

Виды информации. Человек и компьютер.

5

2

3

2

Действия с информацией

8

4

4

3

Объект и его характеристика

9

4

5

4

Информационный объект и компьютер

9

4

5

5

Мультимедийные технологии

5

2

3

итого

36

16

20

содержание программы

Глава 1.  Виды информации. Человек и компьютер (5ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Человек и информация: пять органов чувств  восприятия информации,  для чего они нужны, получаемая информация с помощью органов чувств, для чего нужна информация человеку.

1

2.

Источники и приёмники информации: различие приёмников и источников информации, способы представления информации для реальных источников.

1

3.

Искусственные и естественные источники и приёмники информации:  различие естественных и искусственных источников и приёмников информации.

1

4.

Носители информации: история носителей информации, современные носители информации. Носители как источники информации.

1

5.

Что мы знаем о компьютере: состав персонального компьютера, назначение основных устройств, правила поведение при работе за компьютером.

Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль.

1

Глава 2.  Действия с информацией (8ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Немного истории о действиях с информацией: история о действиях с информацией.

1

2.

Сбор информации: простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

1

3.

Представление информации: представление информации в знаковой форме, графической, числовой, звуковой. Представление информации на различных носителях. 

1

4.

Кодирование информации: кодирование текстовой информации с помощью различных кодовых систем.

1

5.

Декодирование информации: декодирование информации из различных кодовых систем. 

1

6.

Хранение информации: хранение информации на различных носителях,  в памяти человека, человечества.

1

7.

Обработка информации: редактирование любых видов информации. Перевод информации записанной на различных языках  или с использованием кодирования. 

1

8.

Компьютерный практикум, лабораторно-практический контроль.

1

Глава 3.  Объект и его характеристика (9ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Объект: определение объекта. Человек в определенный момент времени может говорить только об одном объекте. определение предмета или живого существа, как объекта. 

1

2.

Имя объекта: у каждого объекта есть собственное имя. Имена придумывают объектам люди. Все, что человек видит вокруг себя, имеет имя.

1

3.

Свойства объекта: все объекты обладают свойствами. Свойства объекта это его размер, форма, цвет, назначение, элементный состав, действия.

1

4.

Общие и отличительные свойства: свойства объекта бывают общими и отличительными. Общие свойства – свойства, которыми обладают все объекты. Отличительные свойства – свойства присущие каждому объекту в отдельности. 

1

5.

Существенные свойства и принятие решения: каждый объект имеет свойства, которые характеризуют его. Существенное свойство является главным для принятия решения. Несущественные свойства - второстепенные свойства.

1

6.

Элементный состав объекта: каждый объект имеет свой элементный состав. Выделение элементов зависит от цели описания. По элементному составу можно судить о действиях объекта. 

1

7.

Действия объекта: объекты могут совершать различные действия. Действия объекта можно представить в виде последовательности шагов. Компьютерная программа состоит из последовательности команд.

1

8.

Отношения между объектами: отношения имеют имена: больше, меньше, дороже и т.д. Описание отношений – это важная составляющая характеристики объекта.  

1

9.

Лабораторно-практический контроль. Проверка знаний учащихся по теме «Объект и его характеристика».

Глава  4.  Информационный объект и компьютер (9ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Информационный объект и смысл: объект и информационный объект связаны смыслом. Компьютер обрабатывает информационные объекты, но не понимает связанного с объектом смысла.

1

2

Документ как информационный объект: документ-это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт . Данные являются документальными данными. Электронный документ – это набор данных, которые хранятся в памяти компьютера. 

1

3

Электронный документ и файл: файл - это набор данных. Он имеет имя и хранится на диске. Папки и файлы можно открывать, копировать и т.д.

1

4

Текст и текстовый редактор: общее свойство информационных объектов - быть описанием. Текст можно назвать информационным объектом.

1

5

Изображение и графический редактор: информацию об объекте можно представить с помощью изображения. Описание называют графическим информационным объектом.

1

6

Схема и карта: схема - графический информационный объект. На схеме отражается только главное. Схема состоит из 3 элементов. 

1

7

Число и программный калькулятор: число – это информационный объект. Числом можно представить длину, ширину и т.д. существует компьютерная программа «Калькулятор».

1

8

Таблица и электронные таблицы: таблица – это способ организации данных. Таблица позволяет описывать несколько объектов.

1

9

Контрольное тестирование: проверка знаний учащихся   (компьютерное тестирование).

1

Глава 5.  Мельтимедийные технологии (5ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Мультимедийная презентация Power Point: дизайн презентации. Макеты слайдов. Создание титульного листа, простейших рисунков в презентации.

1

2.

Мультимедийная презентация Power Point: Группировка объектов. Вставка изображений. Анимация объектов на слайде.

1

3-4.

Создание проекта «В мире животных»: планирование и создание презентации. Вставка изображений. Настройка анимации. Наложение  звука.

2

5.

Демонстрация проектов: самостоятельное выступление с использованием проектора.

1

Ожидаемые результаты: в результате изучения данного курса информатики второго года, учащиеся способны сформировать  представления о понятиях информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект и компьютер».

Могут описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;   кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия; работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера; решать  конкретные информационных задачи определенного класса и уровня сложности и должны:

понимать:

  1. какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
  2. что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
  3. что информационные объекты служат для описания других объектов;
  4. что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
  5. что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;

знать:

  1. основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
  2. что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
  3. что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
  4. что компьютер может работать с разными информационными объектами;
  5. что компьютер может накапливать, хранит, передавать и обрабатывать информацию;
  6. что данные – это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
  7. что файл – это информационный объект, который имеет имя и характеристику (дату и время создания, объём);
  8. что файл – это электронный документ;

уметь:

  1. представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, чисел;
  2. выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
  3. работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
  4. осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
  5. создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
  6. находить нужную программу на рабочем столе компьютера и запускать её на исполнение;
  7. управлять экранными объектами с помощью мыши.

Тритий год обучения

Цель: формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

Задачи:

Обучающие:

  1. научить детей описывать объекты реальной и виртуальной действительности; 
  2. научить  работать с текстом и разного рода графическими объектами;
  3. объяснить, как передавать и принимать устные и письменные сообщения;
  4. дать понятие, как представлять информацию на материальном носителе;
  5. научить создавать информационные модели событий, явлений и адекватно интерпретировать учебные и  иные модели.
  6. обеспечить усвоение  решений  конкретных информационных задач определенного класса и уровня сложности.

Развивающие:

  1. развитие умений, позволяющих продуктивно обмениваться информацией с людьми и через компьютер;
  2.  развитие умений школьника ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  3. Формирование творческой активности обучающихся и самостоятельности  в процессе обучения;
  4. развитие формально-логического, системного, алгоритмического, объективно-ориентировнного и творческого мышления обучающихся;
  5. формирование навыков применения средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности;

Воспитательные:

  1. формирование всестороннего развития личности, её духовно-нравственных качеств;
  2. формирование умения адаптироваться в реальных условиях жизни в быстроизменяющейся информационной среде;
  3. содействие развитию потребности к познанию, к творческой активности, к формированию общей информационной культуре.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Главы

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Повторение

7

3

4

2.

Понятие, суждение, умозаключение

9

4

5

3.

Модель и моделирование

7

3

4

4.

Информационное управление

7

3

4

5.

Организация проектной деятельности

36

16

20

6.

Повторение, тестирование, игры.

Итоговое  тестирование.

6

2

4

итого

72

31

41


Содержание программы

Глава 1.  Повторение (7ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Человек и информация: органы чувств человека, виды информации.

1

2.

Действия с информацией: имя объекта: общее и конкретное

1

3.

Объект: свойства объекта, характеристики объекта

1

4.

Отношения между объектами: действие объекта, последовательность шагов в действии

1

5.

Компьютер: устройства компьютера.

1

6.

Мы вспомнили: сбор информации – действие с информацией; устройства компьютера; блоки компьютера, схема компьютера.

1

7.

Работа со словарём, лабораторно-практический контроль.

1

Глава 2.  Понятие, суждение, умозаключение (9ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие: содержание понятия, мир реальной действительности, виртуальный мир.

1

2.

Деление и обобщение понятий:

1

3.

Отношения между понятиями: «род-вид», «вид-род», «вид-вид», круги Эйлера – Венна.

1

4.

Совместимые и несовместимые понятия: отношение равнозначности, отношение пересечения, отношение подчинения; несовместимые понятия.

1

5.

Понятия «истина» и «ложь»: соответствие высказывания.

1

6.

Суждение: суждение: истинное суждение, ложное суждение; простое и сложное суждение.

1

7.

Умозаключение: умозаключение, посылка, заключение

1

8.

Компьютерный практикум: работа в электронных таблицах, правила работы с таблицей.

1

9.

Повторение. Работа со словарём, лабораторно-практический контроль.

1

Глава 3.  Модель и моделирование (7ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Модель объекта: материальная и информационная, виртуальная модель; цели моделирования.

1

2.

Модель и отношений между понятиями: текстовая и графическая модель отношений.

1

3.

Алгоритм: последовательность действий и алгоритм; известные алгоритмы; алгоритм и сохранённая информация.

1

4.

Какие бывают алгоритмы: текстовые и графические алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением.

1

5.

Исполнитель алгоритма: человек и компьютер – исполнители алгоритма;  система команд исполнителя.

1

6.

Алгоритм  и компьютерная программа: робот, алгоритм и компьютер; языки программирования.

1

7.

Повторение. Работа со словарём.

Лабораторно-практический контроль.

1

Глава 4.  Информационное управление  (11ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Цели и основы управления: цели управления; основа управления – информация; выбор; мировоззрение, управление машинами и устройствами.

1

2.

Управление собой и другими людьми: управление собой; управление другими людьми;

1

3.

Управление неживыми объектами: модель действий в виде блок-схемы.

1

4.

 Схема управления: схема управления собой; общая схема управления без обратной связи; схема управления с обратной связью.

1

5.

Управление компьютером: понятие программы «Операционная система»; управление  операционной системы.

1

6.

Повторение. Компьютерный практикум. Работа со словарём.

1

7.

Лабораторно-практический контроль.

1

Глава 5.  Организация проектной деятельности (36ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1-3.

Работа в программе Microsoft Office Paint.

Проект «Поздравительная  открытка».

3

4-6.

Работа в программе Microsoft Office Paint.

Проект «Календарь».

3

7-9.

Работа в программе Microsoft Office Word.

Проект «Календарь».

3

10-12.

Мультипликация в Microsoft Office PowerPoint: овладение умением дизайнерского оформления и навыками работы с анимацией.

3

13-15.

Работа в программе PowerPoint.

Создание мультимедийной презентации

  «В мире животных».

3

16-21.

Создание буклетов в среде Publisher. Проект «Природа Межгорье»

6

22-24.

Конкурс графических рисунков: «Лучшая открытка».

3

25-28.

Конкурс проекта «Волшебный мир мультипликации».

4

29-32.

 Конкурс проекта  «Мой любимый учитель» (посвящается Году Учителя)

4

33-36.

Защита творческих проектов.

4

Глава 6.  Повторение, тестирование, игры.

Итоговое  тестирование (6ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Решение логических задач с  использованием ЦОР: «Помоги Маше» (кодирование текста); «Приключения пятачка» (моделирование объекта) и др.

2

2.

Повторение, тестирование, игры.

1

3.

Работа со словарём, тестирование

1

4.

Повторение, работа со словарём, компьютерный практикум (зачёт).

1

5.

Итоговое тестирование.

1

Ожидаемые результаты обучения информатики в начальной школе

В результате изучения данного курса информатики и ИКТ выпускники начальной школы должны:

  1. получить первичные представления о терминах информатики на основе активизации их личного опыта;
  2. научиться видеть объекты информатики в разных жизненных ситуациях;
  3. приводить примеры терминов и примеры использования информации в жизни человека, в том числе в собственной жизни;
  4. активно использовать термины информатики в своей устной и письменной речи.

Учащиеся должны понимать, что:

  1. в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой;
  2. в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  3. информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  4. информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  5. человек, природа, книги могут быть источником информации приёмником информации;
  6. человек может быть источником и приёмником информации;

знать:

  1. что данные – это закодированная информация;
  2. что тексты и изображения – это информационные объекты;
  3. что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  4. как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  5. различных помощников человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
  6. правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  1. применять полученные знания и представлять на разных носителях (на бумаге, на доске, на экране компьютера) одну и ту же информацию об одном и том же объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, чисел;
  2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей;
  3. обрабатывать тексты и изображения (информационные объекты), представленные на разных носителях;
  4. осуществлять простейшие преобразования данных, используя компьютер и прикладное программное обеспечение;
  5. пользоваться современными средствами информационных технологий: флэш-брелоком, компьютером;
  6. использовать компьютер для решения учебных и простейших задач;
  7. создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.


Список литературы

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.

4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2,3,4 классы, Матвеева Н.В. и др.

5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие 2, 3, 4  классы - М.: Бином, 2009.

     6.  Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете  на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru, http://metodist.lbz.ru/;     www.metod-kopilka.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс информатики в начальной школе

Чем обусловлено изучение компьютера в начальной школе?На что направлено содержание предмета информатики на начальном этапе школьного обучения?Аргументы "за" и "против" изучения компьютера....

Программа внеурочной деятельности по информатике в начальной школе

Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики"  в начальной школе. ФГОС....

Рабочая программа по информатике в начальной школе

Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе·         Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным техн...

рабочие программы по информатике для начальной школы

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобра...

Создание активной учебно-информационной среды пропедевтического курса информатики в начальной школе (из опыта работы)

Использование игровых и интерактивных технологий на уроках информатики во 2 классе (по Горячеву). Есть разработки по всему курсу. Обращайтесь - вышлю...

Дополнительная образовательная программа «Вместе с ребёнком». Для учащихся начальной школы и их родителей.

Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе...

Развитие способностей талантливых и одаренных детей на уроках информатики в начальной школе через использование программы ЛогоМиры 3.0

Педагогический практикум (материалы II Международной учебно-пратической конференции (2015 год)...