Табличный редактор в жизни.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
развить навыки работы в среде табличного процессора, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью компьютера электронных документов, добиться более глубокого и прочного освоения указанных тем программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablichnyy_redaktor_v gizni.doc | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
Низамиева Римма Наиловна
Балтасинский район Книнская ООШ, учитель математики и информатики
422266, Балтасинский район РТ, д.Н.-Кня, ул.Гагарина, д.29
Тел.:раб.(8-268)2-85-56, дом.2-85-47,сот.8-9196378006
Эл.почта : salrim@yandex.ru
EXCEL-электронная таблица и достопримечательности г.Казани.
Цели обучения: развить навыки работы в среде табличного процессора, развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью компьютера электронных документов, добиться более глубокого и прочного освоения указанных тем программы.
Цели воспитания: воспитание интереса к изучаемому материалу, развитие познавательного интереса, логического мышления
Цели развития: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
Цели познавательные: повышение интереса к занятиям информатикой, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
План урока:
1)Вступление учителя;
2)Общие характеристики табличного процессора;
3)Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице;
4)Вычисления по формулам;
5)Использование в формулах встроенных функций;
6)Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок;
7)Сортировка данных;
8)Построение диаграмм;
9)Построение графиков.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование: тест, обучающие программы, карточки с заданиями, файлы с заданиями, документальные материалы об исторических местах города Казани, цветные фото достопримечательностей г.Казани
Литература:1. К.Ахметов. « Курс молодого бойца»
2.Шауцукова «Основа компьютерной технологии»
3.И.Семакин «Базовый курс» 9 класс
4.компакт-диск «Достопримечательности г.Казани»
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них , не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т.д. и все это мы вычисляем в уме.
Если вы станете экономистом, бухгалтером или менеджером?
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
- создавать редактировать и формировать табличный документ;
- выполнять вычисления по формулам;
- применять относительные и абсолютные ссылки;
- использовать в формулах функции;
- создавать диаграммы;
- рисовать графики.
Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?
(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)
Сколько строк и столбцов в таблице?
( 65536 строк и 256 столбцов ,
строки пронумерованы(1,2,3…65536),
столбцы имеют имена(A,B,C…Z,AA…))
Что такое ячейка?
(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки)
Ячейка имеет адрес A1,D5
(Пересечение столбца A со строкой 1.Пересечение столбца D со строкой 5)
Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?
(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)
Что образуют две или более ячеек?
( Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек )
-Ребята, какое событие намечается в нашей Республике на следующий год?
(Универсиада-2013)
Как написал знаменитый татарский поэт, Г. Тукай:
«Лошадей в упряжке пара, на Казань лежит мой путь,
И готов рукою крепкой кучер вожжи натянуть…»
Ребята, мы с вами поедем в Казань не на лошадях, а на машине.
II.Формирование умений и навыков при решениях задач.
Задача№1. (Движение автомобиля.)
-Для того чтобы решить задачи, заданные мною,нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?
(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)
-Что может включать в себя формула?
(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ( «+», «-», «*», «/» ), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).
{Задачи даются в трех вариантах и учащиеся устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в Excel)
Задача№1.1
Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль до Казани, если она едет V=80 км/час, S=120 км.
Задача№1.2
Найти путь S , если скорость V=80 км/час и время t=2 час.
Задача№1.3
Найти скоростьV, если S=120 км/час, t=2час.
-Значит, как вводятся формулы?(ученик рассказывает алгоритм ввода формул)
-Столица РТ- Казань - находится на расстоянии 797 км восточнее от Москвы. Город расположен на левом берегу Волги, в месте впадения в нее реки Казанки. Казанский речной порт один из крупнейших на Волге. Город также является крупным железнодорожным, автодорожным и авиационным узлом.
Налажено стабильное воздушное сообщение с Прагой, Стамбулом и другими городами.
Основные виды городского общественного транспорта – трамвай, троллейбус, автобус и такси.
Открыт метрополитен. В Казани используется самые передовые технологии в области связи. Развита городская телефонная сеть, сети проводной, радиотелефонной, а также сотовой связи стандартов GSM –900, COMA, DAMPS, NMT-450. Налажено стабильное воздушное сообщение с Анталией, Стамбулом и т.д.
Задача№2. (см.обуч.пр.урок №1на рабочем столе дана папка на урок).Сколько стоят билеты на самолет в долларах?
Стоимость авиабилетов на самолёты
| ||
Курс $ | 28 |
|
| Цена в р. | Цена в $ |
Анталия | 5000 |
|
Стамбул(Турция) | 4000 |
|
Варна(Болгария) | 6600 |
|
Прага(Чехия) | 7000 |
|
Франкфурт(Германия) | 5000 |
|
Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными? Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?
Старинный город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится исторических мест Древней Казани: Благовещенский Собор, башня Суюмбике, Спасские ворота Кремля, мечеть Кул-Шариф и т.д. (показываются слайды , сопровождаются комментарием учителя)
Задача№3. (см.обуч.пр.урок №1) Ребята, давайте сделаем ремонт в Благовещенском Соборе. Для этого закупим краски, 1 кг которого стоит 65 рублей.
Ремонт Благовещенского собора | ||||
65р. | ||||
| кг на 10 м^2 | Площадь ,м^2 | Расход,кг | Стоимость.в руб. |
Двери | 6,6 | 12 | ||
Пол | 7,8 | 120 | ||
Стены | 6,3 | 480 | ||
Подоконники | 7,2 | 45 | ||
Всего,кг | Всего,руб | |||
|
| |||
-Каковы формулы для решений этих задач?(учащиеся объясняют)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.
Мечеть Кул-Шариф. Это мечеть, под стенами которой произошла последняя битва защитников Казани с завоевателями. Местоположение ее точно не установлено: можно лишь предположить, что стояли где-то в районе рва Тазик. Это могло быть высокое здание кукольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башнями под углами основного объема.
Согласно легенде, ее образ лег в основу архитектуры храма-памятника, возведенного в честь завоевании Казани-собора Василия Блаженного в Москве. Главный купол обрел формы – короны Казанских ханов, увезенный в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.
Главные архитектурные памятники Кремля: Благовещенский Собор, башня Суюмбике.
Благовещенский Собор(XVI-XIX века).
Башня Суюмбике(пер.полов. XVIIIвека, согласно легенде – минарет Ханской мечети) название связывают с именем последней царицей Суюмбике. Высота башни составляет 58 метров.
Задача №4.
Главные архитектурные места. | |
Благовещенский Собор | XVI-XIX век |
Башня Суюмбике | XVIIIвек |
Спасские ворота Кремля | XVIвек |
Мечеть Кул-Шариф | XXвек |
Казанский Государственный Университет | XIXвек |
- отсортировать названия архитектурных мест по алфавиту;
- отсортировать названия архитектурных мест по возрастанию происхождения;
- отсортировать названия архитектурных мест по убыванию построения.
Сортировка происходит:
- числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного;
- текст в следующем порядке:0, 1, …, 9., символы, A,B,C,…,А, Б, В.
- ложь потом истина;
- пустые ячейки помещаются в конец списка.
В EXCEL можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.
Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.
Как построить диаграмму? (рассказывают учащиеся)
Практическое задание. Задача. Исходя из 100% распределите ваши увлечения и сделайте диаграмму.
Увлечения подростков
| |||
Виды |
| % |
|
Чтение |
|
|
|
Компьютеры |
|
|
|
Техника |
|
|
|
Спорт |
|
|
|
Музыка |
|
|
|
Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм.
-Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.
Построение графиков.
Для того чтобы построить график необходимо знать координаты ее точек, то есть, для каждого X нужно найти соответственное значение Y.
Практическое задание.
Найти точку пересечения графиков двух функций, Y=2/ X, Y1=4* X2.
Х | У | У1 |
0,5 | 4 | 1 |
0,6 | 3,3 | 1,44 |
0,8 | 2,5 | 2,56 |
1 | 2 | 4 |
1,1 | 1,81 | 4,84 |
-После построения графиков видно, что решением системы уравнений является X=0.8, Y=2.5.
-Какой тип диаграмм здесь применили?( тип точечная)
Построение графиков. Работа с карточками
Для сильных учащихся:
ФУНКЦИЯ 1 | ФУНКЦИЯ 2 | ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ | РЕШЕНИЕ |
У=(6+Х)/3*Х | У=5*Х+1 | (-2;2) | Х=-0.3;У=2.5 |
У=SIN(X-1) | У=2*Х-3 | (-2;2) | Х=1.9;У=0.9 |
У=Х-2 | У=Х-3 | (-3;0) | НЕТ РЕШЕНИИ |
Для слабых учащихся: у=х2; у=х+2; у=(х+2)3.
III.Обобщение.( тест на компьютерах)
Тест.
1.Сколько листов по умолчанию содержат электронные таблицы EXCEL?
а)3
б)5
в)4
г)6
2. Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие-либо действия?
а) активная
б) неактивная
3.Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах?
а) по левому краю;
б) по правому краю.
4.Что могут обозначать А1, R7?
а) адреса ячеек;
б) списки ячеек.
5. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах?
а) со знака «:» ;
б) со знака «=».
6. Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах?
а) клетки;
б) ячейки.
7. Какой вид ссылок применяется при $а$2?
а) относительная;
б) смешанная;
в) абсолютная.
8. Сколько столбцов в EXCEL?
а) 268;
б) 256.
IV.Итог к уроку.
V Оценки учащимся.
VI Обобщение. Просмотр компакт-диска «Достопримечательности г.Казани».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»
Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...
Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)
Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...
Технологии работы в табличном процессоре MS Excel 2003.
Практические работы могут быть использованы как на уроке, так и для индивидуального обучения....
Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационн...
Урок информатики в 7 классе "Ценности в моей жизни" по теме "Построение диаграмм средствами табличного процессора MS EXCEL"
Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных) Цели:ØОбразовательная:·...
Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel
Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...
Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных
Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...