Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Сергеева Венера Викторовна

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_svv.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о деятельности Претендента на соискание денежного поощрения, учителя информатики  МОУ «СОШ№8» г. Новочебоксарск

Сергеевой Венеры Викторовны,

за 2007 / 2009 годы

1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

1.1. Качество знаний учащихся (на «4» и «5») по преподаваемым предметам:

•   Качество знаний по информатике  во всех классах выше 80%;

в общеобразовательных классах средний балл составляет от 80 до 95%.

Данные показатели представлены на диаграммах рис. 1,  рис. 2 и свидетельствуют о стабильности качества знаний учащихся.

Рис. 1 Качество знаний и успеваемости по информатике 

2007-2008 уч.год

            

Рис. 1 Качество знаний и успеваемости по информатике 

2008-2009 уч.год            

Источник: классные журналы за 2007/2008: 5- А; 7 –А;8 – А,Б,В; 9-А,Б,В, 10 – А,Б, 11-А,Б

                                          2008/2009: 5-А;7- А;8 – А,Б; 9- А,Б, В, 10 - А,Б, 11 - А

  1. 1.2. Отсутствие неуспевающих. Неуспевающие по преподаваемым предметам отсутствуют (справка №)
  1. Позитивные результаты внеурочной деятельности, обучающихся по преподаваемому предмету
  1. Победители и призеры олимпиад. Одно из направлений работы школы, а значит и деятельности учителя – работа с одаренными детьми. В течение всего учебного года с учащимися  провожу индивидуальную работу, результатами которой являются успешные выступления на городских и республиканских олимпиадах и на научно-практических конференциях. За период с 2007 по 2009 учебный года и до сегодняшнего момента: Дистанционные олимпиады                                                        

Таблица № 8

Учебный год

Фамилия участника

Вид деятельности/предмет

Результат

2007-2008

Мелещиков Кирилл, 6 класс

Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике «Эйдос»

Лауреат

(грамота от 22.04.2008)

2.2. Победители и призеры научно-практических конференций, творческих конкурсов, интеллектуальных игр.

Городской  уровень                                                                                                 Таблица № 9

Учебный год

Фамилия участника

Вид деятельности/тема работы

Результат

2007-2008

Федоров Егор, 10 кл.

Научно-практическая конференция «Наука. Творчество.Развитие»/ Задачи криптографии

Свидетельство участника

2008-2009

Сборщик Михаил, 10 кл.

Научно-практическая конференция «Наука. Творчество.Развитие»/ Преступления в сфере компьютерной информации

Свидетельство участника

(от 28.02.2009)

Всероссийский уровень

              Учебный год

Мероприятие

Результат

Участники

2007/2008

Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка-2008»

Дипломы

9 учеников школы

2008/2009

Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2009»

Дипломы

14 учеников

2008/2009

Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка-2009»

Дипломы

70 учеников

 2008/2009

Всероссийский фестиваль

« Портфолио»

публикация на сайте «Первое сентября»

Федоров Егор, 11 кл.

2.3. Наличие кружков, факультативов, секций по предмету и представление результатов учащихся на школьном, городском уровнях. За время работы вела кружок «В мире информатики». Работа в кружке позволяет организовать индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, расширить и углубить знания учащихся. Результатом этой работы можно считать успешное выступление ребят на школьных, городских и дистанционных предметных олимпиадах,  а также успешную сдачу экзаменов в ведущие ВУЗы страны. Многие ребята в последствии поступили на факультеты так или иначе связанные с информатикой.

3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя. Классного руководства не имею.

4. Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процесс обучения предмету и в воспитательной работе.

4.1. Использование вариативных образовательных программ

В своей работе использую государственный образовательный стандарт по информатике  на основе авторских программ Босовой Л.Л., Мамченко Г.Г., Куставинова Е.И. Дурасов В.А., Воронович Т.А., Кузнецова О.В, а также с учетом имеющихся на данное время учебников по линиям: Л.Л. Босовой (издательство "Бином"), Н.Угриновича (издательство «Бином»). Для  учащихся   основной школы   в системе  развивающего обучения  использую сетевую образовательную программу по информатике «Методы построения эффективных алгоритмов». Компьютерные модели - это уникальная возможность учиться самостоятельно, они позволяют проверить школьникам многочисленные гипотезы, ведь со многими объектами природы невозможно реально экспериментировать. С помощью данной программы, смогут научиться «управлять» параметрами и тем самым самостоятельно открывать закономерности и создавать алгоритмы.

  4.2. Использования рецензированных и утвержденных авторских образовательных программ, элективных курсов, спецкурсов.

В 2008/2009 учебном году мною был разработан элективный курс по информатике для 10 классов  «Издательское дело», рассчитанный на 34 ч., получивший 90 баллов. ().

4.3. Результаты использования инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании и представление своего инновационного опыта.

Применение данных технологий позволяет приобщить учеников к активным способам получения знаний, активизировать мышление учащихся; способствовать формированию основных учебных навыков и умений. Использование вышеперечисленных  технологий позволяет разнообразить, индивидуализировать учебный процесс, сделать его интересным для учеников, повысить эффективность обучения.

4.4.         Наличие и использование апробированных авторских методик по использованию ЦОРов в образовательной деятельности. 

Владею компьютерными технологиями и современными техническими средствами обучения в совершенстве.

Использую ИКТ  на уроках:

 а) при изучении нового материала, проведении уроков-презентаций. Использую электронные учебники по предмету и создаю собственные презентации: «Как устроен компьютер?» -  5 класс,  «Системы счисления» - 8 класс, «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» - 11 класс и др. Также использую презентации, созданные коллегами из других школ республики.

б)  для проверки и закрепления знаний: электронные тесты, карточки с заданиями, кроссворды в печатном и электронном варианте.

 в) для представления результатов учащихся, полученных в ходе работы над проектом – создание презентаций, выпуск буклетов («Преступления в сфере компьютерной информации» «Компьютерные вирусы», «Языки программирования» и другие)

 г) использование ресурсов Интернета при подготовке к урокам: http://www.klyaksa.net/htm/kopilka,  http://informatiku.ru, http://www.school.edu.ru/catalog http://inform-school.narod.ru/infsait.htm, http://www.informatka.ru   и другие. Имеется много презентаций и тестов, созданных учителями РФ, скаченных из Интернета.

        Применяю ИКТ и во внеклассной работе. Так, в рамках предметной недели была проведена интеллектуальная игра «Самый умный» среди 5-9 классов, в которой все задания были представлены в электронном виде. В 2008 году интеллектуальная игра «Как устроен компьютер?» среди 5 классов. Данная разработка была отправлена на городской конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ» (диплом II степени).

5.   Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне ( мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)

5.1. Участие в работе РМО, ассоциации учителей, экспертных советах, комиссиях.  

С 2008 года являюсь членом педагогического клуба  Всероссийского фестиваля «Первое сентября», с 2009 года – активным членом в «Сети творческих учителей информатики»и на сайте «Завуч.Инфо».

5.2. Выступления на педагогических конференциях, семинарах и т.д.

Городской уровень

                                                                                  Таблица № 11

Год

Мероприятие

Тема

2008

Конкурс «Лучший урок с использование ИКТ»

«Как устроен компьютер?», диплом в номинации «Первый открытый урок» (приказ №143 от 26 февраля 2008 г )

()

2009 г.

Конкурс «Лучший урок с использование ИКТ»

«Системы счисления», диплом II степени (приказ №88 от 12 февраля 2009 г).

2009 г.

Августовская конференция  работников образования г.Новочебоксарска

«Управление школьным контентом портала «Образование Чувашии»» (справка от 16.08.2009 г.)

Республиканский уровень        

                                                                   Таблица № 12

Год

Мероприятие

Тема

2009

Республиканская заочная научно – практическая конференция  с международным участием «Современная школа: от теории к практике»

Статья «Традиции и новации современной школы» (сборник статей от 30 мая 2009 года)

5.3. Реализация учителем педагогических инициатив.

  1. Ежегодное проведение школьных олимпиад по информатике в преддверии городских предметных олимпиад;
  2. Организация и проведение ежегодной  недели информатики;
  3. Даю открытые уроки в рамках единых методических дней различной тематики, проводимых в школе:                                                                              

 Таблица № 13

Уч. год

Тематика методического дня

Тема урока

2007/2008

В рамках предметной недели

Игра « Как устроен компьютер?»,      5 класс

2008/2009

В рамках предметной недели

«Экологическое состояние г.Новочебоксарска», 10А класс

2008/2009

Игровое обучения

«Самый умный», 5-9 классы

2008/2009

В рамках предметной недели

«Системы счисления», 8А класс

5.4. Наличие профессиональных публикаций, брошюр и др.

Разработки моих уроков и внеклассных мероприятий, прошедших экспертную оценку и получивших положительное заключение, размещены на страницах всероссийского электронного издания «Завуч.Инфо», в «Сети творческих учителей информатики» и на сайте архива учебных программ и презентаций «RusEdu».

6. Участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах.

6.1. Участие в муниципальных  профессиональных конкурсах.

XI Городской фестиваль уроков с использованием ИКТ «Лучший урок с ИКТ-2008». В рамках конкурса проводила урок с учащимися

МОУ «С0Ш№20» ()

  1. Участник II семинара выпускников программы Intel «Обучение для будущего», проводимого в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования:  региональный аспект»(cсвидетельство от 29.04.2006 ).
  2. В рамках Республиканского фестиваля «Форт Даилог. User-2006» награждена дипломом за создание электронного урока «Население мира». (диплом от 08.06.2006 пр. №248)
  3. X Городской фестиваль уроков с использованием ИКТ «Лучший урок с ИКТ-2007» (свидетельство от 09.02.2007 пр.46).
  4. Фестиваль компьютерного творчества педагогов и учащихся 2007«Лучший урок с ИКТ-2007» (диплом III степени МО ЧР №201 от 27.02.07)
  5. Назначена специальная стипендия президента Чувашской Республики для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность (cвидетельство от 05.02.2007 № 7-рn №427)
  6. Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2007-2008» (диплом №100-432-367)
  7. Всероссийский фестиваль педагогических идей «Портфолио 2008-2009»

•        III Республиканский методический фестиваль «Современный урок географии» (диплом в номинации «Учитель-исследователь ЧРИО от 25.02.2009).

  1.   Победители или призеры профессиональных конкурсов за последние десять лет.

Городской уровень                                                                                               Таблица № 14

Учебный год

Конкурс

Форма участия

Результат

2005/2006

Лучший урок с ИКТ-2006

•   Урок:  Население мира (10 класс)

Диплом 2 степени (УО и МП №61 16.02.2006)

2006/2007

Лучший урок с ИКТ-2007

Урок:  Знаешь ли ты свою страну? (8 класс)

Свидетельство участника (УО МП №46 от 09.02.2007)

Республиканский уровень       

                                                                               Таблица № 15

Учебный год

Конкурс

Форма участия

Результат

2005/2006

Лучший урок с ИКТ-2006

•   Урок:  Население мира (10 класс)

участник

2006/2007

Республиканский фестиваль компьютерного творчества педагогов и учащихся «Лучший урок с ИКТ-2007»

Урок: Знаешь ли ты свою страну? (8 класс)

3   место  (МО ЧР №201 от 27.02.07

6.3. Лауреат всероссийских или международных конкурсов за последние десять лет

  1. Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2007-2008» (диплом №100-432-367)

7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

7.1. Наличие документов, подтверждающих повышение квалификации за последние три года.

  1. Свидетельство о повышении квалификации № 1928 с 30.10.-11.11.2006 и с  19.03.-31.03.2007 в ГОУ «ЧРИО» по проблеме «Современные подходы обучения географии в образовательных учреждениях ЧР» в объеме 144 часов
  2. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 10822 с 21.11 по 03.12. 2007 в ГОУ «ЧРИО» по программе «Социальные сервисы WEB 2.0 в деятельности учителя-предметника» в объеме 72 часов
  3. Свидетельство о повышении квалификации №3147 с 15.10.2007 по 12.11.2007 в ГОУ «ЧРИО» по проблеме «Формирование профессиональной компетентности современного руководителя».
  4. В настоящее время прохожу краткосрочные курсы Дистанционная версия основного курса программы Intel® "Обучение для будущего"

7.2. Наличие дополнительных образовательных сертификатов.

  1. Свидетельство о прохождении дополнительной профессиональной подготовки по программе Intel «Обучение для будущего» (ЧЕ № 05-0917 от 26 апреля 2006г.)

7.3. Наличие и реализация плана или программы профессионального самообразования.

Самообразование – необходимый элемент успешной работы педагога. В целях самообразования

  1. принимаю участие в профессиональных конкурсах на разных уровнях Лучший урок с ИКТ-2007») (Диплом 3 степени (МО ЧР №201 от 27.02.07 г. ) (см. пункт 6.1. - 6.3.)
  2.  регулярно прохожу курсы на базе ЧРИО (см. пункт 7.1.)
  3. знакомлюсь с периодическими изданиями и новинками педагогической литературы по предмету и воспитанию (приложение География к газете «Первое сентября», журнал «Народная школа»)
  4. перенимаю опыт передовых учителей: регулярно посещаю уроки коллег в рамках единых методических дней, проводимых в школе и открытые уроки учителей города, республики
  5. участвую в семинарах и педагогических конференциях различной тематики на школьном, городском и республиканском уровне.
  6. изучаю и внедряю в работу новые педагогические технологии (см. пункт 4.1. - 4.4.)
  7. развиваю творческие способности, принимаю участие в конкурсе «Школа-пресс», вхожу в состав редколлегии (диплом в номинации «Лучший дизайн», диплом в номинации «За пропаганду здорового образа жизни).
  8. принимаю активное участие в спортивных мероприятиях:

       «Кросс наций» - диплом 3 степени, «Голубая дорожка» - диплом 3 степени,  «Российский азимут» по спортивному ориентированию -  диплом 1,2 степени, «Лыжня России» -  диплом 2,3 степени.

  1. С 2003г. работаю над проблемой «Формы учета и контроля знаний» (опыт работы был представлен на ШМО и при аттестации на первую категорию

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. Для меня,  как для  учителя географии и экономики,  план профессионально-личностного развития как педагога нацелен на получение мною таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности в своем предмете, повышению  эффективности обучения предмету, способствовали  бы выработке новых педагогических приемов и методик, развитию творческого потенциала в профессиональной деятельности. Создавая модель программы профессионально-личностного саморазвития,  я исходила из того, что сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные  специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности. Занимаясь самообразованием согласно личному плану саморазвития,  мною достигнуты значительные результаты в работе, доказывающие то, что  у моих учеников формируется новая система, знаний, умений и навыков; развивается самодеятельность учеников по моим предметам, что способствует повышению эффективности обучения школьников.

Основные направления профессионально-личностного саморазвития:

  1. глубокое ознакомление с принципами современной государственной образовательной политики; развитие экономической грамотности; овладение элементами информационной культуры;
  2. достижение высокого общекультурного уровня; обеспечение качественной психолого-педагогической поддержки образовательного процесса; формирование навыков педагогического менеджмента;
  3. принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях рыночных отношений в образовании; способность к выработке индивидуального стиля педагогического поведения.

Задачи:

  1. назначение информации: обогащение общественного сознания и самосознания;
  2. мотивация: потребность в информации и ее полезность — деловая, политическая, экономическая, научная и т.д.;
  3. анализ ценности информации: ее значимость, полезность, достоверность;
  4. прогностичность: предвидение последствий распространения данной информации;
  5. адресность: комплексная направленность (на какие слои населения и на какие сферы жизни и каким образом может влиять данная информация);
  6. ораторское, журналистское, педагогическое преподнесение информации, ее апробация среди узкого круга профессионалов, чтобы знать, какие вопросы возникнут в процессе информационного сообщения, как надо отвечать на них.

Виды деятельности в  процессе самообразования

- Систематический просмотр определенных телепередач;

- Чтение педагогических периодических  изданий;

- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

- Изучение и совершенствование информационно-компьютерных технологий;

- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

- Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

- Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результативность самообразования

  1. Увеличение  количества  учеников, участвующих в различных конкурсах и  выбирающих мои предметы для   их сдачи  в качестве  экзаменов по выбору,  говорит о росте мотивации к изучению географии и экономики;
  2. Мои ученики выбирают  защиту творческих проектов как форму итоговой аттестации по, географии и экономики,  что указывает на рост интереса к предмету и повышение качества творческих работ, выполняемых  учащимися  по разнообразной тематике.

Считаю главной задачей заинтересовать детей, увлечь. В свои уроки вкладываю частицу души, мечты, фантазии. Мне очень хочется не просто передать знания, а научить ребят мыслить, сравнивать, анализировать, прогнозировать, тем более, что в природе все закономерно. Если ребята усвоят эти закономерности, то причинно-следственные связи они установят легко, а эти знания пригодятся в жизни.

Итогами программы самообразования считаю присвоение первой категории (приказ № 547 от 29.12.2006г.), присвоение стипендии президента Чувашии, назначение на должность заместителя директора по УВР.

Справку составила:                                                                                         Корбанова И.В.

Заявитель

Председатель управляющего совета:                                                      Федорова Е.В.

Заверяю

директора МОУ «СОШ№8»:                                                                          Храмов Е.Н.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики»

Выступление на педагогическом совете. Анализ работы над методической темой «Развитие творческих способностейучащихся на уроках информатики и ИКТ»...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Учительский проект "Развитие логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся на уроках информатики"

Учительский проект "Развитие логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся на уроках информатики" представляет собой обобщение опыта в развитии логического, алгоритмическог...

Метод проектов – как развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

laquo;Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корр...