Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
Тема занятия: «Компьютерная грамотность»
Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.
Тип занятия: изучение нового материала
Ход учебного занятия
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Здравствуйте, зовут меня В.В., работаю, я учителем информатики в Митякинской СОШ уже 11 лет и я глубоко убеждена, что изучение информатики невозможно без знаний КГ, поэтому я предлагаю вам сегодня поговорить именно об этом. Поговорить о КГ.
Давайте попытаемся определить, что подразумевается под компьютерной грамотностью? Ваше мнение?
- Умение общаться с компьютером (работать с различными компьютерными программами).
- Составление простейших программ для компьютера.
- Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.
- Представления об областях применения и возможностях ЭВМ.
Словосочетание "компьютерная грамотность" довольно часто встречается в литературе.
А как считаете вы? В каком случаем можно говорить о человеке, как о компьютерно грамотном? Каким вы представляете себе такого человека?!
Предлагаю в группах обсудить этот вопрос.
Предполагаемый ответ:
- Это человек, который, конечно, знаето том, где хранится информация и какое устройство ее обрабатывает. Знает, что такое файл и может разграничивать понятия файл и папка, знает, как выполнять с ними операции. Знает, как запускать программы, знает, что такое рабочий стол и ярлык. Знает, как записать что-то на носитель информации. Знает, как набирать текст на компьютере, как копировать и вставлять фрагменты текста. Как использовать меню и диалоговые окна. Как проверять на вирусы. Как работать в Интернете, знать как себя вести в тех случаях, когда компьютер не включается, зависает, не загружается. Знать, как пользоваться антивирусными программами, ограничивать доступ к конфединциальной информации.
- Я думаю, что если человек компьютерно грамотный, то он должен:
уметь быстро набирать текст, владеть навыками работы с различными операционными системами, работать с базами данных, иметь представление о программировании, в том числе объекто-ориентированном, обрабатывать графические изображения, звук, видео на компьютере; выполнять расчёты, строить графики, диаграммы, схемы; Уметь пользоваться устройствами, поключаемыми к компьютеру: сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом. Уметь пользоваться Интернетом, находить, скачивать нужную информацию, обмениваться информацией с другими людьми; объединять компьютеры в локальную сеть. Иметь представление о модернизации компьютера, уметь осуществлять настройки в BIOS, устанавливать ОС, заменять компоненты ПК.Уметь проверять на вирусы. Уметь работать в Интернете.
III. Изучение нового
Перед нами возникает проблема:
«Важно ли обладать компьютерной грамотностью?»
Хотели бы вы найти решение этой проблемы?
Решить эту проблему, я предлагаю, используя прием составления схемы фишбоун. Вы знакомы со схемами фишбоун? (Нет). Давайте вместе определим значение термина фишбоун, а затем определим правило заполнения таких схем.
Запишите английскую «кальку» слова фишбоун. Т.е. английскими буквами fishbone. Выделим основу fishbone. Найдем значение этих слов в словаре рыба косточка...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie.rar | 87.64 КБ |
metodicheskiy_seminar.rar | 10.26 КБ |
klassnyy_chas.doc | 43.5 КБ |
plan_master_klassa.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Классный час.
Послушайте притчу.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
- Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.
Кого вы представляете на месте четвёртой свечи? (Маму, папу, близких людей, а еще - УЧИТЕЛЯ.)
- Почему Учитель?
- Какую роль он играет в жизни каждого человека?
- Значит, отношения между учителем и учеником должны быть дружелюбными, доброжелательными и т.п.
- А всегда ли так происходит? Со всеми учениками?
- Значит, существуют проблемы во взаимоотношениях.
- Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях учитель-ученик.
- Как вы считаете – это значимая проблема?
- Значимая только в наше время? (Нет. Она актуальна для разного времени и поколения)
- Понятно, что за отведенные нам 20 минут мы проблемы, которые решаются уже несколько тысяч лет, решить не сможем, но некоторые из них возможно решить удастся.
Тема: «Учитель меня не понимает»
Давайте, попробуем понять, какие бывают ситуации у вас и у ваших знакомых, когда конкретно происходит непонимание. Что это может быть?
- Требуют не пропускать занятия и не опаздывать на урок.
- Требуют ходить в школьной форме
- Запрещают курить
- Требую выполнять какие-то правила поведения
- Запрещают краситься
- Предвзятое отношение
- Не сходство во взглядах
Видимо, если этот список продолжать, то каждый из вас какие-то ситуации наберет.
Пред вами лежит листок и на одной его половине, в столбце, где написано «первичное мнение», напишите, как вы поведете себя сами, если возникнут такие непонимания с учителем. Коротко.
Отложите пока листочки в сторонку.
Итак, посмотрите, что у нас выходит? Запрет, запрет, требование…т.е. на самом деле, то что вы называете это запрет, требование и некомпетентность учителя. Поэтому мы сейчас посмотрим эти ситуации. Запрет, требование и некомпетентность. Наш вопрос как быть? Но для того, чтобы ответить на него надо понять, почему происходит запрет или учитель что-то требует и почему имеет место некомпетентность учителя.
Итак, запрет – чем он продиктован? (например, возвращаемся к причинам Запрещают курить)
-- Ответ: Заботой о здоровье, о получении достойного образования, о воспитании сострадания, чувства ответственности, уважения.
Требование – Как относиться к этой ситуации? Когда учитель требует что-то.
Ответ: Есть определенные функциональные обязанности для учителя, которые он обязан выполнять, которые регулируются «Законом об Образовании», приказами, положениями. Поэтому учитель вынужден это требовать. Есть ли основание его осуждать, не любить, а может даже ненавидеть за то, что он требует выполнять эти обязательства?
И вот еще один вопрос профессионализма учителя. И тогда опять же почему это имеет место? А как можно решить эту проблему? (Надо усилить роль общественности, может обучение менять, самообразование).
А сейчас возьмите листочки и на второй половине, в столбце, где написано «вторичное мнение» напишите те рекомендации, которые вы можете дать подростку в случае, если у него возникла ситуация непонимания.
Давайте ответим на вопрос – Что объединяет решение большинства возникающих проблем непонимания? Как вы считаете? (Надо разговаривать, объяснять, не замыкаться в себе, не оставаться с ней один на один)
Итак, ребята, если нет конфликтов с учителем, если нет ситуаций непонимания – это как-то влияет на ваше настроение, на ваше самочувствие во время учебы на качество обучения?
- Хочется узнать, мнение, которое у вас было первичное оно полностью совпадает с вторичным или после нашей беседы оно поменялось в лучшую сторону?
- Если это так то время, которое мы с вами провели, мы провели, с пользой и я вам желаю, чтобы у вас никогда не возникали ситуации непонимания, а если и возникнут, то чтобы вы смело и без конфликтных ситуаций смогли из них выйти.
Хочу закончить словами
Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.
(Джованни Руффини)
Хорошего вам настроения и спасибо за сотрудничество!!!
Первичное мнение | Вторичное мнение |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс № 1 1. Вступление Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Диденко Виктория Владимировна. Я учитель информатики Митякинской средней школы. 2. Море В начале мастер-класса я попрошу вас обратить внимание на экран и прослушать звуковой ряд. Какие ассоциации у вас возникли? Отдых, солнце, чайки, море. Хорошо отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе опасность: морская пучина, морская стихия, морское цунами. А еще бывает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором бывает очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо владение человеком информационной компетентностью. И сегодня мы остановимся на некоторых аспектах формирования информационной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы мысленно перенесете предложенные мной методы и приемы в свои предметные области, и в конце мастер-класса вы поделитесь своими соображениями. |
№ 2 3. ИК В структуре ИК яы выделяю: 1) мотивационно-потребностный компонент – он находит свое отражение в развитии мотивации личности на разрешение возникающих информационных затруднений, на овладение способами работы с информацией. 2) объектный компонент – личность обладает соответствующими информационными знаниями и умениями, 3) субъектный компонент – состоит в оценке личности своей собственной информационной деятельности. |
№ 3 4. Дидактический комплекс Дидактический комплекс, на основе которого я осуществляю реализацию опыта, включает: тематический блок 1 уровня, который содержит учебный материал, соответствующий обязательному уровню подготовки; тематический блок 2 уровня, направленный на развитие потребностей в способах информационной деятельности. В качестве задания я предлагаю Вашему вниманию текст из дидактического комплекса «Немного статистики». Прошу вас проанализировать данный текст и соотнести вопрос и те информационные умения, которые этот вопрос призван формировать. Уважаемые участники мастер-класса, прошу Вас приступить к работе. А я пока прокомментирую: задания к текстам подбираются мной, исходя из классификации информационных умений: поиск, обработка, представление, передача, рефлексия информации. (проверка выполнения задания) |
№ 4 5. Технологии Как наиболее адекватные задаче формирования информационной компетентности школьников я считаю такие технологии, как: технология интеграции учебных предметов, технология проектной деятельности, технология развития критического мышления эвристическое обучение, проблемное обучение, эвристическое обучение. Лингвисты знакомы с таким понятием как интерференция – это наложение системы одного языка на систему другого языка. В качестве примера можно привести пополнение лексического запаса языка путем прямого заимствования – слово-«калька». Компьютерная терминология имеет по большей части английское происхождение, причем способом калькирования. Для формирования навыка работы с текстами, содержащими новую терминологию (в нашем случае – компьютерную), мы применяем прием обратной интерференции: 1) образовать для термина английскую «кальку»; 2) образовать от слова-«кальки» слово-«основу»; 3) найти в словаре перевод и отобрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий по контексту. |
№ 5 6. Обратная интерференция А теперь смоделируем ситуацию: вам необходимо определить, что такое сервер. Сформулируйте определение, используя прием обратной интерференции (задание 2). Комментарий: С помощью данного приема я создаю условия для переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика), закрепления навыка поиска информации, а также синтеза нового знания, что составляет суть объектного компонента ИК. В нашем случае участники работают с печатным вариантом словаря, однако возможен вариант использования электронного или Интернет-словаря. (проверка выполнения задания) Serve – служить, обслуживать (севе) |
№ 6 7. Конструирование понятия Прежде чем приступить к решению проблемы, необходимо сформировать понятийный аппарат, который в курсе информатики иной раз является достаточно насыщенным и объемным (примером может служить понятие «защита информации»). При организации работы по формированию понятийного аппарата используем метод конструирования понятия, заимствованный из эвристического обучения и описанный Хуторским А.В. Формирование понятия начинается с актуализации имеющихся у обучаемых представлений. В ходе сопоставления и обсуждения учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм. Результатом работы выступает творческий продукт - сформулированное определение понятия. Одновременно можно познакомиться с другими формулировками, например, в учебнике и дополнительной литературе, в электронном учебнике, оn-line словаре. |
№ 7 К примеру, работу над понятием «защита информации» начинаем с того, что вспоминаем всевозможные словосочетания со словом «защита». Далее анализируем словосочетания по предложенной схеме «что? от чего? как?». Теперь конструируем понятие по рассмотренной схеме. Вашему вниманию предлагается промежуточный продукт – схема понятия «локальная компьютерная сеть». Задание 3: попытайтесь сформулировать понятие, а затем сравните его с приведенным в учебнике. Комментарий: используя этот метод, мы развиваем у ученика мотивационный и объектный компоненты ИК. (проверка выполнения задания) |
№ 8 8. Схемы фишбоун В рамках проблемного обучения я использую прием составления схем фишбоун он позволяет организовать эффективную работу по разрешению затруднений: уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, структурировать ключевые факты по степени их значимости. Вашему вниманию предлагается схема, составленная школьниками в ходе решения проблемы «Свободно распространяемое программное обеспечение – это лучшее решение?» Выполним задание 4: заполним схему фишбоун решения проблемы «Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?» (1 группа выявляет факты «За», 2 группа – «Против»). Комментарий: Для работы участникам предлагается список свойств, однако можно было бы использовать сплошной текст; также возможен вариант самостоятельного заполнения с опорой на личный опыт или в ходе организованной дискуссии, в том числе в форме участия в форуме, организованном самими учащимися, либо открытом в сети. (проверка задания, формулирование вывода по проблеме) |
№ 9 Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Ключевым понятием для нас стало «информационная компетентность». Для ее формирования нами были отобраны технологии, наиболее адекватные задаче формирования ИК и методы и приемы в рамках этих технологий. И теперь мне бы хотелось узнать ваше мнение, возможно ли использовать рассмотренные методы и приемы на содержании других предметных областей? Уважаемые коллеги! Вот закончен мастер-класс. А сейчас прошу я вас: Из трёх знаков выбрать нужный, И в конце поставить дружно! Какой смысл вы подразумевали, поднимая карточку? Я удовлетворена тем, как вы оценили свою и мою деятельность. Благодарю за сотрудничество! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016
В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...
Методическая разработка мастер – класса Тема: «Использование сюжетного рассказа «Теремок» при проведении занятия по фитболу для дошкольников»
В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии по фитболу, а также увидят возможность использование компьютерной презе...
Методическая разработка мастер – класса Тема: «Игровые технологии для формирования правильной осанки у детей на занятиях Пилатес».
В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии Пилатес для формирования правильной осанки у детей, а также увидят возм...
Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик
Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...
Методическая разработка мастер – класс:«Использование метода визуализации на занятиях Пилатес для укрепления мышц спины.
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня – «Использование метода визуализации на занятиях Пилатес для укрепления мышц спины». Это один из приемов используемый на зан...
Методическая разработка имитациционноно занятия для педагогов. Мастер - класс "Роспись ключницы в технике "северодвинской (пермогорской) росписи.""
В данной методической разработке представлено занятие по теме "Роспись ключницы в технике северодвинской (пермогорской) росписи". Методическая разработка предназначена для педагогов дополнит...